Для чего нужна «Отсушка»?

Часто бывает так, что взаимоотношений нет, а чувства есть. И они не дают вам покоя. Выполните упражнение «Отсушка». Это упражнение для проработки старых взаимоотношений, которые заставляют вас страдать от несчастной любви.

Краткая инструкция

Чтобы забыть любимого воспользуйтесь этой простой, но очень эффективной техникой. Выделите себе несколько минут покоя и одиночества. Это не медитация, а активное упражнение. Выполняйте его, следуя за моими словами.

В редких отдельных случаях бывает не получается увидеть результат с первого раза. Не отчаивайтесь. Повторите эту технику столько раз, сколько потребуется в вашем индивидуальном случае, пока итог вас не удовлетворит полностью.

Техника «Отсушка» в аудиоформате

«Отсушка» в формате mp3 — психолог Виктория Браткова

Хорошего вам дня)) Будьте счастливы в любви!

Следующая статья
Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Viktorija
Viktorija
5 лет назад

Эффект потрясающий!!! Я уже два года в себя придти не могла… Чувства любви, надежды , мечты , смешивались с ненавистью, местью за причиненную боль, и это все опять и опять перемешивалось и перемешивалось в сознании, во снах.. Жить так было просто не возможно… Тупая боль в сердце, слезы , обида и вечное ПОЧЕМУ????? А тут вот такое упражнение… И теперь спокойно и до сознания дошло… Не любите тех, кто лицемер, хитрец, циник., эгоист.. Не оправдывайте это его или ее плохим на строением… Просто чувства или взаимны.. ИЛИ ИХ НЕТ!!!!

Виктория
Виктория
5 лет назад

Благодарю! Очень помогло упражнение! Страдаю уже почти полтора года, никак бывшего забыть не могу. Обиды нет, осталась только благодарность, все равно из памяти не уходит.

Пётр
Пётр
4 лет назад

ну, это не отсушка, а вольные импровизации на тему 😉

Ирина
Ирина
3 лет назад

Это потрясающе, благодарю от всей души!
Заметила связь сильнее в области солнечного сплетения — вот куда уходит весь мой былой оптимизм и уверенность… Всё ясно теперь! СПАСИБО!

Ульяна
Ульяна
2 лет назад

Добрый день, уважаемый автор упражнения! Существует ли подобная техника, которую можно и безопасно применить к родственнику. В случае когда взрослый уже человек по привычке зависит от мнения, ненароком брошенных слов, комментариев старшего родственника? Общение прерывать не хочется, но настроение часто бывает испорчено

Татьяна
Татьяна
1 год назад

здравствуйте, пару лет назад здесь была очень классная техника отсушки через стихии природы.Она мне очень помогла в свое время. Текст сейчас заменен тут… Подскажите пожалуйста где я могу найти ту технику?

Ж.

Жестокий романс. Сценарий «Бесприданница в современном мире».

[et_pb_section fb_built=»1″ _builder_version=»3.0.47″][et_pb_row _builder_version=»3.0.47″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat» custom_padding=»0px|0px|27px|0px»][et_pb_column type=»4_4″ _builder_version=»3.0.47″ parallax=»off» parallax_method=»on»][et_pb_text _builder_version=»3.0.47″ background_size=»initial» background_position=»top_left» background_repeat=»repeat»]

 «У вас товар — у нас купец».
Из старинного свадебного обряда

Прожито. Пережито. Выстрадано веками.

Женщина на протяжении ряда веков была товаром. Очень выгодным. Ее выставляли на рынках рабынь, ею торговали сутенеры, с незапамятных времен родители пытались прибыльно продать своих дочерей. А в некоторых мусульманских странах это актуально и до сих пор.

Данная архетипическая роль не чужда женщинам и сейчас. Давайте рассмотрим её на примере фильма «Жестокий романс», в основу которого легла пьеса Островского «Бесприданница». В частности, «Жестокий романс» повествует о несчастной судьбе девушки Ларисы Дмитриевны Огудаловой, а в целом, отражает отношение к женщине в обществе 19 века.

Этот фильм очень любят женщины. И действительно, он дьявольски колоритный, больно цепляющий за нерв. Когда его смотришь — оторваться невозможно: красавица — Лариса, девица на выданье, блестящий барин Паратов, глупый и самовлюбленный Карандышев, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, готовая продаться за любые деньги. Психологическая драма и несчастный конец…

Фильм оставляет со множеством чувств и вопросов. Есть в нем откровенно видимые, явно вырисованные стороны, есть и архетипический, а от того так притягательный, скрытый смысл. В нем-то я и предлагаю разобраться. Для этого необходимо понять отношение общества к женщине.

Драма замужества

Для женщины выбор мужчины означал выбор всей её судьбы, и никак иначе. Почему?

