Видели, наверное, таких «папиных дочек», когда папа взрослую девушку кормит с руки, сажает рядом с собой в машину, а жену назад. Берет дочку с собой в кино или на вечеринку, предпочитая ей общество жены. Иными словами, дочь ему заменяет супругу. Единственное что, у них не происходит — сам половой акт, а весь остальной секс — нежные объятия, поглаживания, флирт и прочее в достатке. Такое поведение только закрепляет у дочки Эдипов комплекс (Электры), что в свою очередь ведет к мощному внутреннему эдипально-сексуальному конфликту.

А мама? Вынуждена скрипеть зубами от ревности, не понимать, что на самом деле происходит и при этом ругать себя: «Как я могу так думать, она же моя дочь!».

Что такое эдипов комплекс?

«Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?»

Да… Но было немного не так, вернее совсем не так: мой 18 летний сын пришел и задал мне, как специалисту, вопрос: «Мам, а что такое эдипальный комплекс? Кто его придумал? Как Фройду пришло в голову именно так назвать комплекс? Может он устарел и применение его в современной психологии не оправдано? И как, собственно, правильно понимать его?»

У меня секретов нет)) Я тут же решила  убить двух зайцев одним выстрелом, вернее одной статьей. Мой ответ сыну и всем, кто хочет понять суть эдипова комплекса.

Эдипов комплекс — одно из основных понятий классического психоанализа, использованное Зигмундом Фройдом для обозначения проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.

Этот комплекс назван так с легкой руки отца психоанализа, несомненно величайшего ученого, З. Фройда.

Зигмунд Фройд. Эдипов комплекс. Виктория Браткова

Он увидел необыкновенную возможность эффективно лечить людей словом, а наработок в этой области было мало. Доктору Фройду приходилось много анализировать, наблюдать, соотносить материал, искать самому. Он досконально описывал истории пациентов, обращал внимание на все детали и закономерности. З. Фройд изучал материалы, которые написали психиатры до него. И он заметил некоторые любопытные особенности: зачастую к нему на прием приходили пациентки с неврозами и истерией. Когда они обсуждали личную историю с этими пациентками, то он обнаружил взаимосвязь между страданиями и психотравмирующими их событиями, которые происходили в детстве.

Особняком звучала тема сексуального использования и даже совращения. Особенно в отношении малолетних девочек. Распутные действия совершали их отцы, братья или другие близкие взрослые. Он стал в этом детально разбираться, а поскольку он был очень пытлив и знал корни, мифологию, то увидел похожее между реальностью и мифом о греческом царе Эдипе.

Для того, чтобы понять всю суть и глубину этого психоаналитического понятия нужно знать истоки его зарождения. А начиналась вся история с древнегреческого мифа. Итак, представьте себе древнюю Грецию…

Рождение Эдипа

Лаий и Иокаста, властители Фив, были вне себя от счастья, когда у них родился сын. Радуясь этому событию, они послали за жрецами Аполлона и попросили их рассказать о том, какие славные подвиги суждено будет совершить их мальчику. Но, когда жрецы сообщили им, что он убьет своего отца, женится на матери и принесет родному городу много бед, их ликование сменилось отчаянием. Спустя три дня царь приказал бросить ребенка в диких горах Киферона, и при этом собственной рукой проколол ему ступни, чтобы он не мог спастись. Но пастух, которому было поручено бросить его в горах, сжалился над ни в чем неповинным ребенком и не убил его, а оставил лежать его на земле. Когда он вернулся в Фивы, никто не спросил, каким образом он выполнил задание, но все вздохнули с облегчением, думая, что пророчество никогда не исполнится.

Мальчик не умер. Его крики услыхал искавший пропавшую овцу пастух и отнес Полибию, царю Коринфа, у которого не было наследника, и он с радостью усыновил малютку. Царица Коринфа с прислужницами бросились обмывать ножки ребенку и назвали его Эдипом (человек с распухшими изувеченными ногами).

Юность Эдипа

Шли годы. Молодой царевич рос, не зная о том, при каких обстоятельствах он появился на свет, пока однажды на пиру один из его товарищей, разгоряченный вином, не повздорил с ним и не стал насмехаться над его происхождением, заявив, что те, кого он привык считать своими родителями, не имеют к нему никакого отношения. Эдип обратился за разъяснениями к родителям. Они не сказали ему правду. И он решил обратиться к оракулу в Дельфах, который всегда говорил правду.

Эдип отправился в храм, но ответ оракула был, как обычно, весьма туманным — он предупредил Эдипа: «Беги от своего отца, сказал он юноше, — ибо, если ты встретишься с ним, то ты убьешь его и женишься на своей матери». Объятый ужасом, Эдип не решился вернуться обратно в Коринф, боясь, что там совершится над ним злая судьба, предсказанная ему, и направил свой путь в Беотию.

