Ж.

Жестокий романс. Сценарий «Бесприданница в современном мире».

[et_pb_section fb_built=»1″ _builder_version=»3.0.47″][et_pb_row _builder_version=»3.0.47″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat» custom_padding=»0px|0px|27px|0px»][et_pb_column type=»4_4″ _builder_version=»3.0.47″ parallax=»off» parallax_method=»on»][et_pb_text _builder_version=»3.0.47″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat»]

 «У вас товар — у нас купец».
Из старинного свадебного обряда

Прожито. Пережито. Выстрадано веками.

Женщина на протяжении ряда веков была товаром. Очень выгодным. Ее выставляли на рынках рабынь, ею торговали сутенеры, с незапамятных времен родители пытались прибыльно продать своих дочерей. А в некоторых мусульманских странах это актуально и до сих пор.

Данная архетипическая роль не чужда женщинам и сейчас. Давайте рассмотрим её на примере фильма «Жестокий романс», в основу которого легла пьеса Островского «Бесприданница». В частности, «Жестокий романс» повествует о несчастной судьбе девушки Ларисы Дмитриевны Огудаловой, а в целом, отражает отношение к женщине в обществе 19 века.

Этот фильм очень любят женщины. И действительно, он дьявольски колоритный, больно цепляющий за нерв. Когда его смотришь — оторваться невозможно: красавица — Лариса, девица на выданье, блестящий барин Паратов, глупый и самовлюбленный Карандышев, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, готовая продаться за любые деньги. Психологическая драма и несчастный конец…

Фильм оставляет со множеством чувств и вопросов. Есть в нем откровенно видимые, явно вырисованные стороны, есть и архетипический, а от того так притягательный, скрытый смысл. В нем-то я и предлагаю разобраться. Для этого необходимо понять отношение общества к женщине.

Драма замужества

Для женщины выбор мужчины означал выбор всей её судьбы, и никак иначе. Почему?

Исторически так сложилось, что вплоть до середины 21 века роль женщины в патриархальном социуме была очень узкой. Есть немецкая поговорка 3 К: «Kinder, Küche, Kirche» — дети, кухня и церковь, отражающая данную тенденцию. Женщину рассматривали не как самостоятельную единицу, а как ноль, принадлежащий мужчине. Для мужчины того времени думать так — совершенно естественно. Будем честны, встречаются и в наше время такие динозавры. 🙂

В одном из эпизодов фильма происходит такой разговор между матерью и знатным купцом Кнуровым.
— А что Вы думаете о своей дочери? Что она такое? — спрашивает Мокий Парменыч Кнуров у Хариты Игнатьевны.
— Ну уж я не знаю, что и думать, мне одно остается, Вас слушать,- отвечает она.

Обратите внимание, что этот светский образованный господин говорит о девушке «Что», не с целью её обидеть, а подчеркивая тем самым власть мужчины над женщиной в целом. И мать с ним молчаливо соглашается.

Вот еще один диалог между Вожжеватовым и Кнуровым на эту же тему:
— Эта женщина создана для роскоши.
-Дорогой бриллиант дорогой оправы требует…
— И хорошего ювелира.

Содержание разговора лишь оттеняет основную мысль: женщину можно купить, и это отнюдь не крамольно. Для состоятельного человека подобная покупка абсолютно естественна.

И при том не будем забывать, что в нашем патриархальном обществе до сих незамужние женщины считаются неудачницами и синими чулками. А в то время, это было законом! Вот почему разворачивались такие драмы вокруг замужества.

Есть спрос, есть и предложение

Зная законы социума, Харита Игнатьевна принимает правила игры. Они жестокие, потому что истинный смысл всех её действий сводится к простому «Продаю дочь дорого».

Во всем фильме сквозит стремление матери выгодно пристроить дочерей без приданного замуж за богатых молодых людей. Для этого она прибегает к любым средствам: обману, показной роскоши, обедам с сомнительными, но денежными кандидатами в женихи.

При этом жизнь за такое поведение её больно бьет. У старших дочерей, выданных за деньги, судьба складывается настолько неудачно, что хуже и быть не может! Одна замужем за шулером( к слову, думала, что выдает за иностранца), другая из ревности убита мужем — кавказским князьком.

Нынешнее финансовое положение семьи самое незавидное: дом заложен, приходится экономить каждую копейку, от былой роскоши не осталось и следа. В активе осталась лишь приличная фамилия. Одна надежда на младшую дочь, ведь удачно пристроив её, мать решит и свои материальные проблемы. То есть по сути, Лариса — товар, предмет торговли матери.

Мать и дочь. Жестокий романс. Сценарий «Бесприданница в современном мире».

Мать поучает дочь как надо жить, внедряя в ее сознание семейный и коллективный сценарий.
— Уж лучше поунижаться смолоду, чтоб потом жить по-человечески.
— Притворяться, лгать…
— И притворяйся, и лги, эка невидаль! В нашем-то положении, что уж из себя невинность изображать!

Для матери все моральные принципы, не принципы вовсе, так, ерунда, главное продаться с профитом. Она в прямом смысле этого слова прогибается под богатых и могущих мужчин. «Тетенька», как верно Паратов подметил характер их с дочерью отношений!

Любовь Ларисы

А что сама Лариса? Лариса поначалу словно пребывает в стадии внутриутробного развития, этакого сладкого розового сна. Она красавица, скромна, начитанна, не лишена вкуса. Во всем слушается маменьку, развлекает гостей беседой, прекрасно поет и играет на гитаре (для этого она специально училась у цыган), в общем она имеет все то, что приличествует женщине того времени. Но… она небогата, и это ее самый главный недостаток.

И при этом Лариса безумно влюблена в Паратова. И понять её можно, ведь он чертовски обаятелен: сорит деньгами и комплиментами, делает ей дорогие подарки, кутит с цыганами. И при этом он циничен, эгоистичен до мозга костей, не имеющий ничего святого. Но в присутствии Ларисы он свое истинное лицо не проявляет. Конечно, в его лице мы видим откровенно подростковое поведение.

Лариса очень неуверенна в себе, поэтому не чувствует подлинную суть Сергей Сергеича. Она не видит его недостатков, и готова с высунутым языком, как собачка бежать за ним, внимать ему и верить во всю чушь, которую он преподносит её как истину.

Вот один из разговоров, произошедших между ними:
Паратов. О, женщины!
Лариса. Что «женщины»?
Паратов. Ничтожество вам имя!

Она продолжает верить ему, не смотря ни что! И когда уже хмель ночи проходит, Лариса спрашивает его: «Вы мне фраз не говорите, жена ли я ваша или нет?» Тут нарцисс Паратов сдержаться не может, и из него полилось все то, что скрывалось за его обаянием: подлость, желание удовлетворить свою похоть, а хоть бы и за счет других, отсутствие доброты и порядочности.

И только тогда Лариса словно очнулась от сна. Она поняла всю низость игры и родной матери, и так любимого ею Паратова, и нынешнего жениха Карандышева . Все её иллюзии о жизни, любви, о ней самой развеялись. Её надежды на счастье рухнули. Осознание было очень болезненным. Вот один из последних монологов Ларисы: «Я-вещь, наконец-то, слово для меня найдено. Я-вещь, я не человек. Каждая вещь должна иметь своего хозяина» … смертельно тосклив. Она поняла всю неутешительную пошлость своего положения. И тогда смерть стала для нее наилучшим выходом из ситуации.

В чем слабость Ларисы?

Вы скажете, что так распорядилась судьба, что девушка изначально попала в эти условия. И да, и нет. Да, потому, что такие правила игры она усвоила с самого детства, они были её внушены на бессознательном уровне.

А нет потому, что она абсолютно не развивала свой стержень, за ненадобностью, надеясь найти мужчину, который решит все её проблемы. Она слаба, зависима. И делать с этим ничего не хочет!

«Я для вас — кукла, поиграете, изломаете и бросите», так говорит она о себе матери и Карандышеву, и она права. Мало того, что она без приданного, так она еще и без силы воли. Поэтому передает право управления своей жизнью сначала матери, а затем мужчинам.

Прямо современная ведическая женщина, не находите? Главным постулатом которой является замужество, а затем тайное управление мужчиной (манипуляции), обман «во благо» и пассивное ожидание от него материальных благ. Весь смысл жизни ведической женщины в том, что женщина без союза с мужчиной ничто. Но так ли это на самом деле?

Почему этот сценарий не потерял своей актуальности и сейчас?

Сейчас этот сценарий неактуален, скажете вы. И это лукавство! Есть, и в нескольких видах:

  1. Женщину продают родители — пассивный сценарий Бесприданница.
  2. Женщина продает себя сама — активный сценарий Бесприданница.
  3. Женщина становится сама продавцом, читай мужиком — контрсценарий Бесприданница.

Пассивный сценарий Бесприданница.

Да, нынче родители так открыто не продают дочерей, как раньше. Зачастую просто подталкивают их к браку с мужчиной подходящим по их вкусу поведением, манерами и чувствованием жизни. Особенно неудачники, люди низкого социального статуса, откровенно зарятся на богатых женихов, забывая об обратной стороне таких браков. Ведь женщина, живущая на полном материальном обеспечении, вынуждена молчать и смиряться с обстоятельствами, когда у мужа десяток любовниц, когда он ей откровенно хамит и унижает. Все правильно, вещь не должна иметь своего мнения.

А если девушка сама сделала выбор не в пользу того, кто понравился родителям, то они сделают все, чтобы отравить жизнь своей дочери. Дочь в свою очередь слишком слаба, и каждое нравоучение для нее — удар, подрубающий сук ее взаимоотношений. В итоге все заканчивается расставанием, а дочь возвращается на то место, откуда пришла. Все счастливы, или несчастны, смотря по ситуации. И так может продолжаться до бесконечности.

Активный сценарий Бесприданница

Женщина продолжает верить в то, что только в счастливом замужестве ее призвание, начинает активно продавать себя. Каким образом? Все очень просто. Женщина выходит на брачный рынок, соблюдая все его законы. А законы рынка следующие: для того чтобы продать товар он должен быть свежим или модным, смотря, о чем мы говорим. Если о женщине, то здесь молодость, красота и сексуальность стоят на первом месте. Для поддержания «рыночной стоимости» используются все средства: и пластическая хирургия, и новейшие достижения косметологии, замедляющие процессы старения, и множество модных брендов одежды, парфюма, ювелирной продукции. То есть львиная доля всей мировой промышленности товаров и услуг поставлена на помощь женщине содержать себя в надлежащем для товара виде.

Женщина покупает платья. Жестокий романс. Сценарий «Бесприданница в современном мире»

Чтобы достичь своей цели, выйти замуж, она сохраняет невинный вид, манящий взор и полное отсутствие ответственности за свои действия и поступки. Она, нисколько не задумываясь, полностью возлагает надежду на то, что мужчина сделает ее счастливой. Такой сценарий в реальной жизни также называется «Мама красивая, а папа работает».

Уж сколько браков разбилось об эту покрытую мхом истину, не счесть. И мужчины тоже попадают в эту ловушку, а потом уходят, потому что боятся быть полностью поглощенными женщиной без развитого внутреннего мира. Ведь такая женщина готова к полному слиянию,она только и жаждет жить его жизнью, его интересами, заниматься его хобби, его работой и т.д. боясь завести свои собственные интересы, ведь у купленного товара всегда присутствует есть страх, что как только срок годности окончится, то его тут же его выкинут на помойку, заменив новым.

Для того, чтобы жить в соответствии с такими представлениями, женщина делает ставку исключительно на свою внешность, отдавая силы только на то, чтобы завлечь подходящего мужчину.

Внутренний мир женщины никого не интересует. Не потому, что его нет, а потому, что сама женщина не придает ему большого значения. Не пройдя сложный путь к собственной целостности, женщина, внешне сохраняющая себя в надлежащем для товара виде, имеет внутренний страх, что завтра она окажется не у дел. И начинает еще интенсивнее колотить лапками в барабан: спортзал, салон, магазин. Часами проводя в таком режиме, боясь встретиться с собой реальной. Энергия женщины уходит в мнимые цели. Где-то в глубине души она понимает, что этому все равно придет конец, и страх срабатывает катализатором для новых мнимых достижений: очередная шуба, круговая подтяжка, пластика носа, ботекс и пр. В такой жизни очень много тревожности и мало самой жизни. Ведь возраст несет с собой не только опыт, но и физическое старение, а для таких женщин ужасно!

Женщина с яйцами. Контрсценарий Бесприданница

Женщина, презревшая свое женское начало, которая решила для себя, что сильными мира сего являются мужчины, поэтому нужно подражать им, чтобы добиваться своих целей.

И да, у таких женщин может быть свой бизнес, но это фаллическая женщина, женщина со стальными яйцами, которая командует парадом, этакий Зевс в юбке. Ее феминное начало погребено под тысячью бетонных плит, к нему не пробиться. При этом она может быть безумно ухоженной и красивой, но стальной несгибаемый характер притягивает в её постель слабых и неуверенных в себе мужчин. Тогда она еще больше уверяется в том, что ей не на кого положиться, и все её убеждения о жизни верны.

Что делать, если вы чувствуете гнет этой роли?

Когда женщина считает себя слишком слабой, чтобы взять на себя ответственность за свою судьбу, да еще и позиционирует свою слабость как преимущество, пассивно ожидая участия в её судьбе сильного мужчины, который возьмет за нее ответственность, то она так и будет на вторых ролях, довольствуясь тем, что предложат. Это примерно, как актриса второго плана в годах отличается по положению от именитого режиссера.

Вы осознали, что проживаете один из этих сценариев и ищите ответ на вопрос: что делать?

Мой ответ. Искать знание внутри себя, где вы как женщина развиваетесь в соответствии со своими женскими энергиями, укреплять свой внутренний стержень, укреплять связь со своим внутренним голосом, искать свой баланс между мужским и женским. Да, это сложный путь. Но нет ничего невозможного. Осознанность, вот самый главный козырь в любой ситуации. Чего я вам от души желаю!

P.S. Когда я писала эту статью, я смогла вспомнить несколько таких женщин из моего ближайшего окружения, но они неизвестны вам. А вот позитивный пример известной женщины, которая нашла в себе этот баланс, не приведу. Может вы напишите о таких, буду рада вашим комментариям!

[/et_pb_text][/et_pb_column][/et_pb_row][/et_pb_section]

О.

Онлайн семинар Жизненный сценарий по «Сказке о рыбаке и рыбке» (Доступ к семинару)

Сказка из-за которой можно легко потерять всё!!!

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
А.С.Пушкин

Так начинается всем известная сказка о рыбаке и рыбке. А задумывались ли вы об истинном смысле этой сказке? И какая сценарная драма скрывается за этим сказочным сюжетом? Алчная старуха, волшебная рыбка, слабый старик. Кто вы? Как переписать этот жизненный сценарий?

На семинаре вы:

  • Найдете свою роль из сказки, по которой строите реальную жизнь.
  • Увидите события своей жизни по-новому и проясните мотивы поступков, которые раньше не понимали.
  • Выполните упражнение -образ «Золотое зеркало», с помощью бессознательного получите ответ на волнующий вопрос.

Слушайте семинар и вы узнаете, как изменить свою жизнь к лучшему!

P.S. А также напоминаю, что 30 января в 16.00 состоится 1 занятие в группе «Исцеление через архетипы Таро».

О.

Онлайн семинар Тайны аркана «Луна» (Доступ к семинару)

Арканы карт Таро, их символизм, их ответы на интересующие вопросы, их прогнозы уверенно лидируют в нашей группе на фейсбук «Исцеление эмоциональной травмы». Карта Луна, Звезды, Великая Жрица — самые выбираемые из всех, и это не случайно, ведь это женские карты. Я выбрала Луну для того, чтобы показать вам как можно использовать архетипы Таро для решения актуальных задач. В том числе, для того, чтобы напитать женственность из внутреннего источника.

Что вы узнаете, посмотрев онлайн семинар Тайны аркана «Луна»:

  1. Я очень подробно расскажу о психологическом смысле карты Луна.
  2. Узнаете, как проявляется этот аркан в реальной жизни.
  3. Поймете, что нужно делать, чтобы пройти этот жизненный этап.
  4. Напитаете свою женственность на бессознательном уровне с помощью образа «Хрустальный дворец».

Уверена, что этот материал будет для вас мега полезен!

P.S. А также напоминаю, что 30 января в 16.00 состоится 1 занятие в группе «Исцеление через архетипы Таро».

У.

Узнайте как ваша любимая сказка повлияла на ваш жизненный сценарий (доступ к семинару)

Интерес к сказкам огромен! Хотите узнать, какие тайные послания содержит та или иная сказка? Смотрите онлайн семинар о символах зашифрованных в сказках.

На семинаре «Узнайте как любимая сказка повлияла на ваш жизненный сценарий» будет:

  1. Мы разберем несколько самых известных сказок: Аленький цветочек, Русалочка, Мери Поппинс и др. Вы узнаете, как эти сказки влияют на дальнейший жизненный сценарий.
  2. Я расскажу как можно «отменить» их сильное влияние.
  3. Выполните упражнение — образ «Любимая сказка» и получите верную подсказку от любимых героев, что делать в актуальной ситуации.
  4. Выполните коррекцию на бессознательном уровне.

Видео:

Аудио:

скачать запись в формате mp3
нажмите правой кнопкой и «сохранить файл как»

P.S. Хотите, чтобы проанализировали именно вашу сказку, пишите о ней в комментариях.

P.P.S. Узнать подробнее о терапевтической онлайн группе «Исцеление».

Е.

Если ваш мужчина Вечный подросток…

Да… Давно это было. Я в 6 классе выиграла в географической викторине пластинку «Питер Пен и Венди» в синей обложке. А, надо сказать, что на тот момент моим самым любимым занятием было слушать пластинки. Я едва вытерпела окончания уроков и бегом побежала домой, не снимая пальто включила проигрыватель, и… окунулась в мир сказки Джеймса Барри. Таким светлым было мое знакомство с одной из самых известных сказок Великобритании.

А сказка вот о чем: Питер Пэн — мальчишка, который не хотел становиться взрослым, поэтому он сбежал от своих родителей. Поселился в стране Нетландии и живет там в компании пропавших мальчиков. У него есть своя собственная фея Динь-динь, спасающая его из самых страшных переделок. И что самое чудесное — Питер Пэн умеет летать. Однажды ночью он прилетел в семью Дарлингов, познакомился с их дочерью Венди и забрал ее на свой остров, где с детьми произошло множество забавных и опасных приключений.

«Почему ты не раздеваешься?» — голос мамы вернул меня на землю.

Не знаю сколько раз потом я переслушивала эту пластинку… Очень много. Уж так она мне полюбилась! Постановка сказки замечательная, а песни, голоса и интонации героев я помню до сих пор. Ярко представляя себе Остров Небывалый (в оригинале страна Нетландия), я всякий раз восхищалась бесстрашием и храбростью отважного Питера, легкостью их с Венди общения, удивлялась приключениям мальчишек, их сражениям со страшными пиратами. Мне представлялось, что Вэнди это я, а Питер Пэн мой друг.

Так, нить за нитью, формируются клубок жизненнего сценария. Следуя которому потом живут люди. Следуя которому жила и я, задавая себе один и тот же вопрос: «Почему поведение и этого мужчины так похоже на поведение предыдущего?» Пока в один прекрасный момент мы не докопались до истины с моим психотерапевтом.

Печаль истории создания Питера Пэна

Классическая сказка Дж. Барри начинается словами: «Все дети рано или поздно вырастают. Кроме одного».

История 12 летнего мальчика, никогда не вырастающего, возникла у автора вовсе не случайно. А дело вот в чем. У Джеймса Барри был старший брат, который умер в раннем подростковом возрасте, и всегда оставался мальчишкой в воспоминаниях их мамы. А надо сказать, что мама болезненно переживала утрату старшего сына. И Джеймс, чтобы как-то сгладить потерю, носил костюмы умершего брата, старался не расти и часто просиживал у постели матери, развлекая её.

Этот тонкий момент дает более глубокое осмысление сказки. Автор в неё вложил свою внутреннюю невысказанную боль потери материнской любви и острого соперничества с покойным братом. Для матери умерший ребенок всегда остается в памяти в том возрасте, в котором он ушел, его склонны идеализировать. И никто, и никогда не сможет сравниться с ним. Как никто и никогда не сможет победить человека, умеющего летать.

Джеймс Барри так сильно хотел заслужить частичку материнской любви, что создал сказку «Питер Пэн».

Архетип Вечный мальчик

Эта сказка не так популярна в России, как в англоязычных странах, но отголоски ее слышны и здесь. А все дело в тех архетипах, которые используется в художественных произведениях, в сказках, в том числе. В сказке Питер Пэн ярко звучит архетип Пуэра.

Архетип (Archetype) — Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (примеры: герой, мудрец).

Puer aeternus (лат. «вечный мальчик») — пуэр, один из юнгианских архетипов: ребёнок, который не желает взрослеть.

Человека, который не хочет взрослеть, не хочет становиться ответственным за свою жизнь, метафорически называют Вечным Мальчиком, Пуэром, Божественным подростоком, даже Питером Пэном. Психолог Дэн Кейли назвал синдромом Питера Пэна феномен желания ребенка «жить без забот и ни о чем не думать».

Бывает так, что архетип Пуэра доминирует в человеке, а бывает, что только часть личности подчинена ему. Человек, сильно подверженный влиянию этого архетипа приобретает черты настоящего реального подростка, вне зависимости от того сколько ему лет на данный момент. Как это проявляется во взаимоотношениях, мы сейчас разберем.

В данной статье я буду приводить примеры о мужчине — Вечном подростке, но это вовсе не означает, что женщина не бывает подвержена влиянию данного архетипа.

Сила Питера

«Он как прежде был маленьким мальчиком, а она — уже взрослой женщиной. Но он ничего не заметил, потому что был занят собой»
Джеймс Мэтью Барри «Питер Пэн»

esli-vash-muzhchina-vechnyj-podrostok

О! Как он хорош, этот Питер Пэн! Он всегда молод душой, обаятелен, с этакой чертовщинкой в глазах. Такой человек манит к себе своей спонтанностью, игривостью, своей легкостью и свежестью идей, неповторимостью обещаний. Для него характерна яркая демонстративность, частые перепады настроения, с изрядной долей экзальтации. Он очень оригинален и словно бы не похож на других. Например, в свои 50 он может выкрасить волосы в синий цвет или носить одежду с большим кроликом на животе. В общем, на него невозможно не обратить внимание.

Женщина обязательно вовлекается в его игру. Когда она уже окончательно влюбилась, выясняется, что Питер пока совсем не готов к отношениям. Он просто хотел проверить, как далеко они могут зайти. А поскольку в нем уживается сентиментальность и невероятная жестокость, он может одним махом разорвать отношения и лечь спать, ровно его ничего больше не касается.

Неважно сколько ему сейчас 25 или 48. Такие люди всю жизнь резвятся и играют. С ними невозможен серьезный разговор. Как только речь заходит о чем-то действительно важном (чувствах, например) его тут же «след простыл». Семья для него — это ужасно скучно, это так нелюбимый им быт! И не сам быт как таковой, а те постоянство и рутина, которые он влечет за собой. Такой человек всегда захочет сохранять отношения в первозданном виде с их романтическим налетом, искрой в глазах и легким волнением в душе. Кто прожил в браке хотя бы 5 лет, тот понимает, что первозданность в браке в принципе невозможна, все когда-то приедается.

И здесь как нельзя кстати старый одесский анекдот:
— Поцелуй меня, Моня!
— Я не понял, что за оргии на пятом году семейной жизни? 🙂

esli-vash-muzhchina-vechnyj-podrostok-3

Жизнь без обязательств — вот его идеал! Ему не нравится, когда кто-то его обременяет, привязывает к определённому месту или времени, не любит подчиняться никому и ничему. Поэтому иногда все же приемлет брак, но лучше гостевой, и если он на 100% будет уверен в том, что женщина никуда не денется. «Никто никому ничего не должен» — девиз всей его жизни.

Если же женщина родила от него ребенка, то она должна понимать, что ребенок не нужен Питеру в принципе, наличие ребенка его никогда не удержит. Он сам еще ребенок, а детям совсем не хочется воспитывать детей. Максимум на что они способны, иногда поиграть с ним во что-то, захватывающее и его. Но проявлять заботу каждый день, воспитывать, терпеливо выдерживать капризы и иногда отказывать — это не про них.

Мне известен реальный случай, когда мужчина, будучи хорошо за 50, всем рассказывал как он хочет детей, а когда его девушка забеременела, он решил, что их отношения были ошибкой.

Это те самые мужья, которые забывают купить хлеб к ужину или забрать ребенка из детского сада. Это те мужья, которые на первое место ставят общение с друзьями, а не интересы семьи. Он будет до часу ночи развозить друзей после вечеринки, проявляя ложную заботу, но месяцами не чинит дома кран. И причем он вполне искренне недоумевает, почему так недовольна жена!

К тому же Вечный подросток склонен вначале всё идеализировать. Есть некоторые женщины, которые гордятся тем, что «он меня боготворил когда-то»! Это, казалось бы прекрасно, и при этом здесь есть одно но… На пьедестале вечно не удержишься, малейшее ваше отклонение от идеала, и вот вы уже повержены, а он в поисках нового идеала. Таков уж этот человек, ему чужды реальные человеческие ценности.

Ваш мужчина может быть самым бесстрашным и отважным, делать разные восхитительные трюки и фокусы, плясать всю ночь напролет в клубе, заниматься с вами безудержным сексом, делать вам самые безумные сюрпризы, быть самым главным «капитаном» в своей среде, будет развлекать вас (если сам этого хочет), а какой в этом смысл лично для вас, если он никогда не возьмет ответственность за вас и вашу семью? Вовсе не потому, что он не любит вас, а потому что он, как огня, боится рутины и однообразия.

esli-vash-muzhchina-vechnyj-podrostok-4

И не надейтесь, что именно ваш «Питер Пэн» вырастет. Он не сделает этого, пока сам не захочет. А зачем ему хотеть расти? Ведь за ним, таким красивым и бесстрашным, стоит очередь «Венди» — женщин способных его прокормить, обогреть, «штопать носки, пришивать карманы и рассказывать сказки».

Как мужчина заражается синдромом Питера Пэна?

Питер Пэн — продукт общества и индивидуального воспитания.

Но основная причина — прочная зависимость от матери. Мама в данном случае может быть, как слишком требовательной, ориентированной на успешность своего ребенка, так и гиперопекающей и удушающей его своей любовью.

Рассмотрим негативную установку воспитания «Не расти», которую внушает ребенку гиперопекающая мать. Она чаще всего распространяется на единственных, младших и самых любимых детей.

Как формируется данная установка? Очень просто.

«Вот когда вырастешь, узнаешь по чем фунт лиха, детка!» «Лучше детства еще ничего не придумали, это самая прекрасная пора». «Иди поиграй, сынок, наработаешься еще», — так часто мама оберегает своего любимого сына от какой бы то ни было, даже незначительной, работы. Эти и подобные им фразы ребенок слышит с самого детства.

Дитя всякий раз чувствует недоверие в свой адрес: «Ты мал, не справишься еще, я быстрее сделаю. Вот, когда ты вырастешь, тогда я разрешу тебе это сделать». Такие дети зачастую в свой адрес вместо имени слышат «малой», «малыш», им отводится определенная роль самого маленького в семье.

Такими словами и поведением родители неосознанно транслируют ребенку негативную установку: «Я тебя люблю пока ты мал, поэтому, если ты хочешь быть любимым мною, не расти». Мотив этих родителей в том, что они панически боятся взросления своего чада и того времени, когда ему нужно будет покинуть семейное гнездо. Им гораздо проще, если ребенок будет жить с ними.

Дети, ориентируясь на свое внутреннее чутье, хорошо понимают тайный смысл сказанного. И тогда ребенок несознательно принимает решение не расти. Ведь, за него убирают, его обихаживают, принимают решения, вплоть до того, в каком вузе учиться, делать самому ничего не надо, а все плюшки и так «с неба падают». Это в итоге становится образом его жизни и жизненным сценарием.

Что же делать если ваш мужчина Питер Пен?

  • Перестаньте опекать его, разделите обязанности, разделите кошелек. Пусть его вклад в семейный быт будет весомым.
  • Если вы хотите завоевать Подростка, то иного пути у вас нет, как создавать ему каждый день фейрверк. Нужно быть постоянно меняющейся: прическа, парик или иная маска, сегодня это платье с декольте, а завтра костюм генерала, сегодня сдержанная французская дама, а завтра огненная Кармэн. На популярном языке это звучит так: Станьте стервой.
  • Полюбите секс, так как любит его он!
  • А если вас все достало, ведь это не может не достать, примите решение и уходите. Мой личный опыт показывает, что пройдет год, два и пять, а он все еще не будет готов. Он не изменится, даже если вы раскатаетесь блинчиком у его ног! Расставаться больно… Ведь с подростками, на самом деле интересно! Но это всего лишь развлечение. А жить в режиме постоянного стресса (поможет — не поможет, позвонит — не позвонит) можно совсем непродолжительное время. Тогда эти чувства не вдохновляют, а разрушают.

Если вы — мать Вечного подростка…

Даже, если вашему сыну/дочери уже 40, сепарироваться (отделяться психологически) никогда не поздно. Да, вы допустили ошибки при воспитании. Это вам сейчас дорого обходится — очень может быть, что сейчас вы его/её содержите и до сих по принимаете за него/неё решения, за которые он/она вас потом обвиняет.

Пора на этом поставить финальную точку. Возможно ваш великовозрастный Подросток сильно удивится, когда в очередной раз по своему обыкновению придет к вам за советом, деньгами или поплакаться, а вы ему откажете! Манипуляции с его стороны будут, и жесткие высказывания будут. Крепитесь, в данном случае твердое поведение с вашей стороны очень оправдано, именно вы сможете дать тот долгожданный «волшебный пинок» своему сыну/дочери. А там глядишь, и внуков дождетесь.

Обнаружили, что Питер Пэн это вы?

  • Прежде всего избавьтесь от иллюзий, что вам кто-то чего-то должен: супруг/а, родители, дети, государство. Муж не обязан вас содержать, жена не обязана вам стирать носки и делать минет, дети не обязаны вам приносить только удовольствие и радость, родители не обязаны сидеть с вашими детьми, друзья не обязаны развлекать, а психолог не обязан вас консультировать бесплатно и т. д. Научитесь бытовые вопросы решать сами. Если не умеете, то оплатите труд других людей, забудьте про халяву. А если результат зависит от обоих сторон, секс, например, то научитесь договариваться — это здоровая основа взаимоотношений взрослых.
  • Сознательно доращивайте свои инфантильные части. Обратите внимание в какой сфере жизни у вас провал: семья, деньги, предназначение. Начните именно с этой области.
  • Расти самостоятельно не хочется и нужен «пендель». Не ждите его от жизни, ведь часто таким пенделем является развод, потеря объекта любви, сложные жизненные обстоятельства или серьезная болезнь. Я знаю одного такого Божественного подростка, который никак не мог найти баланс между своими внутренним частями. Он все время переходил ту невидимую грань и скатывался в незрелое поведение. А вырос он лишь благодаря тому, что совершенно неожиданно попал в тюрьму.
  • Берите на себя ответственность намеренно. Обязательно следите, чтобы ваши слова не расходились с делом.
  • Обратитесь за помощью к опытному психологу, вы обязательно почувствуете разницу. Вам в руки будут идти и большие деньги, и шикарные возможности, и другой круг общения.
esli-vash-muzhchina-vechnyj-podrostok-5

Если у вас остались какие-то вопросы или вы хотели бы подискутировать, пишите комментарии, я с удовольствием отвечу всем.

А сейчас вспомните, какая сказка нравилась в детстве вам? Возможно она тоже повлияла на ваш жизненный сценарий. Напишите об этом в комментариях, я помогу вам разобраться.

Ж.

Женская судьба в сказке МОРОЗКО

Сказки – это не просто развлекательная часть нашей жизни, они несут в себе глубокий смысл. Многие анализирует их с иронично-бытовым значением, то есть тот герой хороший и добрый, а тот злой и плохой. Но на самом деле архаичные сказки зачастую имеют не один смысл – прямой, который мы видим, а еще и сакральный, внутренний тот, который скрыт от нас. Он известен только для посвященных. Давайте сегодня прикоснемся к тайне, и чуточку расширим свое сознание, посмотрев на привычные вещи глазами посвященного предка.

Разберем «Морозко» и сказки с подобным сюжетом: «Мачеха и падчерица», «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица» и пр.

zhenskaya-sudba-v-skazke-morozko-post

Древний обряд

Морозко – это одна из самых древнейших сказок, она помнит еще те времена, когда наши предки жили в пещерах. Глубинный её смысл – прохождение инициации. Что такое инициация? Это обряд, знаменующий собой переход личности на новую ступень. Для проведения его древние люди изгоняли своих детей-подростков из пещеры и лишали их огня. Огонь – символ жизни, сама жизнь для древних людей. И подростки должны были выжить в столь суровых условиях. Конечно, выживали не все. Но те, кто прошел инициацию возвращались к племени, получали право жить самостоятельно, жениться или выходить замуж, иметь детей.

zhenskaya-sudba-v-skazke-morozko-post3

Как это прослеживается в сказке Морозко?

По сюжету этой сказки злая мачеха выгоняет падчерицу в лес, и вывозит ее туда родной отец. Абсурдно звучит: родной отец вывозит свое дитя на смерть!

«Наконец доехал до бору, своротил с дороги и пустился прямо снегом по насту; забравшись в глушь, остановился и велел дочери слезать, сам поставил под огромной сосной коробейку и сказал: «Сиди и жди жениха, да мотри — принимай ласковее». А после заворотил лошадь — и домой».

zhenskaya-sudba-v-skazke-morozko-post4

Но на самом деле, если мы примем во внимание тот факт, что все обязаны были проходить обряд инициации, и именно родители способствовали его прохождению, то все становится на свои места.

Что же касается мачехи, то ее в сказке придумали гораздо позже. Так как сам факт мачехи- явление позднее, связанное с появлением собственности. Инициацию забыли, а сказка сохранила сюжет, и логика в нем потерялась. Вот современные авторы мачехой заменили истинную мотивацию.

Посвященная

Очень важный момент. Для того, чтобы пройти инициацию девушка должна быть посвященной. То есть знать.

Посвящение происходит путем смирения. Мы видим, что старикова дочь трудится и ни слова в ответ не молвит, зато старухина дочь остра на словцо и ленива.

zhenskaya-sudba-v-skazke-morozko-post

В одном из старинных вариантов сказки «Мачеха и падчерица» есть сюжет о встрече мышки с падчерицей. Мышь просит у девушки поесть.

Мышка прибежала:
— Девушка, девушка, а кашки на ложку, блинка липяток!

Падчерица дает ей кашки и блинков, не жалея. Почему? Она знает, что мышь – хтоническое животное. Она обитает и наверху, и под землей, являясь проводником и посредником между миром живых и миром мертвых.

А игра в прятки с Медведем символизирует игру со смертью. Равно, как и Мороз, означает для древних смерть. Для того чтобы выиграть в эту страшную игру нужен посредник, мышь очень подходит для этой цели. За еду мышь помогает девушке и превращает её в иголку:

«Пришел девушку йисть, мышка опять так же девочку сделала иголочкой, в веничек влипила».

А сама вместо девочки играет с медведем в прятки. Конечно, медведь хитрую мышь не поймает. Ведь мышь знает все секреты нижнего мира. Так посвященная падчерица с помощью проводника прошла испытание, получила богатство и поехала с отцом домой.

zhenskaya-sudba-v-skazke-morozko-post5

В отличии от падчерицы родная старухина дочь жадничает, «дернула мышь сковордником». В итоге проигрывает, не получая ни жениха, ни богатство. А в более старых вариантах сказки медведь ее съедает.

zhenskaya-sudba-v-skazke-morozko-post-mat

Какую женскую проблему показывает Морозко?

Психологический же смысл этих сказок таков: часто они являются любимыми для женщин, которые не смогли пройти инициацию. В современном варианте — не смогли взять ответственность за свою жизнь на себя, остались инфантильными, «родительской дочкой».

Если сказка Морозко ваша любимая, то стоит позадавать себе вопросы. Что нравится в этой сказке? Что считаете ужасным и неприемлемым? Чем она вам так запомнилась? Стоит поискать аналогии со своей жизнью. Возможно вы прольёте свет на вопросы, которые давно стоят перед вами. Ведь «сказки прыгают из мозга в мозг и всё», в них есть ответ на любой вопрос.

zhenskaya-sudba-v-skazke-morozko-luja

Иллюстрации к сказке Мороз Иванович изобразил Вл. Конашевич

З.

Золушка: прекрасный конец или 100 лет одиночества?

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

Пушкин А.С.

Задумывались вы о каких таких дорожках говорит нам автор? И какие следы оставляют невиданные звери? Предлагаю сегодня прогуляться в далекую страну Детство, вспомнить одну из самых знаменитых сказок – «Золушку», и посмотреть какие следы оставила она в наших душах.

Опасности в хрустальной туфельке

«… Прекрасный принц пришел за мной. Теперь я его невеста. В таком ослепительно белом пышном платье. Смотрю вниз и вижу, что я босиком. Я не влезла в хрустальные туфли. О, Боже! Сильный страх, что обман вскроется, что я снова окажусь на этой кошмарной кухне в засаленном халате. Я просыпаюсь…»

nevesta-interpritaciya-psixologicheskaya

Это один из снов моей клиентки.

Через парадную дверь в нашу жизнь вошла сказка Золушка. Но так ли все просто, как это кажется на первый взгляд? Ведь эта сказка является народной, она полна архетипов и величайшей мудрости. И во снах она, и в мыслях, и судьбу героини копируют.

Самые известные из вариантов сказки принадлежат перу французского литератора, критика, сказочника Шарля Перро и немецким сказочникам Братьям Гримм. Они являются основой для сценария многих фильмов и мультфильмов. В 1947 году фильм Золушка, снятый в СССР занял 4 место в мировом кинопрокате. Помните песенку про жука: «Станьте дети, станьте в круг…»? Чешская картина «3 орешка для Золушки» признан фильмом 20 века в Чехии. Это кинофильм детства 80х. Прекрасный фильм, не правда ли?

tri-oreshka-dlya-zolushki-1973-princ-interpritaciya-psixologicheskaya

Этой сказкой зачитывались и засматривались. В Золушку играли. К Новому году наряжались, примеряя на себе образ хрупкой счастливицы, и практически никто – крестной-феи.

Но… так ли уж безобидна и мила эта сказка? Давайте поразмышляем над этим вместе.

Сценарий по типу Золушки

Золушка была и вашей самой любимой сказкой тоже? Это не случайно. Что привлекает в ней всех без исключения? Конечно, же торжество справедливости. Зло наказано. Добро ликует. Сиротка Золушка очаровала принца и выходит за него замуж, а злым сестрицам, по версии Братьев Гримм, голуби выклевали глаза.

Этот сценарий весьма популярен в народе среди женщин, его пропагандируют фильмы. Назову лишь самые известные: конечно, незабываемая «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс, «Дневник Бриджит Джонс» с Рене Зельвегер. Из отечественных картин «Глянец» с Юлией Высоцкой. А сама актриса, исполнительница главной роли, блестяще демонстрирует в жизни воплощение такой судьбы.

Выиграть в рулетку

Сюжет современной Золушки прост, и его можно выразить в 3 словах: «Как выйти замуж за миллиардера». То есть в обществе среди женщин укрепилась мысль, что счастье возможно, но для этого нужно быть замужем за принцем и его нужно заслужить. Чем бы то ни было: мучениями, тяжелой работой, претерпеванием неприятных людей, подавлением своих эмоций, пластическими операциями. А в качестве индульгенции жизнь сделает подарок в виде красавчика – принца — жениха.

jenix-i-nevesta-interpritaciya-psixologicheskaya

И ведь верят женщины! Послушно повинуются своим мамам, ходят на тренинги «Как выйти замуж», участвуют в шоу «Холостяк», хотя бы и мысленно («Вот дура Машка! Я бы надела такое-то платье, я бы сказала ему то-то и то-то, тогда бы он точно выбрал меня!»). И ждут, ждут, ждут … материализации сказочного конца, а по факту начала своей жизни.

Каково соотношения воплощенного сценария в жизнь: примерно такое же, как шанс на главный приз в Спортлото, чем собственно и является брак Золушки с принцем. Например, в американской лотерее Мегамиллионс — Megamillions он составляет 1 к 175 711 536. Посудите сами, на 2014 год в мире было зафиксировано всего 2325 долларовых миллиардера.

ruletka-zolushka-prekrasnyj-konec-ili-100-let-odinochestva

В действительности же все оборачивается совсем иначе: женщина, живущая под маской Золушки так и остается жить в отношениях унижая себя, терпя, мучаясь и надеясь. Так проходит ее жизнь. Такую судьбу она себе выбрала сама очень давно, в детстве, несознательно копируя героиню своей любимой сказки.

Почему это происходит в реальной жизни?

Почему формируется именно такой сценарий? Только ли из-за сказки? На мой профессиональный взгляд, это влияние эмоциональной травмы полученной Золушкой в раннем детстве. Что влияет на её получение?

Смерть матери, появление злой мачехи, отчуждение отца.

Такие события накладывает самые суровые отпечатки на последующую жизнь девушки. Ведь у нее нет внутреннего образа хороших матери и отца, которые поддерживали бы ее в трудную минуту. Я в своем кабинете нередко наблюдаю таких клиенток. К сожалению, травмы эти очень глубоки и медленно заживают. Это один из самых жестоких сценариев, который только можно наблюдать в нашей жизни.

Свергнутый любимец

Но вот какой пассаж, похожая психологическая травма может быть получена и тогда, когда родная мать девочки жива, а у Золушки появились младшие братья и сестры. Можно сказать, бывший кумир семьи свергнут с золотого трона.

Представьте, что вначале все было хорошо для Золушки, ею любовались, её цитировали, за ее внимание взрослые соперничали: «А кого ты любишь больше всех маму или папу?» и вдруг… в один миг все оборвалось. Безо всяких объяснений.

zolushka-prekrasnyj-konec-ili-100-let-odinochestva

Появился новый член семьи, который требует все внимание матери, да еще и добавилась гора домашнего труда, с которым мать не успевает справляться. Тогда Золушка вынуждена присматривать за младенцем, вместо своих детских забав. Нередко в таких случаях часть взрослых обязанностей переходит на неокрепшие плечи старшей дочери: с младшими сидеть, глажка, уборка, покупка продуктов, мытье посуды и прочие отнюдь недетские обязанности.

Уже ни до того, чтобы мама уделила время Золушке, хотя бы просто самой спокойно поиграть. Так нет же, этот противный орущий младенец, и никуда от него не избавиться! Таким образом Золушка учится подавлять свою ненависть и агрессию к возмутителю семейного спокойствия. Прояви она по-настоящему, те чувства, которые бурлят внутри, потеряет и те крохи любви, что сейчас перепадают ей от мамы.

Поскольку Золушка никогда не бунтовала против существующего положения вещей, она привыкла к пассивному проявлению агрессии. Иначе почему такой кроткий ангел позволил голубям выклевать сестрицам глаза в наказание?

Козел отпущения в семье

Золушка является белой вороной среди своих близких и вынуждена отыгрывать Тень всего семейства. Этакий безропотный козёл отпущения. На маленьких не отыграешься – стыдно, а Золушка как раз экземпляр подходящий. Ведь в любой ситуации можно найти то, к чему придраться.

idut-na-bal-zolushka-prekrasnyj-konec-ili-100-let-odinochestva

Вот яркий пример из сказки:

Принесла Золушка две миски чечевицы мачехе, стала радоваться, думая, что-теперь-то ей можно будет идти на пир, а мачеха и говорит:

— Ничего тебе не поможет: не пойдешь ты вместе со своими сестрами, — и платья у тебя нету, да и танцевать ты не умеешь, — нам будет за тебя только стыдно.

Золушку постоянно обесценивают. Конечно, это говорит о нарушении функциональности семьи в целом. Мы можем увидеть это по нескольким показателям сразу.

Во-первых, по ригидности социальных ролей некоторых членов семьи. Ведь роли, которые исполняют все члены семьи могут быть разными. Например, Мачеха Золушки и женщина, и мать, и мачеха, и жена, и хозяйка дома, и глава семьи. А Золушка — постоянно служанка и объект для насмешек. Ее отношения с другими членами семьи не выстраиваются по иному типу. Её воспринимают только как функцию. Никого не интересует каков внутренний мир девушки. Прибралась? Хорошо, сейчас еще задание получишь. Над ней садистируют сестры:

«Милая сестрица, пожалуйста, одолжите мне ваше жёлтое домашнее платье».

— Вот ещё выдумала! — отвечала старшая сестра. — Чтоб я дала своё платье такой замарашке? Да ни за что на свете!

sestri-sadistiryut-zolushka-prekrasnyj-konec-ili-100-let-odinochestva

Во-вторых, по появлению патологических ролей, за счет которых уравновешивается вся семейная система в целом. Ребенок вовсе не обязан выполнять на постоянной основе взрослые обязанности. К примеру, в сказке Золушка и «швец, и жнец, и на дуде игрец».

В-третьих, перекос по показателю власть в семье. В жизни естественно, когда в семейной упряжке оба супруга имеют право на власть и оба несут ответственность за семью. Но бывает явный перекос в сторону отца, либо матери. Здесь показана именно такая ситуация. Мачеха командует, но ответственность не несет, а отец зарабатывает деньги, но у него нет права на властью.

Такое положение вещей говорит о жесткости семейной системы. И часто Золушка, видя и воспринимая эту ситуацию, как постоянно травмирующую, уходит в иллюзии. Она представляет себе, как придет то время, и все узнают, какая она замечательная, все узнают и раскаются в своем поведении. Все ее полюбят, а принц женится. Фантазии помогают Золушке защитить свой хрупкий внутренний мир в детстве, но привыкнув к такой форме защиты, она пользуется ею и во взрослой жизни. Поэтому Золушка — это девушка с высоким уровнем притязаний и низким уровнем самореализации. Часто она так и остается во взрослой жизни инфантильной, не способной взять ответственность за себя и вечно ждущей, что это сделает кто-то другой.

ulitka-zolushka-prekrasnyj-konec-ili-100-let-odinochestva

Комплекс Гипер матери или зачем нужен принц

princ-pochemy-zolushka-prekrasnyj-konec-ili-100-let-odinochestva

Невозможно не заметить, что Мачеха – подавляющая злая мать, заполнила собою все пространство сказки. Её много, она давит на всех членов семьи, особенно на мужа и падчерицу. Как Лисичка из сказки Заюшкина избушка, когда «Пришла весна, избушка лисы растаяла, а Зайчика стоит по-старому. Попросилась она к нему переночевать, да его же и выгнала…». Этот комплекс Гипер матери буквально выстилает психику Золушки покрывающим ковром сорняков, где культурным растениям не прижиться вовсе.

Мачеха подавляет и своего супруга, он поддается этому влиянию, слаб и зависим. Он пассивен.

Это заставляет Золушку в дальнейшем выбирать мужчин с позиции власти, а не с позиции внутренней красоты и силы. Для чего ей это нужно? Поменять свой статус с девушки, убирающей за всеми, на принцессу. Тогда все будет так, как скажет она, и наконец, её подавленное желание властвовать над другими можно будет реализовать.

Почему «принца на белом коне» женщины ждут до старости? Именно по критерию власти, если не принц, то никакой не нужен. Так как себя Золушка рассматривает слишком слабой и уязвимой фигурой, зависимой от других и не могущей в целом влиять на свою жизнь.

Что получается наяву?

Золушка так и остается Золушкой, даже когда она замужем за принцем. Ведь тот принц, на которого она претендует, также выбирает ее как функцию – из-за красивой внешности. Он, как помните, выбирал её по размеру туфли, пользуясь неким стандартом, под который должна подходить невеста принца.

Вот как об этом говорится в сказке:

«прошло несколько дней — и принц объявил по всему королевству, что он женится на девушке, которой придётся по ноге хрустальная туфелька».

tufli-zolushka-prekrasnyj-konec-ili-100-let-odinochestva

Вам что-нибудь это напоминает? Пресловутые параметры 90-60-90, конкурсы красоты, пластические операции — все из этой же серии.

Вам до сих пор хочется походить на эту героиню? Возможно вы себя в ней узнали, и возник вопрос, что с этим делать? Здесь всегда важно учитывать контекст воспитания и получения эмоциональной травмы. Лучше всего разбираться индивидуально. Для кого-то одна ситуация являлась крайне травмирующей, а кто-то смог в ней жить, получить опыт и хорошо адаптироваться во взрослой жизни.

Потенциал Золушки очевиден, но учитывая условия воспитания, девушке практически невозможно его раскрыть. Если в душе постоянно превалирует Плохая мать, то это Замарашка. Когда есть поддерживающее начало – Крестная Фея — то Золушка из Замарашки превращается в Принцессу. Именно это животворящее начало необходимо в себе находить, даже самый малюсенький росток и культивировать его, давать именно ему возможности роста. Тогда закончится это добровольное рабство. Тогда Золушка превратится в Фею, сильную, творящую чудо в своей жизни, помогающая другим.

para-bratkova
«.

«Девочка со спичками». Истинный смысл этой сказки

Сегодня хочу обсудить одну сказку. Она имеет глубинный психологический смысл. Но сначала полный текст. Вдруг кто не читал. Очень рекомендую, когда я читала ее впервые — плакала.

ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ

Г.Х.Андерсен

Как холодно было в этот вечер! Шел снег, и сумерки сгущались. А вечер был последний в году — канун Нового года. В эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой и босая. Правда, из дому она вышла обутая, но много ли было проку в огромных старых туфлях? Туфли эти прежде носила ее мать — вот какие они были большие,- и девочка потеряла их сегодня, когда бросилась бежать через дорогу, испугавшись двух карет, которые мчались во весь опор. Одной туфли она так и не нашла, другую утащил какой-то мальчишка, заявив, что из нее выйдет отличная люлька для его будущих ребят.

Вот девочка и брела теперь босиком, и ножки ее покраснели и посинели от холода. В кармане ее старенького передника лежало несколько пачек серных спичек, и одну пачку она держала в руке. За весь этот день она не продала ни одной спички, и ей не подали ни гроша. Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!

Снежинки садились на ее длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам, но она, право же, и не подозревала о том, что они красивы. Изо всех окон лился свет, на улице вкусно пахло жареным гусем — ведь был канун Нового года. Вот о чем она думала!

Наконец девочка нашла уголок за выступом дома. Тут она села и съежилась, поджав под себя ножки. Но ей стало еще холоднее, а вернуться домой она не смела: ей ведь не удалось продать ни одной спички, она не выручила ни гроша, а она знала, что за это отец прибьет ее; к тому же, думала она, дома тоже холодно; они живут на чердаке, где гуляет ветер, хотя самые большие щели в стенах и заткнуты соломой и тряпками.

Ручонки ее совсем закоченели. Ах, как бы их согрел огонек маленькой спички! Если бы только она посмела вытащить спичку, чиркнуть ею о стену и погреть пальцы! Девочка робко вытянула одну спичку и… чирк! Как спичка вспыхнула, как ярко она загорелась! Девочка прикрыла ее рукой, и спичка стала гореть ровным светлым пламенем, точно крохотная свечечка.

Удивительная свечка! Девочке почудилось, будто она сидит перед большой железной печью с блестящими медными шариками и заслонками. Как славно пылает в ней огонь, каким теплом от него веет! Но что это? Девочка протянула ноги к огню, чтобы погреть их, — и вдруг… пламя погасло, печка исчезла, а в руке у девочки осталась обгорелая спичка.

devochka-so-spichkami-istinnyj-smysl-etoj-skazki

Она чиркнула еще одной спичкой, спичка загорелась, засветилась, и когда ее отблеск упал на стену, стена стала прозрачной, как кисея. Девочка увидела перед собой комнату, а в ней стол, покрытый белоснежной скатертью и уставленный дорогим фарфором; на столе, распространяя чудесный аромат, стояло блюдо с жареным гусем, начиненным черносливом и яблоками! И всего чудеснее было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был, с вилкой и ножом в спине, вперевалку заковылял по полу. Он шел прямо к бедной девочке, но… спичка погасла, и перед бедняжкой снова встала непроницаемая, холодная, сырая стена.

Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной рождественской елкой. Эта елка была гораздо выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но… спичка погасла. Огоньки стали уходить все выше и выше и вскоре превратились в ясные звездочки. Одна из них покатилась по небу, оставив за собой длинный огненный след.

«Кто-то умер», — подумала девочка, потому что ее недавно умершая старая бабушка, которая одна во всем мире любила ее, не раз говорила ей: «Когда падет звездочка, чья-то душа отлетает к богу».

Девочка снова чиркнула о стену спичкой и, когда все вокруг осветилось, увидела в этом сиянии свою старенькую бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую.

— Бабушка, — воскликнула девочка, — возьми, возьми меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда погаснет спичка, исчезнешь, как теплая печка, как вкусный жареный гусь и чудесная большая елка!

И она торопливо чиркнула всеми спичками, оставшимися в пачке, — вот как ей хотелось удержать бабушку! И спички вспыхнули так ослепительно, что стало светлее, чем днем. Бабушка при жизни никогда не была такой красивой, такой величавой. Она взяла девочку на руки, и, озаренные светом и радостью, обе они вознеслись высоко-высоко — туда, где нет ни голода, ни холода, ни страха, — они вознеслись к богу.

devochka-so-spichkami-istinnyj-smysl-etoj-skazki

Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка, но она была мертва; она замерзла в последний вечер старого года. Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку.

— Девочка хотела погреться, — говорили люди. И никто не знал, какие чудеса она видела, среди какой красоты они вместе с бабушкой встретили Новогоднее Счастье.

Анализ сказки

Можно подумать, что эта сказка просто из разряда жалостливых, но это далеко не так. Сегодня мне хотелось бы, чтобы вы узнали тайный смысл, который заложен в этот вроде бы незатейливый сюжет.

Г.Х Андерсен мастерски выписывал в своих творениях различные женские портреты: маленьких девочек, девушек, женщин и бабушек. Сам того не подозревая, вкладывал свои психологические проблемы в своих героинь: в их уста, поступки и жизнь в целом. Потому что его детские годы были вовсе не сахарными. Таким образом писатель пытался прожить свои детские травмы.

hans-christian-andersen

В Девочке со спичками так же. Для многих именно эта сказка становится очень запоминающейся, яркой и вместе с тем жестокой.
Рассмотрим вначале объектный уровень сказки, то есть внутренний мир героини. Что в нем происходит? Здесь царит холод и нелюбовь.

Обратите внимание на ее внутренних родителей: отца и мать, насколько они враждебно настроены к своей дочери. Они не дают ей родительской любви и поддержки, а напротив, заставляют отдавать по дешевке все то ценное, что у нее есть. Ее свет, творческое начало, то что следует лелеять и развивать.

devochka-so-spichkami-istinnyj-smysl-etoj-skazki

Как это проявляется в реальной жизни с реальными женщинами? Множество талантливых, умнейших женщин вынуждены влачить жалкое нелепое существование. Они не способны найти в себе силы, наконец- то, начать развивать свои дарования, добровольно заключая себя в оковы быта. Если вы начали писать роман, но ограничились парой строк и отложили его в долгий ящик, знайте, ваша душа уже холодна. Если к вам приходят мысли о том, что «вот если бы я была в других условиях», «как только заработаю денег, буду себе позволять», «если бы не мое окружение, то я бы давно пела (рисовала, была знаменитой)», «я займусь своей личной жизнью, как только вырастет ребенок» знайте, что вы находитесь в положении Девочки со спичками. Потому что тешите себя иллюзиями, что вы когда-нибудь измените существующий ход событий.

devochka-so-spichkami-istinnyj-smysl-etoj-skazki

Часто так происходит с женщинами, которые не получили от своих родных родителей любви, сочувствия и помощи (либо родители умерли в очень раннем возрасте). Когда родители лишь предъявляли претензии и воспитывали по типу «сначала уроки, а потом посмотрим заслужишь ли ты нашу любовь». Поэтому женщина не проявляет к себе любовь, заботу, и внимания к своим истинным желаниям.

Здесь мы видим похожий сюжет «не продашь спички – будешь наказана». И девочка предпочитает не возвращаться домой. Дом – символическая душа девочки – холоден и пуст, так как внутренние родители не создают в нем уют. Они не заботятся о семье, словно им все равно, что произойдет в итоге. Ведь долго такую напряженную обстановку мало кто может выдержать. И реальная женщина, чувствуя этот мертвенный холод хочет согреться. Она берет для этого не спички, а алкоголь, наркотики, еду, множество любовных связей, бессчетные покупки одежды и украшений, лишь бы не думать и не чувствовать то, что она чувствует. Но наутро она встает в еще более худшем состоянии. Так ее душа мертвеет.

Обратите внимание на то, что на маленькую, не выросшую личность накладывают обязанности, которые ей заведомо не по силам выполнить. Она обязана зарабатывать деньги, а не играть, расти и набираться сил. Таким образом поступают только люди, не заинтересованные в развитии ребенка. Это происходит в семьях, где детей растят заранее маленькими взрослыми и вменяют им в обязанности абсолютно взрослые дела: нянчить младших, готовить, вести хозяйство. Убивая ребенка в ребенке, а с ним и творческое начало. К сожалению, последствия подобного воспитания плачевны. Такие женщины часто тяготятся играми, забавами с детьми. У них отсутствует чувство юмора и проблемы с сексом.

Сейчас подумайте вот о чем: какой отклик вызвала в вашей душе эта сказка? Какие чувства вы испытываете после прочтения? Возможно вы настолько присоединились к главной героине, что есть ощущение как будто это происходит с вами. И тогда поразмыслите о том, каким своим замыслам и талантам вы не даете хода? Какие сокровенные мысли вы загнали в дальний угол, чтобы не видеть и не думать о них? Если вы сумеете на них ответить – это уже полдела, вы будете на верном пути, чтобы создать уютный теплый дом своей души.

devochka-so-spichkami-istinnyj-smysl-etoj-skazki

Отогреть душу непросто, ведь для этого надо уметь прислушиваться к себе. Если бы у этой девочки были позитивные внутренние родители, то она бы знала, что ей делать в сложной ситуации. Просить о помощи, тайно заночевать в чужом сарае, пробраться в дом и там похлопотать о еде и тепле, то есть использовать все средства для того чтобы жить и творить дальше.

Я знаю один прием для того, чтобы начать формировать свою внутреннюю опору, который хорошо работает. Пофантазируйте какими бы вам хотелось видеть своих внутренних родителей: любящими, добрыми, помогающими, заботящимися о вас. Попробуйте представить себе эту картинку. Будет хорошо, если вы ее нарисуете. В трудные минуты вы можете к ним обращаться за поддержкой, это дает вам возможность почувствовать, что вы не одна, даже если весь мир отвернулся от вас.

Обычно я говорю своим клиентам так: «Станьте сами для себя родной матерью». И вам желаю того же. Заботьтесь о себе, развивайте свою индивидуальность и таланты, тогда вы точно не замерзнете.

Я с удовольствием подискутирую с вами, поэтому жду ваши комментарии.

П.

ПАРАДОКС ОЛИВЬЕ

Задумывались ли вы над таким фактом: все смеются над салатом оливье, и все равно готовят, особенно к новогоднему столу… В чем секрет? А вот в чем — это традиция.

Вся наша жизнь состоит из неких моментов, событий. Каждому из них мы склонны придавать то значение, которое привыкли. Скажем, праздник – хорошо, а потеря – плохо. Хотя и тот и другой факт может привести нас как к позитивному, так и к негативному исходу.

Вся наша «голова» доверху забита нерасшифрованной информацией: мифами, символами, обычаями. Например, мы не знаем почему мы боимся слишком много смеяться «как бы чего плохого ни вышло», или зачем на поминках едим кутью. Но мы обязательно это делаем не задумываясь. Так надо.

Все дело в древнейших обычаях. И каждому из них есть вполне логичное для древних людей объяснение. Например, древние люди не связывали секс и рождение детей. Беременность будто бы могла появиться от смеха или других внешних факторов. Поэтому много смеяться древним девушкам не стоило)))

bratkova-girls-paradoks-olive-post

Такая же история и с салатом оливье. Хотя эта традиция не такая уж и древняя, всего с конца XIX века, когда московская буржуазия могла отведать в ресторане «Эрмитаж» новый изыск от французского ресторатора Люсьена Оливье. Затем рецепт распространился и по всей стране, переживая взлеты и забвения.

А прочную связь между праздником и этим салатом установил сам народ. Дело пошло с советских времен дефицита, когда бутерброд с колбасой уже деликатес, а оливье и мандарины на главный праздник страны. Потому что нынешний рецепт имеет к оригиналу от повара Оливье весьма отдаленное отношение.

Так, что смело готовим оливье, если нравится, а если не нравится, то придумываем себе другую традицию. Ведь именно традиция дает нам возможность приобщиться к празднику и почувствовать себя частью целого. Нарушив её мы и чувствуем себя как-то не так. Все очень просто.

З.

Загадки «Курочки Рябы»

Известная сказка «Курочка Ряба» в её усеченном варианте вошла в нашу жизнь снова. Так бывает в любой славянской семье, когда ребенок находится в промежутке от 1,5 до 3 лет. Он с удовольствием смотрит картинки и просит родителей рассказывать еще и еще. Нашему сыну, в отличии от людей, живших много тысяч лет назад, особенно нравится момент, когда яйцо разбилось)) так как именно после этого действия в сказке начинается хаос.

Я стала размышлять об истинном смысле этой сказки. Что она несет? Почему столько веков подряд она живет? Логического смысла, который приписывают ей иные современные специалисты в ней нет. Никакой особой премудрости в ней не заложено. Анализировать ее с точки зрения, а зачем дед бил яйцо или как де курица смогла снести золотое яйцо – глупо. Но что же тогда?

Вот к какому выводу я пришла.

Человеку для того, чтобы оставаться человеком нужно объяснять устройство мира, ему нужна теория. Полностью объяснить мир человечество не сможет никогда в виду того, что мы не обладаем достаточным количеством знаний, чтобы это сделать, даже сейчас. А теперь представьте себе наших предков, которые тоже пытались истолковать организацию жизни. Они это делали по-бытовому, чисто интуитивно. Древний человек создает общую картину мира с помощью догадок, размышлений, фантазий. Таким образом и возник миф.

Древний миф НЕЛЬЗЯ анализировать с помощью современных знаний и мотиваций. Ведь даже рождение детей наши предки объясняли партеногенезом. Необходимо изучать историю, традиции, ритуалы, символику жизни наших далеких предков, для того чтобы хоть немного приблизиться к первоначальной сути, которую они вкладывали в свои мифы.

Изначально Курочка ряба была не сказкой, и уж точно не для детей. Сюжет ее был совсем не таким, каким мы знаем его сейчас.

Древний вариант сказки Курочка Ряба

bratkova-zagadki-kurochki-ryaby

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

bratkova-analis-kyrochki-mish

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

bratkova-yaco

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

bratkova-analiz-skazki

Анализ  «Курочки Рябы»

Предлагаю к анализу этой сказки подойти с разбора символов. Вот основные персонажи: дед и баба, курочка Ряба, яйцо, мышь, природа, семья священника. Итак, дед и баба — пара, мудрые представители земной жизни, наши предки. Яйцо — мир, Вселенная, Мировое яйцо, носитель всего живого. Курица — несет яйца, священная птица, имеет связь с Богом, Верхним миром. Мышка — хтоническое животное, подземный житель, медиатор, посредник между нижним миром и миром людей. Она такой персонаж «и нашим, и вашим», непонятно чего от неё ждать. Поп и его семья — носители веры, посвященные люди.

Через эту сказку можно наглядно понять каким видели мир древние люди. Есть Средний мир, который Бог создал для людей, Верхний мир — там живет сам Бог, и есть Нижний — преисподняя, мир мертвых.

bratkova-analiz-kurochka_ryba.jpg

У деда с бабой — жителей среднего мира жила Курочка. Курица — представитель Бога- снесла яйцо, первоначало, Вселенную. Его не смогли разбить дед и баба потому, что не они создали мир, не в их силах его уничтожить. А Мышка — представитель Нижнего мира сделала это с легкостью. Иными словами, Вселенная раскололась, это намек на гибель мира. Что после этого началось! Настоящий хаос: дед и баба в безутешном горе, семью священника охватило безумие, поп отрекается от веры, природа начала распадаться.

Вот и смысл стал более понятен. Курочка Ряба — это космогонический (о сотворении мира) и эсхатологический (о гибели мира) миф. Таким образом наши предки показывали свое понимание, что мир возник из хаоса, туда же он и уйдет.

Уже позже добавили хороший конец, где Курочка обещает снести золотое яйцо, и народ ликует.

Вариант хорошего конца: А курочка ряба им говорит: дед не плачь, бабка не рыдай, куры не летайте, ворота не скрипите, сор под порогом не закуривайся, тын не рассыпайся, верх на избе не шатайся — снесу вам еще яичко: пестрó, вострó, костянó, мудренó. Яичко не простое — золотое.

Почему Курочка обещает снести золотое яйцо вместо костяного? Это намек на желание древних о Золотой эпохе, когда человек соединится с Богом, природой и будет блаженствовать.

Это одна из версий интерпретации древнейшего мифа Курочка Ряба, которая близка мне. Имеется и множество других, как например, связанных с теорией либидо З. Фройда или на основе субъективных чувствований человека. Или еще каких-то других, мне неведомых. Есть возможность поизучать другие варианты интерпретаций этой сказки, удовлетворив свое любопытство.

Кому нужен был упрощенный вариант?

В советские годы, в интересах идеологии, множество сказок извратили. В том числе и Курочку Рябу. Можно лишь предположить почему.

Возможно, чтобы создать человека с особым типом мышления?

Тогда резонно напрашивается вопрос каким образом связана Курочка и идеология? Все очень просто, через сказку в таком несознательном возрасте можно внушить некоторые вещи. Например, показать, что золото совсем не ценно для советского человека или как не надо быть глупым и допускать ошибки, или травите мышей, господа, чтобы они вам не испортили продукты. То есть, совсем не вдаваясь в тонкий смысл этого мифа редакторы подменяют первоначальный смысл и получают продукт удобный для того, чтобы внедрить народу в мозг свои понятия. Ведь ребенок в таком возрасте уязвим и очень внушаем.

А может редакторы изменили сказку для того, чтобы она стала понятнее юным читателям?

Я думаю, что все сработало в совокупности. И мы имеем то, что имеем. Но пытливый ум не успокоится, пока не получит разгадку, на то мы и люди. Через свои любимые сказки вы сможете лучше понять себя. Ищите истину, ибо по словам З.Фройда «Истина сделает вас свободными».

freud-z-bratkova

Иллюстратор «Курочки Рябы» Марина Успенская.