Сказки надо смаковать, это вам не любовный роман, не дайджест и не детективчик. Здесь каждая деталь требует пристального рассмотрения под микроскопом. Так повернуть, эдак развернуть, а что под этим углом можно увидеть? Потому как сказка — это основное блюдо, а детали на сладкое. Может быть какие-то любовные романы с одинаковым сюжетом и не грех глотать целиком, не пережевывая (и так сойдет!), но не сказки: в них сама суть, сама жизнь.

Вот и я пишу о сказках с такой любовью и страстью, что хочется потом целовать каждую букву, которая помогла мне передать их сакральный смысл. Это непередаваемое ощущение восторга, когда ты смог докопаться до чего-то интересного и ранее неизвестного. Волнительное от самого прикосновения к загадке. И вроде бы ты видел эту дверцу сотни раз, проходил мимо, но не заглядывал за нее. И вдруг решился… За годы всё в этой потайной комнате покрылось многолетней паутиной и пылью, но стоит потянуть посильнее, как завеса падает и мы видим бесценные сокровища.

Так и здесь. Кто из нас не смотрел мультфильм «Мартынко», который снят по одноименной сказке известного фольклориста и писателя Бориса Шергина?

«И были ле дети, и были ле родители, и не сумашеччи ле были, и папа пьюшшой ле, и кака пинтература?»

У некоторых он в списке любимых. Да, смотреть мультфильм «Мартынко» режиссера-мультипликатора Эдуарда Назарова большое наслаждение, и нарисован классно и озвучен мастерами своего дела. Надо заметить, что сюжет мультфильма довольно популярный, схожий с русскими народными сказками «Рога» или «Наказанная царевна». А задумывались ли вы, о чем он на самом деле?

Я лично, да. Поэтому и взялась за анализ с удовольствием, перечитала все эти сказки и который раз пересмотрела сам мультфильм. И мне есть что вам рассказать!

Мартынко — персонаж странный: он и лекарь, и таможенный министр, и сбежавший из-под караула солдат. Так кто же он? Незамысловатый и вместе с тем с этакой чудинкой, которая притягивает внимание к себе с самого начала. Он явно не простой молодой человек и вот какие тому доказательства.

Будучи арестантом, Мартынко в своей тюремной камере нашел золотые карты. Сначала обыграл часового, который его караулил, и добыл себе свободу, сбежав подальше от строгих рамок и генералов.

Потом обыграл на рынке всех зевак, набрав себе столько денег, что не под силу было потратить. Он, заурядный мужик без связей и породы, отправился в «высшее обчество». Там уделал всех господ, в том числе действующего царя-императора, и стал таможенным министром. Были у него еще приключения, в конце которых он-таки женился на царевне — Раиске.

Так можно крупными мазками представить вам образ главного героя. Заметили, что слишком много нелогичного в сказке? К примеру, неужели никто не предложил Мартынке сыграть другой колодой? Или что, только Раиска смогла у него карты отобрать? «Простой шулер» женится на царевне, а папаша-император, только рад? Эти парадоксы указывают на то, что есть в этой сказке что-то загадочное, давайте же в этом разбираться детально.

А начиналось всё так…

«Годы подошли, взели на военную службу. Послали караульным в стару морску крепость. Место невесело, начальство строго, навеку бедной парень эдак не подчинялся, не покорялся.

Вон оногды на часах у складов и видит: подъехали конпания лодкой и учали в футбол играть. Мартына и раззадорило:

— Нате-ко меня!

Ружье бросил и давай с ребятами кубарем летать».

Здесь и везде в этой статье я буду цитировать слова из оригинальной сказки Б.Шергина, она совсем немного разнится с мультфильмом.

Мартынко — герой, который напоминает мне аркан Шут в картах Таро, знаменующий собой начало пути. Такой молодцеватый, свой парень с ленцой. Абсолютно не дисциплинирован, и у него явные проблемы с границами, так как «навеку бедной парень эдак не подчинялся, не покорялся». Своей непосредственностью и простоватостью похож он и на Емелю, и на Ивана-дурака, и на Эспена из «99 зайцев».