Стычка Эдипа с родным отцом

Он шел пустынной, узкой тропинкой между Дельфами и Даулией, как вдруг на одном повороте встретил колесницу, в которой сидел старец с возницей и глашатаем. Возница грубо столкнул его с дороги, за что вспыльчивый Эдип сильным ударом сшиб его с колесницы. Тогда старец нанес Эдипу сильный удар по голове остроконечной палкой, бывшей в его руке, так что у него показалась кровь. Этот удар окончательно вывел Эдипа из себя; взмахнувши своей дорожной дубиной, он опустил ее с ужасной силой на голову старца, и тот, обливаясь кровью, мертвый пал со своего сиденья.

Юноша был в полной уверенности, что убил просто упрямого беотийца с его слугой, так как старец не имел никаких знаков, которые бы указывали на его более высокое положение. На самом же деле это был Лай, король Фив, направлявшийся к оракулу в Дельфы; так исполнилось ужасное предсказание.

Схватка со Сфинксом

Незадолго перед этим около Фив появилось ужасное крылатое чудовище, называвшееся Сфинксом; спереди оно имело вид девушки, задняя же часть его была львиная. Это чудовище — сестра адского Цербера, поместилось на скале и оттуда предлагало фиванцам разного рода загадки. Если спрашиваемый не мог разрешить их, то Сфинкс разрывал его на куски. Это бедствие побудило фиванских князей объявить, что тот, кто освободит город от чудовища, получит в награду Фиванское царство и руку царицы, вдовы Лая Иокасты.

Эдип и Сфинкс. Эдипов комплекс. Виктория Браткова

Как раз в тот день, когда это было возвещено, Эдип, усталый от своих странствований, подходил к воротам Фив. Опасное приключение прельстило его, и, кроме того, он в силу ужасного предсказания оракула не особенно дорожил своей жизнью.

Он смело поднялся на скалу и позволил Сфинксу предложить себе загадку:
— Назови мне животное, которое утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех! Сила и скорость его движений бывает меньше всего тогда, когда оно имеет большее количество ног.

Загадка не смутила умного юношу, он сейчас же дал ответ.
— Животное это — человек, — сказал он, — который по утру своей жизни ходит на двух руках и двух ногах; в полдень своей жизни, когда он становится наиболее сильным, ходит на двух ногах, и к вечеру жизни, когда слабеет и становится стариком, он ходит с помощью палки, которая становится для него третьей ногой.

Загадка была разгадана, и Сфинкс, полный досады, сам бросился со скалы и расшибся насмерть.

Награда. Предсказание сбывается

Эдип получил в награду Фивы и руку царицы Иокасты. Она родила ему четырех детей — двух близнецов Етсокла и Полиника и затем двух дочерей Антигону и Йемену. Так сбылась и вторая часть ужасного предсказания.

Эдип несколько лет счастливо правил Фивами. И тут, боги наслали на страну страшную чуму. Испуганные фиванцы искали помощи и защиты против страшного бедствия у своего царя, которого они считали любимцем богов. Эдип, не будучи в состоянии ничего сделать, послал Креона в Дельфы вопросить бога о том, как избавиться от ужасной болезни.

Ответ оракула был неутешителен. Бог говорил, что на стране лежит тяжелым проклятием неотомщенное злодейское убийство Лая; он приказывал найти преступника и изгнать его из пределов страны. Эдип, на котором лежала обязанность примирить богов со страной, призывал всех сообщить все, что им известно об убийстве Лая, обещая за это большую награду и благодарность всей страны. Он позвал, кроме того, слепого Тиресия, пользовавшегося большим уважением и любовью за свой дар ясновидения. Слепой старец явился в сопровождении мальчика на народное собрание, где Эдип просил его навести их на след преступника.

Тиресий испустил крик отчаяния.
— Ужасно знание, — воскликнул он, — которое открывает познающему только преступление. Позволь мне молчать, и не пытайся открыть смысл изречения оракула!

Ужасное знание

Напрасно царь Эдип просил старца открыть тайну, напрасно молил о том же народ, стоя на коленях, — ясновидец не произносил больше ни слова. Тогда Эдипа обуял гнев, и он осмелился оскорбить старца, назвавши его соучастником убийцы. Это обвинение заставило Тиресия прервать свое молчание, и он вскричал:

— Если ты хочешь знать это, так слушай! Ты сам тот изверг, из-за которого гибнет этот город! Ты — убийца царя! Ты опозорил свой род, женившись на собственной матери!

Эдип был в шоке от этих слов, но он им, конечно, не поверил. И тут Иокаста воскликнула:
— Как мало знает этот прорицатель! Мой первый супруг Лай получил некогда предсказание, что он умрет от руки сына. Но наш единственный сын погиб в пустынных горах трех дней от рождения, а мой муж был убит на перекрестке разбойником!

Эти слова глубоко поразили Эдипа.
— Лай был убит на перекрестке? — спрашивал он тревожно. — Опиши мне его вид, сколько лет было ему тогда?
— Он был большого роста, — отвечала Иокаста. — Первые старческие белые локоны украшали его голову, а своей осанкой и лицом он походил на тебя.

Ужасное предчувствие закралось в душу царя.

Как раз в это время явился посол из Коринфа и сообщил, что отец Эдипа, Полиб, умер и освободившийся трон ждет его. Это был тот самый человек, который нашел и передал ребенка вместо того, чтобы бросить его в пустынных горах. Он легко смог доказать Иокасте и Эдипу, что последний, хотя и был наследником Полиба, но был не родным, а только приемным сыном его.

Теперь все сомнения были развеяны, и весь ужас его поступков предстал перед глазами Эдипа. Оглашая воздух криками отчаяния, метался Эдип по улицам города, прося всех попадавшихся на его пути дать ему меч, чтобы умертвить себя и свою мать. Но все с ужасом сторонились его, и он, измученный, вернулся во дворец.

Последствия несознательных поступков

А там его ожидало уже новое ужасное несчастье; Иокаста, подавленная сознанием своего ужасного, хотя и невольного преступления, повесилась, и Эдип нашел только ее холодный труп. Со стонами освободил он из петли тело и, положив его на землю, снял золотые застежки, бывшие на груди Иокасты. Высоко подняв их правой рукой, он проклял в безумии себя и свое зрение и с силой воткнул золотые острия застежек в свои глаза, пока из них не брызнул поток крови. Затем он приказал вывести себя из дворца и отвести на площадь, чтобы покаяться перед народом в своих преступлениях, сделавших из него проклятие для всей страны. Слуги исполнили его желание, но народ встретил своего любимого царя с состраданием, и никто не выказал ему ни малейшего презрения.

На следующее утро Эдип отправился в путь, желая как можно скорее окончить все расчеты с жизнью, сделавшейся для него одним сплошным позором. Обе дочери, Антигона и Йемена, провожали его до самых ворот города и со слезами умоляли его вернуться назад. Но он был неумолим, и тогда, в момент расставания, Антигона заявила, что будет и дальше сопровождать его.

И вот Антигона отправилась с отцом на чужбину, разделяя с ним нужду и голод во время долгих странствований по безводным пустыням и диким лесам.

Дорогой Эдип переменил свое намерение и решил прежде всего посетить оракула Аполлона; там ему было предсказано, что он получит успокоение не прежде, чем придет в назначенную ему страну, где суровые богини Эвмениды прекратят свое преследование и оставят его.

Странствия Эдипа

Выполняя предсказания бога, бродил Эдип по греческим странам, питаясь милостыней, которую подавали ему и его дочери сострадательные люди.

После продолжительного странствования они пришли в афинскую область Колон. Там находилась, как они узнали у жителей, роща Эвменид, под именем которых афиняне чтили Эринний. В Афинах в это время царствовал славный Тезей; узнав о прибытии Эдипа, он сейчас же поспешил в Колон и дружелюбно встретил несчастного странника.

— Мне небезызвестна, бедный Эдип, твоя судьба, — сказал он, — и она глубоко трогает мою душу. Скажи мне, чего ты хочешь в Колоне.

— Дай мне убежище, о, царь, и могилу — вот все, в чем я нуждаюсь теперь, — ответил Эдип.

В сопровождении своей дочери и избранных граждан Колона углубился он в мрачную темноту рощи Эвменид. Не было нужды вести Эдипа; двигаемый какой-то чудесной силой, слепец шел один впереди всех и указывал остальным дорогу к месту, предназначенному судьбой.

В середине этой рощи находился ход под землю, к прикрытому отверстию которого со всех сторон сходилось множество тропинок; этот ход, как гласило сказание, вел в подземное царство. Здесь остановился Эдип; он снял свое запыленное платье, смыл с себя всю грязь и пот, накопившиеся за время его долгих скитаний и облачился в красивые одежды, подаренные ему Тезеем.

Когда он кончил омовение и переодевание, внезапно из-под земли раздался удар грома и в воздухе прозвучал повелительный голос:

— Не медли более, Эдип!

Эдип, услыхав их, подозвал к себе Тезея и вложил в его руку руку своей дочери, прося его взять ее под свое покровительство и защиту. Затем он простился с окружающими и приказал им, не оборачиваясь, удалиться от него.

Только один Тезей мог подойти с ним к самому отверстию преисподней. И тогда произошло великое чудо. Темное отверстие подземного царства тихо и бесшумно поглотило Эдипа, и он плавно, как на крыльях, начал спускаться в глубину.

Зная историю, З. Фройд увидел закономерности и пришел к выводу, что бессознательные влечения к родителям присущи для всех людей и для него в том числе! «Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа».

Сексуальное насилие над детьми и правда не редкость, но поскольку мы говорим о тех временах, когда разговоры о сексе были под строжайшим запретом, а общество жестко порицало всяческие фривольности. И тут, на фоне ханжеского восприятия секса, Фройд утверждает такое! Это немыслимо! Подобные идеи были приняты врачебным сообществом как бред, с ним перестали здороваться.

В угоду общественному мнению Фройд меняет свою теорию. Он говорит о том, что речь лишь о нашем бессознательном. Поэтому влечения можно рассматривать как болезненные фантазии пациенток и их несознательные желания быть соблазненными своими отцами. То есть, в психоанализе бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола) названо Эдиповым комплексом. Он включает в себя и комплекс Электры , который характерен для женщин, впервые его открыл доктор Карл Густав Юнг, любимый ученик Фройда.

В таком виде эдипов комплекс дошел и до наших дней.

Почему так?

Давайте вспомним детей от 3 до 6 лет. Обычно в этом возрасте происходит следующее: мальчик враждует с папой, выгоняет его, прямо заявляет, что хочет жениться на маме. А девочка флиртует с папой и говорит, что хотела бы выйти за него замуж, родить от него детей, что он самый лучший мужчина на свете, а мать воспринимает как соперницу.

В нормальном разрешении этого конфликта главную роль играет отец, как по отношению к сыну, так и к дочери.

В норме папа сообщает дочери, что у него есть жена, её мама, что он любит ее. Рассказывает, что, когда она вырастет у нее будет самый замечательный жених в мире. «Что, даже лучше тебя, папа?» «Конечно, лучше!»

Дочь немного пообижавшись на папу понимает, что ей нужно расти и стать такой как мама (процесс идентификации), чтобы в итоге заполучить прекрасного мужчину, похожего на папу. Она перестает соперничать с матерью, с этого момента у них формируются доверительные интимные отношения. Девочке хочется быть женщиной, потому что это прекрасно и дает отличные плоды.

Но так происходит далеко не всегда. Бывает так, что папа благосклонно принимает игру девочки, сам флиртует с ней. Не понимая того, что оказывает дочери медвежью услугу. Такой отец скорее всего имеет нестабильные отношения с матерью девочки, поэтому предпочитает общество дочери обществу своей жены.

Девочка гордится этим: «А папа меня любит больше, чем тебя, мама!». Это, несомненно, приводит к конфликту в семье и закреплению у дочери комплекса Электры, что в дальнейшем сделает практически невозможным для Электры создание собственной семьи.

Эдипов комплекс дает начало 4 комплексам

  1. Эдипальный комплекс в узком смысле этого слова. Что означает более сильная привязанность к матери, конкуренция с отцом, бессознательное желание убить его и сильный страх, что за эти мысли папа его кастрирует.
  2. Комплекс Электры, бессознательное влечение дочери к отцу, соперничество с матерью, пенисовая зависть (зависть к жизни мужчин и неосознанное желание стать мужчиной). Яркий пример этого комплекса мы можем наблюдать у Анны Фройд, которая не создала свою семью, не родила своих детей, но посвятила себя служению отцу и науке, которой занимался отец.
  3. Комплекс Лая (отца Эдипа), когда мужчина воспринимает своего ребенка как конкурента, который забирает у него любовь жены, что приводит к несознательному желанию избавиться от ребенка. В том числе мужчины, которые активно настаивают на аборте женщины.
  4. Комплекс Иокасты (матери Эдипа, потом ставшей ему женой) заключается в том, что мать больше привязана к сыну, чем к дочери. В таком случае отношения у матери к сыну эротически окрашены. А начинается все банально, с того, что мать с самого рождения спит с младенцем в одной постели, объясняя тем, что он маленький, боится, много плачет и пр., предпочитая общество сына обществу мужа. Дальше «Мой единственный любимый мужчина» или «Мужиков может быть много, а сынуля один!» В этой версии для сына заканчивается все плохо, так как он затрудняется строить отношения с незнакомой женщиной. А смысл? Она никогда не будет его понимать так, как мать. И здесь нужно понимать, что если бы это было нормально, то человечество уже бы давно вымерло.

Каков же вывод? Актуален ли эдипов комплекс в наши дни? Мой ответ — несомненно! И он не потеряет своей насущности до тех пор, пока будет живо человечество и сексуальный инстинкт.

Желаю вам найти внутренний баланс и силу для управления сексуальной энергией себе во благо.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *