Задумались о развитии уверенности в себе? У меня есть для вас две новости. Первая заключается в том, что уверенность в себе можно получить с понимающим воспитанием. Хотя в семьях советских времен такой тип воспитания встречался крайне редко: примерно в 5%, и, возможно, вам повезло. А вторая новость в том, что уверенность тренируется так же, как накачивается любой мускул, и это под силу каждому!

Всегда неплохо подкачать уверенность в себе, но многие думают, что личностным ростом заниматься скучно, поэтому даже не хотят приступать. Уверяю вас, организуйте себя на игру, сделайте это мероприятие увлекательным и вас потом за уши не оттащишь! Вспомните фильм «Всегда говори Да», где главный герой играл в такую игру и в итоге получил награду. Очень рекомендую посмотреть этот фильм!

Но — ближе к делу. Уверенность в себе достигается разными путями: и бессознательными упражнениями, и различными навыками и полезными привычками, которые необходимо встроить в свою жизнь.

Сегодня я поделюсь с вами упражнениями для развития уверенности в себе, с которых начинала сама. Я систематизировала их в один очень простой комплекс. Однако, эти простые задания сложны тем, что путы (читайте привычки), окутывающие вас, не дают вам сразу овладеть новыми навыками, поэтому приложите усилия.

Внимание! Привычка в среднем формируется 21 день. Делайте упражнения в течении этого времени, и привычки станут для вас родными.

Упражнения для уверенности в себе, 6 шагов

Распечатайте чек-лист и отмечайте свои действия в нем каждый день. На важнейший вопрос «Что вы сегодня сделали для своей уверенности?» отвечайте в Дневнике Успеха ежедневно. Отслеживайте свое повседневное поведение, делайте выводы и творите чудеса в своей жизни своими руками.

Упражнение 1: держим спину

Начинать нужно с осанки. Хорошая осанка — признак уверенного в своих силах человека. Без этого пункта никуда! Упражнений для этого существует много: подберите для себя такое, которое подойдет именно вам. Но это должно быть одно конкретное упражнение, а не так, что сегодня вы сделаете одно, завтра другое, а послезавтра вообще забудете.

Маленький эксперимент: когда вы идете по улице — распрямите спину, шею, опустите плечи, поднимите подбородок. Как вы почувствовали себя в этот момент? Опишите в Дневнике Успеха, это будет вам мотивация для выполнения задания № 1.

Упражнение 2: «Смути прохожего» или уверенный взгля

Такой взгляд сразу отличает уверенного в себе человека! Уверенный взгляд — это открытый, прямой, доброжелательный. Вы замечали, что когда кто-то пристально смотрит на вас, вам становится не по себе: хочется съежиться, сразу думаете о том, всё ли у вас в порядке, отводите глаза? С помощью этого упражнения вы перейдете по другую сторону баррикад!

Задание заключается в следующем: идите по улице и настойчиво смотрите в глаза прохожим. Пусть они отводят взгляд 🙂 Да, это и есть цель – чтобы человек, с которым вы намеренно встретились взглядом, первым опустил глаза. Делаете это упражнение по развитию уверенности до тех пор, пока не почувствуете решительность внутри себя.

Упражнение 3: уверенные позы

Вам необходимо отследить свое поведение и те ситуации, в которых вы особенно чувствуете себя нерешительно. Обратите внимание на положение рук, ног, туловища, головы. Если у вас с этим проблема, вы не знаете куда девать свои руки, начинаете постоянно их теребить, они вам мешают, то вам поможет такое упражнение.

Дома перед зеркалом потренируйте удобную позу, когда вы сидите, стоите. Поработайте над жестами. Сделайте движение и оцените, как это выглядит со стороны. Это должны быть свободные, спокойные плавные позиции и жесты. Тренируйте их при любом удобном случае.

 Шесть полезных упражнений для развития уверенности в себе тем, кто хочет меняться!

Упражнение 4: решительный голос

Если вы говорите тихо, то пришла пора тренировать тон и громкость голоса. Говорите на тон громче, чем вы говорите обычно. В любых ситуациях. Если же вы говорите громко, чтобы добавить себе авторитетности, и это не производит должного впечатления, значит вам надо потренировать тон. Добавьте в него убедительности. Занимайтесь постановкой своего голоса, отслеживайте себя и замечайте ситуации, в которых вам особенно трудно. Делайте анализ в своем Дневнике Успеха.

Упражнение 5: сдача

Ваша задача: в любом магазине требуйте чек, недостающую сдачу, заменить товар, даже если у него малюсенький дефект. Если это кафе, то просите заменить холодное блюдо или не совсем чистую скатерть. Учитесь отстаивать свои границы!

Упражнение 6: Дневник Успеха

 Шесть полезных упражнений для развития уверенности в себе тем, кто хочет меняться!

Значимая деталь – отслеживайте свои чувства, связанные с выполнением всех заданий, и записывайте в этот дневник. Ежедневно. Отвечайте себе на вопрос «Что сегодня я сделала для своей уверенности?»

Как заполнять чек-лист «6 шагов по развитию уверенности в себе»

Чек-лист 6 шагов к уверенности. Виктория Браткова

Нарисуйте самостоятельно на листе A4 эту напоминалку, повесьте на видное место. Рядом положите карандаш. Выполнили упражнение — ставьте «+» , 🙂 или тот знак, который вас будет мотивировать двигаться дальше. Не выполнили «». Ежедневно записывайте результаты в Дневник Успеха.

На начальном этапе этого больше, чем достаточно. Пусть у вас все получится!

Предыдущая статьяСледующая статья
Меня зовут Виктория Браткова, я — психолог, психотерапевт по методу символдрама, писатель
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
наталья
наталья
6 лет назад

Здравствуйте, Виктория.Спасибо Вам за важные советы.Мне интересно. Но, очень жаль, что меня не хватает заканчивать начатые упражнения. Зато прекрасно получается «зацыклиться» на неудаче и не отпускать её от себя,прокручивая в голове разные варианты. Надо больше работать над собой.Надеюсь, всё получится.

Татьяна Грант
Татьяна Грант
6 лет назад

Спасибо, за конкретику.

Н.

Нина Рубштейн о сновидениях и «Доме сновидений»

Для воспроизведения аудио нажмите Play (маленький белый треугольник), а чтобы скачать интервью в формате mp3 себе на компьютер нажмите здесь.

Виктория: Добрый день, Нина! Добрый день, наши читатели! Мы с Вами продолжаем тему сновидений и сегодня у нас в гостях Нина Рубштейн. Мы сегодня делаем виртуальный мост «Краснодар-Крым»,  пока настоящий мост еще в проекте. Нина, расскажите немного о себе.

Нина Рубштейн: У меня много разных профессий-специализаций, но сейчас две основных: я консультирую как коуч, по организации своей жизни, работы и творчества, и продюсирую различных творческих специалистов, психологов, а также других профессионалов. Мне это очень нравится. В прошлом у меня большая 10-летняя практика как психотерапевта и пятнадцатилетняя — как тренера по спортивным танцам, в общем, у меня творческая и психологическая направленность.

В: Я Вас постоянно читаю в фейсбуке. Иногда я раздражаюсь, иногда мне нравится, но в целом я о Вас очень позитивного мнения, считаю Вас свободным человеком, умеющим высказать свое мнение, поэтому к кому, как не к Вам, обратиться для того, чтобы взять содержательное, интересное интервью?! Скажите, Вам интересна тема сновидений?

Н: Да, конечно, очень интересна! Это большие внутренние пласты, которые содержат в себе достаточно много полезной информации и возможности для работы с собой, со своей психикой и своей жизнью.

В: Вы свои сны записываете? Как-то с ними работаете?

Н: Не записываю, я сразу с ними работаю.

В: Может быть, Вы нам пример интересный приведете?

Н: Я довольно рано начала интересоваться психологией, еще совсем в юности, и первыми книгами по работе со снами были книги К. Г. Юнга. Я интересовалась архетипами, мне это было страшно интересно, я любила интерпретировать сны с точки зрения Юнга и разбираться, что к чему. Потом я стала учиться на гештальт-терапевта, и рассматривала работу со снами уже в гештальт-подходе.

В: Ну это совсем другой подход.

Н: Да, это совсем другой подход. Позже я начала интересоваться осознанными сновидениями и знакомиться с разными экстрасенсами, сверхчувствительными людьми, начала наблюдать их сны. В эзотерической теме есть понятие «ясновидящие», то есть человек, который улавливает тонкую информацию — она ему либо во сне приходит, либо телепатическим образом. Мне это очень интересно, поэтому я глубоко интересуюсь снами, и, когда речь идет о конкретном сне, достаточно просто можно различить: когда это переработка каких-то глубинных процессов, когда это проективная работа ума и речь идет о каких-то ситуативных вещах, а когда это — считывание такой информации, что называется «полевой», связанной с нашим общим информационным полем.

В: Может быть, есть какой-то памятный сон для Вас или клиентский случай? Обожаю такие.

Н: Например, если говорить про разные неизученные чудеса. Когда у меня были бурные психологические процессы, перестройки в жизни, моя ясновидящая подружка регулярно видела про меня разные сны. Мы созванивались, она мне рассказывала, что она видела, в том числе про наши с ней отношения, и это была точная метафора того, что происходит. Когда она мне рассказывала эти сны, я могла лучше видеть процесс уже со стороны того, что улавливает другой человек. Например, когда у меня шел достаточно мощный духовный кризис несколько лет назад, и я очень сильно перестраивалась, буквально, это было впечатление, что я перестраиваюсь на молекулярном уровне, ей приснился сон, что я лежу на операционном столе, и мне меняют все кости. Это был достаточно болезненный процесс, но она говорит: «Я чувствую, что я спокойна за тебя. Это то, что тебе нужно!». И тогда этот сон, который она мне вернула, очень помог мне как-то спокойнее относиться к тому, что происходит, к моей психологической и духовной трансформации.

В: Кстати, немножко отклоняясь от темы, буквально недавно читала Ваш пост о том, что осознанная жизнь меняет биохимию человека. Мне настолько это легло на душу, думаю: «Супер, как высказано!»

Н: Это действительно так, потому что, если глубже интересоваться термином «осознанность», то есть, что это такое — это не просто работа ума, который фиксирует или анализирует что-то. Многие люди думают, что «осознанность» — это анализ, но это не так. Это внимательное не-критичное, не-аналитическое присутствие в каждом моменте времени. Есть уже достаточно много научных исследований и наблюдений о том, что, когда человек начинает замедляться, наблюдать и присутствовать в настоящем моменте, не отвлекаясь на прошлый опыт и на представление будущего в своих мыслях, а просто свидетельствуя, наблюдая, он как бы синхронизирует свое сознание с телесными процессами. И тогда из сознания, просто визуализируя телесный процесс, можно его регулировать.

В: Соединяется как бы?

Н: Да. И эта общая полностью организмическая саморегуляция становится намного более легкой, простой, точной и гармоничной.

В: Для нашего тела это не так энергозатратно, видимо?

Н: Самое сложное — это работа внимания, потому что важно уметь попасть в настоящий момент, что называется «вырваться» из обычного круговорота мышления. Само по себе освоение этой практики является самым сложным, но, если человек уже научился это делать, он очень хорошо и ясно переживает, и чувствует все свои внутренние процессы, вплоть до очень тонких организмических процессов; в буквальном смысле, если мы говорим, что восточные йоги способны запускать или останавливать свое сердце. Это вполне реалистично. Вопрос в том, является ли это прагматичным?! Чтобы всем было понятно, зачем так напрягаться: не ради самих чудес, а что в этом есть вполне прагматичный толк.

Соответственно человек, который ясно чувствует свои процессы, хорошо ориентируется в окружающем мире, точно определяет, что ему подходит и не подходит, легко организует свободу и комфорт для своего тела, тонко регулирует отношения с людьми, то есть делает свою жизнь максимально сбалансированной, естественным образом омолаживает и обновляет организм.

Также есть следствие: когда человек начинает заниматься практикой «осознанности» для того чтобы освободиться от влияний прошлого опыта на свое сознание, идет достаточно большая работа по переработке прошлого опыта, по перестройке следствий прошлого опыта, который сильно сказался на психике и организме в целом, то есть фактически по освобождению влияний от прошлого опыта. Я еще не видела людей, которым удалось полностью «стереть» свою личную историю. Среди моих знакомых много людей, глядя на которых я вижу, как влияет эта «чистка»; благодаря очищению от телесных напряжений, которых создал прошлый опыт, различных травм, микротравм, стрессов, организм освобождается. Буквально выводятся все «шлаки», налаживается кровообращение и многие другие процессы, весь «мусор» сходит с тела. Я много раз замечала, что, когда работаю с клиентами, они молодеют. Я все время им завидовала, пока со мной не начался этот процесс.

В: Как Вам кажется, к приобретению «осознанности» сны имеют какое-то отношение?

Н: Да, имеют. Если мы начинаем разбираться в своих снах, если мы начинаем ими заниматься, мы начинаем быстрее осознавать те внутренние конфликты, которые тормозят наше развитие, тормозят нашу гармонизацию, то есть это дополнительный источник информации.

Если говорить о практике осознанных сновидений, существуют разные дополнительные возможности. Человек видит сон; при помощи практик он обучается просыпаться в этом сне, то есть осознавать, что он спит, и что это сон, и пробовать там разные возможности.

Так как это сон, то есть я в этот момент лишена физического тела и у меня есть только астральное тело – то, в котором я себя чувствую во сне, и в нем много свободы. При помощи работы в осознанном сне можно изменить пластику своего тела, научиться массе всяческих вещей, а, поскольку нейронная цепочка мозга это запоминает, то становится возможным переносить все в практическую жизнь. Таким образом, сном можно пользоваться для того, чтобы себя развивать в реальности. Существует множество других интересных возможностей в осознанных снах. У меня самой пока это не получается, я только учусь этой технике.

В: Это, наверное, нелегко, хотя так не кажется, когда мы просто слушаем. Мы же русские люди, у нас всех внутри живет Емеля, который хочет ту самую Щуку, которая исполняет желания. Вот такая метафора пришла на осознанные сновидения. Как Вам такое сравнение?

Н: Новичку кажется, что он сейчас овладеет чудесным методом и ему не нужно будет прилагать никаких усилий. На самом деле вся «фишка» осознанного сна и вообще работы со снами в том, чтобы научиться наблюдать свое восприятие, а это достаточно сложно. Например, мы можем достаточно быстро научиться наблюдать: как я говорю, что я говорю, как я поступаю, из каких мотивов я поступаю и т.д. В общем, базовые навыки, которые при желании, при практике, при намерении достаточно быстро можно развить.

Но более сложная вещь — это наблюдать, как твое восприятие собирает ту картину мира, которую собирает, видеть, что это всего лишь фокус восприятия, и что это не есть реальность. Это фокус восприятия, который детерминирован моими процессами, моим психологическим и физиологическим опытом. В некотором смысле, эта картинка фальшивая, она не отражает всей реальности.

Наблюдать этот фокус, наблюдать как восприятие выстраивает эту картинку, довольно сложно, потому что это работа на всех уровнях: и на уровне физических чувств, восприятия, эмоций, на уровне телесных процессов и работы с памятью, то есть это достаточно большая работа, поэтому все далеко не так просто.

Еще одно следствие: благодаря практике осознанных сновидений (тоже самое можно делать не используя осознанные сновидения, но это как дополнительная опция), когда человек обучается видеть, что это сон и действовать как во сне, осознавая, что это сон, а не реальность, что это некоторая фантазия, фильм, но не физическая реальность, тогда он может переносить этот навык в реальную жизнь, наблюдая как он живет в «собственном сне, в собственном фильме», и как он может становиться режиссером этого фильма, то есть менять обстоятельства по собственному желанию, свои действия в этом «сне». Это достаточно сложная практика, поэтому тут никак не «объемелиться» ☺.

В: Когда Вы говорили, вспомнила, что мой сын недавно рассказал, что он во сне проснулся, осознавая, что спит. Оказывается, так бывает.

Н: Считается, что, в общем, практически все женщины способны это делать без специальных тренировок. Я знаю очень многих женщин, которые спонтанно видят осознанные сны, но никогда специально этому не учились. Это связанно с активным развитием правого полушария, с достаточно свободной психикой, не нагруженной большими проблемами, и любопытством ко всему этому.

Мужчинам хуже это дается, потому что, как правило, у мужчин левое полушарие развито лучше, и им приходится тренироваться. Но среди мужчин (особенно среди детей), если это не закрепощено некоторыми социальными требованиями «каким должен быть мужчина», и у него достаточно активно развито правое полушарие, образное мышление, такое тоже может случаться.

Я очень завидую тем людям, у которых это получается легко, потому что мне это дается с трудом.

В: При тренировке все получится. Читая Вашу биографию кажется, что Вы прошли такой трудный путь к тому, что есть у Вас сейчас. Я думаю, что получится и это. Скажите, верите ли Вы в вещие сны?

Н: Я бы сказала, что здесь тоже есть одна тонкая деталь —  люди часто думают, что, если приснился сон про будущее, все так и будет.

Мне удалось понаблюдать, поскольку я глубоко это темой интересуюсь, что здесь, как в любой экстрасенсорике, мы можем видеть, чувствовать, собирать информацию на тонком уровне, я имею в виду — через свое восприятие, и эта информация будет показывать тенденцию, как могут развиваться события.

Поэтому, часто про «настоящее» может быть на 90% правда. Но что касается будущего, часто это может быть желаемое будущее — то, что исходит из наших потребностей. Или это просто тенденция, которую мы очень хорошо уловили, как могут развиваться события, и если они действительно развиваются в эту сторону, то это говорит о том, что мы достаточно тонко уловили факторы, из которых складывается ситуация. Это не «угадывание» будущего, это не «залезание» в будущее, не предвосхищение теми событиями, которые есть — это хорошая ориентация в настоящем. Человек должен быть достаточно чувствительным, чтобы считывать бессознательные факторы. Это связано с тем, что очень многое влияет в окружающем мире на изменение тенденции и это становится не вещим сном, а так, лишь возможностью.

Хорошие, опытные эзотерики говорят: «О будущем не говорим». Потому что здесь могут быть наши фантазии на эту тему — чего мы сами желаем. Только плохой эзотерик, который хочет нажиться на этих вещах, строит маркетинг на предсказаниях.

В: Мы знаем, что не все ходят к психологам, но сны снятся абсолютно всем. Например, человек видел яркий сон, который взволновал его или напугал, но  психолога посещать не хочет. И при этом хочет понять: о чем , на самом деле, сон? Могли бы Вы дать какие-то рекомендации по работе с собственным сном?

Н: Я считаю, что базовое умение работать со сном — рассматривать сон для начала на очень простом уровне. Больше всего мне нравится гештальтистский подход, когда предлагается все объекты сна (людей, значимые предметы и т.д. ) воспринимать как часть себя, спроецированную во сне в образ какого-либо персонажа. Для того, чтобы «вернуть» себе эту часть или получить из нее важную информацию, нужно попробовать себя отождествить с разными яркими объектами, и от их имени попробовать что-то произнести.

Например: «Я зеркало. Чего я как зеркало хочу?! Что я здесь делаю? Что я пытаюсь передать другим персонажам этого сна?» Таким образом, человек может актуализировать свою бессознательную проблему, которая через сон ищет решения. Потому что сон — это попытка донести до ума собранную организмом информацию, чтобы ум начал решать, что с этим делать. Фактически организм говорит: «я тут что-то накопал, здесь что-то происходит, но я могу тебе это дать только в метафорической форме. Будет лучше, когда ты разберешься, о чем здесь идет речь, и примешь какие-то меры, чтобы эту проблему решить».

В: Я тоже заметила, что не будет сниться человеку то, о чем он не имеет представления, если мы только не о знаках из коллективного бессознательного. Скорее всего это будет что-то уже знакомое.

Итак, основные вопросы, которые Вы обозначили это – что я здесь делаю, чего я хочу, что я делаю в этом сне.

Н: Да, и вот тогда эти объекты начинают отдавать информацию через отождествление. Кроме того, важно, что в сон проникает информация генетическая. У нас в генах копится различная информация предыдущих поколений: болезни, память про некоторые мощные события. Они могут восприниматься как воспоминания о прошлых жизнях. На мой взгляд, речь идет не о прошлой жизни, а о каких-то ситуациях в жизни наших предков, которые оставили достаточно мощный стрессовый след. Этот след мы можем получить в том числе во сне, и не факт, что события происходили именно так, как нам приснились. Скорее это будет метафора, которая будет передавать сам характер стресса. Это можно назвать незавершенным гештальтом, когда нам сон приносит что-то из странного прошлого.

В: Моим самым страшным сном являются сны о Великой Отечественной Войне — оккупация, немцы, эта ситуация аккумулируется в моей памяти. Если это родовая ситуация, может ли человек разобраться с этим сам? И если это генетические сны, стоит ли идти к психологу?

Н: Вообще работа со специалистом ускоряет работу и помогает избежать заблуждений. Это большая экономия времени и сил. Я всем рекомендую работать со специалистами.

Важно не то, что было в прошлом, а что есть некоторые последствия прошлого,  и они сказываются на нашей реальной жизни сегодня.

Например, Великая Отечественная Война достаточно сильно прошлась по нашим народам, и не найти человека, у которого бы в генах не было этого стресса войны. И страх, который с этим связан, передается из поколения в поколение на генетическом уровне. Дети, когда родились в процессе формирования просто бессознательно копируют своих родителей. В том числе, копируют стрессовые телесные напряжения. Если мне снится что-то из прошлого, я могу смотреть, как этот стресс работает со мной сейчас, и как я могу от него освобождаться.

В: А если снятся похожие сны?

Н: Повторяющиеся сны я люблю разбирать по Юнгу. Можно разбирать через гештальт-терапию, работая с проекциями и отождествляя их с частями сна, но интересней посмотреть на это с точки зрения архетипических образов и значений.

Для того, чтобы в этом ориентироваться, нужно хорошо понимать символику. Есть разные способы по изучению символизма. Я изучала их через литературу, искусство и психотерапию.

Если вы начинаете улавливать примерное значение разных символов, в общем, они достаточно однотипны, бывают вариации разнообразия, но есть символы очень четкие. Например, когда речь идет о волне, которая нас захватывает, как правило, речь идет об эмоциях и чувствах, это очень ясный архетип. Когда речь идет о здании, о доме — это наш внутренний дом, то есть, сознание или подсознание. Бывают различные мифологические герои. Вся мифология разных народов похожа между собой, потому что содержит в себе архетипы. И тогда мифологические образы становятся более ясными по значению, и мы можем понять, какой психологический процесс мы проживаем.

Повторяющийся сон — это настырная попытка организма достучаться, чтобы решить проблему. Это может говорить о том, что проблема сложная, углубленная, которая быстро и легко не решается.

В: Что Вам помогает в работе со снами клиентов? Как Вы уже сказали, что это Юнг, гештальт-терапия, символика. Может есть еще что-то?

Н: Также важно умение обходиться с метафорами. Например, умение сочинить метафору о процессе, применить ее. Для развития этого навыка мне помогло искусство, литература и религиозные направления (духовные практики), а также простое использование шуток, анекдотов и комических историй для иллюстрации каких-то процессов. Я довольно долго коллекционировала такие метафоры для работы со студентами. Лучше всего запоминается та информация, которая подана с юмором: происходит стрессовая разрядка и хорошо укладывается образ, поэтому я специально коллекционировала разные смешные истории и анекдоты для того, чтобы иллюстрировать какой-то психологический процесс или механизм.

В: Недавно прочитала метафору Михаила Решетникова, он говорит о профессиональном коллективном бессознательно, мне кажется это то, о чем Вы говорите сейчас.

Н: Да, наверное. Для развития метафоры также играет важную роль арт-терапия.

bratkova_kartina

В: Да)) Расскажите, что это сзади Вас? (висит картина)

Н: Это моя картина. Она называется «Воплощение». Дух прилетает на планету и там материализуется. Арт-терапия — это когда внутренние процессы через рисунок, через любое творчество начинают проективно отображаться. У меня есть возможность сначала отобразить, а потом уже понимать, что это такое. Арт-терапия хороша тем, что в отличие от классического обучения искусству, сначала ты рисуешь что-нибудь, вообще не задумываясь, и только после того, как ты полностью вложил туда свой заряд, начинаешь смотреть, что это такое и разгадывать эту метафору. Тот же процесс происходит и со сном. Сон — это метафорическое творчество, которое можно разгадывать как ребус.

В: Некоторые люди пользуются сонниками. Как Вы к этому относитесь?

Н: Сонник — это очень упрощенная попытка интерпретировать символизм. Символы в них используются, в основном, не архетипические.

В: Как раз вспоминала о том, что сонник гласит: «Свадьба — к смерти, похороны, наоборот, к свадьбе. Конечно, это сильно примитивно и все совсем не так, как в них сказано.

Н: Я бы предложила сонники из любопытства: изучить и посмеяться, чтобы знать о том, какие представления об архетипах остались в народном сознании с древних времен.

Важно понимать, что сознание современного человека очень сильно отличается от сознания того, кто когда-то эти сонники записывал. Очень изменился контекст, сильно изменилась глубина (объем) восприятия человека, и те метафоры уже ничего не значат в настоящем. Я бы предложила изучать для начала архетипы собственного бессознательного, символизм собственного бессознательного, скорее изучая и исследуя, что на самом деле в жизни значат эти символы.

В: Как Вам кажется, не закрепляет ли это в мозге склонность к приметам?

Н: Склонность к приметам формируется из высокой тревожности. Если человек высоко тревожный, он будет пытаться структурировать пространство, чтобы сделать его более безопасным любыми способами. Он будет увлекаться любыми суевериями и стереотипами для того, чтобы себя утешить и создать иллюзию контроля происходящего.

Правда, что символизм — это очень текучая вещь: бывает устойчивый символ, бывает очень неустойчивый, сейчас он значит одно, завтра другое и нужно обладать подвижной свободной психикой и любопытством к ее устройству для того, чтобы каждый раз обнаруживать точную информацию, которую несет образ сна. Я за то, чтобы интересующийся человек изучал литературу в разных направлениях, тем самым создавая максимально объемную картину о сне и какие процессы могут разворачиваться в нем. Поначалу может быть некоторое замешательство, поскольку много всего. Но нужно продолжать интересоваться и наблюдать свои сны, чужие, а уже спустя некоторое время начнет прорисовываться какая-то ясность.

В: Я вспоминаю, когда я только пришла в психологию и думала, что очень нудно каждый раз записывать сны и вести дневники, а сейчас для меня это удовольствие. При том, что значимые большие сны не приходят каждую ночь. Значимый сон, который можно записать, приходит раз в неделю или еще реже. Становится легче, когда приобретается привычка.

Н: Привычка и достаточно большое любопытство, чтобы изучать заново каждый раз. Потому что каждый раз будет что-то новое, и нельзя подгонять сны под одну линейку, они могут нести самую разную информацию.

В: Я недавно слышала о том, что у Вас в «Доме сновидений» будет проходить что-то интересное. Во-первых, меня заинтересовало название «Дом сновидений», мне показалось, что это не случайно, и мы сегодня с Вами о сновидениях говорим. Может, Вы немного расскажете об этой программе?

Дом сновидений

bratkova_psiholog

Н: «Дом сновидений» — это тренинговый центр, который находится в Севастополе на мысе Фиолент. Его построил тренер по осознанным сновидениям и трансцедентальной медитации Александр Кхэдо. Центр существует уже 16 лет, и здесь проходят семинары и тренинги по самым разным направлениям психологии, психотерапии, телесным практикам, семинары по йоге, аюрведе и т.п. Семинары проходят с весны до осени. Обычно, уже к началу сезона забронированы все места, группы сменяют одна другую. Я познакомилась с этим местом и с его хозяином в 2011 году по рекомендации друзей. Мы встретились случайно, и они говорят: «Нина, ты должна поехать в Крым!»

— «А что там?» — спросила я.
— «Специальное место для гуру и «подгурков», — так мне сказали, — ты должна взять свою команду и поехать туда».

В тот момент у меня как раз был внутренний запрос найти место, где можно было бы проводить программы, связанные с отдыхом, с возможностью для реализации участниками туристических, культурных, образовательных, психологических и телесных программ. Я приехала со своей командой, и с тех пор мы сотрудничаем.

В: Расскажите о предстоящем тренинге. Думаю, читателям будет интересно.

Н: У нас только что закончилась программа-тур «Энергия перемен», которая проводилась тренерами моего центра Олесей Шипиловой — гештальт-терапевтом и Мариной Дриголой — телесным терапевтом. Они проводили комбинированную программу о переживании кризисов, перемен, как прощаться с прошлым и т.д. Была большая группа (18 участников), всем понравилось.

14-21 сентября мы проводим следующий психологический тур, где будет 6 дней занятий, а также один день экскурсий. Я буду вести его сама, вместе с моим коллегой Константином Голубевым. В выходной я повезу наших туристов любоваться самыми красивыми местами Крыма. С 30 сентября по 5 октября Марина и Олеся проведут второй поток тура «Энергия перемен», а с 5 по 11 октября у нас будет работать психолог и шаманка Ирина Лехт с программой «Развивающая интуиция или Знание за пределами логики». Всю информацию об этих программах можно посмотреть здесь.

В: Мы обязательно дадим Ваши контактные данные. Думаю, люди захотят поучаствовать, видя Вас в живом формате, потому что фотографии не передают тех ощущений: мощи, энергетики, позитива, лидерства. Что бы Вы хотели сказать напоследок нашим слушателям и читателям?

Н: Смотря с какой целью…

Из учительского состояния хочется сказать: «Друзья, тренируйтесь в осознанности, в ней много ресурсов и возможностей!»

Понятно, что из наших биологических и социальных программ достаточно сложно вырваться, они нас сильно сковывают и подчиняют себе. Если вы наращиваете внутреннюю силу для того, чтобы начать управлять своим восприятием, своим сознанием, развивать себя в этом смысле, то все те же проблемы решаются намного проще и легче.

Конечно, у занятий практикой есть побочный эффект: вас перестает интересовать обычная жизнь, вам хочется познавать все больше и больше — идет процесс развития. Обычно человек останавливается в развитие около 25 лет, когда он уже фактически находится на стадии реализации социальной и биологической программ, и на этих смыслах его жизнь заканчивается, но потенциал человека не ограничен, и это просто крошечная часть возможностей человека. Очень важно организовать социальные программы для того, чтобы почувствовать себя хорошо сделавшим эту работу, чтобы освободиться от нее, как от программы (то, что касается семьи, карьеры, статуса в обществе, материального благополучия и т.д). Это только одна ступенька того, что человек может постичь. Он может начать на совершенно другом уровне творить свою работу, взаимодействовать с людьми, и ограничений в этом смысле нет для того, кто продолжает развиваться. Осознанность — это ключик к таким возможностям, так как она помогает вырваться из привычного стереотипа и начать рассматривать жизнь совершенно иначе.

В: До скольких лет планируете жить Вы?

Н: Лет триста или пятьсот.

В: Все верно. Таким творческим людям нужно жить долго.

Н: Я конечно не обещаю, что у меня получится, но у меня достаточно много любопытства для того, чтобы исследовать, насколько велики возможности сознания для продолжения развития, для продолжения жизни.

Есть наблюдение, что когда человек решил, что он в этой жизни все сделал, он начинает «скукоживаться» и умирать. А если у него в сознании идут развивающие процессы, то тело получает сигнал о том, что ему рано умирать, и начинает поддерживать сознание, начинает обновляться ради возможности развиваться. В моих снах мне снится, что человек может овладеть саморегуляцией на очень тонком уровне. В моих снах многие вещи, которыми мы сейчас пользуемся как посредниками с точки зрения связи, с точки зрения лечения организма, его восстановления и многих других вещей, в будущем не понадобятся. Подтверждения этого в реальности на данный момент нет, но я бы очень хотела, чтобы ученые всерьез занялись исследованием возможностей, которые скрыты в человеческих ресурсах и смогли бы это подтвердить.

В: Может Вы смотрели, Черниговская Татьяна (российский учёный в области нейрофизиологии и психолингвистики, а также теории сознания), она ведет свой ютуб-канал о возможностях и секретах мозга, сказала, что секрет мозга в том, что мы эти секреты не можем открыть.

Н: Да, поэтому я очень болею за науку. Я бы очень хотела, чтобы она вплотную этим занялась, и были сделаны открытия, которые помогли бы нам максимально использовать наши внутренние ресурсы. Сейчас мы находимся в такой мировой ситуации, когда внешние природные ресурсы уже значительно исчерпаны, и, если мы не переключимся на внутренние, наша среда обитания нас выживет.

В: Могу привести пример: исторически моя семья живет на Азовском побережье. Мой прадед был рыбаком, и в то время здесь постоянно ловилась «красная» рыба (осетр), а черная икра не была деликатесом. Сейчас осетров в Таганрогском заливе уже нет.

Н: Мои предки по материнской линии имели рыбный завод и разводили осетров в тех же местах ☺.

В этом смысле, мне кажется, решением очень многих проблем: социальных, экологических и прочих — это возможность человечества перейти на освоение внутренних ресурсов.

В: Осознанность, осознанность и еще раз осознанность! Огромное Вам спасибо, Нина, за уделенное время. Я с удовольствием с Вами побеседовала. Вам желаю набрать группу на свой тренинг «Дом сновидений». До новых встреч!

Н: До новых встреч!

Н.

Неизвестное про «Мартынко», психологический анализ сказки

Сказки надо смаковать, это вам не любовный роман, не дайджест и не детективчик. Здесь каждая деталь требует пристального рассмотрения под микроскопом. Так повернуть, эдак развернуть, а что под этим углом можно увидеть? Потому как сказка — это основное блюдо, а детали на сладкое. Может быть какие-то любовные романы с одинаковым сюжетом и не грех глотать целиком, не пережевывая (и так сойдет!), но не сказки: в них сама суть, сама жизнь.

Вот и я пишу о сказках с такой любовью и страстью, что хочется потом целовать каждую букву, которая помогла мне передать их сакральный смысл. Это непередаваемое ощущение восторга, когда ты смог докопаться до чего-то интересного и ранее неизвестного. Волнительное от самого прикосновения к загадке. И вроде бы ты видел эту дверцу сотни раз, проходил мимо, но не заглядывал за нее. И вдруг решился… За годы всё в этой потайной комнате покрылось многолетней паутиной и пылью, но стоит потянуть посильнее, как завеса падает и мы видим бесценные сокровища.

Так и здесь. Кто из нас не смотрел мультфильм «Мартынко», который снят по одноименной сказке известного фольклориста и писателя Бориса Шергина?

«И были ле дети, и были ле родители, и не сумашеччи ле были, и папа пьюшшой ле, и кака пинтература?»

У некоторых он в списке любимых. Да, смотреть мультфильм «Мартынко» режиссера-мультипликатора Эдуарда Назарова большое наслаждение, и нарисован классно и озвучен мастерами своего дела. Надо заметить, что сюжет мультфильма довольно популярный, схожий с русскими народными сказками «Рога» или «Наказанная царевна». А задумывались ли вы, о чем он на самом деле?

Я лично, да. Поэтому и взялась за анализ с удовольствием, перечитала все эти сказки и который раз пересмотрела сам мультфильм. И мне есть что вам рассказать!

Мартынко — персонаж странный: он и лекарь, и таможенный министр, и сбежавший из-под караула солдат. Так кто же он? Незамысловатый и вместе с тем с этакой чудинкой, которая притягивает внимание к себе с самого начала. Он явно не простой молодой человек и вот какие тому доказательства.

Будучи арестантом, Мартынко в своей тюремной камере нашел золотые карты. Сначала обыграл часового, который его караулил, и добыл себе свободу, сбежав подальше от строгих рамок и генералов.

Потом обыграл на рынке всех зевак, набрав себе столько денег, что не под силу было потратить. Он, заурядный мужик без связей и породы, отправился в «высшее обчество». Там уделал всех господ, в том числе действующего царя-императора, и стал таможенным министром. Были у него еще приключения, в конце которых он-таки женился на царевне — Раиске.

Так можно крупными мазками представить вам образ главного героя. Заметили, что слишком много нелогичного в сказке? К примеру, неужели никто не предложил Мартынке сыграть другой колодой? Или что, только Раиска смогла у него карты отобрать? «Простой шулер» женится на царевне, а папаша-император, только рад? Эти парадоксы указывают на то, что есть в этой сказке что-то загадочное, давайте же в этом разбираться детально.

А начиналось всё так…

«Годы подошли, взели на военную службу. Послали караульным в стару морску крепость. Место невесело, начальство строго, навеку бедной парень эдак не подчинялся, не покорялся.

Вон оногды на часах у складов и видит: подъехали конпания лодкой и учали в футбол играть. Мартына и раззадорило:

— Нате-ко меня!

Ружье бросил и давай с ребятами кубарем летать».

Здесь и везде в этой статье я буду цитировать слова из оригинальной сказки Б.Шергина, она совсем немного разнится с мультфильмом.

Мартынко — герой, который напоминает мне аркан Шут в картах Таро, знаменующий собой начало пути. Такой молодцеватый, свой парень с ленцой. Абсолютно не дисциплинирован, и у него явные проблемы с границами, так как «навеку бедной парень эдак не подчинялся, не покорялся». Своей непосредственностью и простоватостью похож он и на Емелю, и на Ивана-дурака, и на Эспена из «99 зайцев».