Заметьте, что и зовут его не по-взрослому — Мартын, а с уменьшительно-ласкательным суффиксом — Мартынко. Так обращаются к отрокам не имеющим авторитета. Начало мультфильма как начало жизненного пути, когда герой пробует себя, пробует жить один и реализоваться. Он не обрел еще свое Я, не знает, что сам хочет от жизни, а чего хочет от него общество.

А тут попал на военную службу — в строгие рамки. Там скучно и надо соблюдать устав. Поставили его на часах стоять — не смог он удержаться от соблазна, нарушил приказ. Да так явно, что это сразу стало известно начальству. Потом попал футбольным мячом прямо в открытый рот генеральши, которая вышла на балкон подышать свежим воздухом. И этот эпизод подтверждает проявление инфантильности героя: слыханное ли дело, чтоб солдат покинул свой пост для игры в футбол?

Но после происходит весьма странное, генерал отчитывает его на плацу такими словами:

«Перва вина, что благородной дамы в рот грезной футбол положил, втора вина — с поста убежал». С чего бы это? Ведь для генерала важнее всего исполнение устава. А вот в сказке не так, в символическом значении Мартынко не генеральшу обидел, он заткнул «грязным футболом» рот своей собственной Аниме — внутренней женщине.

Когда человек предаёт себя, он самый настоящий преступник. Мартынко предал свою внутреннюю женщину, закрыл ей наглухо рот так, что фельдшер до вечера мяч изо рта доставал. За это Мартынко был приговорен к аресту. Сама жизнь ему показала, что пора бы тебе крепко задуматься дружок, видимо, чем-то не тем ты занимаешься. Посиди один. Да, подумай!

Тюрьма, башня

Но не тут-то было, увидел он в камере большое для себя искушение. Искал Мартынко в ящике стола хоть завалящий сухарик, а получил в руки золотые карты.

Вот, как об этом сказано в сказке «Рога»:

«— Сбежи, Мартышка, в иное королевство — там тебе жира будет добрая! Дойдешь ты до этого королевства, и будет тут речка, через речку мост, а подле моста трехэтажный каменный дом; зайди в этот дом — в том дому никого нет, а стоит стол, на столе довольно всякого кушанья и разных напитков; наешься ты, напейся и в стол загляни; в том столе в ящике лежат карты однозолотные и кошелек с деньгами. Однозолотными картами хоть кого обыграешь, а из кошелька хоть полную гору насыпь золота — из него все не убудет!»

Центральная тема этого эпизода — стол и золотые карты. Не на полу, не в шкафу, а именно внутри стола лежали заветные карты. Стол очень важный предмет мебели для наших предков, сравним по значимости с порогом. Это сакральный центр жилища — стол мыслился как начало и конец пути.

Покойников раньше клали на стол для церемонии прощания, на него же клали младенцев, на нем же ели, на нем же поминали и прощались с уезжающими. Во время поминок стол собирал живых и мертвых. Древние его наделяют такими эпитетами, как «ладонь Христова» или «Божий дар».

За столом собиралась вся семья для трапезы, при этом все придерживались очень строгих правил: никто не мог начать есть раньше других, и никто не мог встать из-за стола, пока все не доедят. Для наших предков это было важно, они считали, что совместная еда наполняет, обогащает каждого члена семьи, не в смысле удовлетворения физиологической потребности, а в смысле духовного питания. Совместная трапеза за столом гармонизирует, поддерживает связи с родом, устанавливает тонкое равновесие творческого и дисциплинарного начал.

Но находит наш герой там для себя нечто новое. Это великое благо или очередной искус? Нам покажут дальнейшие события.

Золотые карты

Да, следует остановиться подробнее на этой важной детали повествования.

«Карты и карточная игра приобретают в конце XVIII — начале XIX в. черты универсальной модели — Карточной Игры, становясь центром своеобразного мифообразования эпохи.»

Ю. Лотман

Традиционно игральная колода состоит из 52 карт, как число недель в году, 4 масти, как 4 времени года, а 13 карт в каждой масти соответствовали 13 лунным месяцам. Ранние колоды изготавливались исключительно вручную, поэтому они стоили так дорого, что только истинные богачи могли ими пользоваться. И только к XVIII веку они начинают получать более широкое распространение по всей Европе, в том числе и в России. Для простого люда карточная игра была долгое время запрещена.

Золотая колода. Психологический анализ сказки. Виктория Браткова

Кадр из мультфильма «Мартынко» по сказке Б.Шергина

В 1649 году в «Уложениях» от Алексея Михайловича мы можем найти статью о «картной игре», которая помещена в главе «О разбойных и татиных делах». Много людей испытали на своей шкуре тяжесть наказания по этой статье. Но на то он и азарт, что люди, следуя поговорке «жестокость законов на Руси смягчается возможностью их неисполнения», продолжали тайно играть. Петр I также особо не жаловал карточных игр и только при Анне Иоановне карты стали любимым видом досуга при дворе.

Когда власти убедились в неискоренимости этого порока, то решили сделать карты источником государственного дохода. И надо сказать, немалого!

Елизавета Петровна в 1761 году постановила о разделении игр на запрещенные — азартные, и разрешенные — коммерческие. И в домах прочно поселились ломберные столики для игр. Во многих литературных произведениях описывающих то время, мы встречаем красноречивое тому доказательство. Повальное увлечение карточными играми или пасьянсом, дополнительная возможность скоротать время и завести новые знакомства. Более того, в светское воспитание обязательным было обучение игре в карты. Известно, что Николай I и Александр III были страстными картежниками.

В собирательном значении полная колода карт олицетворяет жизнь со всеми ее радостями и горестями, и борьбу противоположных сил, стремящихся к победе друг над другом. А в христианстве карты мыслятся как бесовский инструмент, основной атрибут порока и попусту растраченной жизни.

Бывает часто с игроком:
Сел богачом — встал бедняком.
Кто карты взял, прельстясь наживой,
Тому не знать игры счастливой.
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана,-
Ее придумал сатана!

Себастиан Брант, 1494 г.

Что и отражалось в русском народном творчестве, и в литературных произведениях. Пушкин в «Пиковой даме» показал пагубную страсть Германа к игре и выигрышу. В конце Герман сошел с ума, проиграв крупную сумму денег.

А вот как об этом говорит герой лермонтовской драмы «Маскарад»: «Что ни толкуй Вольтер — или Декарт, Мир для меня — колода карт, Жизнь — банк: рок мечет, я играю, И правила игры я к людям применяю».

В сказке «Мартынко» мы видим с одной стороны карты, а с другой стороны золото. Сочетание престранное.

В христианстве символика золота амбивалентна: с одной стороны — это чистый свет, духовное сокровище, данное нам Христом. Иконы инкрустировали златом, сусальным золотом сверкают купола церквей, символизируя божественный свет. Золото, погруженное в грязь, не вступает с ней во взаимодействие и сохраняет свою природную чистоту.

С другой стороны, не будем забывать Золотого Тельца, которому поклонялись и поклоняются до сих пор.

Сверкающий металл почти во всех культурах связывался с Солнцем. Но в греческой мифологии Аполлона (бога Солнца) называли хозяином чумы. Поэтому золото также символизирует металл, пришедший из царства Аида, связывающий человека с миром мертвых и духом преисподней.

Кстати, на самом деле, имелось понятие «золотообрезные карты»: они изготавливались вручную для императорского двора и были очень дорогими. Простым смертным в руки не попадали.

Словно Мартынко вынул из стола верительную грамоту от Вселенной. Признак особого доверия и избранности. Здесь мне вспоминается известная поговорка «Пройти через Крым, и рым, и медные трубы». Полностью она звучит так: «Пройти огонь, воду, медные трубы, чертовы зубы, Крым и рым». В символическом значении означает пройти испытание неволей, каторгой и славой. А испытывает славой не Бог, а сам Дьявол. Что выложит на кон человек за славу? Чем он готов пожертвовать?

