Сказка Сновидений с Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой

Для воспроизведения аудио нажмите Play (маленький белый треугольник), а чтобы скачать интервью в формате mp3 себе на компьютер нажмите здесь.

Самые теплые чувства и новое понимание сновидений и сказки

Виктория: Доброе утро нашим слушателям и читателям. Доброе утро, Татьяна. И сегодня мы с Вами продолжаем нашу рубрику «мнение эксперта», сегодняшняя тема: «Сны, сновидения». В гостях у нас Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Татьяна, не могли бы Вы сами представиться, так, как считаете нужным?

Татьяна: Доброе утро, Виктория. Конечно, самое главное вы уже сказали, меня зовут Татьяна. Обычно меня называют Татьяна Дмитриевна, хотя мне приятнее, когда ко мне обращаются по имени.
Я являюсь создателем метода комплексной сказкотерапии и директором Международного Института Комплексной Сказкотерапии

В: Замечательно! У меня есть к Вам ряд вопросов, надеюсь, что у нас сложится содержательная беседа. Мне бы хотелось, конечно, поговорить о сновидениях в контексте сказки…

Т: Почему бы и нет!

В: Интересна ли Вам тема сновидений?

Т: С этой темой мы постоянно работаем, так как люди, которые начинают писать сказки, начинают видеть особенные сны. Они говорят: «Я сегодня видел(ла) настоящий фильм, готовый Голливудский сценарий»  Но для того, чтобы его записать, придется просыпаться посреди ночи. К сожалению, не всегда люди запоминают подробности таких снов, которые просто извлекаются из подсознания, его творческой части, вот, и, по всей видимости, если бы все наши сказочники, сказкотерапевты, да и просто наши клиенты записывали сны, которые сняться после сказок, то, наверное,  Голливуд был бы завален шикарными сценариями, тем самым мы бы лишили работы американских сценаристов, что не очень хорошо.

В: Да, но для нас явно лучше.

Т: Конечно!

В: Вы со своими личными снами работаете?

Т: Всегда! Я считаю, что помимо универсального символизма, у сновидений есть личный символизм, и для того, чтобы открыть свой личный символизм, нужно работать со своими снами, понимая, что несет собой тот или иной символ. Одно дело идти ассоциативным путем, и другое дело, когда мы уже смотрим по частоте повторяемости этого символа в личных сновидениях. Поэтому, конечно же, сновидения как инструмент для самопознания, самоанализа – очень важно.

В: Бывало ли у Вас такое, что универсальный символ для Вас несет что-то одно, а для других совсем другое?

Т: Так сказать, я, пожалуй, не могу. Почему? Объяснюсь. Безусловно, универсальный символ всегда многозначен, многогранен. Другое дело, что может быть в моей личной истории, моей индивидуальности, активны такие аспекты этого символа, которые даже не описаны исследователями, такое может быть.

Но, если я зайду со стороны коллективного бессознательного, архетипическое, глубинное, древнее, универсальное значение символа, я смогу открыть еще один аспект своего существа, в котором я резонирую с коллективным бессознательным, этническим или мировым. Поэтому, так сказать, что совсем противоположное значение – я не могу, открывается личный, индивидуализированный аспект, но универсальное значение отрицать не стоит, потому, что именно это значение позволит открыть связи с бессознательным. Я считаю, что это очень важно, чтобы ощутить связь между всем человеческим сообществом, между природой, мирозданием. Мне кажется очень важен этот уровень универсального символизма.

Грань между важными символами и пережитками дня во сне

В: Да, и в этой связи, у наших читателей созрел вопрос, как определить ту грань, между важными символами и пережитками дня во сне?

Т: Я слушаю много сновидений, их мне рассказывают, как клиенты, так и коллеги, знакомые, друзья, все считают меня специалистом по снам почему-то.  Не знаю, каким образом я снискала такую славу, тем более в ближнем кругу, дружеском. После прослушивания сюжета сна, я уже понимаю, что это «сновидение-чистильщик», я их так называю. То есть сновидение, которое подчищает остатки токсинов распада эмоций, мыслей, желаний, продуктов ушедшего дня, либо прошедшего периода в жизни. И я обычно рекомендую не подвергать анализу «сновидение-чистильщики».

Как его распознать? Есть ощущение калейдоскопа событий во сне. Человек не может заострить внимание на одном конкретном сюжете, либо же это сюжет, который явно повторяет предшествующий период каких-то не простых, напряженных отношений. Им присуща какая-то суетливость. Складывается впечатление, что приходят уборщики, и начинают вытряхивать содержимое урн, вытирать пылью. Не нужно его анализировать. Его нужно с благодарностью принять, сказать большое спасибо моему дорогому подсознанию, работаешь классно.

Если взять сказочную метафору, Вы помните в сказках Мамки-Няньки? Да та же Царевна Лягушка хлопает в ладоши, «Пожалуйста, мамки – няньки, разберитесь с этой работой», и идет спать. Это как раз, собственно, метафора сновидения чистильщика. Мамки-Няньки работают – большое им спасибо.

Что означают сны о  войне?

В: Да, вот еще один вопрос связанный с этим. Одна женщина пишет: «Часто вижу яркие, цветные, реалистичные сны, так же частично вижу во снах войны, военные походы, я как бы, прячусь, или просто убегаю со стороны, мне очень страшно, тревожно, беспокойно, что эти сны означают? Спасибо».  Мне кажется, что это частый сюжет снов. Вы работаете со снами, я думаю, что вы сталкивались с подобными сновидений.

Т: Да, я думаю, что я могу ответить на этот вопрос в общем контексте. Хотя, конечно же, если бы можно было поработать индивидуально с автором этого вопроса, прояснилось бы значительно больше.

Начну с первой части вопроса, автор говорит, что видит яркие, реалистичные сновидения. Это говорит нам о хорошем зрительном восприятии, о том, что зрительное восприятие активно. Нужно сказать, что, как правило, человек видит цветные сны, разумеется, если нет каких-либо отклонений. И она, если взять такую характеристику, как ведущий канал восприятия (сенсорный) то, скорее всего она визуал. Зрительный канал этой женщины хорошо настроен, ей легко управлять зрительным образом. Так же нужно отметить богатую фантазию, если бы автор записывал свои сновидения, то она могла бы стать сказочницей, сценаристом, романистом, это то, что касается ресурсов.

Теперь, что касается военных сцен и феномена часто повторяющегося сна. Здесь может быть несколько гипотез. Первая. Она связана с доступом к коллективному подсознанию. К сожалению, человечество переживало много войн, не исключено, что наша сновидица имеет доступ к этим пластам. Может в роду кто-то работал полевой медсестрой, и ее образы передаются по каналам генетической памяти. Для чего это дается? Такое переживание может передаться для того, чтобы обогатить чувствительность. Такого рода чувствительность вызывает подлинное сострадание к людям…

В: эмпатию…

Т: Да, эмпатию, сострадание, понимание жизненных уроков, понимание невероятных переживаний, трудности их пути, это дает внутри нас возможность развиваться милосердным чувствам, что очень здорово .

В: Связь с родом, уважение к роду…

Т: Да, сопереживание, сострадании к людям, которые имели не простую судьбу. И это очень важно, в плане каналов генетической памяти. Многие из нас говорят, что нам, по наследству, достались какие-то токсины, вирусы, и так далее… Была очень сложная жизнь у предков, они плохо воспитывали, предостаточно претензий к роду мы имеем. Но, как только у нас внутри появляется сопереживание тем судьбам, которые до нас были в таких условиях, на сколько люди были травмированы войной. Соответственно, милосердные чувства помогают нам принять свой род и лучше понимать, почему людей воспитывали таким образом, почему травмировали? Потому, что сами были травмированы. Этот целый пласт коллективного бессознательного.

Теперь, что касается личного. Сцены военных действий, тревог, желания убежать, спрятаться, они возникают тогда, когда человек не пребывал  реально в театре военных действий, когда он испытывает некое внешнее давление.

