[et_pb_section fb_built=»1″ _builder_version=»3.0.47″][et_pb_row _builder_version=»3.0.47″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat»][et_pb_column type=»4_4″ _builder_version=»3.0.47″ parallax=»off» parallax_method=»on»][et_pb_text _builder_version=»3.0.100″]

Для воспроизведения аудио нажмите Play (маленький белый треугольник), а чтобы скачать интервью в формате mp3 себе на компьютер нажмите здесь.

Текстовая версия беседы с Татьяной Мужицкой о снах и сновидениях

Виктория Браткова (В): Здравствуйте, Татьяна! Здравствуйте, наши дорогие читатели! Мы продолжаем тему снов и сновидений, и сегодня у нас на связи Татьяна Мужицкая. Могли бы Вы сами представиться?

Татьяна Мужицкая (Т): Здравствуйте, я, Татьяна Мужицкая, — психолог, тренер, медийный эксперт, веду телевизионные передачи, автор книг. Пишу художественные произведения, стихи и песни, выступаю с концертами. Я — мама двух детей.

Большую часть своей жизни, а мне 44 года, я работаю психологом, веду самые разные тренинги, для разных людей, компаний, на разные темы.

Та тема, о которой вы говорите — сны, она очень для меня интересна. Я уверена, что любой психолог «нырял» в сны, изучал эту тему. Ведь то, что находится у нас в подсознании — материал, который никогда не надоест. Это безумно занимательно. Есть много школ и разных направлений, которые объясняют, как это все работает. По этому, я с удовольствие откликнулась, спасибо, что пригласили поговорить на эту тему.

В: Да, действительно, есть много разных направлений в психологии, и мне бы хотелось более полно составить картину работы со сновидениями в разных школах. Интересно какие рекомендации дают своим клиентам разные специалисты.

Татьяна, не все люди ходят к психологу. Что бы Вы могли порекомендовать людям, которым приснился какой-то интересный сон, и они бы хотели самостоятельно его понять?

Т: Конечно, у меня есть что сказать, ведь я профессиональный дипломированный психолог. У меня в арсенале есть очень много различных инструментов. Самые любимые, в которых я много лет присутствую, НЛП и эриксоновский гипноз. В них много рекомендаций по поводу снов. Но поскольку мне присвоили шуточное, и тем не менее, серьезное звание «самый веселый психолог телевидения», я, конечно же, начну с анекдота.

Женщина, которой снится страшный, жуткий, чудовищный сон. В нем она бежит по джунглям, а за ней огромный дикий негр. Она бежит по джунглям, зацепляется и падает, он над ней нависает, и она начинает кричать: «Ну что, что ты хочешь от меня?». На что он ей отвечает: «Не знаю, мадам, это же Ваш сон».

В этом анекдоте, как ни странно, заложен основной принцип работы со сном. Для начала нужно принять, что любой сон — это наш сон. И если он нам приснился, то нам с ним и разбираться.

Джудит ДеЛозье, одна из моих учителей, она — антрополог, работала с многими племенами в свое время, рассказывала, что есть полинезийские племена, где нет различия на явь и сон. Они считают, что все реально. То, что снилось — реально, и то, что наяву произошло, тоже реально. В таких племенах сны — это обязательная часть их жизни, очень важная. Это племенное достояние.

Кстати, там редкое явление, чтобы кому-то приснился сон. А если и приснился, то всем сразу становится интересно, у них сериалов нет, надо же как-то развлекаться :). Этот сон рассказывают всему племени, а дальше, они все вместе сочиняют, что было дальше. Предлагают разные варианты финала, и всегда сон заканчивается хорошо. То есть, они считают, если такое пришло, значит, человека посетило творчество и всем в этом деле хочется поучаствовать.

Приведу в пример реальный случай. Мои дети в возрасте 6 и 10 лет сидели на заднем сидении машины, разговаривали между собой, а я краем уха подслушивала их.
Младший говорит: « Вова, ты вчера играл в такую ужасную игру на компьютере, где стреляли, а потом мне приснился ужасный сон, в котором тебя убили. Это все из-за тебя».

А старший отвечает: «Ну и что?! Ты же знаешь, если в компьютерной игре убили кого-то, мы перезагрузили следующую версию, и ты меня прикрыл».

«Да, я тебя прикрыл. А потом мы зашли с фланга и закидали их гранатами».

Они всю дорогу между собой продумывали, как бы это могло быть.

Вот еще один пример. Моя клиентка рассказывала мне свой чудовищный сон, в котором она приходит домой, а  там обрушилась стена у дома, и в квартире ничего нет. Этот сон очень взволновал ее. Она задавалась вопросом, что ей с этим делать.

Я предложила придумать, чтобы было дальше. И она говорит: «Ну, возможно, дальше было бы так. Я бы сказала:

— Ну ни хрена себе, вы не достроили декорации, почему?

— А нам они не нужны, нам нужен только фасад. Это не та сцена, чего ты вообще приперлась сюда, здесь опасно находиться, — ответил режиссер».

Клиентка рассмеялась. В этот момент она вышла за рамки, если говорить с точки зрения серьезной психологии, за рамки какой-то классической ситуации.

Почему нет никогда одного решения?! Чем мне нравится НЛП, так это тем, что там понятие ресурс, когда есть на выбор как минимум три варианта. Неважно чего: состояния, настроения, идеи. И это вторая разновидность работы со сном, когда мы к нему применяем три варианта для развития событий.

Далее, есть такое понятие « 3-позиционный переход», когда мы  от лица кого угодно можем рассказать историю.

Чтоб было более понятно, расскажу еще один анекдот.

Идет суд, разбирательства, вызывают всех участников. Дает показание муж:

«Представляете, я прихожу с работы и вижу, что моя жена только что занималась любовью. Есть следы, но не могу найти любовника. Открываю окно и вижу, как он бежит в трусах, успел выскочить со второго этажа. Я ему вслед кинул тумбочку, и, Слава Богу, попал, поэтому не сожалею о своем поступке.

Показание дает бегун-пострадавший: «Представляете, я вообще-то бегаю в трусах каждое утро и вечер. Я спортсмен, бегаю вокруг дома. И тут я бегу, никого не трогаю, а на меня со второго этажа, ни с того ни с сего, падает тумбочка. Что это вообще такое?».

Дает показания третий человек: «Сижу я, значит, в тумбочке…». ☺

То есть, на эту историю мы посмотрели глазами всех персонажей. Это очень интересно, потому что, если взять концепцию эриксоновского гипноза, в общем-то это будет продолжение юнговской и фрейдовской идей, что ни один персонаж нашего сна не является кем-то другим, кроме как нами. Это все части нашего бессознательного. Интересно, взять и рассказать свой сон от лица персонажей сна, причем там их обычно много — комната, машина, тумбочка тоже могут быть персонажами.

Таким образом, рассказывая от лица персонажа, человек иногда сам понимает психологическую суть сна, когда он становится от другого лица. Например, того негра. Он может объяснить — возможно, да, во мне есть эта часть, которая очень агрессивная и хочет действовать, но ей не дают.

Сейчас, буквально, цитирую одного из участников моего тренинга, который рассказывал: «У меня был сон, в котором меня преследовало чудовище, типа Кинг Конга». И когда он «вошел» в шкуру этого Кинг Конга, делая упражнение, и рассказал историю от его лица. Эта история потрясла его до глубины души. «Я обладаю огромной силой, я могу много сделать, но меня здесь держат, не дают ничего сделать, не объясняют никаких задач, и из-за этого я схожу с ума, начиная всех кусать».

Далее у нас состоялся такой диалог. Я спросила у него: «Какое это отношение имеет к Вам?»

Он: «Да, это все обо мне. Я специально пошел работать на нынешнюю работу, чтобы решить определенные задачи».

Сейчас поясню. У каждого человека есть свои причины для принятия того или иного решения. Но до этого он был очень мощным предпринимателем, и мог очень много чего сделать, а в рамках госструктур он оказался зажат правилами, и у него внутри бесится эта сила. Она невостребована и подавлена.

И когда мы спросили, чего же хочет Кинг-Конг, оказалось, что он согласен, даже не на бизнес, но на какие-то спортивные достижения. После этого мужчина стал бегать марафоны. Сейчас прекрасно работает госчиновником, решает свои задачи, и ему перестали сниться  жуткие сны.

Это у нас второй инструмент — посмотреть от лица разных персонажей сна, и понять в чем же их позитивные намерения.

Основная идея НЛП — у любой твоей внутренней части есть позитивные намерения, ни одна часть внутри человека не существует для того, чтобы выступать против него. Она его часть, и она явно чего-то добивается, возможно странным способом, но добивается.

Есть еще третий способ работы со снами, для лучшего его понимания расскажу анекдот.

Женщина приходит на прием к психотерапевту, рыдает и рассказывает, что ей снился ужасный сон, заливается слезами.

— Ну, подождите, — говорит ей психотерапевт. — Давайте по порядку, что Вам снилось?

— Я иду по коридору, все двери закрыты, и я не могу найти выход.

— Спокойно, не нужно плакать. Значит так, вы идете и хотите найти выход. То есть вы знаете, какая Вам, конкретно, нужна дверь, правильно?

— Да, я знаю! — отвечает зареванная клиентка.

— Ну, давайте посмотрим, может там есть такая дверь?! — предлагает психотерапевт.

— Да, она там была. Я подходила к ней, я ее толкаю, а она не открывается. — заливается слезами клиентка.

— Ну, подождите. Давайте посмотрим, может на ней что-то написано?

— Да, на всех дверях что-то написано.

— Может и на этой, что-то написано?

— Да, и на этой написано! — не переставая рыдать, отвечает клиентка.

— Спокойно, давайте прочтем, что там написано! — успокаивает ее психотерапевт.

Клиентка перестает плакать и произносит — На себя.

Бывает так, что сон содержит ответы на какие-то вопросы, потому что наш мозг продолжает обработку информации и решает задачи, поставленные сознанием, как говорится nonstop – 24 часа в сутки.

Есть модель, которая называется ТОТЕ, она описывает поставленную задачу, операцию по ее выполнению, что есть некий второй тест, который сравнивает — «да, это то, что я хотела, или нет», и если второй и первый тесты не сошлись, то эта задача продолжает решаться. И равно тому как на компьютере нужно закрывать окна, чтобы он не завис. Так и головному мозгу нужно давать команду Стоп. Поэтому и существуют практики медитаций.

Почему во всех религиях, обязательно, существуют некие вечерние молитвы, какие-то процедуры очищения сознания? Для того чтобы понять, что на сегодня все задачи решены и закрыты. Какой внешний смысл молитвы?! Я сейчас ухожу в сон, и отдаю себя во власть высших сил. А психологический смысл этого такой — человек перестает решать задачи, мозг становится свободным.

Если мы этого не делаем, как некоторые творческие люди — я, например, специально эксплуатируем эту штуку, перед сном ставим какую-то конкретную творческую задачу, и знаем, что эта задача обязательно будет решена.

Бывает такое, непонятно, что писать в статье, а я, ведь, регулярно пишущий человек, исписался и не знаешь, что писать… перед сном отдаешь своему бессознательному на outsourcing, чтобы во сне оно само что-то придумало, и разбудило, когда уже будет готово.

В: Во сколько оно Вас будит?

Т: Да, будит около 4:30 — 5:30 утра. Это как раз, как говорят физиологи, альфа-состояние, самое лучшее. Поэтому в это время назначают всякие медитации, утренние молитвы. Видимо, действительно, оно биологически обосновано, потому что меня будит мое бессознательное, и в этот момент я точно знаю, что надо идти написать.

У меня есть стихотворение, что я сплю с айфоном под подушкой. И это правда, я с ним сплю. Не потому, что я не могу жить без фейсбука, а потому, что мне может прийти какая-то идея и записать ее проще всего на айфоне.

Поэтому это еще один способ, что делать со снами, ставить конкретную задачу. Соответственно, если задача не поставлена и не понятно, что нужно, то оно и отрабатывается — вы что-то закинули в кухонный комбайн, и он вам что-то смолол. И если Вам интересно, что же он смолол, попробуйте понять решением какой задачи это может быть, что вас на самом деле беспокоит. Этим психоаналитики занимаются, они вытаскивают актуальные состояния психики.

Я не знаю, насколько удачная игра «сам себе психоаналитик», но может быть очень интересно, если просто идти, даже не за какими-то звучными символами и сверяться со словарем, а просто задаться вопросом – какую задачу сейчас решает мое бессознательное.

В: Замечательные три способа работы со снами. Задавая вопросы о сновидениях в группе Исцеление эмоциональной травмы,  я заметила, что многие люди пользуются сонниками, как Вы к ним относитесь?

Т: У меня к ним двойственное отношение. С одной стороны, я понимаю людей, которые пользуются сонниками, потому что они хотят хоть какой-то ясности. И на самом деле, я видела, как они ими пользуются. Они листают сонник со словами: « эта неправильная интерпретация, это тоже не то, а вот это то, что надо…».

Это похоже на один анекдот. У короля была любимая дочь, и он решил ее выдать замуж. Он очень любил свою дочь, и был добр. Король спрашивает дочь: «Ты если кого-то любишь, то скажи кто это, и мы тебя выдадим замуж по любви, я хочу чтобы ты была счастлива!»

— Нет, ты что папа, нужно как положено, рыцарский турнир! — отвечает ему дочь.

Собрали они рыцарский турнир с 12-ю самими достойными принцами.

— Дочка, если тебе уже кто-то нравится, ты скажи, мы все сделаем правильно — спросил король.

— Нет, ты что, все должно быть по-честному.

Идет рыцарский турнир, остается два претендента, не было цели, чтобы они друг друга убили, поэтому последнее испытание было таким — они должны принести цветок эдельвейса с высокой горы и тот, кто принесет первым — получит принцессу. Рыцари ускакали, а отец с дочкой с высокой башни наблюдают за горой.

— Ну что, кого-то видно? — спрашивает взволнованная дочь.

— Нет, еще никого не видно, но ты скажи, если тебе кто-то из них нравится, мы все устроим.

— Нет, все должно быть по-честному.

Проходит несколько минут, и принцесса снова спрашивает отца:

— Ну, что кто-то появился?

— Нет, еще никого нет.

— А сейчас? — достает дочь.

— Кто-то показался — увидел кого-то король в подзорную трубу.

— Кто это? Кто показался? — нервничает принцесса.

— Не знаю, по-моему, Марк. — отвечает король.

— А где же Антоний?! — закричала она.

В этот момент папа все понял, и результат был правильный. ☺

Вот это «а где же Антоний»? Это то, что мы ищем в сонниках, и находим ответы, которые есть у нас внутри.  Если сонник является некими перилами, за которые, держась, мы все равно идем по своему пути.

С другой стороны, сонник – это коллективное бессознательное. Если человек регулярно читает сонники просто так, то он, наоборот, программирует свое бессознательное, разговаривать с ним на этом языке. Мне нужны деньги, то пусть мне приснится дерьмо, иначе я не пойму. А бессознательное думает, ну хорошо, вот тебе дерьма целая куча, радуйся. О, ура, это к деньгам!

Мне кажется, что сонники обладают такой ценностью. Сонник, с точки зрения расшифровщика сна, то конечно, ценности там нет. Потому что мы все разные, существует коллективное бессознательное, и в юнгианской психологии,  все не так линейно.

Раз вам нравится придавать всему значение, мне гораздо веселее фрейдомания – все выпуклые предметы имеют отношения к мужскому половому органу, а все вогнутости и щели к женскому, а все взаимодействия между ними, конечно же, про секс. Так гораздо веселее жить.

В: Согласна с Вами. Как Вы относитесь к вещим снам, бывали у Вас такие? Может у ваших клиентов были какие-то интересные сны?

Т: Да, бывают и вещие сны, и какие-то загадочные явления с появлением людей во снах, которые выходят за рамки объяснения психологии. С вещими снами проще, чем с какими-то осознаваемыми сновидениями. Проще, скорее всего потому, что это очень сильно сконцентрированная интуиция. Вся обработанная информация у нас внутри хранится целиком, иногда мы  выделяем что-то важное.

Например, вы сейчас сидите и меня слушаете, а параллельно  вокруг вас куча других звуков, влажность  и температура другие, какие-то ощущения, и организм, как очень точный механизм, информацию принимает и делает какие-то выводы, а сознание занято решением очень узкой сфокусированной задачки. Поэтому обработка всего остального очень часто приводит к каким-то выводам, которые мы не осознаем, но они выходят в виде вещих снов, особенно если они связаны с состоянием здоровья каких-то людей или предстоящих важных событий. Да, у нас полно информации, просто мы не хотим этого видеть.

Что касается таких вещей как осознаваемые сновидения, я — мистик. Мне очень нравится в эту игру играть. В 1996 году я со своими друзьями исследовали тему осознаваемых сновидений, и много преуспели на этом поприще. Это безумно интересно.

Мы реально ходили к друг другу в гости и видели одни и те же картины, я не знаю как это объяснить сознательно, да и  не считаю, что вообще все нужно объяснять, потому что должны быть какие-то тайны. Это очень здорово, хотя бы с романтической точки зрения.

В: Давайте поговорим немножко о трансцендентных снах. Для меня это не что-то осознаваемое из нынешней жизни, а, например, фигуры из мифологии, когда наше бессознательное говорит с нами какими-то архетипами.

Т: Оно говорит с нами архетипами той культуры, в которой мы живем, частью которой мы являемся, которую мы хорошо понимаем. Если ко мне придут во сне какие-то индийские архетипы, то вряд ли я их замечу. Это просто показатель культурного контекста внутри которого мы существуем. Буддисты видят одни сны, христиане другие и т.д.

В: Это, кстати, одна из любимых мною тем, о которой я обожаю говорить, когда сон подсказывает что-то человеку, но главное уметь его прочитать.

Т: Вы имеете ввиду, например, когда Иисус приходит во сне и объяснил что ему делать?

В: Не обязательно, Иисус.

Т:  Даже, если и так. Это ровно укладывается в то, о чем я говорила. Сознательное выполняет работу по поиску смысла жизни, такая программа загружена во внутренний его google. Окей, google внутри меня, найди мне смысл жизни, и оно много-много ночей подряд решает эту задачу. Человек не хочет это видеть, слышать и не понимает. Тогда оно выбирает из тех архетипов, которые в него загружены, самый сильный персонаж, которого он не сможет проигнорировать. И сознательное говорит: «Хорошо, вот так тебе громко, так ты услышал? Иди и рисуй». И после этого человек услышит свое сознание. И идет рисовать 🙂

Мне кажется, чтобы быть услышанным, бессознательное выбирает любые методы, из культурного контекста индивида.

В: Татьяна, может Вы хотите что-то порекомендовать нашим читателям из своих последних тренингов, работ?

Т: С удовольствием. Ближайший тренинг, который у меня будет 4-5 июня в Москве. Это редкий тренинг, который проходит раз в год, мы его ведем вместе с Игуменем Евменеем. Мы с ним очень разные, я совершенно нерелигиозный человек, абсолютный агностик, и человек, что называется, дважды разведенный. У меня своя бурная жизнь, а он игумен, принял монашеский сан принял в свое время. Мы ведем тренинг, между тем, про любовь и отношения между мужчиной и женщиной, с разных сторон, вот уже 4 год.

Может Вы его видели на канале «Психология 21», в прошлом году была съемка этого тренинга и из него сделали сериал.  Тренинг уникальный, и особенно интересно, когда приходят семейные пары, погружаются на совсем другой уровень отношения.

Обратная связь, которую мы после тренинга слышим: «Мы с мужем уже прожили 20 лет и хотели разводится, а во время тренинга вдруг открылось второе дыхание. И уже полтора года не можем друг от друга оторваться. Вместе хотим ехать в отпуск, хотя до этого старались друг друга не видеть». Или наоборот, люди понимают, что это не их человек.

Изменения происходят даже на уровне состояния. Я не знаю как Евмению это удается. Он вообще создает очень мощное поле любви, в хорошем смысле этого слова. Люди уходят с тренинга с «разглаженными» лицами, с улыбками, и этого состояния хватает надолго. Вот я бы предложила этот  тренинг посетить.

И в качестве дополнительного материала к этому тренингу, я могу предложить свою статью на эту тему и аудио. Его можно скачать на сайтах, называется оно «Проповедь о кофе латте» https://vk.com/audio

Это моя передача с Семеном Чайкой, где  я рассказываю про четыре уровня глубины в отношениях. Я сравнивала отношения с чашкой кофе латте, где есть четыре уровня – пена, молоко, кофе и сироп. Ровно так уровни глубины распределены, и на тренинге мы их постигаем.

Это не про то, «чтобы получить мужчину, нужно сделать – раз, два, четыре и т.д.». Мы как раз говорим про то, что счастливые отношение в любви, это когда человек, в первую очередь, честен с самим собой, и способен принять себя и другого человека на том уровне глубины, где начинаются интимные отношения… у нас сейчас в обществе, секс не повод для знакомств, что печально.

Поэтому на тренинге мы себя исследуем, и у нас нет готовых ответов. Тренинг создает поле, в котором человек успокаивается внутри, начинает хорошо себя чувствовать и понимать себя.

Когда друг у друга спрашивают — «как вы себя чувствуете?», а отвечают — «хорошо или хреново». На самом деле это неправильно. Вопрос — «чувствуешь ли ты себя?» Люди часто совсем себя не чувствуют. Они где угодно: в сериалах, книгах, в Евровидение, только не в себе. И этот вопрос: «ты в себе или не в себе?», не в смысле, что ты сумасшедший, а в смысле, что ты потерял точку контакта с собой.

Вот на этом мы, действительно, с Евмением сходимся, и уже много лет обмениваемся мыслями. Наши герои, которых мы оба обожаем, это Миркина и Померанц.

Я с удовольствием всех приглашаю на этот тренинг, он вполне открытый и доступный.

В: Я обязательно дам ссылку на этот тренинг, чтобы наши читатели смогли ознакомиться и прийти.

Т: Даже если кто-то не сможет на него попасть, будет запись на канал «Психология 21», но это, конечно, не тоже самое, потому что важно прожить. Я также рекомендую страницу Евмения, где он много об этом пишет.

Очень много моих книг, видеозаписей, статей в интернете, песен, я очень много работаю.

В: Да, просветительской деятельностью вы занимаетесь замечательно. Интересно откуда вы черпаете энергию?

Т: Мне кажется, это то, о чем мы говорим с Евмением, это некий поток, когда ты не черпаешь её, не тратишь свою, а транслируешь её сквозь себя.

В: Это феноменально. Я веду группу Исцеление через архетипы Таро, и мы проживаем сейчас аркан «Умеренность», он как раз о том, что эта творческая энергия, когда человек нашел верную меру, тогда он действительно сможет транслировать творчество из Вселенной и ему не нужно напрягаться, пыжиться чтобы что-то интересное создавать.

Чтобы Вы хотели сказать нашим читателям напоследок?

Т: Я хочу сказать, что вы прекрасны, ваши сны прекрасны, и я уверена, что Стивен Спилберг дорого бы заплатил, чтобы забраться вам в голову и посмотреть, как вы все придумываете и хитро закручиваете.

Вот, явно, у вас охрененный сценарий, потрясающая режиссура, удивительные спецэффекты, у вас есть какая-то особая драматургия сна. Попробуйте к этому относиться с восхищением, чтобы там в вашем сне не происходило. И вы увидите, как под любящим взглядом будет расцветать в вас творческая атмосфера, вокруг вас и внутри вас.

Мне хочется, чтоб вам с самим собой было очень хорошо. Потому что все вокруг можно поменять, но вот с самим собой мы остаемся, и умудряемся испортить путешествия, каким-то внутренним бубнежом, а самые красивые сны обесценить, сказав, что это лишь сны, а реальность ужасна.

Восхищайте себя тем, что прекрасно, наполняйте себя им. И тогда мозг начинает создавать, сначала внутреннюю реальность, а потом и внешнюю подходящую к случаю. Вот этого я желаю.

В: Огромное Вам, спасибо! Надеюсь еще на новую встречу с Вами. Ну и, конечно же, посещу ваш тренинг в Краснодаре.

Т: В Краснодаре я буду в сентябре с тренингом «Зеркало», Наталия Коруна организует его.  Будет очень мощный тренинг, как раз через тело, понимаем принципы инь-янь взаимодействия, достижения своих целей, чтобы прочувствовать себя в себе. Так что в Краснодаре, обязательно, пересечемся.

В: Огромное спасибо! До новых встреч!

Т: До новых встреч! Приезжайте на тренинги!

Информацию о тренинге Татьяны и Евмения «Мужчина и Женщина за чашкой кофе и дальше» можно взять здесь https://www.facebook.com/events/ или здесь http://vk.com/club116975481.

[/et_pb_text][/et_pb_column][/et_pb_row][/et_pb_section]

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

С.

Сказка «По щучьему велению». Читать онлайн

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
– Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:
– Неохота…
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
– Ну ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку. Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.

– Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеётся:
– На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:
– Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
– Ладно. Только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:
– Емеля, Емеля, скажи, чего ты сейчас хочешь?
– Хочу, чтобы вёдра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.

Щука ему говорит:
– Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью».

Емеля и говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, вёдра, сами домой.

Только сказал – вёдра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, сам пошёл за вёдрами.

Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается… Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:
– Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
– Неохота…
– Не нарубишь дров – братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – поди, топор, наколи дров, а дрова сами в избу ступайте и в печь кладитесь.

Топор выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:
– Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки:
– Да вы-то на что?
– Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
– Мне неохота…
– Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего, слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял верёвку и топор, вышел на двор и сел в сани:
– Бабы, отворяйте ворота.

Невестки ему говорят:
– Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
– Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, сани, в лес.

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет.

Приехал в лес:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь.

Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и верёвкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку – такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – поезжайте, сани, домой.

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ну-ка, дубинка, обломай им бока.

Дубинка выскочила – и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли, услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти, привезти во дворец.

Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живёт, и спрашивает:
– Ты дурак Емеля?

А он с печки:
– А тебе на что?
– Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
– А мне неохота…

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – дубинка, обломай ему бока.

Дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унёс. Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
– Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
– Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, – тогда он всё сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
– Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
– Мне и тут тепло…
– Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, – пожалуйста, поедем.
– А мне неохота…
– Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля подумал-подумал:
– Ну ладно, ступай ты вперёд, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал ещё и говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ну-ка, печь, поезжай к царю.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

Царь глядит в окно, дивится:
– Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:
– А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:
– Что-то, Емеля, на тебя много жалоб. Ты много народу подавил.
– А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь – Марья-царевна. Емеля увидал её в окошко и говорит потихоньку:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – пускай царская дочь меня полюбит…

И сказал ещё:
– Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой, вошла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полёживает. А у царя во дворце крик да слёзы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он её за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
– Ступай приведи ко мне Емелю живого или мёртвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа медов сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошёл в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лёг спать. А вельможа положил его в повозку и повёз к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В неё посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли, проснулся Емеля, видит – темно, тесно.
– Где же это я?

А ему отвечают:
– Скушно и тошно, Емелюшка. Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
– А ты кто?
– Я – Марья-царевна.

Емеля говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на жёлтый песок.

Ветры буйные подули, море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на жёлтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из неё.
– Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
– А мне неохота…

Тут она стала его ещё пуще просить, он и говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – выстройся каменный дворец с золотой крышей.

Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом – зелёный сад; цветы цветут, и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
– Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – стать мне добрым молодцем, писаным красавцем.

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в ту пору царь ехал на охоту и видит – стоит дворец, где раньше ничего не было.
– Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить, кто такие. Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:
– Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведёт во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьёт и не надивится:
– Кто же ты такой, добрый молодец?
– А помнишь дурачка Емелю – как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я – тот самый Емеля. Захочу – всё твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
– Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

P.S. Мой психологический анализ сказки здесь.

Сказка «По щучьему велению». Автор: Русский народ. Пересказчик: Алексей Толстой.

О.

Онлайн семинар «Опасные связи. Отношения в треугольниках» (Доступ к записи)

Все ваши отношения строятся в треугольники? Непорядок! Узнайте причину и что делать в этом случае на онлайн семинаре «Опасные связи. Треугольники в отношениях».

Какие аспекты треугольников мы рассмотрим?

  1. Вы — он — его мать. Всегда ли невинны отношения между сыном и матерью, какой подтекст.
  2. Вы — он — его бывшая.
  3. Вы — он — его любовница.
  4. Вы — он — еще один ваш возлюбленный.
  5. Вы — он — его дочь.

Какой подтекст у всех этих отношений? Какие тайные послания за ними? Будем разбираться!

Mp3-версия здесь