«Я этими картами жить зачну» — подумал он. И вместо того, чтобы пересмотреть свои приоритеты, с помощью волшебного инструмента он только усилил и без того выпирающие черты. Мартынко обратился не вглубь себя, а к Жизненной Силе, к своим главным теперь жизненным приоритетам: деньги, власть, успех. Этот эпизод схож с тем, как солдат из сказки «Огниво» получил в руки золото и стал кутить направо и налево.

И вместе с этой колодой приобретает черты Трикстера.

Кто такой Трикстер?

Трикстер — плут, тролль. По мнению Карла Юнга, это архетип лукавства, шутовства, шалостей, проказ, часто достаточно злобных, который реализуется в образах обманщика, шута, двойника.

Трикстер. Психологический анализ сказки. Виктория Браткова

Вы встречались с этим архетипом в разных литературных произведениях и мифах. Из широко известных — Кролик из «Братца кролика и братца Лиса», Коровьев из «Мастера и Маргариты», а еще это и Фигаро, и Остап Бендер, и Локи, и, несомненно, мой любимый бравый солдат Швейк. Из русского фольклора приходят на ум Лиса Патрикеевна, Петрушка, Иван-дурак. В греческой мифологии к этому архетипу причисляют Гермеса, Диониса, а также Сизифа, жестоко наказанного богами за обман.

Что общего во всех этих персонажах?

Это ловкачи первой гильдии, обмануть их невозможно, но они сами кого угодно обведут вокруг пальца. Они легко относятся к жизни, к своим неудачам, их невозможно сломить, они изворотливы и хитры. И главное, на мой взгляд, качество архетипа Трикстер — он провокатор: как лакмусовая бумага, проявляет всё лучшее и гнилое в человеке.

Итак, Мартынко обыграл всех в своем царстве этими волшебными картами. Более того, он предложил мошенничать таким образом на государственном уровне и стал обирать всех туристов и иностранных предпринимателей. Государство разбогатело. Это обман первой руки, но никто в целой стране на это не обратил внимания и более того — люди поддержали решение Мартынко. Странно, не правда ли? Но в том-то и суть Трикстера, что он провоцирует, и тогда человек словно бы отрывается от своей психической реальности и попадает в другую.

Как тут не вспомнить театральное представление из романа Булгакова, в котором заправлял Коровьев, и их с Бегемотом дамский магазин. В нём всем дамам можно было абсолютно бесплатно переодеться в новые роскошные одежды, а старые оставить. Снова сработала провокация Трикстера: после спектакля театральная площадь наполнилась полуголыми женщинами, визгом, свистом милиционеров и мальчишек.

Другой пример: Гитлер явно был психопатом — как ему удалось поднять за собой многомиллионные толпы людей? Как не усомнились они в этой изначально безобразной античеловеческой идее? Что происходило в головах этих людей, когда они доверили свои жизни психически больному человеку?

Человек по своей сути азартен, не надо искать дьявола где-то: посмотрите в зеркало, тут он вам и есть. Особенно это касается тех людей, которые находятся на низком старте, не живут осознанно, а только пишут черновик своей жизни, любят халяву, не заботясь о качестве, и живут лишь по принципу получения удовольствия. Их искаженная реальность очень хорошо вписывается в концепцию Трикстера.

Тут мне приходит на ум история из фильма «Духless», где главный герой весьма активно педалировал ситуацию успеха, но его внутренняя пустота постоянно давала о себе знать. Герой отчаянно пытался заполнить её наркотиками, свежими впечатлениями и связями с горячими, пустыми девицами. К чему это привело в итоге? К тому, что он проснулся на мусорке.
Впрочем, вы мне и сами приведете кучу таких примеров.

«Быть идеальным невозможно, стало быть, это требование невыполнимо. Поскольку у нас, как правило, хороший нюх на эти вещи, то большинство идеалов, которым нам предлагается следовать, выглядят довольно неубедительно и становятся приемлемыми только тогда, когда открыто признается существование их противоположности. Без этого противовеса идеал превосходит наши человеческие возможности, становится неправдоподобным из-за своей сухости и вырождается в обман, пусть даже и совершаемый с благими намерениями. Обман — это нечестный способ подчинить себе других людей, и ни к чему хорошему привести не может.»

К. Г. Юнг.

Финал этой истории предопределён: сколько верёвочке не виться, а конец ей всё один. «А король-то голый!» — вскричал мальчишка в сказке Андерсена «Новое платье короля», где искусный портной (тоже Трикстер), сумел убедить короля в наличии волшебной ткани. Разоблачение Мартынки грядет, ему не отвертеться.

Раиска. Образ Анимы

И вроде бы всё удается Мартыну, ведь пробрался в высшее общество и тебе авторитет, и денег полным полно, но вот с Раиской он не поладил. И знаете, это ведь не просто царева дочь: это также воплощение Анимы главного героя. И его тошнит от собственной Анимы и её проявлений в жизни. И ясно, что Анима находится у Мартына в Тени.

По мнению Юнга: «Фигура Тени персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции». И здесь образ Анимы и Тени накладываются друг на друга. Но если вы думаете, что в Тени содержится только что-то плохое, отнюдь. Там сокровищница, клондайк: Тень — источник нашей целостности и талантов. И если принятие происходит, то лучше и быть не может!

Какая польза мужчине от того, чтобы быть с Анимой в содружестве?

Известная ученица и последовательница Юнга Мария Луиза Фон-Франц говорит так: «Анима отвечает за способность мужчины правильно отыскать партнера по браку. Другая функция не менее важна: всякий раз, как логический разум мужчины не способен различать скрывающиеся в его бессознательном факты, ему на помощь приходит Анима. Еще более жизненно важной будет роль Анимы, когда она как бы настраивает ум мужчины на подлинные ценности, и тем самым открывает путь к истинным глубинам души. Словно некое внутреннее „радио“ настраивается на какую-то волну, исключая отклонения и позволяя слышать голос Великого Человека. Помогая настроить это внутреннее „радио“, Анима принимает роль проводника, посредника во взаимоотношениях с внутренним миром и Самостью».

Когда у мужчины нелады с этой внутренней частью, он живет и действует слишком топорно и линейно. Он с остервенением отрицает женскую сторону жизни, ведёт себя нарочито грубо, считается в обществе отъявленным агрессором и насилующим, но в душе этого мужчины мягкое и расплывающееся ядро, как сыр буррата.

Здесь мне на ум приходит греческий Геракл. Кто-кто, а уж Геракл — настоящий герой! За ним числится столько замечательных подвигов: и гидру Лернейскую умертвил, и Авгиевы конюшни вычистил, и чудовищного пса Цербера в царстве Аида укротил. Силища у него огромная, а с собой совладать не смог. В мифах это показано так: Геракл не смог уследить, как богиня Ате вошла в его жилище, во время семейной идиллии, накинула ему волшебную повязку на глаза и затуманила его разум. Он так разъярился, что убил своих детей одного за другим, разрушил всё в доме и стал гоняться за своим братом и женой.

Когда повязка упала с его глаз, он увидел своих растерзанных сыновей и понял, что натворил непоправимое. Тогда Геракл ушел навстречу опасностям, чтобы вымолить себе у богов прощение. Но не тут-то было: не сделал правильные выводы Геракл и через некоторое время угодил в ту же ловушку. Он убил Ифита, брата новой возлюбленной, скинув его со скалы.

Боги очень осерчали на Геракла и продали его в рабство (кому бы вы думали? Конечно, женщине!) лидийской царице Омфале. Она унижала его тем, что заставила все 3 года ходить в женском одеянии и выполнять женский труд — ткать и прясть наряду со своими служанками. А сама одевала его доспехи и красовалась перед ним.

Так Геракл учился быть женщиной и ладить со своей внутренней женщиной — делать мелкую, незаметную, каждодневно повторяющуюся работу, находить удовольствие в каждом дне, учился терпению. Только женщина может сподвигнуть мужчину к духовной жизни, позволить ему проявлять чувства. Чего и не доставало Гераклу, чтобы стать настоящим мужчиной, а не мужланом.

Но вернемся к Мартыну и Раиске. Он опрометчиво сообщает:
— Эту Раиску увижу, меня так блевать и кинет!
Тайные агенты и донесли Раиске про это. Она-то думала, что он из скромности на нее не смотрит, а тут вона какое дело!

Тут стоит пояснить, что у Анимы сколько положительных аспектов, столько и отрицательных, негативных — это изменчивость, коварность, ненадёжность, внушаемость, зависимость, иллюзии.

Чтобы проучить Мартынку, Раиска пустила в ход всё своё коварство и отобрала то, что делало его особенным среди всех: золотые карты, а после опоила его зельем и приказала выбросить в лесу. Отомстила.

И заметили, что только она решилась карты забрать? Такая в них чудодейственная власть была. Но Аниме и это под силу: именно она показывает в чем настоящее предназначение и сила мужчины.

Можно ли у человека забрать что-то, если это является его внутренним объектом, внутренней ценностью? Можно ли забрать уверенность в себе, самоценность, нежность, ум, любовь? Невозможно, значит карты эти были исключительно внешним приобретением: типа денег, нездорового нарциссизма, то, что никогда не станет внутренним достоинством. Именно этого и лишился Мартынко. И ему предстоит укрепить своё Эго без внешних атрибутов.

Чудесные яблоки

Мартынко очухался в лесу, а он гол как сокол. В полном смысле этого слова. Это похоже на своеобразную инициацию, когда молодой человек должен сам добыть себе еду, суметь обогреться и защититься от дикого зверя, проявив смекалку. Он должен почувствовать свою внутреннюю ценность вне зависимости от внешних достижений, того, кто он на самом деле.

Вспомните сказки или мультфильмы с подобным сюжетом, например «Конек-Горбунок», когда Ивана заставили купаться в котлах с кипятком, молоком и ледяной водой. В русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое» главного героя также искупали в чану с кипящим молоком. В сказке «Иван-царевич и Серый волк» на пути домой Ивана зарубили собственные братья, бросили в лесу и забрали его невесту и трофеи впридачу. Емелю с царевной засмолили в бочку и бросили в синее море.

Когда с героем сказки происходит что-то очень плохое, потом это выводит его на новый виток и он достигает гораздо большего. Происходит полное переосмысление себя. Проживание души, терзания, переосмысление жизни, когда человек побыл наедине сам с собой и почувствовал внутреннюю силу и смысл своей жизни перед лицом потерь и смерти, которая требовалась для дальнейшей жизни.

Новый толчок к переосмыслению себя Мартынко получил с помощью яблок. Прошелся он по лесу, пить-есть охота. Тут и увидел наливное яблочко на дереве и, недолго думая, съел его.

Яблоко это древний амбивалентный символ. С одной стороны — это источник добра, так как считается плодом с древа познания добра и зла. В древних мифах яблоки — символ знания, мудрости и солнечного тепла. Недаром яблоня считается священным деревом Аполлона, имя которого происходит от того же корня, что и современное английское слово apple.

А с другой — символ зла. Хотя в Библии яблоко не упоминается. Возможно, что запретный плод стал ассоциироваться с ним из-за омонимичности латинских слов malum «зло» и mālum «яблоко». Ведь это им соблазнила Ева Адама, и это древний символ соблазна.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.»

Само дерево яблоня — эмблема первородного греха и посвящена римской богине Церере, насылающей на людей безумие. И здесь тоже речь об амбивалентности мира: истина в том, что одна мать даёт, а другая забирает. Нет в мире вещей, которые бы были на 100% хороши или плохи, мир не делится на хороший-плохой: в любом явлении, средстве всегда есть своя ложка дёгтя.

