Хочу начать эту статью с личной истории.
В институте мы изучали телесно-ориентированную психотерапию. Это была практика в чистом виде — выполняли упражнения и понимали на своем теле как действует та или иная техника, и лишь после этого знакомились с теорией.

Я очень хорошо помню упражнение, которое сильно зацепило меня и заставило переосмыслить причины моих неудач. Надо было принять крайне неудобную позу и повторять «Я упаду… Я упаду…». Партнер в это время подбадривал словами «Держись, у тебя всё получится. Ты справишься!»

По инструкции это упражнение надо было выполнять довольно длительное время: мне казалось, что прошла целая вечность… И тут в один момент всё и произошло. Сначала был легкий озноб, похожий на простуду, потом сопли потекли ручьем, температура. После — расслабление, образы, мысли, далее осознание причин и облегчение. Так я познакомилась с телесно-ориентированной психотерапией и на собственной шкуре узнала, что такое телесный зажим.

Телесно-ориентированная психотерапи

Ваше тело — это и есть вы. Есть внутренняя проблема — есть мышечный зажим, свидетельствующий об этой проблеме.

Первым присмотрелся к этой взаимосвязи австрийский психотерапевт Вильгельм Райх, клинический ассистент Фрейда. Последователь классического психоанализа и впоследствии его отступник, ставший основоположником телесно-ориентированной психотерапии.

По его мнению, психологические проблемы вызывают застой внутренней энергии. Происходит это так: ребенок растет в семье, где чувства (грусть, ненависть, ревность разочарование, ярость) проявлять недопустимо, стыдно, плохо. Ребенок учится их не проявлять, стараясь понравиться своим родителям, оправдать их ожидания. Ситуация в семье повторяется постоянно: ребенок усердно подавляет свои чувства. Так он становится эмоциональным калекой. Почему калекой?

При подавлении чувств отработанной энергии нет выхода, и тело реагирует образованием мышечного панциря, ведь естественная потребность проявлять чувства не удовлетворяется. Ребенок старается по мере возможных сил не замечать своих чувств, скорбно проводя свои дни в этом панцире. Человек теряет живость, подвижность и гибкость и тела, и души.

Черепаха выглядывает из панциря, телесно-ориентированная психотерапия

Как вам узнать, есть ли у вас мышечные блоки и зажимы? Всё не так просто, как кажется. Во многих публикациях я встречала советы: проведите ревизию и осознайте свои блоки и зажимы. С точки зрения телесной психотерапии, это абсолютнейшая чушь, так как если зажим и есть, то вы его не почувствуете. К такому своему состоянию вы уже привыкли и воспринимаете его как полностью естественное. Пример для сравнения: если вы никогда не спали на хорошем матраце, то как вы можете описать свои ощущения от удобного матраца?

Телесно-ориентированная психотерапия: практика

Да, вы привыкли к своим зажимам, но кое-что можно сделать и без помощи психотерапевта! Проведите такое небольшое исследование. Договоритесь о поддержке с человеком, которому вы доверяете, чтобы исключить ваше стеснение во время следующего эксперимента.

Красивая девушка гуляет по пляжу, телесно-ориентированная психотерапия

Встаньте и примите свою естественную позу, затем пройдитесь так, как вы привыкли. Ваш партнер в это время смотрит на вас со всех сторон. Записывает все, что на его взгляд отклоняется от нормы. Например: сутулость, втянутость шеи, непроизвольные ужимки, неестественное положение рук, похожих на заячьи лапки, особый выворот ног и прочее. В общем, любую аномалию. После чего вы обсуждаете в спокойной обстановке подробности увиденного.

Возможно, у вас гибкое и подвижное тело, правильная осанка, уверенная и легкая походка. Скорее всего, у вас было счастливое детство, прекрасные родители или вы много работали над собой, у вас мышечные зажимы отсутствуют. Я от души вас поздравляю!

А может быть, вам не совсем понравится то, что вы услышите. Не отчаивайтесь, этот вопрос решаем. Что говорят определенные блоки и зажимы и как от них избавиться — я расскажу вам в своей следующей статье, следите за рассылкой.

P.S. Статья вам понравилась — комментируйте и нажимайте кнопочки соц. сетей. Не понравилась — нажимайте на кнопочки соц. сетей и критикуйте, будет, что обсудить с подругами. Благодарю!

Предыдущая статьяСледующая статья
Подписаться
Уведомить о
guest
7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елена
Елена
6 лет назад

Статья понравилась. Никогда об этом не задумывалась, но если учесть существующие проблемы со здоровьем, то получается, что зажимы есть. И много…. А по поводу практики — нужно попробовать. Случай из моей жизни: на отдыхе познакомилась с мужчиной, который очень настоятельно советовал мне прыгнуть с парашюта, т.к. по его мнению по моему телу даже на первый взгляд было понятно, что я не уверена в себе и мне СРОЧНО необходимо расслабиться!!!!

Argine
Argine
6 лет назад

Спасибо за статью. Я задумалась и у меня такой вопрос. Ребенку 13 лет, физический она здорова, но все время ей надо напоминать, чтобы она сидела или стояла ровно. Ей удобно сутулиться. У меня вопрос, может это быть психологической проблемой?

Светлана
Светлана
5 лет назад

Виктория, спасибо огромное!

Татьяна
Татьяна
3 лет назад

Виктория, добрый день!
Статья очень полезная. Подскажите, пожалуйста, про походку тоже напишите? Очень хочется узнать про походку «уточки».
Благодарю!

Любовь
3 лет назад

С удовольствием прочту Ваши дальнейшие публикации по этому вопросу.

Х.

Хороших снов! Интервью с Владимиром Ковальзоном

Для воспроизведения аудио нажмите Play (маленький белый треугольник), а чтобы скачать интервью в формате mp3 себе на компьютер нажмите здесь.

Виктория: Добрый день, нашим слушателям! Сегодня с нами Владимир Ковальзон, и мы будем говорить о физиологии снов!

Владимир, могли бы Вы сами представиться нашим читателям? Боюсь запутаться в Ваших регалиях.

Владимир: Я – физиолог. Работаю с экспериментальными животными. К сновидениям никакого отношения не имею — я занимаюсь физиологией сна. Я — доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Российской академии наук, председатель секции сомнологии Физиологического общества им. И. П. Павлова.

Виктория: Почему Вы начали интересоваться темой снов? Ведь физиология очень обширная наука.

Владимир: Когда я был молодым ученым (это были незапамятные времена, почти полвека назад), я попал в одну лабораторию. Там я занимался другими проблемами. Когда я впервые увидел, как в мозгу человека протекает электрическая активность, как она изменяется, и как у подопытных крыс это происходит — меня поразило изменение электроэнцефалограммы при засыпании! Это настолько завораживающий процесс, как будто смотришь в огонь камина.

Иногда смотрю на экран компьютера и не могу оторваться — настолько это поразительное явление. Каждый раз, когда воспроизводится эта динамика, я ей поражаюсь. Есть в ней что-то удивительное.

В 1966 году, если я не ошибаюсь, в Москве восстанавливалась научная психология. Психолог А. Н. Леонтьев организовывал факультет психологии в МГУ, потому что до этого психология была почти запрещена. Только на философском факультете МГУ было маленькое отделение психологии.

И вот одно из самых сильных впечатлений моей молодости – когда я попал на Всемирный конгресс психологов в Москве. Я пришел в главное здание МГУ, туда всех пускали, не требовали никаких пропусков. Ходил, смотрел постеры, был на лекциях. Это было время, когда в экспериментальной психологии произошла революция, когда были открыты зоны самораздражения и зоны избегания в головном мозге. Там показывали фильмы с крысами, которые электрораздражали себе мозг до изнеможения, или Хосе Дельгадо показывал фотошоу где бык на него бежал, а у него была мантилья, а вместо шпаги – длинная антенна, на конце которой был радиопередатчик. Передатчик посылал слабые электрические импульсы в определенные зоны мозга быка (так называемые «зоны избегания»), куда предварительно под наркозом были введены тонкие проволочные электроды. Бык останавливался и прекращал нападение… На меня, молодого человека, выпускника МГУ, это произвело впечатление! И я захотел заниматься чем-то таким!

Потом я попал в лабораторию, где «таким» занимались. Это было очень сложно, ведь техника у нас всегда была не на высоте… Приходилось изощряться, исхитряться… Напал на эту «жилу», с тех пор она меня притягивает.

Уже почти полвека, я занимаюсь с разных сторон изучением физиологии сна. Это даже проблема не сна, а проблема сознания – почему оно уходит и появляется снова, что ее поддерживает… Это комплекс проблем – самый интересный для нейрофизиологов, по-моему.

Где рождаются сны?

Виктория: Владимир, сразу слышно, что Вы человек, очень увлеченный своей работой. Я восхищаюсь такими людьми, которые находятся в своей сфере и отдают ей свою энергию, своё свободное время.

Может сейчас задам глупый вопрос: на Ваш взгляд, где же рождаются сны?

Владимир: Сны… не знаю. Я не занимаюсь снами. Сон — это психологический уровень. Я занимаюсь физиологией.

Виктория: Чисто с физиологической точки зрения, мы это сможем объяснить? Где они рождаются? Или это невозможно?

Владимир: Вы имеете в виду сновидения?

Виктория: Да!

Владимир: По одной из версий, всю психическую активность во сне мы можем определить, как сновидения. Я с этим не согласен – с моей точки зрения, психическая активность в естественном сне не исчезает, а видоизменяется: при засыпании она проявляется одним образом, в глубоком медленном – другим, а в быстром сне происходят эмоционально насыщенные сновидения..

Я  определяю сновидения именно как высоко эмоциональные переживания, которые характеризуются  высокой вовлеченностью эмоциогенных подкорковых структур головного мозга. Также отмечается  высокая активность некоторых отделов неокортекса. Мозг во время быстрого сна, когда мы переживаем сновидения, так же активен, как и в момент самого высокого эмоционального стресса. При этом, специальный мозговой механизм парализует наши скелетные мышцы (кроме дыхательных) полностью. Кроме того, выключена сенсорная система – мы ничего не воспринимаем, ничего не можем посылать на «выход», но при этом мозг очень интенсивно  работает. В чем тут дело – это поразительная загадка. Эта физиология быстрого сна, на изучение которой ушло уже более полувека, нейрофизиологам пока не поддается.

Мы много знаем эмпирически о механизмах, которые формируют быстрый сон, о различных видах нарушений при разных заболеваниях человека, но откуда это состояние взялось и для чего это нужно — непонятно. Одна из наиболее продвинутых теорий считает, что сновидения, как психические явления,  не являются «самостоятельным» продуктом эволюции – они появились сами по себе, как побочный результат эволюции сна, связанный с  высокой активацией головного мозга.

С другой стороны, у нас, людей, очень высокоразвита зрительная система. Поэтому, если весь мозг начинает очень интенсивно  работать, она не может не активироваться . А поскольку глаза при этом не действуют, зрительная система  извлекает из памяти какие-то образы, причудливо комбинирует их, но обратно в память они не поступают . Мы очень мало запоминаем  сновидений, какие-то незначительные проценты. На самом деле, большая часть сновидений при пробуждении тут же стирается. Эти обрывки сновидений, которые мы запоминаем  – это то, что было извлечено  из нашей памяти, мы не глазами это видим.

Такое явление, как ярко эмоционально окрашенные сновидения, строго приурочены  к периодам быстрого сна. Быстрый, или парадоксальный, или РЕМ-сон – это поразительное явление, которое является третьим состоянием нашего организма в добавление к  бодрствованию и обычному сну (сну без сновидений, медленному или медленноволновому сну). Быстрый сон наступает каждую ночь, каждые полтора часа мы обязательно видим сны, даже если мы о них не отчитываемся.

У нас в лаборатории, например, был такой испытуемый, здоровый молодой парень.. У него было очень хорошо выражены все компоненты быстрого сна, никакой патологии не было выявлено, но он наотрез отказывался отчитываться о своих сновидениях. Говорит, не вижу снов,  и все. То есть, он их, конечно, видел, сны были, но пока он пробуждался, они забывались.

Один мой знакомый врач-психиатр говорил, что человек не должен помнить свои сны. То есть, если он их вспоминает – значит, что-то его психически травмировало. Настолько тяжело, что продолжает  мучить и во сне. А в принципе, здоровый человек, не невротик, который не переживал какую-то тяжелую ситуацию в недавнем прошлом – он должен, наверное, свои сны забывать.

Судя по отчетам здоровых испытуемых, большинство сновидений у взрослого человека окрашены негативно, и это, в общем, подтверждается томографическими исследованиями. Нейросканирование показывает, что подкорковое образование головного мозга, называемое миндалиной, очень сильно активируется во время быстрого сна. Известно, что это образование ответственно за переживание эмоций, особенно отрицательных. У человека миндалина  довольно крупная и на функциональной магнито-резонансной томограмме видно, что миндалина очень сильно активируется. во время быстрого сна

Виктория: У меня была клиентка, которой на протяжении недели, каждый день снились какие-то сны. Она их запоминала, бывало, пробуждалась в три часа ночи, чтобы записать. И к концу недели она чувствовала себя энергетически подавленной, изможденной. Это можно объяснить с точки зрения физиологии?

Владимир: Вот этого я не знаю, это не по моей части.

Виктория: А с точки зрения физиологии, сновидения могут так истощить?

Владимир: Сновидения – это не физиологическое, это психологическое явление . Это наше субъективное восприятие каких-то процессов в головном мозге. Психологическое и физиологическое – это, как говорится, «две большие разницы».

Вот типичный случай, о котором рассказывает клиницист: приходит женщина к врачу-сомнологу и жалуется на то, что не спала около трех месяцев, мучается от бессонницы. Женщине в лаборатории вечером накладывают электроды, подключают к аппаратуре, укладывают спать  и регистрируют ее объективные данные. Часто бывает, что когда пациенты  жалуются, что они совсем не спят, врачи им показывают видеозаписи, на которых видно, что  они крепко спят. Иногда больные даже этому не верят говорят: «Это не я, это какой-то похожий на меня актер». Зная эти особенности «мнимой бессонницы», врач специально проводит съемку крупным планом, чтобы у пациентки не осталось никаких сомнений. . Вот чисто психологический феномен: человеку кажется, что он мучается, но физиологически – он нормально спит.

Сами сновидения – это чисто психологический феномен . А когда мы наблюдаем за нарушением структуры сна, ритмом сна – это физиология. Например, по укорочению латентного периода первого эпизода быстрого сна можно предсказать грядущее возникновение депрессии, это укорочение  является ранним ее симптомом.

А по сновидениям (психологическому аспекту процесса сна)  можно судить о каких-то психологических отклонениях, с которыми можно обращаться к клиническим психологам, куда обычно и направляет врач-невролог пациента.

Можно ли экономить на сне?

Виктория: Мне известна теория, что сон можно сокращать. Например, 10 минут в день спишь, потом 2 часа бодрствуешь, потом снова 10 минут спишь и т.д. Как Вы относитесь к такой теории?

Владимир: Это совершенно неправильно. Сон представляет собой очень сложный циклический процесс. Внутри него есть  циклы, фазы и стадии. Он строго организован. Разрушение структуры сна приводит к тому, что те процессы, которые должны в нем происходить – не происходят. Поэтому при фрагментированном, неполноценном сне человек не высыпается.

Приведу просто пример. Фаза быстрого сна, когда снятся сны, которые сопровождаются расслаблением мышц, обычно не может протекать, если мы сидим. Например, в самолете, человек в долгом рейсе спит на, казалось бы, удобных креслах с откинутой спинкой, но после прибытия не ощущает себя отдохнувшим. Из-за того, что нельзя прилечь, ,  нарушается цикличность сна, строгое чередование его фаз и стадий. То же самое и при автобусных переездах. А в поезде можно выспаться и утром ощущать себя отдохнувшим. Эти процессы нельзя прерывать, нельзя дробить. Более того, у человека  настолько сложная структура сна, что  первая половина ночи не похожа на вторую.

Важно, чтобы полностью вся ночь прошла. В первых циклах сна у нас преобладают глубокий медленный сон, это, видимо, самое жизненно важное состояние, без которого мозг погибает, а во вторую половину ночи преобладает  фаза быстрого сна, то есть, сна со сновидениями, она тоже нужна для жизни. Поэтому все части сна нужны, все его стадии, фазы и циклы, и от этого никуда не денешься.

С другой стороны, известно,  что в течении дня даже короткие периоды легкого  сна (так называемые эпизоды микросна) могут заметно снимать умственное и эмоциональное напряжение. Это доказанный факт, хоть и до сих пор не ясна его физиологическая основа. В Нью-Йорке, например, есть специальные релаксационные комнаты для клерков, в которую они могут заходить после обеда, чтобы немножко «покемарить». И эти 10-15 минут так благотворно влияют на многих , что они чувствует себя отдохнувшими и могут интенсивно трудиться еще несколько часов.

Однако, ночной сон все-таки должен быть полноценным.

Совы и жаворонки, кто прав?

Виктория: Один психолог во время интервью сказал слова, которые меня заинтересовали: «Если вы ложитесь спать до десяти часов, то вы ложитесь с ангелами, а после – то, как придется». Я понимаю, что это метафора, но, влияет ли время, в которое ложишься спать, на качество сна?

Владимир: Влияют только ваши привычки. Если вы привыкли спать днем, а ночью работать, продолжайте так и  делать. Потому что ваши биологические часы уже настроены. Например, все врачи — жаворонки, а актеры — совы. Это не значит, что они по своему природному хронотипу такие, а просто их жизнь заставила. И если они  так уже привыкли, то они так и должны спать и менять привычный ритм не рекомендуется.

В принципе, это неважно, когда  вы ложитесь — в двенадцать или в десять, если  у вас нормальный сон. Если вы переехали в другой часовой пояс то после некоторой перестройки цикл будет опять таким же. Важно, как можно реже  его менять.

Виктория: То есть все-таки это миф о том, что нужно ложиться спать строго до 23.00?

Владимир: Какое время для сна вам удобно, такого и придерживайтесь.

Сколько часов нужно спать?

Виктория: Как говорил академик Павлов, что 8-емь часов сна, 8-емь часов отдыха и 8-емь часов труда в сутки. Как Вы относитесь к такому делению дня, относительно сна?

Владимир: В принципе, это правильно. Но, восемь часов сна — это условно, потому что у каждого своя потребность во сне.

Ведь И.П.Павлов не знал того, что знаем мы теперь, да и в его время не было объективных методов измерений сна, поэтому это состояние  определили субъективно, по внешним признакам. А сейчас мы строго можем измерять индивидуальную норму сна, потому что для этого есть различные приборы. Хотя я скептически отношусь к тем, которые помещают на гаджетах. Хотя уже есть усовершенствованные браслеты, которые довольно точно определяют периоды поведенческого покоя. В принципе, через пару лет в продаже, наверное, появятся такие приборы, которые можно будет «прилепить» к голове, и они будут довольно точно показывать начало и конец сна. В тот момент, когда появились эти приборы (электроэнцефалографы) в лабораториях и клиниках, ученые поняли, что у каждого человека свой лимит сна. Есть люди высокие и маленькие, худые и толстые, одному  хватает четырех циклов сна, а другому не хватает и пяти. В среднем у взрослых сон, действительно, длится около 8 часов. Примерно 30% людей мало 8 часов, а 10% – умудряются выспаться и за 4-6 часов.

Виктория: Тот же Петр Первый, все знают о нем…

Владимир: Я считаю, что это все легенды. Говорят, что и Наполеон мало спал…

Виктория: Все знают, что полноценный сон влияет на течение жизни. Расскажите об этом с точки зрения физиологии.

Владимир: Сон и бодрствование — это две стороны одной медали. Если мы нормально спим, то нормально и бодрствуем, чувствуем, что голова работает. Мы, сомнологии — физиологи и врачи — постоянно твердят на телевизионных передачах, что современным людям обязательно нужно высыпаться. Это раньше люди думали, в 19 веке, помните, Рахметов говорил — «я не буду спать для прихоти; 1.5 часа в день и не более…». На самом деле, это всё чепуха. Если вы хотите, чтобы голова нормально работала, нужно высыпаться.

Все зависит также от жизни, но какая у нас жизнь?! Мы же не траншеи копаем, а целыми днями пялимся в монитор, и если человек хоть часок не доспал, то он сидит и «кемарит»на ходу – голова не работает. А если он за рулем?! Колоссальная проблема во всем мире – сонливость за рулем. Сонливость не только ночью, но и днем. Сонливость, которая появляется из-за того, что человек не выспался ночью из-за каких-то патологий, которые его тревожили. В этот период человек опасен, ведь в период микросна человек не осознает, что он спит. И в эти доли секунды он теряет контроль над окружающей ситуацией. Представьте себе водителя на огромной скорости…

Сейчас в 21 веке это актуально, и поэтому современному человеку нужно высыпаться еще более, чем людям средневековых эпох. В прежние времена человек вообще ездил верхом или в повозке, и если  засыпал – бросал поводья, и лошадь сама шла, если знала дорогу, а если нет – то останавливалась, и ничего страшного не происходило. А сейчас, представьте, человека за рулем?! За эти доли секунды он и себя может угробить, и людей. И в других ответственных видах деятельности это актуально.

Виктория: Тот же хирург.

Владимир: Хирурга немного отвлекают движения, но такой  случай был в Америке, это вы правильно заметили, когда хирург зарезал пациента. Но адвокаты доказали, что вина лежала на больничном руководстве , потому что его оставили дежурить на третью ночь  после двух суток работы, вопреки правилам.

Так что у хирургов тоже эта проблема актуальна, но, в то же время хирург работает руками и его это отвлекает. А вот те люди, которые сидят и пялятся в монитор, их поза и поведение усыпляет. Поэтому обязательно нужно высыпаться. Кроме того это — залог здоровья. Врачи-сомнологи считают, что  хронические нарушение сна у современных молодых людей из-за дискотек и т.п. ночной жизни обязательно  скажется после 40 лет. С нарушением сна и суточных ритмов теперь начали связывать такие заболевания, как рак, сердечнососудистые нарушения ,  нарушения иммунитета.

Виктория: Из-за истощения.

Владимир: Да, потому что иммунная система организма слабеет, если мы не высыпаемся. Это научно доказано. Во время медленного сна в организме происходит синтез очень многих веществ, которые участвуют в иммунитете. Если мы не спим – они не вырабатываются, сопротивляемость организма слабеет и  возникают заболевания.

Кроме того, здоровый сон играет роль в формировании нервно-психического здоровья. Человек, который нормально высыпается, он менее склонен к сдвигам по маниакально-депрессивной шкале. Самые разные заболевания, не только нервные, но и кишечные (особенно у детей) отмечаются у тех, кто не высыпается. Рези и боли, нарушение стула, повышение кишечной моторики. А вот ослабление кишечной моторики ночью очень важно, это обеспечивает нормальную моторику в дневное время.

Таким образом, существует целый ряд причин, по которым человеку нужно высыпаться.

Ответы на вопросы читателей?

Виктория: Как раз по этому поводу, я попросила свих читателей задать мне в фейсбук группе «Исцеление эмоциональной травмы» интересующие их вопросы. Вот один из таких вопросов. «Говорят специалисты, что при длительной бессоннице отмирают клетки головного мозга. Это необратимый процесс? Или есть какие-то методики, препараты, способы восстановления, которые могут вернуть мозгу былую активность?»

Владимир: Это вопрос к врачу-сомнологу. Я могу порекомендовать своих коллег, кто может более конкретно ответить на этот вопрос. По этому поводу  могу сказать: длительная бессонница – это очень редкий случай, скорее всего, больным, которые на это жалуются,  так только кажется. Если клетки мозга начнут отмирать, то их не восстановишь. Нейрогенез в головном мозге взрослых людей происходит, как сейчас доказано. Но он очень слабенький и  идет лишь в определенных местах мозга. Это очень важно для борьбы с нейродегенеративными заболеваниями — болезнями Альцгеймера и Паркинсона. Действительно, при этих болезнях происходят очень серьезные нарушения сна. Более того, специфические нарушения сна при болезни Паркинсона опережают основные симптомы на годы, а то и десятки лет. Рекорд —  30 лет до появления моторных симптомов болезни Паркинсона у одного пациента начали регистрироваться определенные нарушения в структуре сна.

Виктория: Еще вопрос. «Где искать причину состояния «разбитого корыта» после сна? Отбой в 22:00, а подъем в 6:00. Просыпаюсь под сигнал будильника, около двух часов в день гуляю с собакой каждый день, физическая активность средняя».

Владимир: Обычно ощущение тяжести после пробуждения связано с будильником. Он будит нас утром, и попадает в большинстве случаев на средину очень ярко выраженных сновидений, в «разгар» периода быстрого сна, именно в этот период происходит очень мощная активация мозга. И когда в этот момент вторгается резкий звонок, человек просыпается совершенно «оглушенный» и некоторое время не может прийти в себя.

Я давно предлагал создать идеальный будильник. С точки зрения техники сделать его – ничего не стоит. Предлагал разным фирмам, но они идут каким-то кружным путем, пытаются косвенно это сделать, с помощью тех же гаджетов-браслетов, но точное окончание фазы быстрого сна, которой завепшается цикл сна, таким образом не определишь. А вот с помощью очень простых датчиков можно определить. Датчик будет передавать сигнал на ноутбук, стоящий возле кровати, или гаджет, а он рассчитает, когда нужно вас разбудить. Скажем, если вы поставили будильник на 7:00, а ближайший цикла сна  закончился в 6:30, то будильник он разбудит вас чуть раньше, чем вы предполагали, но пробуждение будет «лёгким».

Пробуждение в конце фазы быстрого сна переносится легко, потому что мы и так «подбуживаемся» в этот момент перед переходом к следующему циклу сна. , когда хотим дойти до пробуждения. И поэтому, когда пробуждаемся в этот момент, то мы чувствуем себя нормально, инерция сна слабая и т.д.

Т.е. проблема в основном в будильниках.

Виктория: Кстати, она пишет, что просыпается до будильника и все равно чувствует себя разбитой. Есть ли этому какое-то физиологическое объяснение?

Владимир: Нужно чтобы врачи-сомнологи в сомнлогическом центре записали ее ночной сон, просмотрели запись и нашли проблему.

Об осознанных сновидениях

Виктория: Я смотрела Ваше интервью об осознанных сновидениях и все-таки хочу задать этот вопрос. Осознанные сновидения сейчас очень модная тема. И мне бы хотелось узнать, что Вы думаете по этому поводу, как физиолог?

Владимир: Дело в том, что осознанные сновидения – это очень интересный феномен для физиологии. Он известен давно, первые сообщения об этом феномене появились еще в 19-ом веке. Во второй половине 20-го века америкаский психолог Стивен Лёберж поставил на научную основу эту теорию, он придумал, как быстро можно этому людей обучать.

И только недавно стали научно изучать это явление.  Ученые стали набирать испытуемых, которые практикуют осознанные сновидения, регистрировать  физиологические параметры, т.е., что с ними при этом происходит. И выводы сделаны такие: осознанное сновидение – это состояние измененного сознания, отличное  от нормально быстрого сна. То есть человек, который это практикует,  лишает себя нормального быстрого сна. Все врачи, неврологи и, психиатры, к которым я обращался по этому поводу, в один голос заявили, что эта практика чревата непредсказуемыми последствиями, это своеобразная наркомания без наркотика,  это опасно для психического здоровья.

Сейчас мой коллега Владимир Борисович Дорохов впервые утвердил тему осознанных сновидений в своем Институте. Он собрал необходимую группу испытуемых и я надеюсь, что они получат объективные данные об этом удивительном явлении, которыми смогут со всеми с нами поделиться.

В принципе, управляемые сновидения — это явление очень интересное. В Америке его используют для подавления кошмарных сновидений у ветеранов войн, связанных с воспоминаниями о боевых действиях, которые США постоянно ведут вдали от своих берегов. Их обучают специальным приемам,  и, когда им начинают сниться кошмары войны, которые они пережили, они применяют эти приемы и подавляют сновидение . Это действительно эффективно , ветеран  после этого себя чувствует лучше , но применение этой методики для произвольного управления сновидениями у обычных здоровых людей может давать обратный эффект.

Виктория: Раньше было модным обучение во сне. Однажды мне попалась такая статья. Всех испытуемых 15 лет назад обучали во сне, например, математике. Спустя 15 лет их никого не оказалось в живых. Я бы хотела узнать, что Вы об этом думаете? Возможно, что это статья была просто фантазией или совпадением. Но мне интересно, на чем основано обучение во сне? Действительно ли может быть такое?

Владимир: Обучение во сне невозможно, это ерунда. Когда я был молодым ученым, у нас в лаборатории работал один молодой человек, по специальности психиатр. Он делал диссертационную работу, она есть в научных библиотеках, на тему гипнопедии. В то время это было модное направление. Он провел строгие опыты и показал, что например,заучивание иностранных слов возможно в состоянии расслабленного бодрствования до наступления сна. Как только наступает сон, сразу же блокируется поступление слуховой информации  и спящий уже ничего не воспринимает. Состояние расслабленного бодрствования перед сном очень эффективно для механического заучивания. Но проблема в том, что его трудно  долго поддерживать. Нормальный человек либо окончательно просыпается, либо проваливается в сон.

Поэтому заучивание в этот период довольно эффективно, но для этого нужно специально учиться, применять специальные приемы со средствами обратной связи, чтобы можно было поддерживать в себе это состояние более-менее продолжительное время. И тогда при этом  можно что-то заучивать, поскольку при этом вас ничего не отвлекает.

Виктория: Хотела бы спросить немножко о детях. Недавно слышала — чтобы дети хорошо спали, им можно на ночь давать теплое молоко, и почему-то с содой. Что Вы об этом думаете?

Владимир: В отношении теплого молока, действительно, это так. Я читал статью об исследованиях англичан. Дело в том, что у них есть такая традиция – принимать на ночь теплое молоко с кукурузными хлопьями (night time beverage). Английские ученые проверили  влияние этого напитка. Действительно, оказалось, что этот напиток благотворно влияет на сон. Человек выпивает молоко с хлопьями, у него ослабляется кишечная моторика и он действительно хорошо спит. И это действительно полезно, я всем рекомендую, кто обращается с жалобами на плохой сон.

Я предлагаю принимать теплое молоко с ложечкой меда, есть также разные травяные настои, например, мелисса. В наших аптеках есть масса травяных настоев, и наших, и импортных. Многие из них хорошо влияют на сон, они совершенно безвредные. Можно пробовать, ведь почти все существующие снотворные, это вам скажет любой врач, очень опасны. От них  вреда больше, чем от плохого сна.

Мой коллега, врач-сомнолог, на одной научной конференции сказал: «задача врача-сомнолога — до последнего удержать больного от употребления снотворных». Сейчас появляется новое поколения лекарств, новые разработки снотворных, которые, может быть, будут не так вредны, но пока что лучше воздерживаться.

Алкоголь, кофе и кукурузные хлопья на ночь

Виктория: Владимир, что Вы, категорически, не рекомендовали бы делать перед сном, чтобы человек хорошо спал?

Владимир: Любое эмоциональное напряжение сбивает сон. Знаете, бывает тревожный звонок, от которого человек всю ночь потом не спит… По телевизору вечером часто тревожные передачи показывают, резкие политические дискуссии, эмоциональные фильмы. Вот это все не нужно смотреть перед сном, перед сном нужно полностью успокоиться, чтобы был нормальный сон.

Виктория: За сколько до сна можно есть?

Владимир: Я не знаю. Все говорят, и врачи-гигиенисты говорят, что спать на голодный желудок нельзя, и на полный тоже. На самом деле, стакана молока с кукурузными хлопьями, думаю, хватит.

Виктория: У меня есть приятельница, которая говорит, что она не спит, но для того, чтобы уснуть она использует пиво. Она выпивает две бутылочки пива, и тогда спит целые сутки. Как Вы к этому относитесь?

Владимир: Это индивидуальная вещь. Не каждому годится, но, в принципе, такое иногда практикуется, и пиво, и бокал вина, а некоторые от рюмки водки хорошо спят… Это индивидуальная реакция на алкоголь. Рекомендовать нельзя, потому что, во-первых, пиво  провоцирует мочеиспускание, постоянно человек будет бегать в туалет. Но если этой женщине помогает, и она себя хорошо чувствует, то, ради Бога, пускай принимает.

Пиво в небольших дозах, говорят, даже обладает противораковой активностью, так же, как  красное вино обладает активностью против холестерина.

Виктория: Я лично читала такие исследования, опять же все нужно делить на два:  если человек выпивает стакан вина на ночь, то это как-то вторгается в его сон, и лишает какой-то важной фазы сна.

Владимир: Нет, ничего не лишает. Может стакан и многовато, но полстакана сухого можно.

Виктория: В моей практике бывали случаи, когда у человека происходит какая-то травмирующая ситуация – смерть близкого человека, например, и он не может уснуть. Это не мой клиент, это муж моей клиентки, и в этом случае, я понимаю, что лучше снотворное…

Владимир: В острых случаях, да. Я думаю, что врач прописывает снотворные и успокаительные препараты в таких ситуациях.

Виктория: Или как она говорит, она выпивает маленькую рюмочку коньяка. Я думаю, что это может привести к другим нежелательным последствиям.

Владимир: От одной рюмочки – не думаю, ничего такого.

Пожелание от главного сомнолога всем нам

Виктория: У меня много вопросов, но я понимаю Вашу занятость. Что бы Вы могли сказать напоследок нашим читателям, что бы Вы могли им пожелать?

Владимир: Желаю высыпаться! Высыпайтесь, и у Вас в жизни все будет хорошо!

Виктория: Огромное Вам спасибо, за уделенное нам время. Было очень интересно с Вами побеседовать. Надеюсь, мы еще с Вами встретимся.

Владимир: Да, давайте.

Г.

Гуси-лебеди: что древняя сказка может привнести в жизнь современного человека?

Магия сказки

Все мы любим слушать истории, а уж сказочные и подавно! Толкованием сказок занимались и занимаются многие психологи аналитического направления: Х. Дикман, Мария-Луиза фон Франц, С. Биркохойзер-Оэри, К. Пинкола Эстес. Их продолжают изучать мифологи, лингвисты, историки и другие ученые. А рассказывать сказки начали с самого зарождения человеческого общества!

Задавались вопросом, почему сказки с течением времени не только не ушли в небытие, но продолжают жить и остаются популярными?

Веками человечество мучают одни и те же экзистенциальные вопросы: кто я? Зачем я здесь? Что главное в моей жизни? Чего я не должен упустить, чтобы моя жизнь наполнилась смыслом? Что первично дух или материя? Как объяснить сложные категории пространство и время, почему солнце восходит и заходит, что такое жизнь и смерть? Как объяснить смену времен года? Как понять такие категории как добро и зло? Как устроена жизнь?

Жить в необъясненном непонятном мире страшно, поэтому древние люди пытались искать ответы. Изначально у человечества не было столько инструментов и столько информации, как сейчас, а устройство мира было таким же. И наши предки старались разъяснить жизнь через наблюдение за природой, людьми, через интуицию, в том числе — через домысливание и откровенное фантазирование. Так из многих разрозненных частей создается общая картина мира. И появляется миф. После по крупицам добытую информацию передавали потомкам из уст в уста как великую ценность, слагая сказки.

Здесь надо понимать, что народные сказки не сочиняли специально. Они появлялись с течением жизни, многократно отшлифовывались через пересказы, поэтому изобилуют символами, понятными для нашего бессознательного, но, к сожалению, не для нашего узкого сознания. Поэтому сказки не так то просто понять!

Когда мы со своим мышлением пытаемся натянуть древние сказки на современные знания, как старый чулок на ногу, он тут же рассыпается в прах. Теряется все их очарование и притягательность, а тайна ускользает. У сказок нет того практического смысла, который мы хотим извлечь, объясняя со своей рациональной точки зрения: тот герой хороший, а тот плохой, и мораль в сказке такая-то.

Сказка не поддается житейской обычной логике, она не линейна, и что очень важно, для нее не характерна назидательность. В сказочных историях зашифровано сакральное знание о жизни, о мире, о людях, о смерти, о душе. И аналогично тому, как эволюционирует мир, какие этапы он при этом проходит, такие этапы развития соответствуют созреванию души человека. Поэтому сказочные метафоры нам так близки, а сказки, все без исключения, затрагивают нас на невероятной глубине!

Через понимание событий сказки, мы сможем понять себя. Жизненно необходимо знать миф или сказку, определяющие нашу внутреннюю жизнь, чтобы оказывать влияние на течение текущих событий и, по возможности, не совершать роковых поступков. Вот почему сказка жила, продолжает и будет жить среди нас.

Если мы будем относиться к ней как к серьезному инструменту, то ее мудрость прольется на нас золотым дождем, и через понимание сакрального смысла сказки мы сможем постичь свою душу и свои нынешние духовные потребности. В самом конце я дам вам отличное практическое упражнение, связанное с вашей любимой сказкой, и вы сможете сами убедиться в вышесказанном. А теперь приглашаю вас в путешествие по известной с детства русской народной сказке «Гуси-лебеди».

bratkova_gusi

«Гуси-лебеди»

Была ли она в числе ваших любимых в детстве? Смотрели вы одноименный мультик? Перечитывали ли вы эту сказку? О чем вы думали, когда читали своим детям и когда ее вам читали родители? Что представляли себе? А теперь каверзный вопрос: как вам кажется, о чем она? Вроде бы все ясно: сестра ослушалась родителей, а после спасает своего брата от съедения Бабой-Ягой, хеппи-энд и все счастливы.

Но я бы не стала так торопиться с выводами! Мало того, что там есть какие-то гуси-лебеди непонятные, злая Баба-Яга в избушке на курьих ножках, что придает особенный колорит этой истории, да еще и говорящие Печка, Яблоня и Молочная река с кисельными берегами. Все это наводит меня на мысль, что есть здесь в чем поразбираться, что я и предлагаю вам сделать прямо сейчас. Напомню, что существует несколько версий этой сказки: народная, в обработке Александра Афанасьева и в обработке Алексея Толстого. Они немного разнятся в том, кто оказался помощником девочки, но в целом сюжет одинаковый.

Сейчас, благодаря популяризации трансактного анализа, все знакомы с понятиями Внутренний ребенок, Родитель и Взрослый. Понятие субличностей, на которые опирался Ассоджиоли в своем «Психосинтезе» тоже на слуху. Мы же при анализе этой сказки будем опираться на понятия аналитической психологии, мифологии, символдрамы и психоанализа. И вы увидите, как раскроется глубинный театр, и сказка из плоской вмиг станет яркой, выпуклой, имеющей иное значение, и вы узнаете совсем другие «Гуси-лебеди».

Анализировать сказку будем на субъектном уровне, то есть так, как будто все персонажи этой сказки существуют внутри одной личности. И поскольку главная героиня — девочка, то рассматривать сказку мы будем с точки зрения феминной (женской) психологии.

Налетели гуси-лебеди

«Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький». Началось все с того, что в обычной крестьянской семье: мать, отец уезжают на ярмарку, а старшую дочь просят следить за братом, и в награду ей посулили привезти гостинец — платочек. Сестрица, несмотря на наказ родителей, убежала гулять и прозевала брата. Боясь родительского гнева, бежит неведомо куда его выручать.

bratkova_gusi1

Гуси-лебеди — птицы не простые, а со смыслом. В сказках часто именно они служат Бабе-Яге, крадут детей по ее велению. Иногда она их морит голодом, пока они не принесут ей хорошую добычу, лакомый кусочек. Если мы будем рассматривать по отдельности символику гуся и лебедя, то увидим много схожего, а в кельтской традиции так вообще они взаимозаменяемы.

И гусь, и лебедь — это солярные символы: древние люди с их прилетами и отлетами связывали приход весны или наоборот зимы. Известно, что Аполлон, бог Солнца в античной мифологии, летал на лебедях. Гуси — спасли Рим. И гусь, и лебедь, птица-проводник в мир умерших.

Водоплавающие птицы издавна пользовались особым почтением у славян, поэтому они наряду с соколом, ласточкой и голубем часто используются в древней свадебной символике. О них слагали ритуальные песни, что «летят де гуси-лебеди через сад-виноград и роняют обручальные кольца», предсвадебные причитания о сговоре сватов жениха и невесты и, собственно, свадебные песни. Серый гусь обычно сравнивался с  женихом, тогда как невеста, конечно, с белой лебедью.

«Самый яркий пример у русских — знаменитая песня с параллелизмом о двух летящих птичьих „стадах“ со словами „Отставала лебедь белая от стада лебединого … / Приставала ко серым гусям“, исполнявшаяся в конце довенчального этапа», писал Бернштам Т. А. в своей книге «Птичья символика в традиционной культуре восточных славян». Противопоставление присутствует потому, что невеста и жених по старинным обычаям не могут принадлежать к одному роду.

А. В. Гура писал так: «В Астраханской губернии на свадьбу приглашают словами: „Пожалуйте к нашему князю хлеба-соли покушать, белого лебедя порушать!“ Под лебедем здесь имеется в виду свадебный хлеб — каравай с искусным украшением в виде пары лебедей, гусей или голубей. Всех этих птиц считали символами крепкого союза.» 

Мотивы гусей, лебедей присутствовали в древних вышивках и коврах. «На подолах женских рубах, концах свадебных полотенец и постельных пологов изображались обычно абстрактные символы водоплавающих и домашних птиц под собирательными названиями павы, петуны». (Маслова Г. С. «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник».)

Но все же разница между ними есть, и она существенная. Гуся нашим предкам удалось приручить, одомашнить, потому он чаще символизирует домашние и женские сферы жизни, а лебедь так и остался диким, свободным, отражая дух независимости, некоего благородства, изящества. Гуся употребляли в пищу, а стрелять в лебедя считалось большим грехом. В этой мифологической стае дикая птица противопоставляется домашней, как род жениха противопоставляется роду невесты, и объединяется в одной совокупности. Данный союз противоположностей позволяет им жить в двух мирах — обыденной проявленной Яви, как гуси, и далеком мире небытия — Нави, как лебеди.

Брат и сестра в сказках символизируют союз мужской и женской противоположности, глубинную связь Анимы и Анимуса внутри личности. Гуси-лебеди забирают мальчика, разлучая тем самым сестру и брата, и уносят его в царство мертвых, к Бабе-Яге, о ней мы еще подробно здесь поговорим. Героиня этой сказки теряет связь со своей маскулинной, духовной частью. Ее дух словно уносится в мир Бабы-Яги. Душа и дух разъединены и девочке придется пройти суровые испытания, чтобы снова их соединить.

С точки зрения психологии, глубоко в бессознательное погрузилась духовная установка. В реальной жизни это мы можем увидеть, когда человек стремится только к материальным благам или ежедневно печется лишь о хлебе насущном, забывая о духовной составляющей жизни. Тогда все его разговоры сводятся к пустой болтовне, от которой не становится тепло на душе и невозможен близкий контакт.

Маскулинная часть нашей героиней потеряна, произошло расщепление на мужскую и женскую часть. Что это значит? Мы видим подобное пагубное разделение в так называемой современной ведической традиции, где каждому из супругов отведена определенная роль: женщина должна быть красивой и рожать детей, а мужчина реализовывать себя в социуме и зарабатывать деньги. Оно бы недурно, но если женщина отрицает свою мужскую часть, не реализует свой творческий потенциал, то это неизбежно закончится глубоким кризисом. И потому хорошо развитый Анимус у женщины — это и возможность быть успешной во внешнем мире, овладение мужской энергией, а не ее отрицание, умение ассимилировать ее в свою жизнь и умение осознать истинную природу бытия.

Теперь девочке предстоит хорошенько потрудиться, чтобы вернуть брата домой, что на психологическом языке означает в перспективе узнать и полюбить свой Анимус снова и стать от этого по-настоящему целостной.

Путь туда. Печь

«Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь». В сказках печь всегда находится вне дома, в чистом поле, например, или в лесу, как здесь. Стоит сама по себе растоплена и полна ритуальной пищи.

bratkova_gusi3

Печь всегда особо почиталась у славян, поэтому в избах наших предков стояла ровно посередине, играя роль и центра, и границы между тем миром и этим. Это сугубо материнский символ, на глобальном уровне она выступает как модель пещеры, потому что пещера — это самое раннее жилище людей, посредине которого разводили очаг. Наряду с этим, она является и символом мирового дерева.

Печь давала тепло, пищу, уют в доме, вдобавок в некоторых местностях ее использовали в качестве бани, и рядом с ней, над ней и внутри нее лечили недуги. Известен древний обряд перепекания, связанный с печью: недоношенных, больных детей заворачивали в ржаное тесто и на лопате клали в прогретую теплую печь, как бы «перепекали». Отсюда появляется еще трансформирующая функция русской печки. И народный фольклор это подтверждает поговорками: «Печка парит, печка жарит, печка душу бережет».

Также печь выступает как символ триединого мира — небесного, земного и загробного. Наши предки верили, что через печную трубу совершается связь с «тем светом», и если приложить к ней ладони, то можно пообщаться с давно умершими предками, попросить у пращуров защиту и силу. Низ печи связывался с миром мертвых, там хоронили послед, выкидыши, а середина же печи — ее топка, хайло, связывалась с миром живых. Поэтому печь считалась сакральным атрибутом в доме. Рядом с нею было запрещено богохульствовать, врать, браниться, на ней нельзя заниматься сексом, оттого на печи спали старики да дети малые. А в микрокосме печь — модель женщины, матери, носительницы жизни.

Это отражает и народный фольклор «Печь нам мать родная», «На печи все красное лето», и обращение к ней не иначе как «печка- матушка»! Заметьте, что поддержание огня и приготовление пищи традиционно считалось чисто женским занятием — «Бабья дорога — от печи до порога». Поэтому совершенно логично, что она мыслится как одно из проявлений символов архетипа Матери-богини. Естественно, эта мысль зародилась во времена матриархата.

На языке юнгианской психологии это один из символов архетипа Великой Матери. Э.Нойман в книге «Архетип Великой Матери» дает подробную характеристику всем модусам архетипа. А я лишь напомню, что этот архетип состоит из четырех частей: две из которых молодые и две старые, умудренные опытом; две добрые и две темные, пожирающие.

bratkova_gusi4

К доброй пожилой матери относится Деметра — богиня плодородия в античной мифологии, Изида в египетской, Мария-матерь божия, всякая добрая пожилая старушка в сказках.

Злая старая Мать — это Ведьма, Баба-Яга, Геката, Медуза Горгона, злая мачеха, злая фея в сказке «Спящая красавица», богиня Кали, пожирающая младенцев.

Добрая юная Мать — дева Мария, Ева, как мать всех людей, крестная фея в «Золушке», богиня Лада в славянской мифологии, Афродита — богиня красоты.

Молодая темная дева — развратная, холодная, неспособная на настоящие чувства, соблазняющая и забирающая душу: Лилит, Шамаханская царица, Снежная Королева, Хозяйка медной горы.

В чем разница между этими полюсами? В том, что на позитивном полюсе — добро, плодородие, богатство, творчество, здоровье, на противоположном — болезнь, смерть, зло, бедность, депрессия, пустота. Но в том и вcе дело, что не бывает одного полюса без другого! И негативный полюс служит преображению героя, он устремляет к борьбе, заставляет его идти вперед, к осознанию себя.

В сказке «Гуси-лебеди» архетип Великой Матери представлен в разных ипостасях: это и печь, и яблонька, и молочная речка, и даже Баба-Яга, как отражение его разных сторон. В нашей истории печь, яблоня и речка поворачиваются разными сторонами к девочке, как дающим боком, так и недающим.

Они играют роль заботливого, укрывающего и защищающего начала: на обратном пути они в прямом смысле укрывали собой детей от погони, и вместе с тем весьма требовательного: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда и спрячу», проявляя свои амбивалентные качества, как трава мать-и-мачеха или «достаточно хорошая мать». А вот Баба-Яга, это однозначно негативный аспект Великой Матери, о ней мы тоже поговорим отдельно.

А теперь вернемся к печи. И этот вопрос, которым мучает всех: «Что за спесь, почему девочка не ест ржаных пирожков, которые ей преподнесла печь?» Это происходит по нескольким важным причинам.

Печь, в которой пекут хлеб и готовят пищу, мыслится, как алтарь, место евхаристии. Любая еда раньше считалась причастием к тотему, духу пищи. Поел еды — набрался сил через общение с духами. Это несомненно преображающая сила. И пирожки, которые испеклись в этой печи, можно отнести к трансформации, которая происходит, когда с подобной энергией взаимодействуешь.

Наша героиня сейчас на этапе взросления, ее задача отделиться от материнского бессознательного, ибо «печка нежит, а дорожка учит». Она еще в том состоянии, когда продолжительная связь с матерью для нее только губительна. И ее слова «А у моего батюшки и белые не едятся» можно пояснить так: жизнь в родной семье олицетворяет сознательную рафинированную часть ее жизни, а мир символов — бессознательное, неопознанное, а потому огромное и пугающее. И плоды бессознательного — пирожки — сейчас для нее слишком неподъемны и грубы, она не сможет их переварить (понять истинную ценность). Но все изменится на обратном пути.

Лесная яблоня

Далее на пути девочке встретилась лесная яблоня, полная плодов. Это дикое дерево с грубыми маленькими кисло-горькими плодами, и, тем не менее, именно оно стало прародительницей для сортовых яблонь. Яблоня здесь выступает символом самой Природы-матери.

bratkova_gusi5

Растения, как и животные, со времен язычества нередко выступают прообразами богов для человека. Их наделяли живой душой, в их честь устраивали целые ритуалы-празднества, им поклонялись, их боготворили и приписывали особую силу. Взять хотя бы яблоки: они молодильные, с помощью которых можно исцелить все болезни и вернуть себе молодость, и покатать по блюдцу, чтобы увидеть предстоящие события. Этот момент отражен в русской народной «Сказке о серебряном блюдечке и наливном яблочке»: «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота».

В «Крошечке-Хаврошечке» корова просит закопать свои кости в земле после смерти, и на том месте вырастает пышная яблоня. В сказке «Иван-царевич и Серый волк» у батюшки Ивана есть сад с золотыми яблоками, за которыми охотится Жар-птица.

Для алхимиков яблоко было чем-то особенно волшебным, поэтому символизировало процесс познания и фантастический пятый элемент.
В христианской традиции — это древний символ греха, искушения и познания добра и зла, словно плод с древа из Райского сада. Ева соблазнила Адама съесть его и они увидели другой мир, узнали другую истину, за что были сурово наказаны Богом изгнанием из рая.

В сказке «Гуси-лебеди» яблоня предлагает девочке плод в обмен на то, что она скажет ей, куда гуси-лебеди понесли мальчика. Она не просит, а дает, но девочка не хочет брать! А все потому, что ей не хочется знать кислую дикую правду мира.

Ей лучше, если она ест садовые яблочки из сада своего батюшки, видит полуправду, когда она находится под покровительством и защитой своих родных. Но когда ты вышел во внешний мир, то твоя задача найти в нем свою опору. Девочка сейчас нецелостная, ее всего половина, поэтому она не в силах вынести настоящую правду, принять мир таков как он есть, и в этом смысл ее отказа.

Но есть здесь и другое. В славянской традиции яблоки принято было давать при сватовстве: их отсылали родственникам жениха — если невеста была согласна, то яблоки были спелые и красивые, а если нет, то зеленые и недобрые.

Считается, что яблоня — дерево женской силы. Оно дарит нам, женщинам, сексуальность и чувственность, пробуждает материнский инстинкт. И неслучайно, ведь оно является символом Афродиты — богини сексуального наслаждения, удовольствия и любви. Плод яблони придает плодовитость невесте, а потому ветка яблони используется при изготовлении свадебного дерева, которое в народе называют «гильце».

Девочка хотя и добрачного возраста, но понимает, что рано ей до прохождения инициации думать о сексуальных утехах, рождении детей, идентифицироваться со зрелой женщиной, поэтому только на обратном пути она съедает предложенный плод.

На обратном пути девочка по некоторым версиям сказки к тому же снимает весь урожай с дерева, помогая яблоне освободиться от тяжести, и здесь я вижу параллель с Иисусом. Так как яблоко, наряду с другими значениями, символ Христа, искупившего своей жизнью все грехи человечества. В августе отмечается Яблочный спас, другое название этого праздника — Преображение Господне, во время которого принято в первый раз за сезон вкушать яблоки.
Для героини это может символизировать акт спасения, собственного исцеления, преображения.

Молочная река с кисельными берегами

Следующая, у кого просила девочка помощи, была молочная река с кисельными берегами. С точки зрения мифологии, эта картина совсем не странная, ибо молочная река с кисельными берегами считалась символом рая в царстве мертвых, где не нужно думать о пропитании, где все есть в изобилии. Она существовала в разных сказках, к примеру в «Сказке о царе Горохе»: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох».

Пропп В. в книге «Исторические корни волшебной сказки» пишет о ней так: «Сюжет о молочных реках с кисельными берегами, как воплощение мотива изобилия, является древним, имеет аналоги в разных культурах и отображает представления об идеальной счастливой стране. Так, по наблюдению английского антрополога Дж. Фрэзера, в полинезийской культуре встречается подобный мотив, но с реками из масла кокосового ореха».
Здесь же имеется в виду овсяный кисель с молоком, который употребляли в пищу наши предки. А также молочная река напоминает Млечный путь на небе, что древние считали проявлением Небесной Матери. Поэтому, с одной стороны, это несомненно, аспект дающей заботливой щедрой матери, символ жизни, ведь материнское молоко — первая пища, которую ест младенец.

bratkova_gusi6

Но есть прямо противоположная сторона: тот же кисель часто служил ритуальной едой, им заканчивали трапезу на поминках. Поэтому встреча с молочной рекой для девочки как встреча с амбивалентностью матери, как дающей, так и забирающей жизнь.

В подтверждение этой идеи следующий факт: для наших предков река — не просто водный поток. По реке Смородине славяне отправляли мертвых в последний путь на плоту или на лодке, оттого она мыслилась как граница между миром живых и миром мертвых. В Древней Греции это были реки Стикс и Лета, Нил у египтян, у ворот скандинавского царства мертвых Хель течет река Гьёлль. Исток реки часто связывали с верхним миром, а устье — с нижним.

И сами поиски братца сестрицей в этом смысле удивительным образом схожи с мифологическими сюжетами спуска в нижний мир. Так Орфей спускается за своей возлюбленной Эвридикой в царство Аида, для чего Харон перевозит его через реку Стикс.

Как видим, молочная река с кисельными берегами весьма неоднозначный символ: с одной стороны олицетворяет собой материнскую доброту, заботу, а с другой — забвение и смерть. На психологическом языке это означает знакомство с теневыми аспектами Матери. Ведь на самом деле Мать как дает жизнь, так ее и забирает, и в этом смысле понятно, когда мы говорим о земле, воде или природе в целом.

На пути туда, до посвящения, девочка не готова смотреть на Тень Матери, ведь в некотором смысле это и ее тень тоже. Только зрелый целостный человек может смотреть на нее открыто, воспринимать объект целостно, а не фрагментарно.Сивилл Биркхойзер-Оэри отмечает: «Не распознав черт темной Матери в самой себе, она (женщина) подвергается риску идентификации только с ее светлой стороной. Однако, она все равно проживает эту темную, теневую сторону, но делает это бессознательно; иначе говоря, и она сама, и окружающие ее люди подвергаются серьезной опасности».

Для того чтобы так воспринимать себя, нужно иметь большое мужество, укрепить свое Эго, знать границы Я и не-Я, а для этого ей нужно соединиться с о своим структурирующим мужским началом.

3 +1

Заметьте, что на пути девочки встретились три материнских символа, не пять, не два, а именно три.

Это число издавна считается важным, поэтому в сказках мы встречаем тридевятое царство, тридесятое государство, три желания, три брата, три испытания, как и в нашей истории. Вспомните еще трех богатырей, тройку лошадей, всем знакомое пушкинское «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
Это число отражается во времени как прошлое настоящее и будущее, в пространстве — как длина, ширина, высота. Известно, что и «Бог любит троицу». Кстати, в христианстве тройка также священное число. В писании сказано о трех дарах волхвов Христу, трех образах Преображения,трех крестах на Голгофе, трех днях смерти Христа, трех богословских добродетелях: вере, надежде, любви.

Богинь судьбы в разных мифологиях тоже по три. В античной мифологии выделяют три ипостаси Великой Матери: Персефона, Деметра и Геката, которые соответствуют рождению, жизни и смерти, и изображаются как девочка, невеста и старуха.

Соединяя все три части архетипа воедино, мы видим, что печь связана с небом через свою трубу, яблоня с землей, через свои корни, а молочная река с кисельными берегами — это река, текущая в мир мертвых. Это как вся жизнь. И с каждой из них нашей героине нужно было научиться взаимодействовать по-своему. И когда она девочка, и когда женщина, и когда старуха. На символическом языке произошло знакомство с целым миром, Вселенной. При этом взаимодействии героиня получает сакральное знание, которое включит в свою жизнь.

Произошла встреча с нуминозным, а это может случиться только при соприкосновении с архетипом, и если сознание не подготовлено, то это чрезмерно суровое испытание. Чем мы более нарушены, травмированы изнутри, если наше Эго слабое, инфантильное, требует постоянной поддержки извне, тем более подвержены риску не справиться со своими чувствами во время такой встречи. Попросту говоря, нам нужно сначала научиться зарабатывать деньги для себя, устроить свою жизнь, а после думать о голодающих в Африке.

Девочка всякий раз по пути «туда» отвечала отказом на все предложения помощи, что на психологический язык можно перевести так: таким поведением она укрепляла свое Эго, все больше отделяясь от материнского бессознательного. Происходит некий закономерный акт инфляции, необходимый для развития личности. И, несомненно, при этом она берет на себя большую ответственность.

Помните, что настоящий клад находит только тот, кто его ищет и трудится? В Таро число три соответствует аркану «Императрица», что символизирует живое творческое женское начало, обновление, радость жизни. Поэтому, пройдя этот важный экзамен на зрелость, девочка открывает в себе неиссякаемый источник из которого все время рождается новое.

Но среди персонажей сказки есть еще Баба-Яга. Кто она на самом деле?

Встреча с Бабой-Ягой

Что видит девочка, когда приходит к избушке Бабы-Яги? Старая страшная бабка прядет кудель, а на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Баба-Яга имеет несколько имен — Ягибиха, Ягишна, Баба-Йога. Избушка ее стоит всегда в дремучем лесу, куда нужно продираться сквозь плотные заросли деревьев и колючих кустов. Такой лес всегда вызывал неподдельный ужас у наших предков, так как мыслился ими как граница между мирами. Они представляли себе, что Баба-Яга — богиня, которая сопровождает умерших с этого света на тот и потому наделяли ее безграничными возможностями.

bratkova_gusi7

Она дает мальчику играть с серебряными яблоками, что отражает народные представления о том свете, где растут золотые яблоки на серебряных деревьях. Существует также старое название яблони «серебряный сук», что происходит от поверья, что яблоки растут на серебристых ветвях и обладают свойствами бессмертия.

Отметим, что избушка стоит на курьих ножках. Игра слов нас привела к куриным лапам, тогда как по мнению этнографа Д. Зеленина: «Древние славяне погребальные сооружения ставили на столбах, которые окуряли дымом можжевеловых веток, отсюда и „курьи“».

Надо заметить, что Баба-Яга во многих сказках прядет пряжу или кудель, что наводит меня на мысль о трех пряхах из сказок братьев Гримм или богинях судьбы Мойрах из античной мифологии, они же — Парки у римлян или Норны у древних скандинавов. Они пряли и перерезали нить жизнь, определяя судьбу. У славян считалось, что роженицы или суджаницы определяли судьбу новорожденного. И Баба-Яга в сказке «Гуси-лебеди» пряла кудель, что отражает ее прогностическую функцию и неотвратимость. Заметили, что во многих русских сказках именно Баба-Яга дает герою заветный клубочек, который выведет его на верный путь?

Здесь, когда девочка заходит в избу (повествование в обработке А. Н. Толстого), старуха поручает ей прясть, а сама уходит топить баню. Случайно ли это? Детям еще рано покидать этот свет — обрывать нить судьбы, поэтому нужно, чтобы прядение не останавливалось, а также старуха дает им выбор: уйти или остаться.

За прядение временно взялась мышка. Она, как известно, считается одним из хтонических животных, ведь ее нора находится в земле. Хитрая мышь знает много секретов нижнего мира. Девочка сначала кормит мышку, а после слушается ее совета. И это не единственная сказка, где так происходит. В одной из самых древних «Мачеха и падчерица», когда девушка приходит к медведю, именно мышка помогает ей обмануть медведя — смерть, обыгрывая его в жмурки.

Девочке непременно нужно было повидаться с Бабой-Ягой, но зачем? Сложив все части вместе можно сделать вывод, что встреча с этой старухой символически отражает встречу с собственной смертью. Целостный человек всегда включает аспект смерти в свою жизнь. Это переосмысление, приобретение новых ценностей, и девочка понимает, что она не вернется после такого испытания прежней.

И, да — про количество персонажей, которые встречаются на пути девочке: три плюс один будет четыре, а это число земли, число завершенности и стабильности. Баба-Яга — это четвертая часть архетипа Великой Матери в этой сказке. Как говорит Юнг, «четвертый надевает на троичное мышление оковы реальности».

Четвертый элемент соединяет противоположности и создает новое единство. Их стало четыре, чтобы девочка смогла осознать свою реальность такой, как она есть, избавиться от детских иллюзий, расширить сознание за счет присоединения частей из бессознательного. И это уже не та маленькая девочка, что шла в гущу леса в поисках брата.

Обратный путь

Сестра схватила брата и потащила вон из избушки. Но на этом история не закончилась, потому что Баба-Яга приказала гусям-лебедям мчаться за беглецами.

bratkova_gusi8

То есть, мало себе вернуть свою часть, важно ее присвоить и сберечь, от того на обратном пути героиню ожидали не меньшие опасности. Вы заметили, что на пути за братом, девочка несговорчива, не проявляет должную скромность и почтение перед великими символами (печь, яблоня и речка)? Она рассчитывает только на себя в поисках пропавшего брата. Так и в реальной жизни: когда мы все рационализируем, не придавая подобающего значение интуитивному знанию из бессознательного, то оно нас наказывает, накрывая Тенью с головой.

Юнг говорил: «Многие люди ошибочно переоценивают роль воли и полагают, что ничто не может произойти в их собственном разуме без их решения и намерения». А слышали же поговорку «Хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах» или «Человек полагает, а Бог располагает»? Они как раз об этом! А у глубоко верующих напротив, есть такое выражение «как Господь управит». Истина же где-то посредине.

Изначально наше бессознательное имеет огромную мощь, и если мы ему не оказываем необходимого почтения и уважения, не приносим жертву (а жертвой здесь могут быть и гордыня, и многословие, и желание посплетничать, желание ускорять события или собственная лень), не обращаем внимания на подсказки из снов, на синхронию мира, то нам и ответ держать.

Но вернемся к сказке! Возвращаясь, девочка снова встретилась с теми же символами, но в обратном порядке, и эта очередность здесь важна. По дороге туда сначала была печь, как символ рождения, затем яблоня, как символ жизни, и река, как символ смерти. Словно вся жизнь прошла до смерти в ускоренном варианте. На обратном пути она сперва отведала киселя у молочной реки, затем лесного яблочка, а закусила ржаным пирожком.

Эти действия отражают символическую смерть у реки, потом жизнь у яблони, а после, влезая внутрь печи, как бы «перепекаясь» — трансформируясь, снова рождается для жизни в проявленном мире, мире сознания. И именно после перерождения в печи гуси-лебеди прекратили погоню и оставили девочку в покое.

Кстати, вам не кажется, что девочка ведет себя крайне странно? Угощения все те же, а на пути за братом она от них отказывается, а по пути домой ест все, что предложили ей архетипические герои. А нашим предкам бы так не показалось, ибо они знают истину, сестрица на пути «туда» ведет себя как непосвященная, не получившая инициацию, потому и не получает помощи от сверхъестественных сил.

Инициация

«Сказка, — утверждает известный фольклорист Владимир Пропп, — это иносказательное описание обряда инициации. Обряда, характерного для первобытных обществ всех народов, отсюда схожесть сказочных сюжетов по всему миру». И «Гуси-лебеди» не исключение.

Инициация — ритуал перехода чаще молодежи брачного возраста из мира детства в мир взрослых. В ту пору юношам и девушкам приходилось несладко, они вынуждены рано сепарироваться от родной семьи и учиться в прямом смысле этого слова выживать (сравните с нынешней инфантильной молодежью, живущей за счет родителей лет до двадцати пяти, а то и дольше).

Инициация тесно связана с миром смерти, которая переживалась как собственная смерть и как ее постоянная угроза. Более того, проходившие инициацию неофиты считались мертвыми! Они сами добывали себе огонь, пропитание, обеспечивали себе безопасность, а это не просто остаться без телефона в большом городе, это испытание покруче! Ведь наши предки жили тесно с миром природы и диких животных в том числе.

Инициация была призвана научить молодое поколение переживать настоящие трудности, тогда человек особенно ценил жизнь и каждый ее день, ценил хорошие отношения, ценил умение наладить контакт, умел отвечать за свои слова. У тех, кто вернулся (надо заметить, что обратно возвращались не все), существенно повышался социальный статус: они имели право голоса в обществе, право заводить семью.

Многие русские сказки символически показывают этот обряд, вы знаете их. Это и «Морозко», «Иван-царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка», «По-щучьему велению», «Конек-горбунок» и др. Все они составлены по типу герой вырос и покидает отчий дом, сам или по наущению родителей. Сначала он простофиля, каких свет белый видывал, а обратно возвращается как победитель. Этот же путь зашифрован в старших арканах карт Таро.

Посвящение во взрослую жизнь включало в себя тройное откровение: священное общение с надличностным (богами), смерть и сексуальность. Познав все это у Бабы-Яги, девочка на обратном пути ведет себя иначе: склоняется перед священными символами и ест ритуальную еду — кисель, яблоко и пирожок. В ее реальную жизнь сейчас встроились все те знания, которые она получила за время своего длинного путешествия.

Вспомните сейчас сказки «Морозко», «Ленивица и рукодельница», «Госпожа Метелица», где скромная девушка-сирота слушает, делает то, что ей приказано и получает награду, а после — возможность выйти замуж за принца, а на худой конец, за купца или просто хорошего парня. А сестра-ленивица за свое поведение в лучшем случае получает антинаграду, а в худшем варианте замерзает, умирает или ее убивают. Этот момент тоже отражает древнюю инициацию. Когда непосвященный не знает как и что делать правильно, согласно архетипу, он лишается силы, а вместе с ней и жизни.

Также в этой истории очень много брачных символов: прошел неофит инициацию, а там и до свадьбы рукой подать! На психологическом языке это следует видеть как сюжет о воссоединении женского и мужского внутри личности, происходит марьяж Анимы и Анимуса, что сулит возможность преодолеть разрушительную силу материнского бессознательного — плохой Матери — Бабы-Яги.

Людей, тесно связанных с архетипом Матери (переводя на язык нашей сказки — непрошедших инициацию), видно по тому, как они ведут себя в обществе. Часто это неструктурированные, безответственные дети, будь им хоть двадцать пять, хоть пятьдесят два года.

Если «Гуси-лебеди» или иные сказки с подобным содержанием ваши любимые, то можно сказать, что прохождение инициации — ваша тема. И пора бы этим заняться, пока жизнь сама вам не дала пинка. Поверьте, за этим дело не станет.

Для мужчины ритуалом перехода во взрослую жизнь служит армия, где ему нужно научиться подчиняться командирам, жить в чужом коллективе, повышенные физические нагрузки — год в аскетичной обстановке очень благотворно влияет на мужскую психику.

Для женщины инициацией может служить переезд в другой город, самостоятельная аренда квартиры, длинное путешествие за свой счет за границу, где можно научиться ответственности. И работа с психотерапевтом хорошо способствует инициации, а с ней внутреннему росту и гармонии.

Но вернемся к нашей истории. В итоге душа и дух вместе, соединились. Девочку получила награду: батюшка с матушкой привезли ей платочек. На Руси существовал обычай «развязывание ума», когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Было принято, чтобы первый платок именно отец дарил своей дочери, как символ признания ее женской сущности. И здесь отец символически признает свою повзрослевшую дочь, уже молодой женщиной, а не девочкой.

bratkova_gusi9

Брат и сестра. Конкуренция, как лейтмотив

Если мы посмотрим на эту же сказку с психоаналитической точки зрения, то увидим здесь наличие жесткой сиблинговой конкуренции.

С определенной долей уверенности можно сказать, что если «Гуси-лебеди» из числа ваших любимых, запоминающихся, или наоборот, неприятных сказок, то детская психика ваша пыталась как-то переработать сильные чувства ревности и зависти к своим братьям/сестрам. В детстве вы не знали, что делать с претендующими на любовь матери, как и вы, братьями/сестрами.

Да, эти чувства у нас в обществе не принято показывать, а более того, осуждать их присутствие. Но представьте себе такую картину: вы ведете свой бизнес, у вас активы, у вас прибыль, у вас материальная база. И вдруг, нежданно-негаданно появляется человек, который отбирает у вас половину вашего всего. И кабинет — больше не ваш личный кабинет, вам приходится его делить на двоих. И прибыль, и активы, все делить. Что вы чувствуете при этом?

Известный факт, что самое большое богатство для ребенка — это любовь матери. А если мать и так мало дает? То приходится биться за эти крохи. И ребенку приходят в голову крамольные мысли в отношении братьев/сестер: «Лучше бы тебя не было!» Этот внутренний конфликт как раз и отражает сказка «Гуси-лебеди».

Подобные чувства сопровождают людей на протяжении многих веков. Есть отражение этого и в греческих мифах, когда Гермес украл у своего родного старшего брата Аполлона стадо коров. Младший забирает у старшего, а не как-то иначе, ведь младший приходит позже и с ним уже другие, более зрелые, более расположенные к отдаванию любви родители, младшего любят больше, он любимчик, ему многое прощается.

Бывает и наоборот. Отражение чему мы видим, например, в сказке и одноименном мультфильме «Малыш и Карлсон». Малыш одинок, старшие не играют с ним, и тогда он придумывает себе друга Карлсона, которого никто не видит.

К сожалению, эти чувства зачастую подавлены в бессознательном, но от этого не менее актуальны, поэтому после смерти родителей при дележе имущества родные братья/сестры бьются насмерть, и внешне ради материальных благ, а на самом деле, чтобы получить ту часть любви, которую считают своей по праву.

Напоследок практическое упражнение

Символдрама — это метод психотерапии, где с помощью специальных образов-мотивов психотерапевт может вскрыть внутренние конфликты мягче и быстрее, обходя внутреннее сопротивление, узнать и проработать негативные установки эффективнее, так как вопрос задается не напрямую, а в символической форме. Как говорит Э. Вильке: «Это возможность сфокусировать свой бессознательный конфликт под защитой символа и проработать его в переносе на психотерапевта».

И работаем мы в образах со внутренним миром, с самым ядром глубинных проблем, ведь именно они становятся причинами наших «любимых неврозов».

По нашей сегодняшней теме статьи есть в символдраме мотив — «Любимая сказка». А задается он так: «Представьте себе, что вы попали в свою любимую сказку»…

Это поможет вам ответить на тот запрос, который вас мучает (о чем думаете последнее время, не можете принять какое-то решение и пр.). Я предлагаю вам прямо сейчас мысленно послать волнующий вас запрос в свое бессознательное, а после отвлечься от бренных мыслей и пофантазировать на тему этого мотива. Можно работать как с закрытыми, так и с открытыми глазами, в данный момент это не столь существенно.

Ответьте себе на вопросы:

  • Что вы видите, когда вы в своей сказке?
  • Как вы выглядите?
  • Обратите внимание на то, в какой части  сказки вы оказались, кто вы сами по себе или герой сказки?
  • Кто вокруг вас?
  • Какая там погода?
  • Как вы себя там чувствуете?
  • Что происходит?
  • И что бы вам там хотелось бы? Сделайте то, что там бы хотелось.

Могут события происходить по заданному сюжету, а могут совершенно от него отличаться. Все детали, даже самые мелкие, на ваш взгляд, имеют значение и могут дать доступ к ответу.

Важно! После того, как вы вышли из образа, предлагаю вам записать весь образ и порисовать самый яркий запоминающийся момент. Сказка, как волшебный ключ, поможет вам разобрать и решить насущную проблему. И окажется, что все просто: главное — прислушиваться к себе.

Мы использовали иллюстрации художников В. Лосина и М. Петрова, В. Конашевича; редактор Ольга Воропай. Моя статья опубликована в журнале «Психология».

7
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x