Задумывались ли вы над таким фактом: все смеются над салатом оливье, и все равно готовят, особенно к новогоднему столу… В чем секрет? А вот в чем — это традиция.

Вся наша жизнь состоит из неких моментов, событий. Каждому из них мы склонны придавать то значение, которое привыкли. Скажем, праздник – хорошо, а потеря – плохо. Хотя и тот и другой факт может привести нас как к позитивному, так и к негативному исходу.

Вся наша «голова» доверху забита нерасшифрованной информацией: мифами, символами, обычаями. Например, мы не знаем почему мы боимся слишком много смеяться «как бы чего плохого ни вышло», или зачем на поминках едим кутью. Но мы обязательно это делаем не задумываясь. Так надо.

Все дело в древнейших обычаях. И каждому из них есть вполне логичное для древних людей объяснение. Например, древние люди не связывали секс и рождение детей. Беременность будто бы могла появиться от смеха или других внешних факторов. Поэтому много смеяться древним девушкам не стоило)))

bratkova-girls-paradoks-olive-post

Такая же история и с салатом оливье. Хотя эта традиция не такая уж и древняя, всего с конца XIX века, когда московская буржуазия могла отведать в ресторане «Эрмитаж» новый изыск от французского ресторатора Люсьена Оливье. Затем рецепт распространился и по всей стране, переживая взлеты и забвения.

А прочную связь между праздником и этим салатом установил сам народ. Дело пошло с советских времен дефицита, когда бутерброд с колбасой уже деликатес, а оливье и мандарины на главный праздник страны. Потому что нынешний рецепт имеет к оригиналу от повара Оливье весьма отдаленное отношение.

Так, что смело готовим оливье, если нравится, а если не нравится, то придумываем себе другую традицию. Ведь именно традиция дает нам возможность приобщиться к празднику и почувствовать себя частью целого. Нарушив её мы и чувствуем себя как-то не так. Все очень просто.

Предыдущая статьяСледующая статья
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
С.

Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.

Люблю читать сказки «по сезону». Зимой — с зимними пейзажами, морозцем, бубенцами, тройками, несущимися по снежной дороге вдаль, весной — с распускающейся листвой и омоложением природы, летом с обилием фруктов и цветов, вечерними чаепитиями и комарами, осенью с унылым настроением и одиночеством. Такова моя эмоциональная особенность.

Что касаемо сказок, то лето у меня ассоциируется с такими, как «Аленький цветочек», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван-царевич и серый волк», «Хозяйкой медной горы». Весна со «Снегурочкой», «Заюшкиной избушкой», осень со стихами Пушкина, и сказкой Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Гадким утенком». А зима у меня связывается со сказками «Морозко», «По щучьему велению», «3 орешка для Золушки», «Девочка со спичками» и, конечно, со «Снежной королевой». Вот о ней-то я и предлагаю поговорить в этой статье. Почему именно о ней? Зима, плюс я недавно проводила опрос в своей группе «Исцеление эмоциональной травмы» на тему : «Анализ какой сказки вам было бы интересно прочитать?» Что бы вы думали, сказки Х.К. Андерсена среди читателей вышли на первое место! И неудивительно, ведь в СССР это был самый публикуемый писатель из зарубежных. Да и не только в СССР.

Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость».

Гений Андерсена

Все сказки Андерсена имеют печать психопатологии самого автора. Если вы не знали, у него была сложная судьба, а период восхождения к славе отнюдь не был устлан розами.

Ханс Кристиан родился в очень бедной семье. Жили они в такой тесной каморке, что когда раскладывали его деревянную кровать, то пройти было невозможно. Его отец был простым башмачником, мать-прачкой, впоследствии она скончалась в богадельне от белой горячки. Несмотря на низкое происхождение, его отец был артистической натурой — много пел, рассказывал сыну сказки, разыгрывал с ним театральные постановки из собственноручно сделанных кукол. Немудрено, что Ханс Кристиан с самого детства любил фантазировать и очень рано сам стал сочинять стихи, пьесы. За это сверстники высмеивали его: «Вон, бежит сочинитель комедий!» — кричали они. Такая реакция мальчишек до глубины души ранила юного писателя, он был с самого детства очень чувствительным, восприимчивым и крайне суеверным, таким остался и до старости.

Бабушка по материнской линии работала в сумасшедшем доме, где Андерсен мальчишкой проводил очень много времени, слушая больных. В воспоминаниях писателя бабушка является для него поддерживающей фигурой, она очень любила и баловала внука. Его дед был добрым, мастерил интересные фигурки из дерева, продавал их, и при этом все знали, что у него психическое расстройство. «…иногда на него находили приступы буйного веселья. Он украшал цветами и пёстрыми тряпками свою продавленную шляпу и истрёпанный сюртук и, громко распевая что-то бессвязное, бежал по улицам» (Муравьёва, 1959) Злые мальчишки дразнили фантазера Андерсена сумасшедшим и предрекали ему дедовскую судьбу, от этого сравнения Ханс Кристиан сильно страдал! Хотя под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Когда Андерсену было 11, отец умер, это было основательным потрясением в его жизни. Поскольку мать постоянно ходила по стиркам, он оставался дома предоставленным сам себе. В это время он продолжал играть в свой театр, сам шил своим куклам одежды и сочинял, сочинял, сочинял.

В 14 он готовился к конфирмации. По этому поводу ему купили первые кожаные сапоги, которые скрипели при ходьбе, чем Ханс Кристиан очень гордился. До этого он довольствовался деревянными башмаками.

Вроде бы все шло своим чередом, но мечта уехать в Копенгаген и прославиться там, благодаря своему таланту не покидала его. Он постоянно говорил об этом матери. И к этому времени он сумел скопить 13 далеров, которые решил употребить для переезда. Мать очень любила свое дитя, и от большой любви, прочила ему судьбу портного, она совсем не понимала сына и не хотела отпускать его невесть куда. Вот как он сам описывает своё стремление ехать навстречу судьбе в книге « Сказка моей жизни»: «Меня охватило какое-то непостижимое увлечение, я плакал, просил, и мать наконец уступила моим просьбам; прежде чем решиться, она, однако, послала за знахаркой и заставила ее погадать мне на картах и на кофейной гуще.

«Сын твой будет великим человеком! — сказала старуха. — Настанет день, и родной город его Оденсе зажжет в честь его иллюминацию». Услышав это, мать заплакала и больше не противилась моему отъезду.»

Он всегда верил в свою счастливую звезду и твердо знал, что сумеет прославиться. Так и случилось, но это был очень трудный путь от статиста в театре до знаменитого на весь мир Сказочника. В 20 лет он переростком еще учился в гимназии. В 23 ему посчастливилось поступить в университет, и это была несказанная удача для сына башмачника в те времена. Он постоянно что-то пишет — стихи, небольшие пьесы, путевые заметки. Некоторые из них даже печатались в журнале. Только в 30 Андерсен получил признание, и его произведение сыграли в театре, а до той поры сколько ему пришлось нищенствовать, сидеть без куска хлеба, столоваться у знакомых, сколько насмешек и унижений ему пришлось пережить!

Важно отметить, что писал он не ради заработка, а это и была его жизнь.

Какие детали биографии Андерсена отражены в его сказках?

Расскажу вам лишь о нескольких.

Ханс Кристиан обладал нестандартной внешностью. Таким описывают его современники: «неловкий, с большими руками и гигантскими ногами, словно вставленными в костюм, весь этот странный внешний вид вместе с длинным носом и маленькими глазами должен был бросаться в глаза. «Наша иностранная горилла», говорили датчане. Название грубоватое, но верное» (Bomans, 1963) еще «Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед… Зато очень красив был его высокий открытый лоб и необычайно тонко очерченные губы».

Узнаете сказку? Конечно, это «Гадкий (в оригинале безобразный) утенок», его автобиография. Кто из нас не плакал о сложной судьбе гадкого утенка и не радовался, когда он превратился в прекрасного лебедя?

Еще интересный эпизод. Однажды, мальчишкой, находясь в богадельне, он заслушался прекрасною песнею в исполнении безумной женщины. Он был совсем один. Вдруг сумасшедшая сорвалась с места, выдрала форточку через которую ей передавали еду и стала рваться к нему. Пришедший позже сторож нашел Ханс Кристиана в полуобморочном состоянии на полу, от страха мальчик не мог пошевелиться. И очень долго ощущал на себе прикосновения этой безумной. Впоследствии Андерсен очень боялся женщин, даже остался по его словам, девственником, и мстил им, как мог: во многих своих сказках он умерщвлял их — «Девочка со спичками», «Русалочка» , рубил им ноги «Красные башмачки» , издевался, заставляя топтаться по крапиве голыми ногами « Дикие лебеди» и т.д.

«Снежная королева» в этом смысле тоже не без интересностей. «Из кухни был ход на чердак; под окном чердака на водосточном желобе, проходившем между нашим и соседним домом, стоял ящик набитый землей, в нем росли лук и петрушка; это был огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке «Снежная королева» Х.К.Андерсен. Дом с палисадником старушки Лето, описанный в сказке, — так и не воплощенная мечта отца писателя.

Да и сам образ Снежной Королевы появился в сказке не просто так. Примерно за год до смерти отца, он показал сыну на заледеневшем окне фигуру женщины, добавив, что это за ним пришла Ледяная Дева. « На третий день вечером отец умер. Тело его оставили лежать в постели, а мы с матерью улеглись на полу. Всю ночь пел сверчок. «Он уж умер! — говорила ему мать. — Нечего тебе звать его, его взяла ледяная дева!» И я понял, что мать хотела этим сказать… и слова ее глубоко запали мне в душу» . Андерсен в своей сказке Ледяную Деву воплотил в Снежную Королеву.

Душные каморки, в которых ему пришлось ютиться, потом живо описывал в своих произведениях.

Андерсен за свою жизнь сочинил 200 сказок! Они переведены на 150 языков. Он очень обижался, когда его называли детским писателем. Да, ведь это и неправда, не для детей он писал. Это истории о жизни, наполненные глубоким смыслом. Сегодня обратимся к одной из них — « Снежной королеве» . У вас есть замечательная возможность прикоснуться к святая святых — тайнам этой сказки, вы узнате, что скрывается за известными строками, вы увидите всю глубину истории, как вижу её я.

Представим, что все события описанные в сказке — происходят внутри личности, где Кай — Анимус, внутренний мужчина с нарциссической травмой, Герда — Анима, незрелая внутренняя женская часть, есть 2 противоположных друг другу состояния Архетипа Великой матери — Снежная королева, негативный аспект и Бабушка — позитивный аспект. Такова внутренняя структура этого человека.

Кривое зеркало, начало всех начал

Начинается сказка с истории о кривом зеркале, которое создал злой тролль. Зеркало не простое, в нем все самое хорошее отражается плохим, а плохое еще худшим. А если осколок попадает в сердце, то такое сердце леденеет, и человек становится бесчувственным. Очень символичное начало, не правда ли?

О чем это из реальной жизни? Об искажении образа себя, мира и об отсутствии базового доверия к миру. Говоря психоаналитическими терминами, ребенок получает раннюю нарциссическую травму. Вот как это происходит: когда ребенок рождается, он не имеет представления ни о себе, ни о мире в целом. Его мир это мать, находящаяся рядом, ведь материнская грудь для него ближе, чем собственные ноги. Если мать добра к младенцу, то он делает вывод, что мир хорош и жить можно. И это самый лучшее начало, какое может быть! Если отвергает самый близкий человек, в сознании порождается убежденность, что весь мир против него. В дальнейшем для таких людей весь смысл жизни в борьбе, в завоевании, в доказывании собственной значимости.

Ни одежда от Гуччи, ни модные фотосессии, ни раннее развитие, а материнская доброта, терпение и принятие — вот фундамент одного из самых основных принципов, которым человек потом руководствуется всю жизнь: жить хорошо или плохо, можно доверять или нельзя, наслаждаться жизнью или постоянно бороться.

Жизнь без любви

Есть люди, у которых холодность символизирует любовь. И не удивительно, так к ним относилась собственная мать. Какое сердце у матери, которая выбрасывает своего родного младенца в мусорку? А какое сердце у матери, которая говорит своему ребенку, что не любит и не любила никогда, и чем она лучше? Человек рожденный и воспитанный вне любви останется травмированным навсегда.

Есть матери, которые в порыве правды рассказывают своему ребенку, что они хотели сделать аборт, а потом почему-то оставили его, и теперь он живет. Есть и такие, которые « храбро» поведали страшную тайну — папа хотел бросить нас, и пришлось родить тебя/брата/сестру, чтобы сохранить семью. Есть матери, которые родили ребенка и сдали « на время», пока не устроят личную жизнь, в детский дом. Или круглосуточный детский сад 5 раз в неделю. Есть матери, которые телесно не прикасались, не обнимали своих детей, считая это блажью. Для кратковременного утоления телесных потребностей ребенка придумали массаж 15 минут в день. Но лучший массаж для младенца — быть на руках у матери!

Есть матери, которые подменяют любовь заботой, но вкусный завтрак и глаженая рубашка никогда не заменят искренности и сердечности! За невыстиранный воротник могут ведь и осудить — мать-неряха, а вот за отсутсвие эмпатии нет. Эмпатию не пощупаешь, не возьмешь в руки, этот предмет из нематериального мира.

Все эти и други истории из одной и той же серии, где мать во власти негативного аспекта архетипа Великой матери. Она — Снежная Королева.

Всегда, когда ребенка рожают для того: чтобы получить квартиру или материнский сертификат, чтобы скрепить семью, чтобы не остаться бездетной или подтвердить свой статус женщины, чтобы быть как все, чтобы сбыться мечте об идеальной семье и «в старости собираться по воскресеньям за семейным обедом», чтобы ребенок стал помощником и опорой, чтобы удержать гуляку-мужа, чтобы не делать аборт, чтобы потом им гордиться, для радости. Или же для того, чтобы рядом был человек-подушка для битья и обнимашек. Это все травмирует детей. Ибо нет никакой веской причины, кроме как родить ребенка ради него самого.

И если эта травма есть внутри человека, то она никуда не девается и будет проявляться всякий раз при приближении к объекту (или играющему эту роль). Такой процесс можно сравнить с процессом разжигания костра с помощью лупы. Где лупа — люди, которые постоянно будут актуализировать внутренний нарциссический конфликт.

Осколок остался

Вернемся к метафоре зеркала. Ребенок не в состоянии оценить себя, у него нет никаких знаний, нет опыта. Поэтому, логично, что он видит себя через призму взглядов на него и мнений о нем значимых людей. А ведь известно, что своего лица нам никак не увидеть, только с помощью зеркала. Хорошо, если зеркало отражает суть: « Я хороший, раз мама любит меня» « Я достоин самого лучшего в этой жизни». А если кривое, как в сказке? А если сравнивают не в пользу ребенка? «Я плохой, потому, что так говорит обо мне мама» , « мне всегда не везет» , « бабушка, я тупой, так мама сказала», « а что у Тани по контрольной?». Подобным манером формируется образ Я человека. Если мать/отец любят, хвалят, то что ему остается делать, как любить и принимать себя таким, каков он есть? И это чудесно. Но по моим наблюдениям подобное происходит примерно в 2% семей.

В нашей культуре, и это я вижу постоянно, принято воспитывать не только через призму своих личных взглядов, а при помощи устаревших взглядов своих родителей и общественной морали. Если ребенок резв, то его нужно немедленно успокоить , если говорлив, то ему будут затыкать рот, если весел, то «с чего ты так развеселился? не к добру» и т.д. Такие родители не любят своих детей по-настоящему. Дети им нужны для подтверждения их собственной состоятельности — нарциссического расширения. То есть в словах четко читается мета-послание: « Я тебя буду любить, если ты будешь таким, как я хочу!» И основной задачей такого ребенка быть удобным для родителей и общества. В дальнейшем, это предмет гордости родителей и, О, Боги!, зависти со стороны окружающих: «моя дочь именитая актриса», «мой сын должен был стать известным спортсменом, ведь я столько в него вложила, так и случилось!» Простых отговорок, почему женщина неуспешна в жизни: «я не сделала карьеру из-за детей, я им отдала всю себя». И все это, несомненно, не про сознательный выбор, а про «так получилось» и про «ошибки молодости». Зачастую такие матери сами воспитывались в лишенной любви среде, трудно любить и отдавать, когда у самой в душе огромная дыра, невозможно уважать другого, когда презираешь самое себя.

И зеркало, конечно, сыграло свою определяющую роль. Кай стал видеть всё в дурном свете, смеяться над тем, что ранее любил, глумиться над самыми близкими, его восприятие кардинально изменилось. Более того, он неосознанно отправляется в пенаты Снежной королевы.

«На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали таким образом довольно далеко. В самый разгар его на площади появились большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел человек, весь ушедший в белую меховую шубу и такую же шапку. Сани объехали кругом площади два раза: Кай живо привязал к ним свои санки и покатил. Большие сани понеслись быстрее и затем свернули с площади в переулок. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе кивал ему словно знакомому, и он ехал дальше. Большие сани остановились в них была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.

— Славно проехались! — сказала она. — Но ты совсем замерз? Полезай ко мне в шубу!

И, посадив мальчика к себе в сани, она завернула его в свою шубу; Кай словно опустился в снежный сугроб.»

А какой у него выбор? Ведь Снежная королева его родная мать.

В плену у злодейки

Увы, очароваться этой женщиной очень легко!

«Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя». Снежной королеве ничего не стоило соблазнить Кая, и он сам того не замечая, очутился в её власти. «Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Она казалась ему совершенством.» Речь о человеке, душа которого околдована Снежной королевой — негативным аспектом архетипа Великой матери.

Иллюстрация «Снежная королева» Анжелы Барретт (Angela Barrett)

В сказках и мифах разных народов и эпосов этот архетип воплощен в женских образах. Все они блистают холодной красотой и очень притягательны!

Это и Афина, богиня мудрости, которая в отличии от других женских богинь, одета в мужские доспехи, держит в руках копьё, её называли «сероокой и русоволосой». И именно она, по мнению Цицерона, изобрела войны!

Афина

Хозяйка медной горы. Вот какой ее увидел Степан: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. … . Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

«Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей».

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

«Степан и Хозяйка Медной горы» Художник Вячеслав Назарук

Шамаханская царица. Помните у Пушкина «Сказку о Золотом петушке»?

«Вдруг шатер Распахнулся… и девица, Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя»

«Сказка о Золотом Петушке» Иллюстрация В.М. Конашевича

И, конечно, первая соблазнительница, Лилит, слёзы которой даруют жизнь, но поцелуи приносят смерть.

Джон Кольер (John Maler Collier) «Лилит»

Обратите внимание, и здесь Андерсен пишет о смертельных поцелуях: «Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Одну минуту Каю казалось, что вот-вот он умрет, но нет, напротив, стало легче, он даже совсем перестал зябнуть. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.

— Больше я не буду целовать тебя! — сказала она. — А не то зацелую до смерти!

Такой одновременно чарующий, магический, и лишенный живой чувственности образ. Роковая красота. Ни одна из героинь не стремится выстраивать отношения с партнером, не нужно им это.

Ледяное сердце

«Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, мертво и грандиозно! Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда».

О чем это из реальной жизни?

Не давая любви, мать отвергает свое дитя. Что в этой ситуации делать ребенку? Ведь он полностью зависим от объекта(матери)! Тут срабатывает система психологических защит: он становится удобным, отвергает часть себя и его маленькое сердечко леденеет. Как местная анестезия. Выросший в таких условиях человек начинает держаться на расстоянии от объекта любви. Когда Кай приближается к человеку, которого он теоретически может полюбить — похожего на мать/отца, сердце начинает потихоньку оттаивать, и при этом он испытывает такую боль! Боль нелюбви. Он уже чувствовал её тогда, в детстве, когда с чистым сердцем льнул к матери: «Дай любви!», а она бежала от него как черт от ладана! Это адовы муки, будто вся вселенская печаль спустилась на хрупкие плечи простого человека. И в этот момент человек понимает, что имеет право быть любимым просто по праву рождения, чувствует эту жестокую несправедливость, но точно знает, что ничего с этим поделать не может. Испытывать это снова и снова — выбирать холодных партнеров — удел мазохиста. Ведь Кай неосознанно всегда выбирает партнера с которым невозможно построить близкие доверительные отношения — несвободного, незрелого, отчуждающего, либо наоборот прилипалу, тем самым подтверждая свою детскую теорию о том, что любви нет. Либо ее надо заслужить. Поэтому человек делает логичный вывод, что лучше быть одному и чувств не проявлять — путь саморазвития выбирает не каждый, уж очень он болезненный и долгий.

Кай ненастоящий

Не проявлять чувств — быть в плену у архетипа негативной матери. А это значит действовать в соответствии с её интересами, что и делает наш герой. Кай спокоен, подконтролен и днями напролет занимается бессмысленной работой, чтобы получить «весь мир и пару коньков» . При этом пребывает в иллюзии, что занимается чем-то архиважным.

К сожалению, таких каев в реальной жизни пруд пруди, и речь не только о мужчинах. Это люди, которых не интересует эмоциональная связь, они не хотят обременять себя бессмысленными на их взгляд выяснениями отношений, (да, таковы человеческие отношения, их невозможно настроить раз и навсегда, в них нужно вкладывать столько же труда, как и в работу, где у вас есть постоянные обязанности, тут ничего не поделаешь), слюнями, детишками и семейными ужинами. Они делают только то, что удобно им. Сейчас проблема нарциссизма в нашем обществе вышла на первый план, когда в годы работы З.Фройда процветала истерия. Патологическое самолюбование захватывает все большее и большее количество людей, и с таким человеком невозможно выстроить отношения. Почему? Потому, что он не про отношения. Может быть про деньги, славу, власть или хорошую работу. Он очень рационален, холоден, занят сугубо материальным миром. В сказке это описано так:« Раз зимою, когда шел снежок, он явился с большим зажигательным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. — Погляди в стекло, Герда! — сказал он. — Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»

Порою дьявольски жесток. Культура нашего времени воспевает оды такому типу личности. Так, в фильме Духless показан образ подобного мужчины. Были они и раньше, муж той же Анны Карениной, например.

Самой большой проблемой Кая является холодность. Зима — пенаты смерти, с нею издавна ассоциируется глубокая печаль, скорбь, одиночество. Если вы хотите испортить любые взаимоотношения, то заморозьте их, не проявляйте к ним участие, не вкладывайте в них свою душу, бойтесь быть собой рядом с партнером, и отношений у вас не будет. Рядом с Каем вы не почувствуете ничего, потому, что это не человек, это его фасад, маска. В известной песне Арии есть такие слова:

«На этот мир взгляни —
У многих здесь душа мертва,
Они мертвы внутри!»

Действительно, он словно безжизненная кукла, робот, действующий по заданной программе. Кай с детства не ощущает своего тела, не знает своих желаний. Он боится своих чувств. Он думает, что он чувствует, то есть чувства строго им контролируются и искусно подавляются. Голова, разум, точность, интеллект, воля, деньги — вот главные атрибуты его жизни.

Обратите внимание, что Снежная Королева и Кай в очень тесном контакте, рядом. Но между ними нет НИЧЕГО! Вы знаете это состояние, когда находишься рядом с бесчувственным человеком, а от этой бесчувственности хочется бежать без оглядки! Вроде бы все в социальных рамках — кольцо подарил, и вроде бы все хорошо, но нет в этом жизни, нет тепла и искренности.

Бывает и так, что человек вроде бы душевен рядом с вами, но дальнейшее общение не поддерживает, на сближение сам не идет. Для него любовь — холод, он опасается, что его будут использовать, как мама в детстве, он бежит от любых глубоких контактов. Вам нужно знать, что это его проблема, хотя и немножко ваша, ведь почему-то из всех вы выбрали именно его, Кая.

Кай отрезан от собственной анимы — чувственности, эмоциональности, он не целостен. В сказке аниму символизирует Герда. Ему и в голову не приходит, что проявление чувств благодатно скажется на нем самом, зима в душе закончится и запоют птички. Надо всего лишь преодолеть страх и боль. 2 слова, но сколько душевной работы, сколько слез надо пролить, чтобы растопить сердце и закончить дело, не побоявшись трудностей. Одному Каю не справиться. Но помощь спешит. Герда уже в пути.

Й.

Йога и сновидения

Сегодня я встретилась с Рави Кумаром Довлуру. Заочно знакома с ним давно, а вот поговорить удалось только сейчас. Мы беседовали о йоге, кончено, о сновидениях, о разных индийских мудрецах и правилах, о том, что в Индии психологов в чистом виде нет, да и еще много, о чем.

Послевкусие после беседы замечательное! Настроение просто отличное! Вся беседа прошла в позитивном настроении, Рави много улыбается. Одно слово — йог))

Аудиозапись интервью.

Скачать в mp3 (48 Mb / 33:33 мин.)

Краткое изложение беседы.

Рави Кумар – йог из Индии

Виктория: Здравствуйте, уважаемые читатели, слушатели. Мы продолжаем серию интервью по сновидениям. И сегодня у нас особенный гость родом из Индии. Сейчас он живет в Москве. Это Рави Кумар. Он сам вам представится.

Рави: Здравствуйте. Меня зовут Рави Кумар. Я приехал из Индии. В Москве живу давно, свое обучение прошел в Москве и работаю тоже здесь. Очень рад, что меня принимают здесь очень хорошо.

В: Хочу заметить, что моя любовь к йоге началась с Вас. Я занимаюсь ею уже 3 года, начинала с каналом «живи». Вы вели там «йогу для начинающих». Я знаю наизусть все ваши занятия. Мое мнение, что вы человек очень уравновешенный, спокойный и зрелый. Мне захотелось взять это интервью, не смотря на то, что я психолог и эксперты мои психологи. Мне кажется, что сновидения — тема интересная. Вам она интересна?

Р: Да, мне эта тема интересна, потому что я занимаюсь, не как психолог, конечно, в этом направлении. Я преподаю одну из техник йоги, которая называется йога-нидра. Поэтому с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Йога-нидра

В: Расскажите про йогу-нидру. Она не настолько известна как хатха-йога или кундалини.

Р: Йога-нидра, как аштанга йога, если мы посмотрим, как мудрец Патанджали поделил йогу грамматично на 8 ступней. Из этих 8 ступней после пранаямы  есть пратьяхара. В пратьяхара есть такая техника называется йога-нидра. Цель ее отключить или контролировать свои эмоции, и физические и духовные, и умственные.

Игуана. Йога и сновидения. Виктория Браткова

В Москве я преподаю эту технику и очень многим она неизвестна. В йоге- нидре мы работаем со своей головой, умом, а не телом как в йоге. Поэтому она намного интересней. Наука йога в России появилась не так давно. Но я уже преподаю с 2006 года и люди ходят, хотят познакомиться. Просто не хватает терпения продолжать свои занятия. Очень мало тех, кто долго регулярно занимается, выбрал такое направление — медитации.

Йога-нидра — первое это йогический сон, то есть сознательный сон. Когда мы каждый день спим — это бессознательный сон. Некоторые спят, даже если шторм )) В йога-нидре человек спит осознанно. Он сам вызывает состояние сна, и он сам регулирует процесс сна. Это легче сделать, чем хатха-йога.

Она более эффективна, чем йога. Как сейчас говорят ученые, все, что у нас болит это все психосоматические, все из-за стресса. В этом очень хорошо помогает йога-нидра. Результат , конечно, виден не после месяца, двух, а надо заниматься год, два.

Первое это физическое расслабление: кожа, мышцы, кости. Когда все расслабляется, то тогда мы можем проникнуть еще глубже. Если человек не расслаблен, он не может себя осознать, то что у нас внутри. В индуизме есть такая книга Бхагавадгита, как библия христианская. Там написано, что внутри человека есть частица бога, даже у самого ужасного криминала и маньяка. Просто её надо доставать на наружу. Она находится очень глубоко, нужно пройти много слоев. Самый большой это Эго. В йога-нидре мы все эти замки или слои, которые находятся вокруг божества, открываем. Чтобы наше сознание соединилось вместе с внутренним миром.

В: Во время йоги-нидры бывают ли ведения какие-то?

Р: Да, бывают. На начальном этапе мы видим сон под руководством, несколько лет нужно заниматься с учителем. Сознательный сон не получается с первого урока самостоятельно. Как и везде, чтобы что-то достичь надо трудиться и здесь тоже. В конечном итоге каждый самостоятельно создает себе сон. В медитации можно самому контролировать, в йога-нидре кто-то контролирует наше сознание. Поэтому на начальном этапе сны мы не сами «создаем».

Тот, кто организовал йога-нидру в Индии, создал школу, большой ашрам. И там проводился один эксперимент: детям проводили сначала йогу-нидру и были обычные уроки. Человек, который действительно заснул, он правильно отвечал, по сравнению с теми, что не заснули. Преподаватель глубоко словно (имплантирует) проникает в сознание ученика.

Дети. Йога и сновидения. Виктория Браткова.

В: Йога-нидрой вы занимаетесь группой или индивидуально?

Р: Тут нет разницы. Я веду группы.

В: Вы успеваете смотреть за группой? вы же говорите, что надо под руководством делать… я читала, что вы сами занимаетесь йогой с 10 лет, и вы уже сами чувствуете и знаете, что примерно должно происходить. Это очень важно.

Р: Конечно, успеваю.

В: А вы сами свои сны видите? Записываете их?

Р: Да, вижу, но забываю быстро. (Рави смеется)

В: Вы сами с ними не работаете? Если вам сон какой-то интересный приснился, то вы не работаете с ним?

Р: Нет, я ничего не записываю. Просто когда я медитирую, занимаюсь йогой, делаю асаны или пранаямы, у меня появляются мысли. Вот это я обычно пишу. Возможно, это ничего не значит, а возможно он значит. Иногда я просматриваю то, что я писал несколько лет назад, и тоже могут появляться интересные мысли во время урока.

Женщина медитирует. Йога и сновидения. Виктория Браткова и Рави Кумар

В: Вы перехватили мою мысль, я хотела у вас об этом спросить. Буквально вчера, когда я занималась йогой мне пришла идея в голову. И я тут же поставила на паузу, сразу же записала. Это были какие-то детские воспоминания, которые были от меня скрыты, они где-то глубоко находились. И тело реагирует совсем иначе, и барьер этот их пропускает. И всплывают эти мысли. И есть возможность их записать. Рави нам рассказал, как можно сочетать и йогу, и внутреннюю работу над собой.

Р: Есть очень хорошая книга, которую написал один из первых гуру, я читал ее когда я жил 3 месяца в ашраме. Книга про сны Шивананда Свами «Philosophy of dreams». Там он очень подробно описал, что такое сны, как они влияют.

Веданта (одна из ортодоксальных школ индуизма прим.автора) говорит, что сны — это впечатления наших физических желаний. Потому что душа, которая внутри нас, она ничего не касается, ни воды, ни огня, ни впечатления. Сны, которые у нас бывают никак не связаны с душой.

Но в Упанишадах написано, что некоторые сны передаются через душу. Это называются не сны, а карма.

В: Это надличностные сны называются, да? Какие-то выше. Расскажите вы об этом поподробнее. Как это в Индии трактуется?

Р: У нашей души есть память. Она передает, то, что мы собираем, переходя из одного тела в другое. Как в банке.  Когда карма в человеческой жизни, это считается самым высшим живым существом, не только на Земле, выше даже чем ангел.  У нас есть возможность эту карму прорабатывать и выходить из колеса сансары. Но не всегда можно успеть в одной жизни.

В: Сколько жизней говорят в индуизме?

Р: Говорят, что где-то 8 млн. 400 тыс. живых существ. Душа должна пройти через всех этих живых существ. Если за человеческую жизнь мы успеем выйти из этого колеса сансары, тогда мы можем уходить. Мы можем соединиться с богом. Карму, которую мы с собой носим из предыдущей жизни, если наше тело способно, мы можем развить его для того чтобы увидеть карму прошедших жизней. Чтобы их увидеть, надо заниматься йогой, чтобы тело работало.

В: В Индии растолковывают сны?

Р: Конечно, есть, каждый сон что-то означает. Раньше эти знания были доступны брахману, которые духовно более развиты, чем другие виды. Поэтому запретили. Сейчас знания дают, конечно, везде. Но, йоги, например, 100 лет назад был такой йог Са́и Баба́, он сказал, что нам нельзя знать все информацию, та, что в подсознании. Потому что мы ею злоупотребляем. Мы ее хотим интерпретировать, так как мы хотим, как нам нравиться. Не то, что истину дают информацию, а мы эту информацию искажаем. Они понимали, что они писали, а мы понимаем, как мы хотим. Поэтому он сказал, не думать об этом, как Будда сказал. Думайте, как правильно по-настоящему жить.

Сатья Нараяна Раджу. Йога и сновидения. Виктория Браткова и Рави Кумар

Раньше если человек хотел узнать, он шел к гуру, рассказывал то, что ему приснилось. Гуру на его языке объяснял, что ему нужно делать. Например, если страшный сон, смерть, то в Упанишадах написано, что это хорошо, в действительности будет выздоровление. Например, пациент после такого сна идет на поправку. Каждый определенный сон нес что-то, как язык нашей души. Конечно, есть куча версий, и непонятно, что правильно. Поэтому нам не нужно много думать про каждый сон. Просто надо свою дарму (устав, порядок, обычай, право, нравственный и религиозный долг, закон, добродетель прим.автора) выполнять.

В: То есть дополнять жизнь дневную ночными снами, а не наоборот?

Р: Современная наука говорит, если мы 8 часов спим, то где-то 15 мин из них сны. И ведические знания тоже говорят, что сны, которые снятся, когда солнце поднимается — это вещие сны. Ночные — не сбываются.

От сонников больше переживаний. Если мы нашу дарму сознательно сделаем — это будет истина.

В: Вы верите в вещие сны?

Р: Я знаю, что есть такие сны, но я их не соблюдаю. То, что во сне я не контролирую, не записываю.

О психологах в Индии

В: Как в Индии относятся к психологам?

Р: В Индии не развиты психологи. В Индии больше философы. Есть много философов, которые дают ведические знания, которые помогают жить в этом мире. Они постоянно об этом рассказывают, по телевизору, лекции. Их слушают. Детских психологов нет, для детей психологи- родители. Для взрослых психологи — это гуру.

В: Если случилась какая-то проблема, они идут к гуру?

Р: Да.

В: Гуру дает прямые рекомендации?

Р: Если мы обычную классическую картинку возьмем. Гуру дает рекомендации, говорит, что надо делать. Он знает не только сновидения, философию, психологию, он знает еще астрологию, аюрведу. Их называли гуру. Если у человека в жизни что-то не то они предвидят, тогда он рекомендует такой-то пудж. Пудж — это такие молитвы, которые обычно делают перед огнем. Для каждого есть свои хомо или пудж. Когда пудж делают это если несчастья человек предвидит, то понимает, что надо меньше делать или не делать. Просто надо найти правильного гуру.

Спокойствие на море. .Йога и сновидения. Виктория Браткова и Рави Кумар

В: Я знаю, что вы с женщинами работаете. Рассказываете, как женщинам заниматься йогой. В Индии также уделяется внимание женщинам? Если у женщины случилась проблема, она тоже может к гуру пойти? Или это только мужская привилегия?

Р: Нет, она может пойти к гуру.

В: Могли бы вы сказать в двух словах, почему вы занимаетесь именно с женской половиной?

Р: Я веду общие классы. Просто на уроках, например, из 10 человек 9 женщин. И эти женщины обращаются, если есть проблемы. Потому что у мужчин больше Эго. Мужчины не так внимательны к своему здоровью, как женщины. Женщины более сознательны. Поэтому они, если что, быстро меня спросят. На семинарах часто обращаются с вопросами.

В: Расскажите о своей предстоящей программе? Может кто-то из слушателей, как и я, захочет поехать с вами в йога-тур.

Р: У меня бывают поездки где-то 3-4 в год. 1 раз в год в Индию. В Индию в феврале каждый год. Этот раз будет 8-мая поездка в Индию. Мы там занимаемся 8-10 часов йогой каждый день на море. Занимаемся йогой, а в свободное время отдыхаем на море. И 2-3 раза в Европу ездим. Также там будет йога-нидра о которой мы говорили сегодня.

Фото йога.  Йога и сновидения. Виктория Браткова и Рави Кумар

В: У нас сегодня был Рави Кумар. Рассказал нам о нетрадиционном занятии со снами. Чтобы вы хотели сказать напоследок нашим читателям.

Р: Я рекомендую регулярно заниматься. Где бы вы не  были, найдите хотя бы 5 минут. Главное, чтобы регулярно.
Рави Кумара вы можете найти здесь: yoga-guru.ru

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x