Исторически так сложилось, что вплоть до середины 21 века роль женщины в патриархальном социуме была очень узкой. Есть немецкая поговорка 3 К: «Kinder, Küche, Kirche» — дети, кухня и церковь, отражающая данную тенденцию. Женщину рассматривали не как самостоятельную единицу, а как ноль, принадлежащий мужчине. Для мужчины того времени думать так — совершенно естественно. Будем честны, встречаются и в наше время такие динозавры. 🙂

В одном из эпизодов фильма происходит такой разговор между матерью и знатным купцом Кнуровым.
— А что Вы думаете о своей дочери? Что она такое? — спрашивает Мокий Парменыч Кнуров у Хариты Игнатьевны.
— Ну уж я не знаю, что и думать, мне одно остается, Вас слушать,- отвечает она.

Обратите внимание, что этот светский образованный господин говорит о девушке «Что», не с целью её обидеть, а подчеркивая тем самым власть мужчины над женщиной в целом. И мать с ним молчаливо соглашается.

Вот еще один диалог между Вожжеватовым и Кнуровым на эту же тему:
— Эта женщина создана для роскоши.
-Дорогой бриллиант дорогой оправы требует…
— И хорошего ювелира.

Содержание разговора лишь оттеняет основную мысль: женщину можно купить, и это отнюдь не крамольно. Для состоятельного человека подобная покупка абсолютно естественна.

И при том не будем забывать, что в нашем патриархальном обществе до сих незамужние женщины считаются неудачницами и синими чулками. А в то время, это было законом! Вот почему разворачивались такие драмы вокруг замужества.

Есть спрос, есть и предложение

Зная законы социума, Харита Игнатьевна принимает правила игры. Они жестокие, потому что истинный смысл всех её действий сводится к простому «Продаю дочь дорого».

Во всем фильме сквозит стремление матери выгодно пристроить дочерей без приданного замуж за богатых молодых людей. Для этого она прибегает к любым средствам: обману, показной роскоши, обедам с сомнительными, но денежными кандидатами в женихи.

При этом жизнь за такое поведение её больно бьет. У старших дочерей, выданных за деньги, судьба складывается настолько неудачно, что хуже и быть не может! Одна замужем за шулером( к слову, думала, что выдает за иностранца), другая из ревности убита мужем — кавказским князьком.

Нынешнее финансовое положение семьи самое незавидное: дом заложен, приходится экономить каждую копейку, от былой роскоши не осталось и следа. В активе осталась лишь приличная фамилия. Одна надежда на младшую дочь, ведь удачно пристроив её, мать решит и свои материальные проблемы. То есть по сути, Лариса — товар, предмет торговли матери.

Мать и дочь. Жестокий романс. Сценарий «Бесприданница в современном мире».

Мать поучает дочь как надо жить, внедряя в ее сознание семейный и коллективный сценарий.
— Уж лучше поунижаться смолоду, чтоб потом жить по-человечески.
— Притворяться, лгать…
— И притворяйся, и лги, эка невидаль! В нашем-то положении, что уж из себя невинность изображать!

Для матери все моральные принципы, не принципы вовсе, так, ерунда, главное продаться с профитом. Она в прямом смысле этого слова прогибается под богатых и могущих мужчин. «Тетенька», как верно Паратов подметил характер их с дочерью отношений!

Любовь Ларисы

А что сама Лариса? Лариса поначалу словно пребывает в стадии внутриутробного развития, этакого сладкого розового сна. Она красавица, скромна, начитанна, не лишена вкуса. Во всем слушается маменьку, развлекает гостей беседой, прекрасно поет и играет на гитаре (для этого она специально училась у цыган), в общем она имеет все то, что приличествует женщине того времени. Но… она небогата, и это ее самый главный недостаток.

И при этом Лариса безумно влюблена в Паратова. И понять её можно, ведь он чертовски обаятелен: сорит деньгами и комплиментами, делает ей дорогие подарки, кутит с цыганами. И при этом он циничен, эгоистичен до мозга костей, не имеющий ничего святого. Но в присутствии Ларисы он свое истинное лицо не проявляет. Конечно, в его лице мы видим откровенно подростковое поведение.

Лариса очень неуверенна в себе, поэтому не чувствует подлинную суть Сергей Сергеича. Она не видит его недостатков, и готова с высунутым языком, как собачка бежать за ним, внимать ему и верить во всю чушь, которую он преподносит её как истину.

Вот один из разговоров, произошедших между ними:
Паратов. О, женщины!
Лариса. Что «женщины»?
Паратов. Ничтожество вам имя!

Она продолжает верить ему, не смотря ни что! И когда уже хмель ночи проходит, Лариса спрашивает его: «Вы мне фраз не говорите, жена ли я ваша или нет?» Тут нарцисс Паратов сдержаться не может, и из него полилось все то, что скрывалось за его обаянием: подлость, желание удовлетворить свою похоть, а хоть бы и за счет других, отсутствие доброты и порядочности.

И только тогда Лариса словно очнулась от сна. Она поняла всю низость игры и родной матери, и так любимого ею Паратова, и нынешнего жениха Карандышева . Все её иллюзии о жизни, любви, о ней самой развеялись. Её надежды на счастье рухнули. Осознание было очень болезненным. Вот один из последних монологов Ларисы: «Я-вещь, наконец-то, слово для меня найдено. Я-вещь, я не человек. Каждая вещь должна иметь своего хозяина» … смертельно тосклив. Она поняла всю неутешительную пошлость своего положения. И тогда смерть стала для нее наилучшим выходом из ситуации.

В чем слабость Ларисы?

Вы скажете, что так распорядилась судьба, что девушка изначально попала в эти условия. И да, и нет. Да, потому, что такие правила игры она усвоила с самого детства, они были её внушены на бессознательном уровне.

А нет потому, что она абсолютно не развивала свой стержень, за ненадобностью, надеясь найти мужчину, который решит все её проблемы. Она слаба, зависима. И делать с этим ничего не хочет!

«Я для вас — кукла, поиграете, изломаете и бросите», так говорит она о себе матери и Карандышеву, и она права. Мало того, что она без приданного, так она еще и без силы воли. Поэтому передает право управления своей жизнью сначала матери, а затем мужчинам.

Прямо современная ведическая женщина, не находите? Главным постулатом которой является замужество, а затем тайное управление мужчиной (манипуляции), обман «во благо» и пассивное ожидание от него материальных благ. Весь смысл жизни ведической женщины в том, что женщина без союза с мужчиной ничто. Но так ли это на самом деле?

Почему этот сценарий не потерял своей актуальности и сейчас?

Сейчас этот сценарий неактуален, скажете вы. И это лукавство! Есть, и в нескольких видах:

  1. Женщину продают родители — пассивный сценарий Бесприданница.
  2. Женщина продает себя сама — активный сценарий Бесприданница.
  3. Женщина становится сама продавцом, читай мужиком — контрсценарий Бесприданница.

Пассивный сценарий Бесприданница.

Да, нынче родители так открыто не продают дочерей, как раньше. Зачастую просто подталкивают их к браку с мужчиной подходящим по их вкусу поведением, манерами и чувствованием жизни. Особенно неудачники, люди низкого социального статуса, откровенно зарятся на богатых женихов, забывая об обратной стороне таких браков. Ведь женщина, живущая на полном материальном обеспечении, вынуждена молчать и смиряться с обстоятельствами, когда у мужа десяток любовниц, когда он ей откровенно хамит и унижает. Все правильно, вещь не должна иметь своего мнения.

А если девушка сама сделала выбор не в пользу того, кто понравился родителям, то они сделают все, чтобы отравить жизнь своей дочери. Дочь в свою очередь слишком слаба, и каждое нравоучение для нее — удар, подрубающий сук ее взаимоотношений. В итоге все заканчивается расставанием, а дочь возвращается на то место, откуда пришла. Все счастливы, или несчастны, смотря по ситуации. И так может продолжаться до бесконечности.

Активный сценарий Бесприданница

Женщина продолжает верить в то, что только в счастливом замужестве ее призвание, начинает активно продавать себя. Каким образом? Все очень просто. Женщина выходит на брачный рынок, соблюдая все его законы. А законы рынка следующие: для того чтобы продать товар он должен быть свежим или модным, смотря, о чем мы говорим. Если о женщине, то здесь молодость, красота и сексуальность стоят на первом месте. Для поддержания «рыночной стоимости» используются все средства: и пластическая хирургия, и новейшие достижения косметологии, замедляющие процессы старения, и множество модных брендов одежды, парфюма, ювелирной продукции. То есть львиная доля всей мировой промышленности товаров и услуг поставлена на помощь женщине содержать себя в надлежащем для товара виде.

Женщина покупает платья. Жестокий романс. Сценарий «Бесприданница в современном мире»

Чтобы достичь своей цели, выйти замуж, она сохраняет невинный вид, манящий взор и полное отсутствие ответственности за свои действия и поступки. Она, нисколько не задумываясь, полностью возлагает надежду на то, что мужчина сделает ее счастливой. Такой сценарий в реальной жизни также называется «Мама красивая, а папа работает».

Уж сколько браков разбилось об эту покрытую мхом истину, не счесть. И мужчины тоже попадают в эту ловушку, а потом уходят, потому что боятся быть полностью поглощенными женщиной без развитого внутреннего мира. Ведь такая женщина готова к полному слиянию,она только и жаждет жить его жизнью, его интересами, заниматься его хобби, его работой и т.д. боясь завести свои собственные интересы, ведь у купленного товара всегда присутствует есть страх, что как только срок годности окончится, то его тут же его выкинут на помойку, заменив новым.

Для того, чтобы жить в соответствии с такими представлениями, женщина делает ставку исключительно на свою внешность, отдавая силы только на то, чтобы завлечь подходящего мужчину.

Внутренний мир женщины никого не интересует. Не потому, что его нет, а потому, что сама женщина не придает ему большого значения. Не пройдя сложный путь к собственной целостности, женщина, внешне сохраняющая себя в надлежащем для товара виде, имеет внутренний страх, что завтра она окажется не у дел. И начинает еще интенсивнее колотить лапками в барабан: спортзал, салон, магазин. Часами проводя в таком режиме, боясь встретиться с собой реальной. Энергия женщины уходит в мнимые цели. Где-то в глубине души она понимает, что этому все равно придет конец, и страх срабатывает катализатором для новых мнимых достижений: очередная шуба, круговая подтяжка, пластика носа, ботекс и пр. В такой жизни очень много тревожности и мало самой жизни. Ведь возраст несет с собой не только опыт, но и физическое старение, а для таких женщин ужасно!

Женщина с яйцами. Контрсценарий Бесприданница

Женщина, презревшая свое женское начало, которая решила для себя, что сильными мира сего являются мужчины, поэтому нужно подражать им, чтобы добиваться своих целей.

И да, у таких женщин может быть свой бизнес, но это фаллическая женщина, женщина со стальными яйцами, которая командует парадом, этакий Зевс в юбке. Ее феминное начало погребено под тысячью бетонных плит, к нему не пробиться. При этом она может быть безумно ухоженной и красивой, но стальной несгибаемый характер притягивает в её постель слабых и неуверенных в себе мужчин. Тогда она еще больше уверяется в том, что ей не на кого положиться, и все её убеждения о жизни верны.

Что делать, если вы чувствуете гнет этой роли?

Когда женщина считает себя слишком слабой, чтобы взять на себя ответственность за свою судьбу, да еще и позиционирует свою слабость как преимущество, пассивно ожидая участия в её судьбе сильного мужчины, который возьмет за нее ответственность, то она так и будет на вторых ролях, довольствуясь тем, что предложат. Это примерно, как актриса второго плана в годах отличается по положению от именитого режиссера.

Вы осознали, что проживаете один из этих сценариев и ищите ответ на вопрос: что делать?

Мой ответ. Искать знание внутри себя, где вы как женщина развиваетесь в соответствии со своими женскими энергиями, укреплять свой внутренний стержень, укреплять связь со своим внутренним голосом, искать свой баланс между мужским и женским. Да, это сложный путь. Но нет ничего невозможного. Осознанность, вот самый главный козырь в любой ситуации. Чего я вам от души желаю!

P.S. Когда я писала эту статью, я смогла вспомнить несколько таких женщин из моего ближайшего окружения, но они неизвестны вам. А вот позитивный пример известной женщины, которая нашла в себе этот баланс, не приведу. Может вы напишите о таких, буду рада вашим комментариям!

[/et_pb_text][/et_pb_column][/et_pb_row][/et_pb_section]

С.

Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.

Люблю читать сказки «по сезону». Зимой — с зимними пейзажами, морозцем, бубенцами, тройками, несущимися по снежной дороге вдаль, весной — с распускающейся листвой и омоложением природы, летом с обилием фруктов и цветов, вечерними чаепитиями и комарами, осенью с унылым настроением и одиночеством. Такова моя эмоциональная особенность.

Что касаемо сказок, то лето у меня ассоциируется с такими, как «Аленький цветочек», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван-царевич и серый волк», «Хозяйкой медной горы». Весна со «Снегурочкой», «Заюшкиной избушкой», осень со стихами Пушкина, и сказкой Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Гадким утенком». А зима у меня связывается со сказками «Морозко», «По щучьему велению», «3 орешка для Золушки», «Девочка со спичками» и, конечно, со «Снежной королевой». Вот о ней-то я и предлагаю поговорить в этой статье. Почему именно о ней? Зима, плюс я недавно проводила опрос в своей группе «Исцеление эмоциональной травмы» на тему : «Анализ какой сказки вам было бы интересно прочитать?» Что бы вы думали, сказки Х.К. Андерсена среди читателей вышли на первое место! И неудивительно, ведь в СССР это был самый публикуемый писатель из зарубежных. Да и не только в СССР.

Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость».

Гений Андерсена

Все сказки Андерсена имеют печать психопатологии самого автора. Если вы не знали, у него была сложная судьба, а период восхождения к славе отнюдь не был устлан розами.

Ханс Кристиан родился в очень бедной семье. Жили они в такой тесной каморке, что когда раскладывали его деревянную кровать, то пройти было невозможно. Его отец был простым башмачником, мать-прачкой, впоследствии она скончалась в богадельне от белой горячки. Несмотря на низкое происхождение, его отец был артистической натурой — много пел, рассказывал сыну сказки, разыгрывал с ним театральные постановки из собственноручно сделанных кукол. Немудрено, что Ханс Кристиан с самого детства любил фантазировать и очень рано сам стал сочинять стихи, пьесы. За это сверстники высмеивали его: «Вон, бежит сочинитель комедий!» — кричали они. Такая реакция мальчишек до глубины души ранила юного писателя, он был с самого детства очень чувствительным, восприимчивым и крайне суеверным, таким остался и до старости.

Бабушка по материнской линии работала в сумасшедшем доме, где Андерсен мальчишкой проводил очень много времени, слушая больных. В воспоминаниях писателя бабушка является для него поддерживающей фигурой, она очень любила и баловала внука. Его дед был добрым, мастерил интересные фигурки из дерева, продавал их, и при этом все знали, что у него психическое расстройство. «…иногда на него находили приступы буйного веселья. Он украшал цветами и пёстрыми тряпками свою продавленную шляпу и истрёпанный сюртук и, громко распевая что-то бессвязное, бежал по улицам» (Муравьёва, 1959) Злые мальчишки дразнили фантазера Андерсена сумасшедшим и предрекали ему дедовскую судьбу, от этого сравнения Ханс Кристиан сильно страдал! Хотя под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Когда Андерсену было 11, отец умер, это было основательным потрясением в его жизни. Поскольку мать постоянно ходила по стиркам, он оставался дома предоставленным сам себе. В это время он продолжал играть в свой театр, сам шил своим куклам одежды и сочинял, сочинял, сочинял.

В 14 он готовился к конфирмации. По этому поводу ему купили первые кожаные сапоги, которые скрипели при ходьбе, чем Ханс Кристиан очень гордился. До этого он довольствовался деревянными башмаками.

Вроде бы все шло своим чередом, но мечта уехать в Копенгаген и прославиться там, благодаря своему таланту не покидала его. Он постоянно говорил об этом матери. И к этому времени он сумел скопить 13 далеров, которые решил употребить для переезда. Мать очень любила свое дитя, и от большой любви, прочила ему судьбу портного, она совсем не понимала сына и не хотела отпускать его невесть куда. Вот как он сам описывает своё стремление ехать навстречу судьбе в книге « Сказка моей жизни»: «Меня охватило какое-то непостижимое увлечение, я плакал, просил, и мать наконец уступила моим просьбам; прежде чем решиться, она, однако, послала за знахаркой и заставила ее погадать мне на картах и на кофейной гуще.

«Сын твой будет великим человеком! — сказала старуха. — Настанет день, и родной город его Оденсе зажжет в честь его иллюминацию». Услышав это, мать заплакала и больше не противилась моему отъезду.»

Он всегда верил в свою счастливую звезду и твердо знал, что сумеет прославиться. Так и случилось, но это был очень трудный путь от статиста в театре до знаменитого на весь мир Сказочника. В 20 лет он переростком еще учился в гимназии. В 23 ему посчастливилось поступить в университет, и это была несказанная удача для сына башмачника в те времена. Он постоянно что-то пишет — стихи, небольшие пьесы, путевые заметки. Некоторые из них даже печатались в журнале. Только в 30 Андерсен получил признание, и его произведение сыграли в театре, а до той поры сколько ему пришлось нищенствовать, сидеть без куска хлеба, столоваться у знакомых, сколько насмешек и унижений ему пришлось пережить!

Важно отметить, что писал он не ради заработка, а это и была его жизнь.

Какие детали биографии Андерсена отражены в его сказках?

Расскажу вам лишь о нескольких.

Ханс Кристиан обладал нестандартной внешностью. Таким описывают его современники: «неловкий, с большими руками и гигантскими ногами, словно вставленными в костюм, весь этот странный внешний вид вместе с длинным носом и маленькими глазами должен был бросаться в глаза. «Наша иностранная горилла», говорили датчане. Название грубоватое, но верное» (Bomans, 1963) еще «Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед… Зато очень красив был его высокий открытый лоб и необычайно тонко очерченные губы».

Узнаете сказку? Конечно, это «Гадкий (в оригинале безобразный) утенок», его автобиография. Кто из нас не плакал о сложной судьбе гадкого утенка и не радовался, когда он превратился в прекрасного лебедя?

Еще интересный эпизод. Однажды, мальчишкой, находясь в богадельне, он заслушался прекрасною песнею в исполнении безумной женщины. Он был совсем один. Вдруг сумасшедшая сорвалась с места, выдрала форточку через которую ей передавали еду и стала рваться к нему. Пришедший позже сторож нашел Ханс Кристиана в полуобморочном состоянии на полу, от страха мальчик не мог пошевелиться. И очень долго ощущал на себе прикосновения этой безумной. Впоследствии Андерсен очень боялся женщин, даже остался по его словам, девственником, и мстил им, как мог: во многих своих сказках он умерщвлял их — «Девочка со спичками», «Русалочка» , рубил им ноги «Красные башмачки» , издевался, заставляя топтаться по крапиве голыми ногами « Дикие лебеди» и т.д.

«Снежная королева» в этом смысле тоже не без интересностей. «Из кухни был ход на чердак; под окном чердака на водосточном желобе, проходившем между нашим и соседним домом, стоял ящик набитый землей, в нем росли лук и петрушка; это был огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке «Снежная королева» Х.К.Андерсен. Дом с палисадником старушки Лето, описанный в сказке, — так и не воплощенная мечта отца писателя.

Да и сам образ Снежной Королевы появился в сказке не просто так. Примерно за год до смерти отца, он показал сыну на заледеневшем окне фигуру женщины, добавив, что это за ним пришла Ледяная Дева. « На третий день вечером отец умер. Тело его оставили лежать в постели, а мы с матерью улеглись на полу. Всю ночь пел сверчок. «Он уж умер! — говорила ему мать. — Нечего тебе звать его, его взяла ледяная дева!» И я понял, что мать хотела этим сказать… и слова ее глубоко запали мне в душу» . Андерсен в своей сказке Ледяную Деву воплотил в Снежную Королеву.

Душные каморки, в которых ему пришлось ютиться, потом живо описывал в своих произведениях.

Андерсен за свою жизнь сочинил 200 сказок! Они переведены на 150 языков. Он очень обижался, когда его называли детским писателем. Да, ведь это и неправда, не для детей он писал. Это истории о жизни, наполненные глубоким смыслом. Сегодня обратимся к одной из них — « Снежной королеве» . У вас есть замечательная возможность прикоснуться к святая святых — тайнам этой сказки, вы узнате, что скрывается за известными строками, вы увидите всю глубину истории, как вижу её я.

Представим, что все события описанные в сказке — происходят внутри личности, где Кай — Анимус, внутренний мужчина с нарциссической травмой, Герда — Анима, незрелая внутренняя женская часть, есть 2 противоположных друг другу состояния Архетипа Великой матери — Снежная королева, негативный аспект и Бабушка — позитивный аспект. Такова внутренняя структура этого человека.

Кривое зеркало, начало всех начал

Начинается сказка с истории о кривом зеркале, которое создал злой тролль. Зеркало не простое, в нем все самое хорошее отражается плохим, а плохое еще худшим. А если осколок попадает в сердце, то такое сердце леденеет, и человек становится бесчувственным. Очень символичное начало, не правда ли?

О чем это из реальной жизни? Об искажении образа себя, мира и об отсутствии базового доверия к миру. Говоря психоаналитическими терминами, ребенок получает раннюю нарциссическую травму. Вот как это происходит: когда ребенок рождается, он не имеет представления ни о себе, ни о мире в целом. Его мир это мать, находящаяся рядом, ведь материнская грудь для него ближе, чем собственные ноги. Если мать добра к младенцу, то он делает вывод, что мир хорош и жить можно. И это самый лучшее начало, какое может быть! Если отвергает самый близкий человек, в сознании порождается убежденность, что весь мир против него. В дальнейшем для таких людей весь смысл жизни в борьбе, в завоевании, в доказывании собственной значимости.

Ни одежда от Гуччи, ни модные фотосессии, ни раннее развитие, а материнская доброта, терпение и принятие — вот фундамент одного из самых основных принципов, которым человек потом руководствуется всю жизнь: жить хорошо или плохо, можно доверять или нельзя, наслаждаться жизнью или постоянно бороться.

Жизнь без любви

Есть люди, у которых холодность символизирует любовь. И не удивительно, так к ним относилась собственная мать. Какое сердце у матери, которая выбрасывает своего родного младенца в мусорку? А какое сердце у матери, которая говорит своему ребенку, что не любит и не любила никогда, и чем она лучше? Человек рожденный и воспитанный вне любви останется травмированным навсегда.

Есть матери, которые в порыве правды рассказывают своему ребенку, что они хотели сделать аборт, а потом почему-то оставили его, и теперь он живет. Есть и такие, которые « храбро» поведали страшную тайну — папа хотел бросить нас, и пришлось родить тебя/брата/сестру, чтобы сохранить семью. Есть матери, которые родили ребенка и сдали « на время», пока не устроят личную жизнь, в детский дом. Или круглосуточный детский сад 5 раз в неделю. Есть матери, которые телесно не прикасались, не обнимали своих детей, считая это блажью. Для кратковременного утоления телесных потребностей ребенка придумали массаж 15 минут в день. Но лучший массаж для младенца — быть на руках у матери!

Есть матери, которые подменяют любовь заботой, но вкусный завтрак и глаженая рубашка никогда не заменят искренности и сердечности! За невыстиранный воротник могут ведь и осудить — мать-неряха, а вот за отсутсвие эмпатии нет. Эмпатию не пощупаешь, не возьмешь в руки, этот предмет из нематериального мира.

Все эти и други истории из одной и той же серии, где мать во власти негативного аспекта архетипа Великой матери. Она — Снежная Королева.

Всегда, когда ребенка рожают для того: чтобы получить квартиру или материнский сертификат, чтобы скрепить семью, чтобы не остаться бездетной или подтвердить свой статус женщины, чтобы быть как все, чтобы сбыться мечте об идеальной семье и «в старости собираться по воскресеньям за семейным обедом», чтобы ребенок стал помощником и опорой, чтобы удержать гуляку-мужа, чтобы не делать аборт, чтобы потом им гордиться, для радости. Или же для того, чтобы рядом был человек-подушка для битья и обнимашек. Это все травмирует детей. Ибо нет никакой веской причины, кроме как родить ребенка ради него самого.

И если эта травма есть внутри человека, то она никуда не девается и будет проявляться всякий раз при приближении к объекту (или играющему эту роль). Такой процесс можно сравнить с процессом разжигания костра с помощью лупы. Где лупа — люди, которые постоянно будут актуализировать внутренний нарциссический конфликт.

Осколок остался

Вернемся к метафоре зеркала. Ребенок не в состоянии оценить себя, у него нет никаких знаний, нет опыта. Поэтому, логично, что он видит себя через призму взглядов на него и мнений о нем значимых людей. А ведь известно, что своего лица нам никак не увидеть, только с помощью зеркала. Хорошо, если зеркало отражает суть: « Я хороший, раз мама любит меня» « Я достоин самого лучшего в этой жизни». А если кривое, как в сказке? А если сравнивают не в пользу ребенка? «Я плохой, потому, что так говорит обо мне мама» , « мне всегда не везет» , « бабушка, я тупой, так мама сказала», « а что у Тани по контрольной?». Подобным манером формируется образ Я человека. Если мать/отец любят, хвалят, то что ему остается делать, как любить и принимать себя таким, каков он есть? И это чудесно. Но по моим наблюдениям подобное происходит примерно в 2% семей.

В нашей культуре, и это я вижу постоянно, принято воспитывать не только через призму своих личных взглядов, а при помощи устаревших взглядов своих родителей и общественной морали. Если ребенок резв, то его нужно немедленно успокоить , если говорлив, то ему будут затыкать рот, если весел, то «с чего ты так развеселился? не к добру» и т.д. Такие родители не любят своих детей по-настоящему. Дети им нужны для подтверждения их собственной состоятельности — нарциссического расширения. То есть в словах четко читается мета-послание: « Я тебя буду любить, если ты будешь таким, как я хочу!» И основной задачей такого ребенка быть удобным для родителей и общества. В дальнейшем, это предмет гордости родителей и, О, Боги!, зависти со стороны окружающих: «моя дочь именитая актриса», «мой сын должен был стать известным спортсменом, ведь я столько в него вложила, так и случилось!» Простых отговорок, почему женщина неуспешна в жизни: «я не сделала карьеру из-за детей, я им отдала всю себя». И все это, несомненно, не про сознательный выбор, а про «так получилось» и про «ошибки молодости». Зачастую такие матери сами воспитывались в лишенной любви среде, трудно любить и отдавать, когда у самой в душе огромная дыра, невозможно уважать другого, когда презираешь самое себя.

И зеркало, конечно, сыграло свою определяющую роль. Кай стал видеть всё в дурном свете, смеяться над тем, что ранее любил, глумиться над самыми близкими, его восприятие кардинально изменилось. Более того, он неосознанно отправляется в пенаты Снежной королевы.

«На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали таким образом довольно далеко. В самый разгар его на площади появились большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел человек, весь ушедший в белую меховую шубу и такую же шапку. Сани объехали кругом площади два раза: Кай живо привязал к ним свои санки и покатил. Большие сани понеслись быстрее и затем свернули с площади в переулок. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе кивал ему словно знакомому, и он ехал дальше. Большие сани остановились в них была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.

— Славно проехались! — сказала она. — Но ты совсем замерз? Полезай ко мне в шубу!

И, посадив мальчика к себе в сани, она завернула его в свою шубу; Кай словно опустился в снежный сугроб.»

А какой у него выбор? Ведь Снежная королева его родная мать.

В плену у злодейки

Увы, очароваться этой женщиной очень легко!

«Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя». Снежной королеве ничего не стоило соблазнить Кая, и он сам того не замечая, очутился в её власти. «Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Она казалась ему совершенством.» Речь о человеке, душа которого околдована Снежной королевой — негативным аспектом архетипа Великой матери.

Иллюстрация «Снежная королева» Анжелы Барретт (Angela Barrett)

В сказках и мифах разных народов и эпосов этот архетип воплощен в женских образах. Все они блистают холодной красотой и очень притягательны!

Это и Афина, богиня мудрости, которая в отличии от других женских богинь, одета в мужские доспехи, держит в руках копьё, её называли «сероокой и русоволосой». И именно она, по мнению Цицерона, изобрела войны!

Афина

Хозяйка медной горы. Вот какой ее увидел Степан: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. … . Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

«Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей».

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

«Степан и Хозяйка Медной горы» Художник Вячеслав Назарук

Шамаханская царица. Помните у Пушкина «Сказку о Золотом петушке»?

«Вдруг шатер Распахнулся… и девица, Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя»

«Сказка о Золотом Петушке» Иллюстрация В.М. Конашевича

И, конечно, первая соблазнительница, Лилит, слёзы которой даруют жизнь, но поцелуи приносят смерть.

Джон Кольер (John Maler Collier) «Лилит»

Обратите внимание, и здесь Андерсен пишет о смертельных поцелуях: «Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Одну минуту Каю казалось, что вот-вот он умрет, но нет, напротив, стало легче, он даже совсем перестал зябнуть. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.

— Больше я не буду целовать тебя! — сказала она. — А не то зацелую до смерти!

Такой одновременно чарующий, магический, и лишенный живой чувственности образ. Роковая красота. Ни одна из героинь не стремится выстраивать отношения с партнером, не нужно им это.

Ледяное сердце

«Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, мертво и грандиозно! Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда».

О чем это из реальной жизни?

Не давая любви, мать отвергает свое дитя. Что в этой ситуации делать ребенку? Ведь он полностью зависим от объекта(матери)! Тут срабатывает система психологических защит: он становится удобным, отвергает часть себя и его маленькое сердечко леденеет. Как местная анестезия. Выросший в таких условиях человек начинает держаться на расстоянии от объекта любви. Когда Кай приближается к человеку, которого он теоретически может полюбить — похожего на мать/отца, сердце начинает потихоньку оттаивать, и при этом он испытывает такую боль! Боль нелюбви. Он уже чувствовал её тогда, в детстве, когда с чистым сердцем льнул к матери: «Дай любви!», а она бежала от него как черт от ладана! Это адовы муки, будто вся вселенская печаль спустилась на хрупкие плечи простого человека. И в этот момент человек понимает, что имеет право быть любимым просто по праву рождения, чувствует эту жестокую несправедливость, но точно знает, что ничего с этим поделать не может. Испытывать это снова и снова — выбирать холодных партнеров — удел мазохиста. Ведь Кай неосознанно всегда выбирает партнера с которым невозможно построить близкие доверительные отношения — несвободного, незрелого, отчуждающего, либо наоборот прилипалу, тем самым подтверждая свою детскую теорию о том, что любви нет. Либо ее надо заслужить. Поэтому человек делает логичный вывод, что лучше быть одному и чувств не проявлять — путь саморазвития выбирает не каждый, уж очень он болезненный и долгий.

Кай ненастоящий

Не проявлять чувств — быть в плену у архетипа негативной матери. А это значит действовать в соответствии с её интересами, что и делает наш герой. Кай спокоен, подконтролен и днями напролет занимается бессмысленной работой, чтобы получить «весь мир и пару коньков» . При этом пребывает в иллюзии, что занимается чем-то архиважным.

К сожалению, таких каев в реальной жизни пруд пруди, и речь не только о мужчинах. Это люди, которых не интересует эмоциональная связь, они не хотят обременять себя бессмысленными на их взгляд выяснениями отношений, (да, таковы человеческие отношения, их невозможно настроить раз и навсегда, в них нужно вкладывать столько же труда, как и в работу, где у вас есть постоянные обязанности, тут ничего не поделаешь), слюнями, детишками и семейными ужинами. Они делают только то, что удобно им. Сейчас проблема нарциссизма в нашем обществе вышла на первый план, когда в годы работы З.Фройда процветала истерия. Патологическое самолюбование захватывает все большее и большее количество людей, и с таким человеком невозможно выстроить отношения. Почему? Потому, что он не про отношения. Может быть про деньги, славу, власть или хорошую работу. Он очень рационален, холоден, занят сугубо материальным миром. В сказке это описано так:« Раз зимою, когда шел снежок, он явился с большим зажигательным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. — Погляди в стекло, Герда! — сказал он. — Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»

Порою дьявольски жесток. Культура нашего времени воспевает оды такому типу личности. Так, в фильме Духless показан образ подобного мужчины. Были они и раньше, муж той же Анны Карениной, например.

Самой большой проблемой Кая является холодность. Зима — пенаты смерти, с нею издавна ассоциируется глубокая печаль, скорбь, одиночество. Если вы хотите испортить любые взаимоотношения, то заморозьте их, не проявляйте к ним участие, не вкладывайте в них свою душу, бойтесь быть собой рядом с партнером, и отношений у вас не будет. Рядом с Каем вы не почувствуете ничего, потому, что это не человек, это его фасад, маска. В известной песне Арии есть такие слова:

«На этот мир взгляни —
У многих здесь душа мертва,
Они мертвы внутри!»

Действительно, он словно безжизненная кукла, робот, действующий по заданной программе. Кай с детства не ощущает своего тела, не знает своих желаний. Он боится своих чувств. Он думает, что он чувствует, то есть чувства строго им контролируются и искусно подавляются. Голова, разум, точность, интеллект, воля, деньги — вот главные атрибуты его жизни.

Обратите внимание, что Снежная Королева и Кай в очень тесном контакте, рядом. Но между ними нет НИЧЕГО! Вы знаете это состояние, когда находишься рядом с бесчувственным человеком, а от этой бесчувственности хочется бежать без оглядки! Вроде бы все в социальных рамках — кольцо подарил, и вроде бы все хорошо, но нет в этом жизни, нет тепла и искренности.

Бывает и так, что человек вроде бы душевен рядом с вами, но дальнейшее общение не поддерживает, на сближение сам не идет. Для него любовь — холод, он опасается, что его будут использовать, как мама в детстве, он бежит от любых глубоких контактов. Вам нужно знать, что это его проблема, хотя и немножко ваша, ведь почему-то из всех вы выбрали именно его, Кая.

Кай отрезан от собственной анимы — чувственности, эмоциональности, он не целостен. В сказке аниму символизирует Герда. Ему и в голову не приходит, что проявление чувств благодатно скажется на нем самом, зима в душе закончится и запоют птички. Надо всего лишь преодолеть страх и боль. 2 слова, но сколько душевной работы, сколько слез надо пролить, чтобы растопить сердце и закончить дело, не побоявшись трудностей. Одному Каю не справиться. Но помощь спешит. Герда уже в пути.

9
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x