Допустим, какая-нибудь напряженная ситуация на работе, в отношениях, передает мозгу подсознание сигнал о том, что ты находишься под прессингом, постоянно перебываешь в состоянии стресса, чувствуешь, что абсолютно не управляешь сложившейся ситуацией, твои ресурсы не высвобождены, ты очень сильно боишься. И сновидение является для нас, как для терапевтов, сказкотерапевтов, каналом для работы со страхом, перед будущим, страхом людей. А так же с завистью, потому, что у людей подобного рода сюжеты связаны с активной атакой зависти на них, такое тоже бывает. Словом, чтобы вскрыть личностный пласт, такого часто повторяющегося сюжета, нужно поточнее поработать с автором вопроса.

В: Спасибо большое, у меня тоже отозвалось внутри, я с новой точки зрения посмотрела на свои сновидения такого плана.

Т: Пожалуйста.

Предательство во сне

В: Следующий вопрос: «Часто снится, что я вижу предательство людей, что я брошен, предан, в особенности предательство близких. Очень неприятное ощущение. Как это понимать?»

Т: Сны, когда нам снится, что нас предает близкий человек, часто такого рода сновидения свидетельствуют о том, что внутри сновидца хранится недоверие к людям. Глубинное недоверие, с чем оно связанно? Нужно разбираться подробнее! Может быть, это след посттравматического синдрома, или след реального предательства, либо же от острого напряжения, которое было с конкретным человеком. Сложно сказать однозначно, чем вызвано это недоверие.

С этим нужно разбираться. Прежде всего задать себе вопрос, откуда во мне может быть недоверие к людям вообще? К моим близким? Как правило, за недоверием стоят страхи, либо боль, либо оба одновременно.  Какой страх стоит у меня, конкретно в отношении с этим человеком?  Или, какие у меня есть страхи, во время отношений с людьми? Когда люди мне делали больно и как именно? Эти вопросы нужно себе задать, сесть, тихо, спокойно,  составить список ответов и уже разбираться. Так, подсознание сигнализирует и просит разум с этим разобраться, чтобы исцелить эту структуру, так как человеку жить с этим глубинным недоверием очень тяжело. Не значит, что нужно быть доверчивым ко всем, нет, главное, что глубинное недоверие блокирует нашу способность быть прозорливыми, доверчивость и прозорливость –разные вещи. Кто такой прозорливый? Тот, кто прозревает человека, грубо говоря насквозь, но не оценивает, не осуждает…

В: Да, да.

Т: «Кто вы такой, я не могу вас раскусить» – говорила Калугина Новосельцеву, а он отвечал: «Не надо меня кусать». Так вот, как раз   этот рентген ничего общего с прозорливостью не имеет. Мы сердцем чуем, что представляет из себя этот человек, и понимаем, как себя нужно с ним вести, какую дистанцию с ним выстраивать. Таким образом, прозорливость необходима, чтобы ориентироваться в жизни. Глубинное недоверие блокирует развитие прозорливости. Поэтому подсознание разуму сигнализирует: «Пожалуйста, дорогой разум, соберись, надо с этим что-то делать, мне это правда мешает».

Немного о вещих снах

В: Как Вы считаете, снятся ли вещие сны, есть ли такой феномен?

Т: Безусловно, безусловно! Я регулярно встречаюсь с этим в своей жизни. В жизни людей, за которыми я давно наблюдаю. Я называю это иначе — «опережающее отражение».

Есть такой феномен без времени, информация уже существует в, каком-то пространственно-временном континууме, но, для того, чтобы событие случилось, оно должно уплотниться, на это уйдет время. Люди, которые имеют этот талант, или способность опережающего отражения, считывают с информационных пластов мироздания матрицы будущих событий, они, безусловно есть, в результате чего появляются те самые вещие сны.

Очень важный вопрос, в связи с опережающим отражением, иначе называемым вещими снами, это, зачем человеку дается эта способность? Для чего?

И здесь возникает самое интересное. Есть люди, которые считают своим долгом всех предупредить. С другой стороны, если они это проговорят, всех предупредив, то событие наоборот, уж точно произойдет. В будущем имеется очень большое множество альтернатив, и если ты какую-либо из них подчеркиваешь своим вниманием, своей мыслью, чувством, беспокойством, особенно, если этот сон не простой, то это означает, что ты уже программируешь себя или других на такой поворот событий. Тут уже возникает большое смятение чувств. Действительно, вещие сны довольно часто давались пророкам, святым людям, для того, чтобы они всех предупредили. Другое, если мы имеем дело все-таки с обычным человеком, то есть, с условно обычным человеком, потому как нет обычных людей. Вещий сон может касаться как его самого, так и рода. Я всегда рекомендую таким людям просить помощи у Бога, чтобы Вам показали слова, как об этом предупредить, как об этом сказать, чтобы это не было программированием. Раз Господь уже открыл этот канал, он и должен дать  понимание этого сна. Просите, просите.

Я Вам могу сказать, что лет 6 назад у меня была невероятная статистика сновидений, относительно ситуации в Евросоюзе, Европе. Наверное, человек 25 сообщали мне часто повторяющийся сон, что Европа уходит под воду. Кто-то видел карту географическую, с изображением Европы и опускания под воду материковой части. Кто-то видел картинки, что всё под водой….

В: Очень интересно…

Т: Мы старались брать все-таки личный пласт этих сновидений, как такое, внутреннее наводнение, самоочищение. Но, я смотрю чисто статистически, сколько наводнений было в Европе за последние годы, то есть, людям такая информация открывалась. Для чего это делается? Конечно не для того, чтобы люди становились Кассандрами, к которым никто не прислушивается. Для того, чтобы происходила мягкая  перестройка и подготовка  к будущему, так как меняется планета, меняются люди, энергетические поля, и те люди, которые видят такие необъяснимые вещие сны, порой даже не понимая, проходят личную, плавную перестройку.

Ой, об этом можно говорить бесконечно…

Зубы, смерть близких… К чему это снится?

В: Да-да, это, кстати, одна из моих любимых тем, я очень люблю надличностные сны, которые о чем-то таком интересном. Хотя, у нас здесь есть много снов, которые касаются конкретного человека. Следующий вопрос связан с некими общими постулатами: «Правда ли, что если сниться, что кто-то из близких умирает, это означает, что он будет жить долго и счастливо, а сон где выпадают зубы – к болезни?» Что Вы об этом думаете?

Т: Я могу опираться только лишь на статистический анализ своей практики. Действительно, нередко бывает, что человек видит сон, когда он теряет близкого. И здесь очень важны чувства. Если у него светлые чувства, естественно, что потерю близкого человека радостным событием не назовешь, но если есть глубинное ощущение, что все будет хорошо, что это не про то, что прямо иллюстрирует сон, то скорее всего этот сон является лекарством для лечения страха потери близкого.

Бывает, что сон вещий, и готовит сновидца к тому, что человека нужно потихонечку отпускать. Тогда тоже будет дано соответствующее чувство, понимаете?

В: Да, маркером является чувство.

Т: Совершенно верно. Именно глубинное чувство! Иногда бывает, что нужно разобрать завалы поверхностных чувств, чтобы извлечь именно глубинное чувство, в этом работа специалиста и заключается.

Что касается сонника, то действительно, по статистике такое бывает, но с точки зрения психологической таким сном лечится страх потери близкого.

Выпадение зубов. Этот символ я считаю универсальным подсказчиком, о том, что нужно быть внимательным по отношению к собственному состоянию и состоянию своих близких. Вы знаете, что даже есть легенды об этом.

Однажды одному восточному правителю приснился ужасный сон. Во сне он увидел, как один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоенный, он приказал позвать толкователя сновидений. тот выслушал внимательно его рассказ и сказал царю : “Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь всех своих родственников. Одного за другим, так же как свои зубы”. Это объяснение разгневало царя и он приказал заключить толкователя в тюрьму. Затем он велел привести другого толкователя сновидений. Тот выслушал сон и сказал: “Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты доживешь до глубокой старости и переживешь всех своих родственников”. Царь очень обрадовался такому объяснению и щедро наградил толкователя. Придворные царя очень удивились и спросили: «Ты ведь сказал то же самое, что и твой предшественник. Но почему он попал в тюрьму, а ты получил награду?» Тогда толкователь сновидений ответил: «Мы оба истолковали этот сон одинаково. Но в жизни важно не только что говорить, но и как это сказать»

Этот символ универсальный, он имеет такой интересный, чувственный энергетический шлейф за собой. Человека приводят в тонус таким сном, чтобы он был внимательнее к своему здоровью и к здоровью своих близких.

Что значит быть внимательнее к здоровью своих близких? Значит, строить ладные отношения, не ругаться, потому, что любой конфликт, ссора, может выступить катализатором. Почему рекомендую рассматривать подобные сны как рекомендацию к постройке ладных отношений, как с близкими, так и самим собой? Потому что ситуация хрупкая, мы шагаем по тонкому льду, бояться не надо, нужно просто проявлять грамотность, бдительность и осторожность.

В: Некоторые спрашивают о том, как сны запоминать, другие интересуются, как их забыть?

Т: Да, это серьезные вопросы. Я стараюсь индивидуально подходить к каждому, так как у всех свои особенности запоминания. Я обычно рассказываю такую, обобщенную историю, о том, что у нас есть много помощников, в мире, мироздании, внутри и снаружи, есть такие удивительные две помощницы, две сестры, одну из них зовут Сила памяти, а другую – Сила Забвения. Давайте же с ними построим диалог и выясним, кем же на самом деле является Сила Памяти, а кем Сила Забвения.

Соответственно, у Силы Забвения можно попросить помощи о том, чтобы сон был стерт, сказать забвению: «Забери его пожалуйста, моя сила забвения, чтобы он не мешал мне жить. А у Силы Памяти, соответственно, попросить, дорогая память, помоги мне и сохрани этот сон, для того, чтобы я мог(ла) на него опираться». Это общий прием, который индивидуализировано прописан как сказочный диалог.

В: Да-да, я думаю, что когда есть возможность метафорически к кому-нибудь обратиться, это усиливает наши возможности.

Т: Конечно, конечно. Поскольку мы работаем также с песком, и раз есть часто повторяющийся сон, тяжелый сон, который хочется предать забвенью, мы можем создать в песочнице пространство, где живут эти две сестры. Фигурки у нас есть. Мы можем построить этот диалог, нарисовать силу памяти/забвения, подойдут и другие приемы, чтобы построить конструктивный диалог с ними.

Бессонница. Как перестать ее бояться?

В: Люди интересуются о бессоннице, как перестать ее бояться? Что для этого нужно сделать?

Т: Большая проблема. Я, как сказкотерапевт, все оживотворяю, соответственно, бессонницу можно представить в качестве сказочного персонажа, с которым можно договориться. Если я оказалась в плену у бессонницы, то, хотелось бы разузнать всю суть вопроса, как это случилось. Сказочные персонажи всегда очень честны, несмотря на то, что у них какая-то негативная программа, и они нас держат в плену, они абсолютно честно отвечают, что ты ко мне попал в плен, так-то и так-то, и вообще сам попросился, нарушив режим сна.

Когда мы отправляемся в то пространство, где она живет, устанавливаем образ того дворца, или землянки, у кого как, в зависимости от того, где проживает бессонница. Она нам рассказывает, как ты ко мне в первый раз пришел, или как ты меня первый раз позвал, как ты себя вел. И она может сказать:

— На самом деле, я тебя не держу, не нужно воспринимать меня как злую колдунью, я точно так же, как и другие персонажи мироздания уважают принцип свободы воли. Если ты хочешь от меня уйти, я тебя держать не буду.

— Если ты меня не держишь, то подскажи, как от тебя уйти, потому что у тебя медом намазано, штаны прилипли.

— Хорошо,- скажет она, — если ты действительно хочешь от меня уйти, убраться восвояси, тебе, прежде всего, нужно знать, куда ты пойдешь, во-вторых тебе нужно подружиться с луной. Если ты наладил контакт и с ночью, и с луной, пожалуйста, отправляйся в их владения.

Ну и, в-третьих, делай то-то  и то-то, постарайся ложиться до полуночи, выпей ромашки, пустырник.

Все эти рекомендации, когда пишется диалог с бессонницей, индивидуальны.

Где и как научиться писать сказки?

В: Спасибо. Действительно интересные рекомендации, и я не зря ждала столько нашего с вами диалога, потому, как совсем другая картина работы со снами мне приоткрылась. В этом я считаю ценность нашего интервью.

Я традиционно задаю этот вопрос, что бы вы из своих программ могли бы порекомендовать нашим зрителям, читателям? Может из своих книг?

Т: Я даже немного растерялась, книг и программ очень много.

В: Да, действительно очень много.

Т: На тему сновидений? Я не пишу о сновидениях, считаю, что это епархия психоаналитиков, все-таки я больше пишу о сказках, и о работе со сказкой. Но, должна заметить, что когда человек начинает писать сказки, то сновидения становятся более управляемыми. Вообще, процесс сказкотворчества делает сновидения более яркими, более законченными, развивая нашу фантазию, поэтому любые книги, начиная от практикума по сказкотерапии, основы сказкотерапии, которые помогают сказкотворчеству, я бы их рекомендовала. Потому как считаю, что сновидческая деятельность это особый вид нашей внутренней работы. Было бы здорово, если бы наш разум в этом больше участвовал, потому, что вы знаете, что есть такие духовные практики, как управляемые сновидения. Через сказкотворчество тоже можно приблизится к управляемым сновидениям, это не так сложно, и очень интересно.

Управляемые сновидения, которые подкреплены сказкотворчеством, не приносят никакого вреда. Человек не путешествует по каким-то мирам, где может быть небезопасно, просто развивается его разум и фантазия, развивается осознанность. Сфера сновидений, которая мало контролируемая, так же становится объектом возделывания, как поля, которое нужно возделывать.

Мы со следующего календарного года, хотим запустить программу на квалификацию   «сказкотерапевт-воспитатель». Это программа будет дистанционная, проводиться она будет посредством вебинаров и работы секретной группе фейсбук. Для того, чтобы дать стартовые знания о сказках, сказкотворчестве, об ювенологии, то есть основы воспитания детей, в сопровождении семьи. На такую программу я бы с радостью пригласила наших слушателей¸ так как она не требует специальной подготовки, она открытая и полезна для всех.

Все подробности вы сможете узнать на моем персональном сайте  www.cka3ka-miks.com

В: Очень полезна! А какие архетипы сказок Вам более близки?

Т: Концепция комплексной сказкотерапии опирается  на определённые представления об архетипах: универсальных, мужских, женских, архетипических сюжетах. Поэтому, мне сложно сказать, что мне ближе, потому как я формировала эту концепцию, я с ней работаю, и если я вижу, что она работает у моих учеников, то здесь есть такой фактор, если не универсальности, то доступности, для работы данной системы. Но есть и в моей жизни сюжеты и определенные универсальные архетипы, которые более активны, чем другие. Да, это так. Но конечно же, архетип дороги, Творца, государства, если взять наиболее универсальные архетипы, они наиболее встроены в мою жизнь, они мне помогают, дают ресурсы. Но и многие другие архетипы дают мне жизненные уроки, испытания, которые я стараюсь проходить.

Немного об архетипах сказок

В: Да, удивилась недавно вот чему, с несколькими клиентами своими обсуждали их любимые сказки и выяснилось, что для них русские сказки не так близки, как, скажем, итальянские, или еще какие-то другие. С точки зрения сказкотерапии это можно как-то объяснить?

Т: На самом деле, вопрос очень важный. Вы, наверное, знаете, что сейчас генетики проводят исследования наших ДНК, чтобы показать, что в нашем генетическом материале огромное количество других кровей. Если у Вас в паспорте написано, что Вы русский, итальянец или немец, это вовсе не значит, что у Вас нет, скажем, еврейской крови, русской крови, польской крови, крови какого-нибудь африканского этноса. То есть наше ДНК очень богато, и поэтому у нас есть особый отдел «этнопсихологическое сказковеденье», у нас есть даже первые специалисты, мы один раз сделали такой выпуск этносказковеды.

Этносказковеденье исследует именно живые ключи этнических сказок. Именно благодаря тому, что мы исследуем поле разных сказок, разных этносов – мы становимся богаче. Я отлично понимаю людей, которым нравятся итальянские сказки, во-первых, из итальянских сказок мы берем этот итальянский полдень, эту невероятную жизнерадостность, красоту и живость метафор.  Для современного человека живость метафор очень-очень важна.

Мы берем из сказок северных народов, невероятные, глубинные архетипы, взаимодействие с природными стихиями, и основу выживания в каких-то жестких условиях, из немецких сказок-порядок, мораль, закон, из датских сказок – невероятный прагматизм, такой, практический, крестьянский подход к жизни, так как датские сказки невероятно жизнелюбивы, практичны и написаны  с большим чувством юмора.

Почему рекомендую не зацикливаться на сказках своего этноса? Узкий специалист подобен флюсу. Наше ДНК несет очень много кровей, да и вообще мы дети мира, и такой вот здоровый, этнопсихологический космополитизм нас очень обогащает. Поэтому не стоит привязываться к русским сказкам, не стоит удивляться, что нравятся сказки других народов. Мне тоже нравятся, все сказки, разных народов, в них совершенно разные импульсы, особенности, краски. Этнопсихологическое сказковеденье исследует, и это очень здорово, особенно, если люди вступают в межэтнические браки, это так же очень популярно сейчас. Важно для того, чтобы понять пульс крови своего избранника(цы), необходимо понять так же поле фольклора этого народа. Поэтому не стоит зацикливаться на сказках только одного этноса, хорошо бы исследовать, знать все, что переведено, во всяком случае, на родной язык.

В: Не так давно я была у мамы в гостях, и привезла оттуда с собой сборник азербайджанских сказок, которые мне очень нравились в детстве, думаю, перечитаю, найду сейчас  для себя что-то другое, в любом случае это ресурс…

Т: Да))

Есть еще один момент, дело в том, что когда переводят иностранные сказки, переводят профессиональные филологи и литераторы, поэтому для нашего уха  восприятие современного языка более благозвучно. А если мы берем сказки написанные собирателями, русские сказки, они  жестковаты на слух, но, возьмем сказки уже обработанные, Толстым, например, она станет более мягкой и придется по душе. Поэтому фактор литературной обработки сказочного текста тоже нельзя списывать.

В: Да. Хотя я думаю, что все равно сказочник приносит свое личное виденье…

Т: Безусловно. Взять хотя-бы историю про Буратино.

«Желаю всем нашим читателям видеть самые красивые сны…»

В: Я благодарю Вас, понимая Вашу огромную занятость, не могу Вас долго держать. Хотелось бы, чтобы вы сказали напоследок что-нибудь нашим читателям.

Т: Да, конечно. Спасибо за такую возможность, поговорить с Вашими читателями, потому, что я знаю, чувствую, что Ваши читатели, это те люди, которые внимательны к   себе. Я считаю, что это очень важное жизненное искусство, быть внимательным к себе. Потому, что если мы внимательны к себе, к своим сновидениям, мыслям, чувствам, это вовсе не нарциссизм, не эгоцентризм, о котором многие могут подумать. Нет. Внимательное отношение к себе это основа для самопознания, а самопознание это верная дорога к тому, чтобы человек нашел лад с самим собой, с другими людьми, миром.

Желаю всем Вашим читателям видеть самые красивые сны, доверять своему подсознанию, потому, как оно очень мудро. Там, где нужно вычистит, где нужно подскажет, где нужно предупредит, направит, откроет. Желаю строить диалог со своим пространством сновидений, со своей внутренней страной сновидений, где живут и трудятся великие труженики сны, будьте с ними в диалоге, просите их о помощи и во время вашего отдыха они будут теми, какими они нужны вашей человеческой сущности. Так что Бог в помощь, добрых снов!!!

В: Огромное спасибо! У меня такое впечатление, что мы проговорили с Вами не 40 минут, а как будто прошло целых 2 часа, очень информативно. Столько всего полезного, сколько практических советов для самостоятельной работы. Я надеюсь встречаться с Вами еще в новых проектах.

Т: Пожалуйста, с удовольствием. Будут накапливаться вопросы, я на них с радостью отвечу, если это подходит Вашим слушателям.

В: Спасибо! И до новых встреч.

Т: До новых встреч, удачи Вам.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *