Вам знакома картина: хочется все узнать, использовать с толком и чувствами, но время вас берет в оборот. И нет ни секундочки свободной, даже если тема интересна. Я это прекрасно понимаю. Поэтому для самых занятых и самых ленивых сделала эту публикацию. Суть в том, что даже если вы не слушали предыдущие интервью, вы все равно сможете извлечь пользу для себя.

Я позаботилась о вас и сделала небольшой калейдоскоп из практических советов экспертов. Они будут всегда у вас под рукой, только нажмите кнопочку плей))

P.S. Вам понравились советы от экспертов по толкованию снов? Тогда, пожалуйста, сделайте следующее…

  1. Поделитесь этой заметкой с друзьями в социальных сетях,
  2. Оставьте свой комментарий ниже

До скорой встречи в следующих публикациях на этом блоге!

Предыдущая статьяСледующая статья

2 комментария

2
  1. Виктория, спасибо вам большое за эти замечательные интервью! Все эксперты интересны, каждый открыл какую-то отдельную грань в понимании снов. Понравилось как структурировано и плавно вы задаете вопросы, ведете беседу. Самые животрепещущие вопросы о снах были заданы 🙂 И в диалоге информация воспринимается, конечно же, лучше.

    Я тоже психолог, но в тему снов до сих пор не углублялась. Особенно в то, что касается символов, архетипов. Теперь знаю, что еще почитать на эту тему.

    Очень хороший проект. Желаю вам удачи и успеха в ваших будущих проектах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Э.

Эдипов комплекс устарел…

Видели, наверное, таких «папиных дочек», когда папа взрослую девушку кормит с руки, сажает рядом с собой в машину, а жену назад. Берет дочку с собой в кино или на вечеринку, предпочитая ей общество жены. Иными словами, дочь ему заменяет супругу. Единственное что, у них не происходит — сам половой акт, а весь остальной секс — нежные объятия, поглаживания, флирт и прочее в достатке. Такое поведение только закрепляет у дочки Эдипов комплекс (Электры), что в свою очередь ведет к мощному внутреннему эдипально-сексуальному конфликту.

А мама? Вынуждена скрипеть зубами от ревности, не понимать, что на самом деле происходит и при этом ругать себя: «Как я могу так думать, она же моя дочь!».

Что такое эдипов комплекс?

«Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?»

Да… Но было немного не так, вернее совсем не так: мой 18 летний сын пришел и задал мне, как специалисту, вопрос: «Мам, а что такое эдипальный комплекс? Кто его придумал? Как Фройду пришло в голову именно так назвать комплекс? Может он устарел и применение его в современной психологии не оправдано? И как, собственно, правильно понимать его?»

У меня секретов нет)) Я тут же решила  убить двух зайцев одним выстрелом, вернее одной статьей. Мой ответ сыну и всем, кто хочет понять суть эдипова комплекса.

Эдипов комплекс — одно из основных понятий классического психоанализа, использованное Зигмундом Фройдом для обозначения проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.

Этот комплекс назван так с легкой руки отца психоанализа, несомненно величайшего ученого, З. Фройда.

Зигмунд Фройд. Эдипов комплекс. Виктория Браткова

Он увидел необыкновенную возможность эффективно лечить людей словом, а наработок в этой области было мало. Доктору Фройду приходилось много анализировать, наблюдать, соотносить материал, искать самому. Он досконально описывал истории пациентов, обращал внимание на все детали и закономерности. З. Фройд изучал материалы, которые написали психиатры до него. И он заметил некоторые любопытные особенности: зачастую к нему на прием приходили пациентки с неврозами и истерией. Когда они обсуждали личную историю с этими пациентками, то он обнаружил взаимосвязь между страданиями и психотравмирующими их событиями, которые происходили в детстве.

Особняком звучала тема сексуального использования и даже совращения. Особенно в отношении малолетних девочек. Распутные действия совершали их отцы, братья или другие близкие взрослые. Он стал в этом детально разбираться, а поскольку он был очень пытлив и знал корни, мифологию, то увидел похожее между реальностью и мифом о греческом царе Эдипе.

Для того, чтобы понять всю суть и глубину этого психоаналитического понятия нужно знать истоки его зарождения. А начиналась вся история с древнегреческого мифа. Итак, представьте себе древнюю Грецию…

Рождение Эдипа

Лаий и Иокаста, властители Фив, были вне себя от счастья, когда у них родился сын. Радуясь этому событию, они послали за жрецами Аполлона и попросили их рассказать о том, какие славные подвиги суждено будет совершить их мальчику. Но, когда жрецы сообщили им, что он убьет своего отца, женится на матери и принесет родному городу много бед, их ликование сменилось отчаянием. Спустя три дня царь приказал бросить ребенка в диких горах Киферона, и при этом собственной рукой проколол ему ступни, чтобы он не мог спастись. Но пастух, которому было поручено бросить его в горах, сжалился над ни в чем неповинным ребенком и не убил его, а оставил лежать его на земле. Когда он вернулся в Фивы, никто не спросил, каким образом он выполнил задание, но все вздохнули с облегчением, думая, что пророчество никогда не исполнится.

Мальчик не умер. Его крики услыхал искавший пропавшую овцу пастух и отнес Полибию, царю Коринфа, у которого не было наследника, и он с радостью усыновил малютку. Царица Коринфа с прислужницами бросились обмывать ножки ребенку и назвали его Эдипом (человек с распухшими изувеченными ногами).

Юность Эдипа

Шли годы. Молодой царевич рос, не зная о том, при каких обстоятельствах он появился на свет, пока однажды на пиру один из его товарищей, разгоряченный вином, не повздорил с ним и не стал насмехаться над его происхождением, заявив, что те, кого он привык считать своими родителями, не имеют к нему никакого отношения. Эдип обратился за разъяснениями к родителям. Они не сказали ему правду. И он решил обратиться к оракулу в Дельфах, который всегда говорил правду.

Эдип отправился в храм, но ответ оракула был, как обычно, весьма туманным — он предупредил Эдипа: «Беги от своего отца, сказал он юноше, — ибо, если ты встретишься с ним, то ты убьешь его и женишься на своей матери». Объятый ужасом, Эдип не решился вернуться обратно в Коринф, боясь, что там совершится над ним злая судьба, предсказанная ему, и направил свой путь в Беотию.

Стычка Эдипа с родным отцом

Он шел пустынной, узкой тропинкой между Дельфами и Даулией, как вдруг на одном повороте встретил колесницу, в которой сидел старец с возницей и глашатаем. Возница грубо столкнул его с дороги, за что вспыльчивый Эдип сильным ударом сшиб его с колесницы. Тогда старец нанес Эдипу сильный удар по голове остроконечной палкой, бывшей в его руке, так что у него показалась кровь. Этот удар окончательно вывел Эдипа из себя; взмахнувши своей дорожной дубиной, он опустил ее с ужасной силой на голову старца, и тот, обливаясь кровью, мертвый пал со своего сиденья.

Юноша был в полной уверенности, что убил просто упрямого беотийца с его слугой, так как старец не имел никаких знаков, которые бы указывали на его более высокое положение. На самом же деле это был Лай, король Фив, направлявшийся к оракулу в Дельфы; так исполнилось ужасное предсказание.

Схватка со Сфинксом

Незадолго перед этим около Фив появилось ужасное крылатое чудовище, называвшееся Сфинксом; спереди оно имело вид девушки, задняя же часть его была львиная. Это чудовище — сестра адского Цербера, поместилось на скале и оттуда предлагало фиванцам разного рода загадки. Если спрашиваемый не мог разрешить их, то Сфинкс разрывал его на куски. Это бедствие побудило фиванских князей объявить, что тот, кто освободит город от чудовища, получит в награду Фиванское царство и руку царицы, вдовы Лая Иокасты.

Эдип и Сфинкс. Эдипов комплекс. Виктория Браткова

Как раз в тот день, когда это было возвещено, Эдип, усталый от своих странствований, подходил к воротам Фив. Опасное приключение прельстило его, и, кроме того, он в силу ужасного предсказания оракула не особенно дорожил своей жизнью.

Он смело поднялся на скалу и позволил Сфинксу предложить себе загадку:
— Назови мне животное, которое утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех! Сила и скорость его движений бывает меньше всего тогда, когда оно имеет большее количество ног.

Загадка не смутила умного юношу, он сейчас же дал ответ.
— Животное это — человек, — сказал он, — который по утру своей жизни ходит на двух руках и двух ногах; в полдень своей жизни, когда он становится наиболее сильным, ходит на двух ногах, и к вечеру жизни, когда слабеет и становится стариком, он ходит с помощью палки, которая становится для него третьей ногой.

Загадка была разгадана, и Сфинкс, полный досады, сам бросился со скалы и расшибся насмерть.

Награда. Предсказание сбывается

Эдип получил в награду Фивы и руку царицы Иокасты. Она родила ему четырех детей — двух близнецов Етсокла и Полиника и затем двух дочерей Антигону и Йемену. Так сбылась и вторая часть ужасного предсказания.

Эдип несколько лет счастливо правил Фивами. И тут, боги наслали на страну страшную чуму. Испуганные фиванцы искали помощи и защиты против страшного бедствия у своего царя, которого они считали любимцем богов. Эдип, не будучи в состоянии ничего сделать, послал Креона в Дельфы вопросить бога о том, как избавиться от ужасной болезни.

Ответ оракула был неутешителен. Бог говорил, что на стране лежит тяжелым проклятием неотомщенное злодейское убийство Лая; он приказывал найти преступника и изгнать его из пределов страны. Эдип, на котором лежала обязанность примирить богов со страной, призывал всех сообщить все, что им известно об убийстве Лая, обещая за это большую награду и благодарность всей страны. Он позвал, кроме того, слепого Тиресия, пользовавшегося большим уважением и любовью за свой дар ясновидения. Слепой старец явился в сопровождении мальчика на народное собрание, где Эдип просил его навести их на след преступника.

Тиресий испустил крик отчаяния.
— Ужасно знание, — воскликнул он, — которое открывает познающему только преступление. Позволь мне молчать, и не пытайся открыть смысл изречения оракула!

Ужасное знание

Напрасно царь Эдип просил старца открыть тайну, напрасно молил о том же народ, стоя на коленях, — ясновидец не произносил больше ни слова. Тогда Эдипа обуял гнев, и он осмелился оскорбить старца, назвавши его соучастником убийцы. Это обвинение заставило Тиресия прервать свое молчание, и он вскричал:

— Если ты хочешь знать это, так слушай! Ты сам тот изверг, из-за которого гибнет этот город! Ты — убийца царя! Ты опозорил свой род, женившись на собственной матери!

Эдип был в шоке от этих слов, но он им, конечно, не поверил. И тут Иокаста воскликнула:
— Как мало знает этот прорицатель! Мой первый супруг Лай получил некогда предсказание, что он умрет от руки сына. Но наш единственный сын погиб в пустынных горах трех дней от рождения, а мой муж был убит на перекрестке разбойником!

Эти слова глубоко поразили Эдипа.
— Лай был убит на перекрестке? — спрашивал он тревожно. — Опиши мне его вид, сколько лет было ему тогда?
— Он был большого роста, — отвечала Иокаста. — Первые старческие белые локоны украшали его голову, а своей осанкой и лицом он походил на тебя.

Ужасное предчувствие закралось в душу царя.

Как раз в это время явился посол из Коринфа и сообщил, что отец Эдипа, Полиб, умер и освободившийся трон ждет его. Это был тот самый человек, который нашел и передал ребенка вместо того, чтобы бросить его в пустынных горах. Он легко смог доказать Иокасте и Эдипу, что последний, хотя и был наследником Полиба, но был не родным, а только приемным сыном его.

Теперь все сомнения были развеяны, и весь ужас его поступков предстал перед глазами Эдипа. Оглашая воздух криками отчаяния, метался Эдип по улицам города, прося всех попадавшихся на его пути дать ему меч, чтобы умертвить себя и свою мать. Но все с ужасом сторонились его, и он, измученный, вернулся во дворец.

Последствия несознательных поступков

А там его ожидало уже новое ужасное несчастье; Иокаста, подавленная сознанием своего ужасного, хотя и невольного преступления, повесилась, и Эдип нашел только ее холодный труп. Со стонами освободил он из петли тело и, положив его на землю, снял золотые застежки, бывшие на груди Иокасты. Высоко подняв их правой рукой, он проклял в безумии себя и свое зрение и с силой воткнул золотые острия застежек в свои глаза, пока из них не брызнул поток крови. Затем он приказал вывести себя из дворца и отвести на площадь, чтобы покаяться перед народом в своих преступлениях, сделавших из него проклятие для всей страны. Слуги исполнили его желание, но народ встретил своего любимого царя с состраданием, и никто не выказал ему ни малейшего презрения.

На следующее утро Эдип отправился в путь, желая как можно скорее окончить все расчеты с жизнью, сделавшейся для него одним сплошным позором. Обе дочери, Антигона и Йемена, провожали его до самых ворот города и со слезами умоляли его вернуться назад. Но он был неумолим, и тогда, в момент расставания, Антигона заявила, что будет и дальше сопровождать его.

И вот Антигона отправилась с отцом на чужбину, разделяя с ним нужду и голод во время долгих странствований по безводным пустыням и диким лесам.

Дорогой Эдип переменил свое намерение и решил прежде всего посетить оракула Аполлона; там ему было предсказано, что он получит успокоение не прежде, чем придет в назначенную ему страну, где суровые богини Эвмениды прекратят свое преследование и оставят его.

Странствия Эдипа

Выполняя предсказания бога, бродил Эдип по греческим странам, питаясь милостыней, которую подавали ему и его дочери сострадательные люди.

После продолжительного странствования они пришли в афинскую область Колон. Там находилась, как они узнали у жителей, роща Эвменид, под именем которых афиняне чтили Эринний. В Афинах в это время царствовал славный Тезей; узнав о прибытии Эдипа, он сейчас же поспешил в Колон и дружелюбно встретил несчастного странника.

— Мне небезызвестна, бедный Эдип, твоя судьба, — сказал он, — и она глубоко трогает мою душу. Скажи мне, чего ты хочешь в Колоне.

— Дай мне убежище, о, царь, и могилу — вот все, в чем я нуждаюсь теперь, — ответил Эдип.

В сопровождении своей дочери и избранных граждан Колона углубился он в мрачную темноту рощи Эвменид. Не было нужды вести Эдипа; двигаемый какой-то чудесной силой, слепец шел один впереди всех и указывал остальным дорогу к месту, предназначенному судьбой.

В середине этой рощи находился ход под землю, к прикрытому отверстию которого со всех сторон сходилось множество тропинок; этот ход, как гласило сказание, вел в подземное царство. Здесь остановился Эдип; он снял свое запыленное платье, смыл с себя всю грязь и пот, накопившиеся за время его долгих скитаний и облачился в красивые одежды, подаренные ему Тезеем.

Когда он кончил омовение и переодевание, внезапно из-под земли раздался удар грома и в воздухе прозвучал повелительный голос:

— Не медли более, Эдип!

Эдип, услыхав их, подозвал к себе Тезея и вложил в его руку руку своей дочери, прося его взять ее под свое покровительство и защиту. Затем он простился с окружающими и приказал им, не оборачиваясь, удалиться от него.

Только один Тезей мог подойти с ним к самому отверстию преисподней. И тогда произошло великое чудо. Темное отверстие подземного царства тихо и бесшумно поглотило Эдипа, и он плавно, как на крыльях, начал спускаться в глубину.

Зная историю, З. Фройд увидел закономерности и пришел к выводу, что бессознательные влечения к родителям присущи для всех людей и для него в том числе! «Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа».

Сексуальное насилие над детьми и правда не редкость, но поскольку мы говорим о тех временах, когда разговоры о сексе были под строжайшим запретом, а общество жестко порицало всяческие фривольности. И тут, на фоне ханжеского восприятия секса, Фройд утверждает такое! Это немыслимо! Подобные идеи были приняты врачебным сообществом как бред, с ним перестали здороваться.

В угоду общественному мнению Фройд меняет свою теорию. Он говорит о том, что речь лишь о нашем бессознательном. Поэтому влечения можно рассматривать как болезненные фантазии пациенток и их несознательные желания быть соблазненными своими отцами. То есть, в психоанализе бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола) названо Эдиповым комплексом. Он включает в себя и комплекс Электры , который характерен для женщин, впервые его открыл доктор Карл Густав Юнг, любимый ученик Фройда.

В таком виде эдипов комплекс дошел и до наших дней.

Почему так?

Давайте вспомним детей от 3 до 6 лет. Обычно в этом возрасте происходит следующее: мальчик враждует с папой, выгоняет его, прямо заявляет, что хочет жениться на маме. А девочка флиртует с папой и говорит, что хотела бы выйти за него замуж, родить от него детей, что он самый лучший мужчина на свете, а мать воспринимает как соперницу.

В нормальном разрешении этого конфликта главную роль играет отец, как по отношению к сыну, так и к дочери.

В норме папа сообщает дочери, что у него есть жена, её мама, что он любит ее. Рассказывает, что, когда она вырастет у нее будет самый замечательный жених в мире. «Что, даже лучше тебя, папа?» «Конечно, лучше!»

Дочь немного пообижавшись на папу понимает, что ей нужно расти и стать такой как мама (процесс идентификации), чтобы в итоге заполучить прекрасного мужчину, похожего на папу. Она перестает соперничать с матерью, с этого момента у них формируются доверительные интимные отношения. Девочке хочется быть женщиной, потому что это прекрасно и дает отличные плоды.

Но так происходит далеко не всегда. Бывает так, что папа благосклонно принимает игру девочки, сам флиртует с ней. Не понимая того, что оказывает дочери медвежью услугу. Такой отец скорее всего имеет нестабильные отношения с матерью девочки, поэтому предпочитает общество дочери обществу своей жены.

Девочка гордится этим: «А папа меня любит больше, чем тебя, мама!». Это, несомненно, приводит к конфликту в семье и закреплению у дочери комплекса Электры, что в дальнейшем сделает практически невозможным для Электры создание собственной семьи.

Эдипов комплекс дает начало 4 комплексам

  1. Эдипальный комплекс в узком смысле этого слова. Что означает более сильная привязанность к матери, конкуренция с отцом, бессознательное желание убить его и сильный страх, что за эти мысли папа его кастрирует.
  2. Комплекс Электры, бессознательное влечение дочери к отцу, соперничество с матерью, пенисовая зависть (зависть к жизни мужчин и неосознанное желание стать мужчиной). Яркий пример этого комплекса мы можем наблюдать у Анны Фройд, которая не создала свою семью, не родила своих детей, но посвятила себя служению отцу и науке, которой занимался отец.
  3. Комплекс Лая (отца Эдипа), когда мужчина воспринимает своего ребенка как конкурента, который забирает у него любовь жены, что приводит к несознательному желанию избавиться от ребенка. В том числе мужчины, которые активно настаивают на аборте женщины.
  4. Комплекс Иокасты (матери Эдипа, потом ставшей ему женой) заключается в том, что мать больше привязана к сыну, чем к дочери. В таком случае отношения у матери к сыну эротически окрашены. А начинается все банально, с того, что мать с самого рождения спит с младенцем в одной постели, объясняя тем, что он маленький, боится, много плачет и пр., предпочитая общество сына обществу мужа. Дальше «Мой единственный любимый мужчина» или «Мужиков может быть много, а сынуля один!» В этой версии для сына заканчивается все плохо, так как он затрудняется строить отношения с незнакомой женщиной. А смысл? Она никогда не будет его понимать так, как мать. И здесь нужно понимать, что если бы это было нормально, то человечество уже бы давно вымерло.

Каков же вывод? Актуален ли эдипов комплекс в наши дни? Мой ответ — несомненно! И он не потеряет своей насущности до тех пор, пока будет живо человечество и сексуальный инстинкт.

Желаю вам найти внутренний баланс и силу для управления сексуальной энергией себе во благо.

Т.

Тайна Огниво

«К гадалке не ходи». Почему я много времени уделяю анализу сказок?

Во-первых, я люблю сказки. Во-вторых, обожаю использовать сказки как инструмент в индивидуальной терапии. Мне сразу становится понятнее о человеке, а человеку о своей жизни. Вы хотите больше узнать о себе? Прямо сейчас? Извольте. Прежде чем приступать к чтению анализа сказки, выполните одно простое, но очень мощное диагностическое упражнение. Постарайтесь вспомнить, какая сказка вам особенно нравилась в детстве. Запишите ее, прямо как помните. Не подглядывайте в книгу или интернет. Записали? Теперь можно двигаться дальше. Перечитайте ее в оригинале, так как вы читали раньше. Сравните оба образца.

Посмотрите, какие изменения вы внесли в сказку, что добавили от себя, а что наоборот убрали. Исказили ли вы смысл? О чем идет речь в измененной сказке? Именно этот материал и будет основой будущего анализа. Задайте себе вопрос, а чем из вашей реальной жизни идет речь? Мы подсознательно акцентируем внимание на том, что особенно важно и актуально именно для нас. На том, что требует нашего пристального внимания и развития.Что добавили от себя? Например, Петушок в сказке » Мороз Иванович» был всего лишь рисунком, а в моих личных воспоминаниях он смеялся над Ленивицей, когда она вернулась домой с сосульками вместо бриллиантов (оттуда страх перед неудачей — будут смеяться!). А о том, что вы в себе не принимаете говорят забытые отрывки сказки.

Еще интереснее с тем сказками, которые вызывают отвращение, страх и наибольшую тревожность. Именно они проявляют вашу тень.Такие сказки показывают то, что вы не хотите о себе знать. Но они очень важны и тем, что демонстрируют вам будущее (обратите внимание, как схож результат этого упражнения с гаданием на картах), то, над чем вам предстоит трудиться в ближайшее время, и к бабке не ходи!

Не поленитесь проделать это упражнение — и узнаете о себе много нового.

Что таит в себе Огниво

bratkovaV_Shel_soldat

Полный текст сказки «Огниво» (откроется в новом окне).

«Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку — отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма, уродина уродиной: нижняя губа чуть ли не до самой груди висит».

Я слышала эти слова в детстве много раз. И когда я вспоминаю их, то снова слышу голос Ростислава Плятта, озвучивавшего эту сказку. Это была одна из самых любимых моих пластинок. Чтобы провести детальный анализ, я снова ее переслушала и перечитала. Это было невообразимо ресурсно для меня!

Но прежде чем пускаться в сказочные глубины, нам предстоит немного разобраться в теории, иначе будет не совсем понятно о чем речь.

Архетипы в сказках: образы, идущие через века

Проводя анализ сказок, я пользуюсь юнгианской теорией архетипов. С некоторыми из них мы уже познакомились в прошлый раз, когда разбирали удивительную сказку «По щучьему веленью». За простой, казалось бы, совершенно очевидной, на внешнем уровне, сюжетной композицией скрывается глубочайший смысл.

С помощью архетипов создаются образы главных и второстепенных персонажей. Архетипы создают ситуации, через которые проходит путь Ивана-царевича, Ахмеда — сыня визиря, или Свена, младшего в семье городского сапожника. Внимательно вчитываясь в сказки, можно обнаружить невероятную схожесть самых, казалось бы, разнообразных сюжетов. Эти образы на бессознательном уровне воспринимаются всеми людьми без исключения.

Архетипы для человечества открыл знаменитый психолог Карл Густав Юнг. Он впервые объяснил, что существует некая форма, которая организует и направляет внутренние психические процессы человека. Для понимания можно использовать такую метафору: архетипы в психике — это сухие русла рек, в любой из них человек может потенциально направить поток своей энергии. Каждое из них могут стать ручейком, огромной рекой или даже океаном. А какие-то русла так и останутся мертвой землей. Архетипы составляют основу коллективного бессознательного человека, они как бы наше психическое наследство.

Карл Юнг очень увлекался всем волшебным,таинственным. Не обошел вниманием он и карты Таро, кстати, они вместе с художником Robert Wang создали свою колоду, которая так и называется Юнгианское таро. Почему такое внимание к такому, казалось бы, пустячному предмету со стороны ученого? «Таро имеет в своих истоках и предожиданиях глубинные паттерны коллективного бессознательного с доступом к возможностям увеличения осознания именно во время соприкосновения с этими паттернами». Они влияют на человеческую судьбу. Поэтому так важно уметь узнать внутри себя и назвать определённый архетип, чтобы овладеть им, используя его мощную энергию себе во благо.

bratkovaV_arkan

Мы можем не воспринимать карты Таро всерьез, куражиться над ними, и при этом факт остается фактом: понять свою жизнь, на каком этапе мы сейчас находимся, определить ориентиры с помощью архетипов Таро можно легко.

В 22 старших арканах зашифрован путь Героя и этапы прохождения им этого пути. Это те извечные уроки, с которыми человек сталкивается на протяжении своей жизни. Причем, вы можете заметить очень интересный момент: с течением времени система прохождения «инициации» и взросления разума не меняется. В десятом или в двадцатом веке, она остается одинаковой. Потому что речь идет о внутреннем мире человека. Темы справедливости, одиночества, любви, одержимости дьявольскими страстями никогда не потеряют своей актуальности, как не потеряют ее карты Таро, сопровождая смены поколений, трактуя миллионы судеб. Сама жизнь зашифрована в этих рисунках, законы бытия, психики человека и ее жизненного цикла.

Возможно, вы об этом не знали, но архетипы Таро очень наглядно демонстрируются в таких произведениях как «Буратино», «Звездные войны», «Волшебник Изумрудного города» и др. Кого из нас не притягивали эти произведения?

А сейчас с помощью этой концепции разберем одну из замечательных сказок Андерсена «Огниво», об этом давно меня просили читатели.

Солдат. Первые шаги на пути «взросления личности»

Итак, кто наш главный герой? Солдат, он проходит через весь сюжет сказки — это его жизненный путь, в финале которого он обретает себя, гармоничного и целостного. Говоря словами Юнга, путь Солдата — путь личности к индивидуации. Мне также достаточно хорошо виден циклический путь Высших арканов Таро от Дурака, где герой шагает в пропасть, не зная, что его ждет дальше, опираясь лишь на свои инстинкты — белая собачка, до 21 аркана «Мир, целостность, всемерное счастье, переход на новый цикл». Кто-то трактует этот аркан как физическую смерть, переход в иной мир. На самом деле это переход к иному восприятию мира. Доказывает это утверждение путь солдата.

Он вошел в повествование простым служивым, не офицером, не увешанным орденами бойцом. А в финале мы увидим его уже королем. Прекрасная карьера, не правда ли? Но сначала солдат возвращается домой после долгой службы, неся только ранец за спиной. Ничего он не нажил, каким был бедняком, таким и остался. Однако, так ли обездолен солдат? Он смекалист, силен физически, владеет оружием и у него доброе сердце. Он прошел войну и вернулся живым и невредимым, а значит удачлив. Возможно, только сейчас он осознает всю ценность жизнь — навидавшись смертей вокруг себя.

Этот период очень созвучен с 1 арканом,картой Маг, перед которым на столе лежат все 4 масти, он только начинает жизнь под водительством высших сил, его помыслы чисты, и пред ним открыты все дороги. В реальной жизни этот период у человека наступает по окончании учебы в институте, когда перед новоиспеченным специалистом, кажется, целая жизнь, не просто длинная — бесконечная, и мерить ее можно как в глубину, так и в ширину. Поехать в другой город или в другую страну, попробовать разные места работы, а то и вовсе податься внезапно в дауншифтеры.

Этот период — начало начал, и от него можно оттолкнуться, чтобы идти вперед, или можно застрять в нем, став не то чтобы вагантом, вечным студентом, так и не созревшей личностью, не определившейся с планами на жизнь. Многие люди остаются работать там, куда планировали устроиться временно, не меняют жилье, не двигаются вперед. То ли знаков свыше ждут, то ли идеального понедельника. Но солдату не суждено притормозить в начале пути и где-нибудь построить уютный шалаш. Он встречает на своей дороге Ведьму.

Старуха-ведьма

Какая она: «безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди». Ведьма олицетворяет архетип плохой матери, соответствуя второму аркану Таро — Великой Жрице. Впрочем, стоит заметить, что Жрица — это олицетворение всех четырех аспектов Великой матери, с образом которой вы уже познакомились, когда читали анализ сказки «По щучьему велению».

Старуха посылает солдата в подвал (бессознательное) и просит принести огниво — вещь, о которой солдат не имеет ни малейшего понятия. Огниво в данном случае символизирует ось Эго — самость, незримую связь между Самостью и Эго. Что это — давайте разберемся.

Эго и самость: почему мы ощущаем дискомфорт и желание «искать лучшей жизни»

Что такое Эго? Это та часть человеческой личности, которая осознается как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго — это то, что мы предъявляем миру. Самость по Юнгу — это архитепический образ наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого. Достижение целостности — процесс, путь, по которому движется человек.

Самость принадлежит бессознательным структурам, Эго — сознанию. По мнению Юнга, это зависимые друг от друга структуры, а ось призвана поддерживать связь между Эго и Самостью. Это происходит примерно так: человек, не достигший уровня целостности, ощущает некую потребность — недостаток «чего-то эдакого» внутри себя, поддет сигнал «наверх в сознание» через эту ось, Сознание реализует потребность во внешнем мире, как итог — человек счастлив. Но часто эта связь между Эго и Самостью отсутствует или прерывается, такое происходит, если у человека было сложное детство, его предавали родители, не любили в семье, мать была холодной и неласковой, или ребенок был нежеланным. В таком случае собственный внутренний мир для человека — потемки. И он опирается на то, что видит, на внешние ощущения, на разум, но это далеко не все в нашей жизни!

Подвал сокровищ разума

bratkovaV_Soldat

Солдат сначала интуитивно подчиняется Ведьме, лезет в подвал и встречается там со страшными собаками,которые, одна другой больше. Кто они? Это образ внутренней агрессии, неосознаваемой тени солдата. Однако герою удается усмирить их с помощью передника ведьмы. Очень интересный момент, здесь демонстрируется типичный механизм психологической защиты — подавления. Мать, которая не умеет контейнировать свои чувства, не справляется со своей агрессией, и потому пытается идеализировать свои отношения с ребенком, всем своим видом показывая, что злиться плохо, что тот, она не любит тех, кто злится, не разрешая выплеснуть ребенку гнев. Очень часто можно видеть людей, которые буквально кипят от агрессии и обиды, но если спросить их, что они чувствуют, то скажут же, что все у них отлично. Солдат подавляет волю собак с помощью синего клетчатого платка. Клетчатый узор здесь символизирует рамки, внутреннюю тюрьму эмоций

Сколько тут всего!

Что происходит с солдатом дальше? Он начинает судорожно набивать карманы найденными в подвале деньгами. Он бросается на медь, потом выбрасывает медяки и меняет их на серебро, а затем снова отбрасывает серебряные монеты и уже кидается за золотом. Обратите внимание, там где агрессия, там и деньги, и это не случайно. Тот кто научился управлять своей агрессией, направлять ее в позитивное русло успешный по жизни человек. Но для солдата это пока рано, он обретает богатство, которого отродясь не видел. И совершенно не представляет себе, как обращаться с полученным ресурсом. То есть наш герой приходит к успеху, не понимая основного механизма, как это происходит. У него это получилось по наущению Старухи. Единоразовая акция, случайность, фарт. В реальной жизни таких примеров тьма, например, когда человеку удалось получить выигрыш в лотерею, вмиг разбогатеть. Но где вы слышали завидную историю дальнейшего успеха таких людей? Мне не доводилось узнавать, что выигранные в лотерею миллионы были пущены на эффективные инвестиции. А вот про депрессии, огромные долги и даже самоубийства «счастливчиков» слышать доводилось. Удача — очень капризная дама, рассчитывать на которую в долгосрочной перспективе точно нельзя.

В плену у злодейки

bratkovaV_Vedma-soldat-ognivo

Тем временем хитрая ведьма, по одной из версий, решила оставить нашего Героя, в подвале, забрав лишь Огниво, чтобы самой управлять жизнью Солдата. Как это можно объяснить? Задача негативной Матери — уничтожить. Когда в душе человека главенствует Архетип Негативной Матери можно говорить о захваченности этим архетипом, то есть человек словно в плену у чего-то неведомого, а архетип — сложный противник! Это такая мощная сила, что преодолеть захваченность можно только найдя его в себе и подружившись с ним. Например,знаменитая и даже по мнению многих гениальная актриса, Фаина Раневская была захвачена архетипом Трикстера, у нее была очень сложная личная и профессиональная судьба. Не смотря на свой несомненный талант, она не сыграла ни одной главной роли.

Если наблюдается захваченность архетипом негативной матери, то человек сделает все, чтобы уничтожить себя медленно или быстро: курение, алкоголь, наркотики, трудоголизм, пищевая зависимость, лишь то немногое, что можно выделить из списка. Зависимые отношения с противоположным полом, в общем все то, что делает человека несчастным, внутренне опустошенным, мертвым. И ядро личности должно быть достаточно сильным, чтобы победить свою негативную мать, стать сильнее ее, не пойти у нее на поводу. Это сравнимо с наркотическим опьянение, из которого не выбраться никогда. Но Солдат решителен, он выбрался из заточения, отрубил старухе голову и отнял своё. Здесь речь идет о психологической сепарации, отделении его от Плохой матери, что соответсвует 6 аркану Таро Влюбленные.

Солдат и вольная жизнь: гульба вразнос!

Что же делает солдат, который только что обрел нежданное богатство и расправился с хитрой ведьмой, чуть не запершей его в подвале? Он идет кутить! Деньги, которые не заработаны, а подарены судьбой, тратятся особенно легко. Этот период в жизни человека (и нашего солдата) соответствует аркану Колесница, он один из самых тяжелых. Этой картой заканчивается 2 цикл старших арканов Таро, на этом этапе ощущается огромное напряжение, надо научиться управлять колесницей, удерживать ее поводья, не опрокинуться и не застыть на месте, в иллюзии движения.

Самый простой пример такого сложного периода — начало работы в собственном бизнесе. Когда все деньги вложены в проект, в кармане — три копейки, но надо продержаться. Мы с мужем вспоминаем этот этап с содроганием. В холодильнике были одни яйца, без хлеба, аренду кабинета надо было оплачивать каждый месяц, и мы как-то умудрялись выкручиваться. Усилий было потрачено немало, но у нас в итоге все получилось.

А вот солдат, похоже, совсем не трудится. Даже не собирается думать о деле, как будто деньги в его кармане нескончаемые. Похоже, он летит на своей колеснице, потерявшей управление, в сторону ближайшей пропасти. Гуляет целыми днями, кутит, ведет праздный образ жизни. Он не разбирается в своем окружении, кто эти люди, зачем они здесь, что они делают рядом с ним? Солдат бросается своими деньгами направо и налево, и это даже не щедрость, это элементарное неумение ценить свои ресурсы. Он инфантилен и при этом склонен к нарциссизму, он чрезмерно уверен в своем могуществе, внезапно обретенном вместе с деньгами.

Кстати, стоит заметить, что богатство солдата в сказке — это не физическое золото, это его внутренние ресурсы, найденные в подвале бессознательного, это наработки будущих качеств, творческие порывы, идеи. Солдат опомнился уже тогда, когда у него осталось всего две монеты. Что это означает? Ситуацию, в которой человек опирался только на внешние атрибуты, на материальные ресурсы, и внезапно лишился своих привычных опор. Чтобы выжить, приходится включать внутренние ресурсы. А для того, чтобы осознать их нужно побыть в тишине. И это следующий этап.

Одиночество: испытание для разума

Солдат, оставшийся без денег, переезжает на верхний этаж, в мрачную каморку. И тут же теряет все свои социальные связи. «Никто из друзей не навещал его, — уж очень высоко было к нему подниматься!» Но за этими словами отлично читается другое: халява кончилась. Солдат больше не кормит, не поит и не развлекает бесконечных прилипал за свой счет.

У героя наступает период вынужденного отшельничества, что соответствует 9 аркану карт Таро. Надо уйти в себя и начать познавать собственную душу. Одиночество считается одним из мощнейших способов самопознания. Кстати, что интересно, у многих племен, сохранивших древние обычаи, существует обряд инициации, перехода из детства во взрослую жизнь, когда молодому человеку предписывается на несколько дней покинуть клан и уйти в лес или в саванну. Выжил — вернулся взрослым.

Солдату тоже одиночество пошло на пользу, он обнаружил великую силу Самости, случайно вспомнив об огниве, когда было нечем прикурить. Здесь тоже угадывается четкий символ, солдату нечем было разжечь внутренний огонь, все внешние источники погасли. Воспользовавшись огнивом, он понял его великую силу: «Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить все, что захочу!» И действительно, когда человек начинает прислушиваться к себе, своей интуиции, творит не от ума, а от сердца, он обретает настоящий успех в жизни.

Сила

А дальше начинают происходить чудеса. Солдат приручает при помощи огнива свою внутреннюю агрессию. Страшные собаки теперь служат герою, он храбро управляет ими. На сцене появляется 11 аркан Таро, Сила. Задача этого аркан — познать силу страсти, силу радости бытия, свои собственные силу и слабости. Посмотрите на иллюстрацию, где царевна спит на пушистом загривке собаки. Это же ровно, как в одиннадцатом аркане женщина открывает пасть льву. Намек на то, что только мягкостью можно приручить внутреннего зверя.

bratkovaV_Princessa
bratkovaV_arkan_sila

Для солдата наступает период Силы, когда ему все удается, собаки приносят ему деньги, он переезжает в удобные апартаменты, друзья возвращаются из небытия, а затем появляется принцесса — Анима. Помните, что король и королева не желают отдавать свою венценосную дочь замуж за обычного солдата? Потому как мезальянс. Здесь мы наблюдаем запрет на отношения, поскольку все еще есть непризнание себя, своей личной уникальности — я простой солдат. И вроде как амбиций на принцессу, но себя герой все же недооценивает. Непорядок. Конечно, все должно измениться, иначе мечты так и останутся мечтами.

Тем не менее, солдат все равно нарушает запрет родителей, крадет принцессу с помощью скрытой агрессивной силы, чтобы увидеть хоть одним глазком. И … влюбляется в нее. «Солдат не утерпел и поцеловал ее, — он ведь был бравый воин, настоящий солдат». Признание внутри себя архетипов Анимы и Анимуса, мужчины и женщины, делает человека самодостаточным, способным на установление взаимоотношений с противоположным полом, проявлять любовь к другому.

Тайное проявляется.

Несколько раз солдату удается без последствий тайно увидеть принцессу, но сколь веревочке не виться… Солдатова хитрость раскрыта еще более хитрой королевой-матерью. Но проигрыш ли это? Увидим.

Такой поворот событий бывает во многих сказках: вроде бы счастье уже близко, но именно на этом этапе герой забывает нужное имя, делает глупость или оборачивается назад и застывает как соляной столб. Так было, например, в сказке «Иван —царевич и Серый волк». Именно на этом этапе Ивана сморил сон. Он ложится и беспробудно спит, а в это самое время его с богатой добычей увидели незадачливые старшие братья. И что же? Позарившись на дармовщинку, порезали младшенького на куски. Когда б не его верный друг — Волк, увидели бы мы Ивана живым? Не знаю…Это определенно 18 аркан Луна, самый опасный этап, недаром древние люди больше всего боялись Луну.

Заточение

bratkovaV_Soldat-v-turme

Солдата посадили в тюрьму, что соответствует 16 аркану Башня, архетип, гордыня. Помните, что гордыня стоит на первом месте в иерархии смертных грехов? Поэтому солдату предстоит сломать старые представления о себе, о собственном всемогуществе. Происходит освобождение души, разрушение отжившей или наивной системы ценностей, это весьма болезненный процесс. Кто из нас не проходил через это?

Солдата хотят казнить. Замечу, не просто казнить, а повесить. На площади ставят виселицу. Что соответствует 12 аркану Повешенный. Задача этого этапа — в том, чтобы взглянуть на мир иначе, сойти привычных рельсов рассуждений. Повешенный символизирует тупик или ловушку, в которую угодили мы сами. Только произойти это должно по внутреннему позыву, а не по велению короля-эго.

Болтаться бы солдату, если бы не вовремя подоспевшая помощь, а мы ведь с вами помним, что наш герой чертовски везуч. И тут солдату помогают — его спонтанная, творческая часть проявляет себя. На помощь приходит мальчишка, единственный человек, который не отвернулся от него после переезда в каморку на верхотуре. Только ребенок с незамутненным сознанием и активностью способен к бескорыстности и забегам на последний этаж. А теперь взгляните на карту Солнце, там на белом коне сидит улыбающийся малыш, что соответствует архетипу ребенка. Именно мальчик спасает солдата — приносит огниво, то есть творческая часть активизирует связь Самость-Эго, указывая путь к обретению целостности.

И вот идет Суд, Солдата приговаривают. Здесь проигрывается 20 аркан Суд, на этом этапе мы и узнаем, кто же настоящий герой. У солдата сейчас достаточно сил,чтобы свергнуть короля-эго, ведь он управляет своей агрессией — огромными собаками. Они по приказу нашего героя подбрасывают кверху монарха и его присных, как мыльные пузыри. Старый король свержен, да здравствует, новый король!

bratkovaV_Soldat-princrsa-edut-v-karete

Счастливый финал

Солдат воссоединяется с принцессой, своей Анимой, становится новым королем, то есть, иными словами, признает себя, пройдя сложнейший путь обретения самости. Это 21 Аркан — Мир. И как мы понимаем, после свадьбы история не заканчивается, начинается новый этап, новый цикл, новый виток спирали развития, но это уже совсем другая история.

А на каком жизненном этапе сейчас находитесь вы? Какой следующий шаг вам нужно сделать, чтобы продвинуться к своей заветной цели?

Хотите больше узнать об архетипах Таро? Записывайтесь в группу.

Иллюстрации Владислава Ерко