Рога

И пока Мартынко хрустел сочной мякотью, у него затрещала голова, и два огромных рога вылезли из нее. Сильно расстроился Мартынко: теперь в таком виде невозможно к прежней жизни вернуться.

Рога Мартынко. Психологический анализ сказки. Виктория Браткова

Кадр из мультфильма «Мартынко» по сказке Б.Шергина

Изначально рога означают мужественную сексуальность и мыслятся как фаллический символ плодородия и процветания. У скандинавов они символ силы, мужских качеств, а также символ боевого духа, высшего авторитета и власти: поэтому у верховных богов были шлемы с рогами.

Ну и не случайно рога являются символом ревнивого мужа или любовника. Если мы возьмем рога животных, то часто они венчают голову самца, как показатель готовности защитить себя в критической ситуации, а также побороться за самку, как символ здоровой агрессивности. Также этот символ часто используется для обозначения связи с Великой Праматерью. А у христиан два рога — это Ветхий и Новый Заветы, при помощи которых можно победить противника. Позднее это стало символом Сатаны.

Собрав всё это воедино, можно резюмировать, что именно инициация принесла Мартыну ощущение своей мужской силы, здоровой агрессии, а также признания своей тени — Дьявола внутри себя.

Мартынко находит своё спасение в молодильных яблоках, рога мигом отпали после вкушения первого кусочка.

Но мы-то понимаем, что даже когда рога отвалились, это не означает, что весь символический ряд куда-то пропал и нивелировался, нет. Все это знаменует некий переход, словно Мартынко принял это сакральное знание, ассимилировал его внутрь личности, и вот вам уже не Мартынко, но Мартын! Зрелый мужчина, готовый к отношениям, как символ взросления, символ мужественности, которую Мартынко приобрел во время инициации. И теперь он сделает всё, чтобы стать целостным. Для этого ему осталось разглядеть и полюбить свою Аниму. У него в голове созрел хитроумный план.

Исцеление

По старинным обычаям предложить яблоко девушке значило признаться в любви. А если девушка принимала яблоко во время сватовства означало ее согласие на брак. Заметьте, что Мартынко пошел с яблоками прямо к Раиске, по своему первоначальному разумению, он сначала хотел вернуть своё, но как оказалось после получил гораздо больше.

Он ломает комедию, словно он именитый лекарь, хотя по сути дела так и есть, ведь с помощью его диковинного средства Раиска расцвела. И не случайно она в начале мультфильма такая ледащая да некрасивая, словно всё время прячется. А после того, как съела чудо-яблочки, раздобрела, похорошела так, что Мартын влюбился с первого взгляда. То есть произошло символическое преображение, и она стала занимать больше места в его душе, от того он сначала смог разглядеть её, а затем и полюбил.

Мартынко и Раиса. Психологический анализ сказки. Виктория Браткова

Иллюстрация Дмитрия Трубина к сказке Б. Шергина «Мартынко»

И тогда он произносит своё знаменитое: «Рая, понапрасну вы на меня гору каменну несли. Это я из-за многих хлопот не поспел вас тогда высмотреть, а тепериче страстно абажаю».

Вот как пишет об этом Мария-Луиза фон Франц: «Существует лишь одно тяжкое, но по сути простое решение — всерьез отнестись к своим фантазиям и чувствам. Оно позволяет предотвратить на этой стадии полный застой внутреннего процесса индивидуации, ибо только так человек может понять, что означает эта фигура в качестве внутренней реальности. Таким образом, Анима вновь становится тем, чем была изначально: женщиной внутри, которая передает жизненно важные сообщения Самости».

И всё в этой сказке в тему. Представьте, что было бы, если бы Мартын продолжал свою разгульную и бессмысленную жизнь в обмане и разврате? Как закончится его история, мы не знаем, но есть надежда, что всё будет хорошо. А как же иначе?

Поделиться