Заметьте, что и зовут его не по-взрослому — Мартын, а с уменьшительно-ласкательным суффиксом — Мартынко. Так обращаются к отрокам не имеющим авторитета. Начало мультфильма как начало жизненного пути, когда герой пробует себя, пробует жить один и реализоваться. Он не обрел еще свое Я, не знает, что сам хочет от жизни, а чего хочет от него общество.

А тут попал на военную службу — в строгие рамки. Там скучно и надо соблюдать устав. Поставили его на часах стоять — не смог он удержаться от соблазна, нарушил приказ. Да так явно, что это сразу стало известно начальству. Потом попал футбольным мячом прямо в открытый рот генеральши, которая вышла на балкон подышать свежим воздухом. И этот эпизод подтверждает проявление инфантильности героя: слыханное ли дело, чтоб солдат покинул свой пост для игры в футбол?

Но после происходит весьма странное, генерал отчитывает его на плацу такими словами:

«Перва вина, что благородной дамы в рот грезной футбол положил, втора вина — с поста убежал». С чего бы это? Ведь для генерала важнее всего исполнение устава. А вот в сказке не так, в символическом значении Мартынко не генеральшу обидел, он заткнул «грязным футболом» рот своей собственной Аниме — внутренней женщине.

Когда человек предаёт себя, он самый настоящий преступник. Мартынко предал свою внутреннюю женщину, закрыл ей наглухо рот так, что фельдшер до вечера мяч изо рта доставал. За это Мартынко был приговорен к аресту. Сама жизнь ему показала, что пора бы тебе крепко задуматься дружок, видимо, чем-то не тем ты занимаешься. Посиди один. Да, подумай!

Тюрьма, башня

Но не тут-то было, увидел он в камере большое для себя искушение. Искал Мартынко в ящике стола хоть завалящий сухарик, а получил в руки золотые карты.

Вот, как об этом сказано в сказке «Рога»:

«— Сбежи, Мартышка, в иное королевство — там тебе жира будет добрая! Дойдешь ты до этого королевства, и будет тут речка, через речку мост, а подле моста трехэтажный каменный дом; зайди в этот дом — в том дому никого нет, а стоит стол, на столе довольно всякого кушанья и разных напитков; наешься ты, напейся и в стол загляни; в том столе в ящике лежат карты однозолотные и кошелек с деньгами. Однозолотными картами хоть кого обыграешь, а из кошелька хоть полную гору насыпь золота — из него все не убудет!»

Центральная тема этого эпизода — стол и золотые карты. Не на полу, не в шкафу, а именно внутри стола лежали заветные карты. Стол очень важный предмет мебели для наших предков, сравним по значимости с порогом. Это сакральный центр жилища — стол мыслился как начало и конец пути.

Покойников раньше клали на стол для церемонии прощания, на него же клали младенцев, на нем же ели, на нем же поминали и прощались с уезжающими. Во время поминок стол собирал живых и мертвых. Древние его наделяют такими эпитетами, как «ладонь Христова» или «Божий дар».

За столом собиралась вся семья для трапезы, при этом все придерживались очень строгих правил: никто не мог начать есть раньше других, и никто не мог встать из-за стола, пока все не доедят. Для наших предков это было важно, они считали, что совместная еда наполняет, обогащает каждого члена семьи, не в смысле удовлетворения физиологической потребности, а в смысле духовного питания. Совместная трапеза за столом гармонизирует, поддерживает связи с родом, устанавливает тонкое равновесие творческого и дисциплинарного начал.

Но находит наш герой там для себя нечто новое. Это великое благо или очередной искус? Нам покажут дальнейшие события.

Золотые карты

Да, следует остановиться подробнее на этой важной детали повествования.

«Карты и карточная игра приобретают в конце XVIII — начале XIX в. черты универсальной модели — Карточной Игры, становясь центром своеобразного мифообразования эпохи.»

Ю. Лотман

Традиционно игральная колода состоит из 52 карт, как число недель в году, 4 масти, как 4 времени года, а 13 карт в каждой масти соответствовали 13 лунным месяцам. Ранние колоды изготавливались исключительно вручную, поэтому они стоили так дорого, что только истинные богачи могли ими пользоваться. И только к XVIII веку они начинают получать более широкое распространение по всей Европе, в том числе и в России. Для простого люда карточная игра была долгое время запрещена.

bratkova_zolotay_koloda

В 1649 году в «Уложениях» от Алексея Михайловича мы можем найти статью о «картной игре», которая помещена в главе «О разбойных и татиных делах». Много людей испытали на своей шкуре тяжесть наказания по этой статье. Но на то он и азарт, что люди, следуя поговорке «жестокость законов на Руси смягчается возможностью их неисполнения», продолжали тайно играть. Петр I также особо не жаловал карточных игр и только при Анне Иоановне карты стали любимым видом досуга при дворе.

Когда власти убедились в неискоренимости этого порока, то решили сделать карты источником государственного дохода. И надо сказать, немалого!

Елизавета Петровна в 1761 году постановила о разделении игр на запрещенные — азартные, и разрешенные — коммерческие. И в домах прочно поселились ломберные столики для игр. Во многих литературных произведениях описывающих то время, мы встречаем красноречивое тому доказательство. Повальное увлечение карточными играми или пасьянсом, дополнительная возможность скоротать время и завести новые знакомства. Более того, в светское воспитание обязательным было обучение игре в карты. Известно, что Николай I и Александр III были страстными картежниками.

В собирательном значении полная колода карт олицетворяет жизнь со всеми ее радостями и горестями, и борьбу противоположных сил, стремящихся к победе друг над другом. А в христианстве карты мыслятся как бесовский инструмент, основной атрибут порока и попусту растраченной жизни.

Бывает часто с игроком:
Сел богачом — встал бедняком.
Кто карты взял, прельстясь наживой,
Тому не знать игры счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Ее придумал сатана!

Себастиан Брант, 1494 г.

Что и отражалось в русском народном творчестве, и в литературных произведениях. Пушкин в «Пиковой даме» показал пагубную страсть Германа к игре и выигрышу. В конце Герман сошел с ума, проиграв крупную сумму денег.

А вот как об этом говорит герой лермонтовской драмы «Маскарад»: «Что ни толкуй Вольтер — или Декарт, Мир для меня — колода карт, Жизнь — банк: рок мечет, я играю, И правила игры я к людям применяю».

В сказке «Мартынко» мы видим с одной стороны карты, а с другой стороны золото. Сочетание престранное.

В христианстве символика золота амбивалентна: с одной стороны — это чистый свет, духовное сокровище, данное нам Христом. Иконы инкрустировали златом, сусальным золотом сверкают купола церквей, символизируя божественный свет. Золото, погруженное в грязь, не вступает с ней во взаимодействие и сохраняет свою природную чистоту.

С другой стороны, не будем забывать Золотого Тельца, которому поклонялись и поклоняются до сих пор.

Сверкающий металл почти во всех культурах связывался с Солнцем. Но в греческой мифологии Аполлона (бога Солнца) называли хозяином чумы. Поэтому золото также символизирует металл, пришедший из царства Аида, связывающий человека с миром мертвых и духом преисподней.

Кстати, на самом деле, имелось понятие «золотообрезные карты»: они изготавливались вручную для императорского двора и были очень дорогими. Простым смертным в руки не попадали.

Словно Мартынко вынул из стола верительную грамоту от Вселенной. Признак особого доверия и избранности. Здесь мне вспоминается известная поговорка «Пройти через Крым, и рым, и медные трубы». Полностью она звучит так: «Пройти огонь, воду, медные трубы, чертовы зубы, Крым и рым». В символическом значении означает пройти испытание неволей, каторгой и славой. А испытывает славой не Бог, а сам Дьявол. Что выложит на кон человек за славу? Чем он готов пожертвовать?

«Я этими картами жить зачну» — подумал он. И вместо того, чтобы пересмотреть свои приоритеты, с помощью волшебного инструмента он только усилил и без того выпирающие черты. Мартынко обратился не вглубь себя, а к Жизненной Силе, к своим главным теперь жизненным приоритетам: деньги, власть, успех. Этот эпизод схож с тем, как солдат из сказки «Огниво» получил в руки золото и стал кутить направо и налево.

И вместе с этой колодой приобретает черты Трикстера.

Кто такой Трикстер?

Трикстер — плут, тролль. По мнению Карла Юнга, это архетип лукавства, шутовства, шалостей, проказ, часто достаточно злобных, который реализуется в образах обманщика, шута, двойника.

Court_jester_bratkova

Вы встречались с этим архетипом в разных литературных произведениях и мифах. Из широко известных — Кролик из «Братца кролика и братца Лиса», Коровьев из «Мастера и Маргариты», а еще это и Фигаро, и Остап Бендер, и Локи, и, несомненно, мой любимый бравый солдат Швейк. Из русского фольклора приходят на ум Лиса Патрикеевна, Петрушка, Иван-дурак. В греческой мифологии к этому архетипу причисляют Гермеса, Диониса, а также Сизифа, жестоко наказанного богами за обман.

Что общего во всех этих персонажах?

Это ловкачи первой гильдии, обмануть их невозможно, но они сами кого угодно обведут вокруг пальца. Они легко относятся к жизни, к своим неудачам, их невозможно сломить, они изворотливы и хитры. И главное, на мой взгляд, качество архетипа Трикстер — он провокатор: как лакмусовая бумага, проявляет всё лучшее и гнилое в человеке.

Итак, Мартынко обыграл всех в своем царстве этими волшебными картами. Более того, он предложил мошенничать таким образом на государственном уровне и стал обирать всех туристов и иностранных предпринимателей. Государство разбогатело. Это обман первой руки, но никто в целой стране на это не обратил внимания и более того — люди поддержали решение Мартынко. Странно, не правда ли? Но в том-то и суть Трикстера, что он провоцирует, и тогда человек словно бы отрывается от своей психической реальности и попадает в другую.

Как тут не вспомнить театральное представление из романа Булгакова, в котором заправлял Коровьев, и их с Бегемотом дамский магазин. В нём всем дамам можно было абсолютно бесплатно переодеться в новые роскошные одежды, а старые оставить. Снова сработала провокация Трикстера: после спектакля театральная площадь наполнилась полуголыми женщинами, визгом, свистом милиционеров и мальчишек.

Другой пример: Гитлер явно был психопатом — как ему удалось поднять за собой многомиллионные толпы людей? Как не усомнились они в этой изначально безобразной античеловеческой идее? Что происходило в головах этих людей, когда они доверили свои жизни психически больному человеку?

Человек по своей сути азартен, не надо искать дьявола где-то: посмотрите в зеркало, тут он вам и есть. Особенно это касается тех людей, которые находятся на низком старте, не живут осознанно, а только пишут черновик своей жизни, любят халяву, не заботясь о качестве, и живут лишь по принципу получения удовольствия. Их искаженная реальность очень хорошо вписывается в концепцию Трикстера.

Тут мне приходит на ум история из фильма «Духless», где главный герой весьма активно педалировал ситуацию успеха, но его внутренняя пустота постоянно давала о себе знать. Герой отчаянно пытался заполнить её наркотиками, свежими впечатлениями и связями с горячими, пустыми девицами. К чему это привело в итоге? К тому, что он проснулся на мусорке.
Впрочем, вы мне и сами приведете кучу таких примеров.

«Быть идеальным невозможно, стало быть, это требование невыполнимо. Поскольку у нас, как правило, хороший нюх на эти вещи, то большинство идеалов, которым нам предлагается следовать, выглядят довольно неубедительно и становятся приемлемыми только тогда, когда открыто признается существование их противоположности. Без этого противовеса идеал превосходит наши человеческие возможности, становится неправдоподобным из-за своей сухости и вырождается в обман, пусть даже и совершаемый с благими намерениями. Обман — это нечестный способ подчинить себе других людей, и ни к чему хорошему привести не может.»

К. Г. Юнг.

Финал этой истории предопределён: сколько верёвочке не виться, а конец ей всё один. «А король-то голый!» — вскричал мальчишка в сказке Андерсена «Новое платье короля», где искусный портной (тоже Трикстер), сумел убедить короля в наличии волшебной ткани. Разоблачение Мартынки грядет, ему не отвертеться.

Раиска. Образ Анимы

И вроде бы всё удается Мартыну, ведь пробрался в высшее общество и тебе авторитет, и денег полным полно, но вот с Раиской он не поладил. И знаете, это ведь не просто царева дочь: это также воплощение Анимы главного героя. И его тошнит от собственной Анимы и её проявлений в жизни. И ясно, что Анима находится у Мартына в Тени.

По мнению Юнга: «Фигура Тени персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции». И здесь образ Анимы и Тени накладываются друг на друга. Но если вы думаете, что в Тени содержится только что-то плохое, отнюдь. Там сокровищница, клондайк: Тень — источник нашей целостности и талантов. И если принятие происходит, то лучше и быть не может!

Какая польза мужчине от того, чтобы быть с Анимой в содружестве?

Известная ученица и последовательница Юнга Мария Луиза Фон-Франц говорит так: «Анима отвечает за способность мужчины правильно отыскать партнера по браку. Другая функция не менее важна: всякий раз, как логический разум мужчины не способен различать скрывающиеся в его бессознательном факты, ему на помощь приходит Анима. Еще более жизненно важной будет роль Анимы, когда она как бы настраивает ум мужчины на подлинные ценности, и тем самым открывает путь к истинным глубинам души. Словно некое внутреннее „радио“ настраивается на какую-то волну, исключая отклонения и позволяя слышать голос Великого Человека. Помогая настроить это внутреннее „радио“, Анима принимает роль проводника, посредника во взаимоотношениях с внутренним миром и Самостью».

Когда у мужчины нелады с этой внутренней частью, он живет и действует слишком топорно и линейно. Он с остервенением отрицает женскую сторону жизни, ведёт себя нарочито грубо, считается в обществе отъявленным агрессором и насилующим, но в душе этого мужчины мягкое и расплывающееся ядро, как сыр буррата.

Здесь мне на ум приходит греческий Геракл. Кто-кто, а уж Геракл — настоящий герой! За ним числится столько замечательных подвигов: и гидру Лернейскую умертвил, и Авгиевы конюшни вычистил, и чудовищного пса Цербера в царстве Аида укротил. Силища у него огромная, а с собой совладать не смог. В мифах это показано так: Геракл не смог уследить, как богиня Ате вошла в его жилище, во время семейной идиллии, накинула ему волшебную повязку на глаза и затуманила его разум. Он так разъярился, что убил своих детей одного за другим, разрушил всё в доме и стал гоняться за своим братом и женой.

Когда повязка упала с его глаз, он увидел своих растерзанных сыновей и понял, что натворил непоправимое. Тогда Геракл ушел навстречу опасностям, чтобы вымолить себе у богов прощение. Но не тут-то было: не сделал правильные выводы Геракл и через некоторое время угодил в ту же ловушку. Он убил Ифита, брата новой возлюбленной, скинув его со скалы.

Боги очень осерчали на Геракла и продали его в рабство (кому бы вы думали? Конечно, женщине!) лидийской царице Омфале. Она унижала его тем, что заставила все 3 года ходить в женском одеянии и выполнять женский труд — ткать и прясть наряду со своими служанками. А сама одевала его доспехи и красовалась перед ним.

Так Геракл учился быть женщиной и ладить со своей внутренней женщиной — делать мелкую, незаметную, каждодневно повторяющуюся работу, находить удовольствие в каждом дне, учился терпению. Только женщина может сподвигнуть мужчину к духовной жизни, позволить ему проявлять чувства. Чего и не доставало Гераклу, чтобы стать настоящим мужчиной, а не мужланом.

Но вернемся к Мартыну и Раиске. Он опрометчиво сообщает:
— Эту Раиску увижу, меня так блевать и кинет!
Тайные агенты и донесли Раиске про это. Она-то думала, что он из скромности на нее не смотрит, а тут вона какое дело!

Тут стоит пояснить, что у Анимы сколько положительных аспектов, столько и отрицательных, негативных — это изменчивость, коварность, ненадёжность, внушаемость, зависимость, иллюзии.

Чтобы проучить Мартынку, Раиска пустила в ход всё своё коварство и отобрала то, что делало его особенным среди всех: золотые карты, а после опоила его зельем и приказала выбросить в лесу. Отомстила.

И заметили, что только она решилась карты забрать? Такая в них чудодейственная власть была. Но Аниме и это под силу: именно она показывает в чем настоящее предназначение и сила мужчины.

Можно ли у человека забрать что-то, если это является его внутренним объектом, внутренней ценностью? Можно ли забрать уверенность в себе, самоценность, нежность, ум, любовь? Невозможно, значит карты эти были исключительно внешним приобретением: типа денег, нездорового нарциссизма, то, что никогда не станет внутренним достоинством. Именно этого и лишился Мартынко. И ему предстоит укрепить своё Эго без внешних атрибутов.

Чудесные яблоки

Мартынко очухался в лесу, а он гол как сокол. В полном смысле этого слова. Это похоже на своеобразную инициацию, когда молодой человек должен сам добыть себе еду, суметь обогреться и защититься от дикого зверя, проявив смекалку. Он должен почувствовать свою внутреннюю ценность вне зависимости от внешних достижений, того, кто он на самом деле.

Вспомните сказки или мультфильмы с подобным сюжетом, например «Конек-Горбунок», когда Ивана заставили купаться в котлах с кипятком, молоком и ледяной водой. В русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» главного героя также искупали в чану с кипящим молоком. В сказке «Иван-царевич и Серый волк» на пути домой Ивана зарубили собственные братья, бросили в лесу и забрали его невесту и трофеи впридачу. Емелю с царевной засмолили в бочку и бросили в синее море.

Когда с героем сказки происходит что-то очень плохое, потом это выводит его на новый виток и он достигает гораздо большего. Происходит полное переосмысление себя. Проживание души, терзания, переосмысление жизни, когда человек побыл наедине сам с собой и почувствовал внутреннюю силу и смысл своей жизни перед лицом потерь и смерти, которая требовалась для дальнейшей жизни.

Новый толчок к переосмыслению себя Мартынко получил с помощью яблок. Прошелся он по лесу, пить-есть охота. Тут и увидел наливное яблочко на дереве и, недолго думая, съел его.

Яблоко это древний амбивалентный символ. С одной стороны — это источник добра, так как считается плодом с древа познания добра и зла. В древних мифах яблоки — символ знания, мудрости и солнечного тепла. Недаром яблоня считается священным деревом Аполлона, имя которого происходит от того же корня, что и современное английское слово apple.

А с другой — символ зла. Хотя в Библии яблоко не упоминается. Возможно, что запретный плод стал ассоциироваться с ним из-за омонимичности латинских слов malum «зло» и mālum «яблоко». Ведь это им соблазнила Ева Адама, и это древний символ соблазна.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.»

Само дерево яблоня — эмблема первородного греха и посвящена римской богине Церере, насылающей на людей безумие. И здесь тоже речь об амбивалентности мира: истина в том, что одна мать даёт, а другая забирает. Нет в мире вещей, которые бы были на 100% хороши или плохи, мир не делится на хороший-плохой: в любом явлении, средстве всегда есть своя ложка дёгтя.

Рога

И пока Мартынко хрустел сочной мякотью, у него затрещала голова, и два огромных рога вылезли из нее. Сильно расстроился Мартынко: теперь в таком виде невозможно к прежней жизни вернуться.

martin_bratkova

Изначально рога означают мужественную сексуальность и мыслятся как фаллический символ плодородия и процветания. У скандинавов они символ силы, мужских качеств, а также символ боевого духа, высшего авторитета и власти: поэтому у верховных богов были шлемы с рогами.

Ну и не случайно рога являются символом ревнивого мужа или любовника. Если мы возьмем рога животных, то часто они венчают голову самца, как показатель готовности защитить себя в критической ситуации, а также побороться за самку, как символ здоровой агрессивности. Также этот символ часто используется для обозначения связи с Великой Праматерью. А у христиан два рога — это Ветхий и Новый Заветы, при помощи которых можно победить противника. Позднее это стало символом Сатаны.

Собрав всё это воедино, можно резюмировать, что именно инициация принесла Мартыну ощущение своей мужской силы, здоровой агрессии, а также признания своей тени — Дьявола внутри себя.

Мартынко находит своё спасение в молодильных яблоках, рога мигом отпали после вкушения первого кусочка.

Но мы-то понимаем, что даже когда рога отвалились, это не означает, что весь символический ряд куда-то пропал и нивелировался, нет. Все это знаменует некий переход, словно Мартынко принял это сакральное знание, ассимилировал его внутрь личности, и вот вам уже не Мартынко, но Мартын! Зрелый мужчина, готовый к отношениям, как символ взросления, символ мужественности, которую Мартынко приобрел во время инициации. И теперь он сделает всё, чтобы стать целостным. Для этого ему осталось разглядеть и полюбить свою Аниму. У него в голове созрел хитроумный план.

Исцеление

По старинным обычаям предложить яблоко девушке значило признаться в любви. А если девушка принимала яблоко во время сватовства означало ее согласие на брак. Заметьте, что Мартынко пошел с яблоками прямо к Раиске, по своему первоначальному разумению, он сначала хотел вернуть своё, но как оказалось после получил гораздо больше.

bratkova_martunko_raisa

Он ломает комедию, словно он именитый лекарь, хотя по сути дела так и есть, ведь с помощью его диковинного средства Раиска расцвела. И не случайно она в начале мультфильма такая ледащая да некрасивая, словно всё время прячется. А после того, как съела чудо-яблочки, раздобрела, похорошела так, что Мартын влюбился с первого взгляда. То есть произошло символическое преображение, и она стала занимать больше места в его душе, от того он сначала смог разглядеть её, а затем и полюбил.

И тогда он произносит своё знаменитое: «Рая, понапрасну вы на меня гору каменну несли. Это я из-за многих хлопот не поспел вас тогда высмотреть, а тепериче страстно абажаю».

Вот как пишет об этом Мария-Луиза фон Франц: «Существует лишь одно тяжкое, но по сути простое решение — всерьез отнестись к своим фантазиям и чувствам. Оно позволяет предотвратить на этой стадии полный застой внутреннего процесса индивидуации, ибо только так человек может понять, что означает эта фигура в качестве внутренней реальности. Таким образом, Анима вновь становится тем, чем была изначально: женщиной внутри, которая передает жизненно важные сообщения Самости».

И всё в этой сказке в тему. Представьте, что было бы, если бы Мартын продолжал свою разгульную и бессмысленную жизнь в обмане и разврате? Как закончится его история, мы не знаем, но есть надежда, что всё будет хорошо. А как же иначе?

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x