Собирая экспертов для интервью по сновидениям, я обратила внимание на творчество Алены Солодиловой-Преображенской. Оказалось, что это очень профессиональный, собранный, точный и вместе с тем эмоционально теплый человек.

Мы долго говорили, темы все находились и находились. И о сновидениях, и о символах, и о миссии. Вашему вниманию предоставляю очень содержательное и полезное интервью.

Понимание снов с точки зрения процессуального и системного психотерапевта Алены Солодиловой-Преображенской:

Для воспроизведения аудио нажмите Play (маленький белый треугольник), чтобы скачать в формате mp3 себе на компьютер нажмите здесь.

Очень-очень краткое текстовое изложение:

Прекрасная гостья

Виктория (В): Здравствуйте, наши уважаемые читатели, слушатели! Сегодня мы с вами будем говорить о теме сновидений. У нас прекрасная гостья Алена Солодилова, практикующий психолог, много лет работающий с архетипами в практике процессуальной психотерапии и с картами Таро и со сновидениями. Расскажите немного о том, какое направление в психологии вы представляете.

Алена (А): Здравствуйте! Я себя причисляю к процессуально-ориентированным психотерапевтам. И в этом контексте тема снов очень близка к этому виду психотерапии. И второй момент, который для меня важен это системная психотерапия. Давайте я пару слов скажу и том, и о другом?

Процессуальная психотерапия предполагает, что мы не ведем клиента к каким-то заранее заданным целям. То есть, мы не стараемся делать его лучше по каким-то заранее заданным шаблонам. Мы следуем за его процессами, поддерживаем в том состоянии в котором он находится.

А системная психотерапия связана с тем, что мы воспринимаем человека не как отдельную личность, а как человека, который включен в большой контекст. Его семейной истории, родовой системы и др. То есть в этом смысле, он не изолирован полностью, а находится в некой среде. Исцеляя его, мы исцеляем среду, в которой он находится.

2 основных подхода в работе психологов со снами

А: Мне кажется, что существует 2 основных подхода работы со снами. Первый подход, это интерпретация. Здесь можно вспомнить З. Фрейда и его толкование сновидений. А второй — экспериментальная работа, гештальт-терапия и Фриц Перлз.

Процессуально-ориентированная психотерапия, которой занимаюсь я, поддерживает экспериментальную практику. Но с другой стороны у меня есть такое большое увлечение в моей жизни — архетипы и карты Таро. Здесь прямая дорожка к Юнгу и к толкованию больших образов сновидений. Поэтому интегрирую оба подхода.

В: Интересна ли вам тема сновидений?

А: Конечно. У меня есть такое ощущение, что находясь в процессе сновидения, мы более целостно контактируем с нашей душой. Мы присоединяем ту бессознательную часть, которая в нашей жизни, безусловно проявляется, но мы ее не осознаем. Когда клиент приносит ко мне какое-то сновидение — это всегда подарок!

Три вида снов

В: Есть ли у вас своя история, связанная со сном?

А: Да, конечно, это какие-то ярки сны, причем это те сны, которые психологи называют архетипические сны. Как правило, сны можно разделить на три вида.

Первый, это вытесненный опыт в бессознательное. Мы, как бы, проживаем то, что мы не прожили в жизни.

Второй вид снов — это проявление нашего тела. Если у нас есть какие-то телесные симптомы, то они могут проявляться через сны.

Третий — такие сны, как архетипические, на мой взгляд самые мистические — странные сны, они всегда выделяются из общей картины сновидений. Там проявляются сильные большие фигуры, потому у нас возникает причастность к каким-то большим процессам.

Это не обязательно религиозные фигуры. Помню, в детстве мне приснился сон про белый храм в снегу, ну казалось бы храм как храм, но он настолько произвел на меня впечатление, что я его помню много-много лет. Я помню, как он выглядел, и могу его описать.

Храм. Толкование снов. Виктория Браткова

В: Мы о личных снах. Вам приснился такой сон, который затронул глубины вашей души, вы будете дальше с ним работать? Что вы с ним будете делать?

А: Я могу его принести на личную терапию, если я хожу в этот момент на терапию к психологу. Я могу просто прожить его, проговаривая его, я замечаю, когда каждый раз проговариваю его кому-то, я проговариваю его по-разному. И это тоже работа, отслеживание того, как сон меняет меня в данный момент. Иногда я делаю процессуальную вещь, я нахожу некое базовое переживание и просто физически через тело проживаю это движение, это обычно дает еще большее раскрытие сна.

Есть важное правило для тех, кто работает со сновидением, мы дополняем реальность сновидениями, но не наоборот.

В: Хорошо. Пришел к вам клиент и принес сон. Что вы будете с ним делать?

А: Я иду по тому же пути. В начале, я иду от личного восприятия. То есть, я сразу спрашиваю, что он значит для него. Если я сразу уйду в юнгианскую интерпретацию, то я потеряю личное отношение уже навсегда. Архетипический материал намного сильнее, чем личные переживание человека.

В начале, я спрашиваю его, что это для него. Я выслушиваю те вещи, которые он осознает. То есть, мы всех персонажей сна воспринимаем как часть нашей личностью, одушевленный или не одушевленный — это все какие-то части нас. И в этом плане есть наблюдения, что например, животные, оказываются нашими чувствами, а рукотворные предметы оказываются нашими социальными ролями.

И только в третью очередь я вношу какие-то интерпретации, например, а знаешь ли ты, чем отличается растение от животного? Растение способно меняться, способно регенерировать, а животные не способны к такому. В этом смысле растения очень часто показывают нам нашу способность преодолевать трудности, нашу способность расти. Вот такой закономерный порядок.

В: На ваш взгляд, индивидуальность человека накладывает отпечаток на его сновидения?

А: Безусловно, даже если сон с похожим сюжетом, например, страшные сны — преследования, традиционно во многих психологических школах это трактуется как контакт со смертью. Но все равно в индивидуальной жизни каждого человека даже смерть будет выглядеть как-то по-своему. Это будет какая-то своя история. И мы работаем с этой конкретикой, в первую очередь, а не с глобальной темой вообще.

Сны для визуалов, аудиалов и кинестетиков

В: Меня заинтересовал еще такой момент, вот вы про аудиальный канал сказали, (напомним, что есть три канала: визуальный, аудиальный и кинестетический), на ваш взгляд зависит от этого сновидение? Могли бы вы пояснить свою точку зрения?

А: Я на своем примере это сделаю, потому что у меня достаточно сильно развит кинестетический канал, и мне очень часто снятся сны ощущения, мне часто снятся цветовые сны-образы. Это потому что визуальный канал у меня тоже довольно сильный, и наименее сильный у меня аудиальный канал, поэтому сны, которые связаны со звуками мне снятся реже, но зато они очень яркие и впечатляющие, именно из-за того, что этот канал наименее осознаваемый. То есть, если бессознательное хочет донести до меня что-то, то оно использует именно наименее контролируемый мой канал. Песни или стихи, которые снятся мне, имеют сильный резонанс в реальной жизни.

Кинестетический. Прикосновение. Толкование снов. Виктория Браткова

В: Что вам помогает в работе со снами?

А: Это интуиция и контакт с большим в самой себе, мне кажется, что эта та база, с которой хорошо работать с бессознательным, как со своим, так и клиента. Знание сказок, мифов. Мы понимаем, что во сне есть выход на архетипическое, я иногда рассказываю какой-то миф или сказку. После этого открывается еще один слой, колоссальный уровень глубины, который влияет на всю жизнь и связан с личным мифом клиента.

В: Что бы вы могли посоветовать почитать нашим читателям из этой области?

А: Мне очень нравится все, что пишет Галина Бедненко. Есть чудесные лекции Агранович, они выложены сейчас в социальных сетях. Это, конечно, помимо классиков — Юнга, Перлза, Минделла и пр.

Практические советы по самостоятельной работе со сном

В: Что бы вы могли посоветовать женщине, которую взволновал сон?

А: Если есть волнительные чувства, то можно непосредственно абстрагироваться от сюжета сна и спросить себя, а где эти чувства я проживаю в жизни. И когда мы этот уровень эмоций отследили, уровень чувств исследовали и попробовали туда войти и понять, о чем же это послание, уже только потом нужно обращаться к интерпретации конкретного сюжета и символики сна. Ну и, кончено, записывать.

Кинестетический. Прикосновение. Толкование снов. Виктория Браткова

В: Что, на Ваш взгляд, есть сонники?

А: На мой взгляд, в этом есть какая-то польза в плане самопознания, заинтересованности познания внутренней жизни. Но в этом есть и большая ловушка, потому что получая готовую трактовку, мы уходим от того личностного материала и того истинного послания сна, которое он несет. И возможно сон будет сниться снова и снова, бессознательно стучаться в нашу жизнь пока мы не услышим истинное послание. Сонники коварны в этом плане.

В: Мы плавно подошли к символике. Чему вы придаете лично значение в символах сна?

А: Есть некоторые универсальные символы. Символика стихии. Если человек видит во сне стихию, то стоит задаться вопросом, чем он одержим в жизни? Это как правило некая сфера неуправляемая, бесконтрольная и при этом очень сильно влияющая на него. Иногда, когда мы видим слияние с какой-то стихией, например, когда человеку сниться что он тонет в воде, но это не вызывает у него неприятных чувств, то мы можем говорить о слиянии и, возможно, даже о созависимых отношениях (мама и ребенок) или алкоголизме.

Свадьба, анима и анимус. Толкование снов. Викотрия Браткова

Мужчины и женщины — это персонажи, связанные с анимой и анимусом (внутренняя женщина и внутренний мужчина по Юнгу), некие части нашей души, представляющие персонажей либо мужского плана, либо женского. Для женщины это способ социальной адаптации, если сниться мужчина, то вообще это не всегда наш суженый, а возможно способ адаптации в социуме — достижения цели в мужском мире.

Это могут быть сны, где очевидна фигура врага. То есть, это тот, кто причиняет нам вред, транслирует нам что-то негативное, это такая традиционная встреча с тенью. Она может быть очень локально сообщает нам о том, что ты не проявляешь агрессии или каких-то качеств в реальной жизни, и в этом ты нецелостен.

И напоследок…

В: Порекомендуйте какие-то свои книги, мы о них ничего не сказали.

А: У меня написано две книги, они обе про Таро. Карты Таро — это тот архетипический слой, который я активно исследую как он проявляется в нашей жизни. Одна — «Карты Таро в работе психолога», а вторая адресована специалистам называется «Архетипы Таро», там упражнение для проживания архетипа.

В: Что Вы скажете напоследок нашим читательницам?

А: Общее пожелание: сны — это важно, и их не нужно игнорировать. Я желаю нашим слушателям, чтобы они включали в свою жизнь сновидения, обогащая свою жизнь.

В: С нами была Алена Солодилова. Мы на одном дыхании обсудили тему сновидений. Я рекомендую наш разговор к просмотру.

А: Спасибо за возможность. Всех благ))

P.S. Комментируйте, вступайте с нами в диалог. Интересна ли Вам тема сновидений? Расскажите свою личную историю (если такая есть) связанную с особым.

Предыдущая статьяСледующая статья
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ирина
Ирина
6 лет назад

У Алены сумасшедшая энергетика!!! Очень заряжает позитивом!!! Сразу полезла на ее страничку — искать кто она, чем занимается… вообщем, заинтересовала и как специалист и как человек! Очень приятно слушать, емко и понятно доносит информацию! очень качественное интервью! Виктория, спасибо за Ваш новый проект и за знакомство (пусть и заочное) с интересным человеком!

С.

Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.

Люблю читать сказки «по сезону». Зимой — с зимними пейзажами, морозцем, бубенцами, тройками, несущимися по снежной дороге вдаль, весной — с распускающейся листвой и омоложением природы, летом с обилием фруктов и цветов, вечерними чаепитиями и комарами, осенью с унылым настроением и одиночеством. Такова моя эмоциональная особенность.

Что касаемо сказок, то лето у меня ассоциируется с такими, как «Аленький цветочек», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван-царевич и серый волк», «Хозяйкой медной горы». Весна со «Снегурочкой», «Заюшкиной избушкой», осень со стихами Пушкина, и сказкой Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Гадким утенком». А зима у меня связывается со сказками «Морозко», «По щучьему велению», «3 орешка для Золушки», «Девочка со спичками» и, конечно, со «Снежной королевой». Вот о ней-то я и предлагаю поговорить в этой статье. Почему именно о ней? Зима, плюс я недавно проводила опрос в своей группе «Исцеление эмоциональной травмы» на тему : «Анализ какой сказки вам было бы интересно прочитать?» Что бы вы думали, сказки Х.К. Андерсена среди читателей вышли на первое место! И неудивительно, ведь в СССР это был самый публикуемый писатель из зарубежных. Да и не только в СССР.

Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость».

Гений Андерсена

Все сказки Андерсена имеют печать психопатологии самого автора. Если вы не знали, у него была сложная судьба, а период восхождения к славе отнюдь не был устлан розами.

Ханс Кристиан родился в очень бедной семье. Жили они в такой тесной каморке, что когда раскладывали его деревянную кровать, то пройти было невозможно. Его отец был простым башмачником, мать-прачкой, впоследствии она скончалась в богадельне от белой горячки. Несмотря на низкое происхождение, его отец был артистической натурой — много пел, рассказывал сыну сказки, разыгрывал с ним театральные постановки из собственноручно сделанных кукол. Немудрено, что Ханс Кристиан с самого детства любил фантазировать и очень рано сам стал сочинять стихи, пьесы. За это сверстники высмеивали его: «Вон, бежит сочинитель комедий!» — кричали они. Такая реакция мальчишек до глубины души ранила юного писателя, он был с самого детства очень чувствительным, восприимчивым и крайне суеверным, таким остался и до старости.

Бабушка по материнской линии работала в сумасшедшем доме, где Андерсен мальчишкой проводил очень много времени, слушая больных. В воспоминаниях писателя бабушка является для него поддерживающей фигурой, она очень любила и баловала внука. Его дед был добрым, мастерил интересные фигурки из дерева, продавал их, и при этом все знали, что у него психическое расстройство. «…иногда на него находили приступы буйного веселья. Он украшал цветами и пёстрыми тряпками свою продавленную шляпу и истрёпанный сюртук и, громко распевая что-то бессвязное, бежал по улицам» (Муравьёва, 1959) Злые мальчишки дразнили фантазера Андерсена сумасшедшим и предрекали ему дедовскую судьбу, от этого сравнения Ханс Кристиан сильно страдал! Хотя под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Когда Андерсену было 11, отец умер, это было основательным потрясением в его жизни. Поскольку мать постоянно ходила по стиркам, он оставался дома предоставленным сам себе. В это время он продолжал играть в свой театр, сам шил своим куклам одежды и сочинял, сочинял, сочинял.

В 14 он готовился к конфирмации. По этому поводу ему купили первые кожаные сапоги, которые скрипели при ходьбе, чем Ханс Кристиан очень гордился. До этого он довольствовался деревянными башмаками.

Вроде бы все шло своим чередом, но мечта уехать в Копенгаген и прославиться там, благодаря своему таланту не покидала его. Он постоянно говорил об этом матери. И к этому времени он сумел скопить 13 далеров, которые решил употребить для переезда. Мать очень любила свое дитя, и от большой любви, прочила ему судьбу портного, она совсем не понимала сына и не хотела отпускать его невесть куда. Вот как он сам описывает своё стремление ехать навстречу судьбе в книге « Сказка моей жизни»: «Меня охватило какое-то непостижимое увлечение, я плакал, просил, и мать наконец уступила моим просьбам; прежде чем решиться, она, однако, послала за знахаркой и заставила ее погадать мне на картах и на кофейной гуще.

«Сын твой будет великим человеком! — сказала старуха. — Настанет день, и родной город его Оденсе зажжет в честь его иллюминацию». Услышав это, мать заплакала и больше не противилась моему отъезду.»

Он всегда верил в свою счастливую звезду и твердо знал, что сумеет прославиться. Так и случилось, но это был очень трудный путь от статиста в театре до знаменитого на весь мир Сказочника. В 20 лет он переростком еще учился в гимназии. В 23 ему посчастливилось поступить в университет, и это была несказанная удача для сына башмачника в те времена. Он постоянно что-то пишет — стихи, небольшие пьесы, путевые заметки. Некоторые из них даже печатались в журнале. Только в 30 Андерсен получил признание, и его произведение сыграли в театре, а до той поры сколько ему пришлось нищенствовать, сидеть без куска хлеба, столоваться у знакомых, сколько насмешек и унижений ему пришлось пережить!

Важно отметить, что писал он не ради заработка, а это и была его жизнь.

Какие детали биографии Андерсена отражены в его сказках?

Расскажу вам лишь о нескольких.

Ханс Кристиан обладал нестандартной внешностью. Таким описывают его современники: «неловкий, с большими руками и гигантскими ногами, словно вставленными в костюм, весь этот странный внешний вид вместе с длинным носом и маленькими глазами должен был бросаться в глаза. «Наша иностранная горилла», говорили датчане. Название грубоватое, но верное» (Bomans, 1963) еще «Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед… Зато очень красив был его высокий открытый лоб и необычайно тонко очерченные губы».

Узнаете сказку? Конечно, это «Гадкий (в оригинале безобразный) утенок», его автобиография. Кто из нас не плакал о сложной судьбе гадкого утенка и не радовался, когда он превратился в прекрасного лебедя?

Еще интересный эпизод. Однажды, мальчишкой, находясь в богадельне, он заслушался прекрасною песнею в исполнении безумной женщины. Он был совсем один. Вдруг сумасшедшая сорвалась с места, выдрала форточку через которую ей передавали еду и стала рваться к нему. Пришедший позже сторож нашел Ханс Кристиана в полуобморочном состоянии на полу, от страха мальчик не мог пошевелиться. И очень долго ощущал на себе прикосновения этой безумной. Впоследствии Андерсен очень боялся женщин, даже остался по его словам, девственником, и мстил им, как мог: во многих своих сказках он умерщвлял их — «Девочка со спичками», «Русалочка» , рубил им ноги «Красные башмачки» , издевался, заставляя топтаться по крапиве голыми ногами « Дикие лебеди» и т.д.

«Снежная королева» в этом смысле тоже не без интересностей. «Из кухни был ход на чердак; под окном чердака на водосточном желобе, проходившем между нашим и соседним домом, стоял ящик набитый землей, в нем росли лук и петрушка; это был огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке «Снежная королева» Х.К.Андерсен. Дом с палисадником старушки Лето, описанный в сказке, — так и не воплощенная мечта отца писателя.

Да и сам образ Снежной Королевы появился в сказке не просто так. Примерно за год до смерти отца, он показал сыну на заледеневшем окне фигуру женщины, добавив, что это за ним пришла Ледяная Дева. « На третий день вечером отец умер. Тело его оставили лежать в постели, а мы с матерью улеглись на полу. Всю ночь пел сверчок. «Он уж умер! — говорила ему мать. — Нечего тебе звать его, его взяла ледяная дева!» И я понял, что мать хотела этим сказать… и слова ее глубоко запали мне в душу» . Андерсен в своей сказке Ледяную Деву воплотил в Снежную Королеву.

Душные каморки, в которых ему пришлось ютиться, потом живо описывал в своих произведениях.

Андерсен за свою жизнь сочинил 200 сказок! Они переведены на 150 языков. Он очень обижался, когда его называли детским писателем. Да, ведь это и неправда, не для детей он писал. Это истории о жизни, наполненные глубоким смыслом. Сегодня обратимся к одной из них — « Снежной королеве» . У вас есть замечательная возможность прикоснуться к святая святых — тайнам этой сказки, вы узнате, что скрывается за известными строками, вы увидите всю глубину истории, как вижу её я.

Представим, что все события описанные в сказке — происходят внутри личности, где Кай — Анимус, внутренний мужчина с нарциссической травмой, Герда — Анима, незрелая внутренняя женская часть, есть 2 противоположных друг другу состояния Архетипа Великой матери — Снежная королева, негативный аспект и Бабушка — позитивный аспект. Такова внутренняя структура этого человека.

Кривое зеркало, начало всех начал

Начинается сказка с истории о кривом зеркале, которое создал злой тролль. Зеркало не простое, в нем все самое хорошее отражается плохим, а плохое еще худшим. А если осколок попадает в сердце, то такое сердце леденеет, и человек становится бесчувственным. Очень символичное начало, не правда ли?

О чем это из реальной жизни? Об искажении образа себя, мира и об отсутствии базового доверия к миру. Говоря психоаналитическими терминами, ребенок получает раннюю нарциссическую травму. Вот как это происходит: когда ребенок рождается, он не имеет представления ни о себе, ни о мире в целом. Его мир это мать, находящаяся рядом, ведь материнская грудь для него ближе, чем собственные ноги. Если мать добра к младенцу, то он делает вывод, что мир хорош и жить можно. И это самый лучшее начало, какое может быть! Если отвергает самый близкий человек, в сознании порождается убежденность, что весь мир против него. В дальнейшем для таких людей весь смысл жизни в борьбе, в завоевании, в доказывании собственной значимости.

Ни одежда от Гуччи, ни модные фотосессии, ни раннее развитие, а материнская доброта, терпение и принятие — вот фундамент одного из самых основных принципов, которым человек потом руководствуется всю жизнь: жить хорошо или плохо, можно доверять или нельзя, наслаждаться жизнью или постоянно бороться.

Жизнь без любви

Есть люди, у которых холодность символизирует любовь. И не удивительно, так к ним относилась собственная мать. Какое сердце у матери, которая выбрасывает своего родного младенца в мусорку? А какое сердце у матери, которая говорит своему ребенку, что не любит и не любила никогда, и чем она лучше? Человек рожденный и воспитанный вне любви останется травмированным навсегда.

Есть матери, которые в порыве правды рассказывают своему ребенку, что они хотели сделать аборт, а потом почему-то оставили его, и теперь он живет. Есть и такие, которые « храбро» поведали страшную тайну — папа хотел бросить нас, и пришлось родить тебя/брата/сестру, чтобы сохранить семью. Есть матери, которые родили ребенка и сдали « на время», пока не устроят личную жизнь, в детский дом. Или круглосуточный детский сад 5 раз в неделю. Есть матери, которые телесно не прикасались, не обнимали своих детей, считая это блажью. Для кратковременного утоления телесных потребностей ребенка придумали массаж 15 минут в день. Но лучший массаж для младенца — быть на руках у матери!

Есть матери, которые подменяют любовь заботой, но вкусный завтрак и глаженая рубашка никогда не заменят искренности и сердечности! За невыстиранный воротник могут ведь и осудить — мать-неряха, а вот за отсутсвие эмпатии нет. Эмпатию не пощупаешь, не возьмешь в руки, этот предмет из нематериального мира.

Все эти и други истории из одной и той же серии, где мать во власти негативного аспекта архетипа Великой матери. Она — Снежная Королева.

Всегда, когда ребенка рожают для того: чтобы получить квартиру или материнский сертификат, чтобы скрепить семью, чтобы не остаться бездетной или подтвердить свой статус женщины, чтобы быть как все, чтобы сбыться мечте об идеальной семье и «в старости собираться по воскресеньям за семейным обедом», чтобы ребенок стал помощником и опорой, чтобы удержать гуляку-мужа, чтобы не делать аборт, чтобы потом им гордиться, для радости. Или же для того, чтобы рядом был человек-подушка для битья и обнимашек. Это все травмирует детей. Ибо нет никакой веской причины, кроме как родить ребенка ради него самого.

И если эта травма есть внутри человека, то она никуда не девается и будет проявляться всякий раз при приближении к объекту (или играющему эту роль). Такой процесс можно сравнить с процессом разжигания костра с помощью лупы. Где лупа — люди, которые постоянно будут актуализировать внутренний нарциссический конфликт.

Осколок остался

Вернемся к метафоре зеркала. Ребенок не в состоянии оценить себя, у него нет никаких знаний, нет опыта. Поэтому, логично, что он видит себя через призму взглядов на него и мнений о нем значимых людей. А ведь известно, что своего лица нам никак не увидеть, только с помощью зеркала. Хорошо, если зеркало отражает суть: « Я хороший, раз мама любит меня» « Я достоин самого лучшего в этой жизни». А если кривое, как в сказке? А если сравнивают не в пользу ребенка? «Я плохой, потому, что так говорит обо мне мама» , « мне всегда не везет» , « бабушка, я тупой, так мама сказала», « а что у Тани по контрольной?». Подобным манером формируется образ Я человека. Если мать/отец любят, хвалят, то что ему остается делать, как любить и принимать себя таким, каков он есть? И это чудесно. Но по моим наблюдениям подобное происходит примерно в 2% семей.

В нашей культуре, и это я вижу постоянно, принято воспитывать не только через призму своих личных взглядов, а при помощи устаревших взглядов своих родителей и общественной морали. Если ребенок резв, то его нужно немедленно успокоить , если говорлив, то ему будут затыкать рот, если весел, то «с чего ты так развеселился? не к добру» и т.д. Такие родители не любят своих детей по-настоящему. Дети им нужны для подтверждения их собственной состоятельности — нарциссического расширения. То есть в словах четко читается мета-послание: « Я тебя буду любить, если ты будешь таким, как я хочу!» И основной задачей такого ребенка быть удобным для родителей и общества. В дальнейшем, это предмет гордости родителей и, О, Боги!, зависти со стороны окружающих: «моя дочь именитая актриса», «мой сын должен был стать известным спортсменом, ведь я столько в него вложила, так и случилось!» Простых отговорок, почему женщина неуспешна в жизни: «я не сделала карьеру из-за детей, я им отдала всю себя». И все это, несомненно, не про сознательный выбор, а про «так получилось» и про «ошибки молодости». Зачастую такие матери сами воспитывались в лишенной любви среде, трудно любить и отдавать, когда у самой в душе огромная дыра, невозможно уважать другого, когда презираешь самое себя.

И зеркало, конечно, сыграло свою определяющую роль. Кай стал видеть всё в дурном свете, смеяться над тем, что ранее любил, глумиться над самыми близкими, его восприятие кардинально изменилось. Более того, он неосознанно отправляется в пенаты Снежной королевы.

«На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали таким образом довольно далеко. В самый разгар его на площади появились большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел человек, весь ушедший в белую меховую шубу и такую же шапку. Сани объехали кругом площади два раза: Кай живо привязал к ним свои санки и покатил. Большие сани понеслись быстрее и затем свернули с площади в переулок. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе кивал ему словно знакомому, и он ехал дальше. Большие сани остановились в них была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.

— Славно проехались! — сказала она. — Но ты совсем замерз? Полезай ко мне в шубу!

И, посадив мальчика к себе в сани, она завернула его в свою шубу; Кай словно опустился в снежный сугроб.»

А какой у него выбор? Ведь Снежная королева его родная мать.

В плену у злодейки

Увы, очароваться этой женщиной очень легко!

«Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя». Снежной королеве ничего не стоило соблазнить Кая, и он сам того не замечая, очутился в её власти. «Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Она казалась ему совершенством.» Речь о человеке, душа которого околдована Снежной королевой — негативным аспектом архетипа Великой матери.

Иллюстрация «Снежная королева» Анжелы Барретт (Angela Barrett)

В сказках и мифах разных народов и эпосов этот архетип воплощен в женских образах. Все они блистают холодной красотой и очень притягательны!

Это и Афина, богиня мудрости, которая в отличии от других женских богинь, одета в мужские доспехи, держит в руках копьё, её называли «сероокой и русоволосой». И именно она, по мнению Цицерона, изобрела войны!

Афина

Хозяйка медной горы. Вот какой ее увидел Степан: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. … . Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

«Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей».

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

«Степан и Хозяйка Медной горы» Художник Вячеслав Назарук

Шамаханская царица. Помните у Пушкина «Сказку о Золотом петушке»?

«Вдруг шатер Распахнулся… и девица, Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя»

«Сказка о Золотом Петушке» Иллюстрация В.М. Конашевича

И, конечно, первая соблазнительница, Лилит, слёзы которой даруют жизнь, но поцелуи приносят смерть.

Джон Кольер (John Maler Collier) «Лилит»

Обратите внимание, и здесь Андерсен пишет о смертельных поцелуях: «Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Одну минуту Каю казалось, что вот-вот он умрет, но нет, напротив, стало легче, он даже совсем перестал зябнуть. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.

— Больше я не буду целовать тебя! — сказала она. — А не то зацелую до смерти!

Такой одновременно чарующий, магический, и лишенный живой чувственности образ. Роковая красота. Ни одна из героинь не стремится выстраивать отношения с партнером, не нужно им это.

Ледяное сердце

«Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, мертво и грандиозно! Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда».

О чем это из реальной жизни?

Не давая любви, мать отвергает свое дитя. Что в этой ситуации делать ребенку? Ведь он полностью зависим от объекта(матери)! Тут срабатывает система психологических защит: он становится удобным, отвергает часть себя и его маленькое сердечко леденеет. Как местная анестезия. Выросший в таких условиях человек начинает держаться на расстоянии от объекта любви. Когда Кай приближается к человеку, которого он теоретически может полюбить — похожего на мать/отца, сердце начинает потихоньку оттаивать, и при этом он испытывает такую боль! Боль нелюбви. Он уже чувствовал её тогда, в детстве, когда с чистым сердцем льнул к матери: «Дай любви!», а она бежала от него как черт от ладана! Это адовы муки, будто вся вселенская печаль спустилась на хрупкие плечи простого человека. И в этот момент человек понимает, что имеет право быть любимым просто по праву рождения, чувствует эту жестокую несправедливость, но точно знает, что ничего с этим поделать не может. Испытывать это снова и снова — выбирать холодных партнеров — удел мазохиста. Ведь Кай неосознанно всегда выбирает партнера с которым невозможно построить близкие доверительные отношения — несвободного, незрелого, отчуждающего, либо наоборот прилипалу, тем самым подтверждая свою детскую теорию о том, что любви нет. Либо ее надо заслужить. Поэтому человек делает логичный вывод, что лучше быть одному и чувств не проявлять — путь саморазвития выбирает не каждый, уж очень он болезненный и долгий.

Кай ненастоящий

Не проявлять чувств — быть в плену у архетипа негативной матери. А это значит действовать в соответствии с её интересами, что и делает наш герой. Кай спокоен, подконтролен и днями напролет занимается бессмысленной работой, чтобы получить «весь мир и пару коньков» . При этом пребывает в иллюзии, что занимается чем-то архиважным.

К сожалению, таких каев в реальной жизни пруд пруди, и речь не только о мужчинах. Это люди, которых не интересует эмоциональная связь, они не хотят обременять себя бессмысленными на их взгляд выяснениями отношений, (да, таковы человеческие отношения, их невозможно настроить раз и навсегда, в них нужно вкладывать столько же труда, как и в работу, где у вас есть постоянные обязанности, тут ничего не поделаешь), слюнями, детишками и семейными ужинами. Они делают только то, что удобно им. Сейчас проблема нарциссизма в нашем обществе вышла на первый план, когда в годы работы З.Фройда процветала истерия. Патологическое самолюбование захватывает все большее и большее количество людей, и с таким человеком невозможно выстроить отношения. Почему? Потому, что он не про отношения. Может быть про деньги, славу, власть или хорошую работу. Он очень рационален, холоден, занят сугубо материальным миром. В сказке это описано так:« Раз зимою, когда шел снежок, он явился с большим зажигательным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. — Погляди в стекло, Герда! — сказал он. — Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»

Порою дьявольски жесток. Культура нашего времени воспевает оды такому типу личности. Так, в фильме Духless показан образ подобного мужчины. Были они и раньше, муж той же Анны Карениной, например.

Самой большой проблемой Кая является холодность. Зима — пенаты смерти, с нею издавна ассоциируется глубокая печаль, скорбь, одиночество. Если вы хотите испортить любые взаимоотношения, то заморозьте их, не проявляйте к ним участие, не вкладывайте в них свою душу, бойтесь быть собой рядом с партнером, и отношений у вас не будет. Рядом с Каем вы не почувствуете ничего, потому, что это не человек, это его фасад, маска. В известной песне Арии есть такие слова:

«На этот мир взгляни —
У многих здесь душа мертва,
Они мертвы внутри!»

Действительно, он словно безжизненная кукла, робот, действующий по заданной программе. Кай с детства не ощущает своего тела, не знает своих желаний. Он боится своих чувств. Он думает, что он чувствует, то есть чувства строго им контролируются и искусно подавляются. Голова, разум, точность, интеллект, воля, деньги — вот главные атрибуты его жизни.

Обратите внимание, что Снежная Королева и Кай в очень тесном контакте, рядом. Но между ними нет НИЧЕГО! Вы знаете это состояние, когда находишься рядом с бесчувственным человеком, а от этой бесчувственности хочется бежать без оглядки! Вроде бы все в социальных рамках — кольцо подарил, и вроде бы все хорошо, но нет в этом жизни, нет тепла и искренности.

Бывает и так, что человек вроде бы душевен рядом с вами, но дальнейшее общение не поддерживает, на сближение сам не идет. Для него любовь — холод, он опасается, что его будут использовать, как мама в детстве, он бежит от любых глубоких контактов. Вам нужно знать, что это его проблема, хотя и немножко ваша, ведь почему-то из всех вы выбрали именно его, Кая.

Кай отрезан от собственной анимы — чувственности, эмоциональности, он не целостен. В сказке аниму символизирует Герда. Ему и в голову не приходит, что проявление чувств благодатно скажется на нем самом, зима в душе закончится и запоют птички. Надо всего лишь преодолеть страх и боль. 2 слова, но сколько душевной работы, сколько слез надо пролить, чтобы растопить сердце и закончить дело, не побоявшись трудностей. Одному Каю не справиться. Но помощь спешит. Герда уже в пути.

Э.

Эдипов комплекс устарел…

Видели, наверное, таких «папиных дочек», когда папа взрослую девушку кормит с руки, сажает рядом с собой в машину, а жену назад. Берет дочку с собой в кино или на вечеринку, предпочитая ей общество жены. Иными словами, дочь ему заменяет супругу. Единственное что, у них не происходит — сам половой акт, а весь остальной секс — нежные объятия, поглаживания, флирт и прочее в достатке. Такое поведение только закрепляет у дочки Эдипов комплекс (Электры), что в свою очередь ведет к мощному внутреннему эдипально-сексуальному конфликту.

А мама? Вынуждена скрипеть зубами от ревности, не понимать, что на самом деле происходит и при этом ругать себя: «Как я могу так думать, она же моя дочь!».

Что такое эдипов комплекс?

«Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?»

Да… Но было немного не так, вернее совсем не так: мой 18 летний сын пришел и задал мне, как специалисту, вопрос: «Мам, а что такое эдипальный комплекс? Кто его придумал? Как Фройду пришло в голову именно так назвать комплекс? Может он устарел и применение его в современной психологии не оправдано? И как, собственно, правильно понимать его?»

У меня секретов нет)) Я тут же решила  убить двух зайцев одним выстрелом, вернее одной статьей. Мой ответ сыну и всем, кто хочет понять суть эдипова комплекса.

Эдипов комплекс — одно из основных понятий классического психоанализа, использованное Зигмундом Фройдом для обозначения проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.

Этот комплекс назван так с легкой руки отца психоанализа, несомненно величайшего ученого, З. Фройда.

Зигмунд Фройд. Эдипов комплекс. Виктория Браткова

Он увидел необыкновенную возможность эффективно лечить людей словом, а наработок в этой области было мало. Доктору Фройду приходилось много анализировать, наблюдать, соотносить материал, искать самому. Он досконально описывал истории пациентов, обращал внимание на все детали и закономерности. З. Фройд изучал материалы, которые написали психиатры до него. И он заметил некоторые любопытные особенности: зачастую к нему на прием приходили пациентки с неврозами и истерией. Когда они обсуждали личную историю с этими пациентками, то он обнаружил взаимосвязь между страданиями и психотравмирующими их событиями, которые происходили в детстве.

Особняком звучала тема сексуального использования и даже совращения. Особенно в отношении малолетних девочек. Распутные действия совершали их отцы, братья или другие близкие взрослые. Он стал в этом детально разбираться, а поскольку он был очень пытлив и знал корни, мифологию, то увидел похожее между реальностью и мифом о греческом царе Эдипе.

Для того, чтобы понять всю суть и глубину этого психоаналитического понятия нужно знать истоки его зарождения. А начиналась вся история с древнегреческого мифа. Итак, представьте себе древнюю Грецию…

Рождение Эдипа

Лаий и Иокаста, властители Фив, были вне себя от счастья, когда у них родился сын. Радуясь этому событию, они послали за жрецами Аполлона и попросили их рассказать о том, какие славные подвиги суждено будет совершить их мальчику. Но, когда жрецы сообщили им, что он убьет своего отца, женится на матери и принесет родному городу много бед, их ликование сменилось отчаянием. Спустя три дня царь приказал бросить ребенка в диких горах Киферона, и при этом собственной рукой проколол ему ступни, чтобы он не мог спастись. Но пастух, которому было поручено бросить его в горах, сжалился над ни в чем неповинным ребенком и не убил его, а оставил лежать его на земле. Когда он вернулся в Фивы, никто не спросил, каким образом он выполнил задание, но все вздохнули с облегчением, думая, что пророчество никогда не исполнится.

Мальчик не умер. Его крики услыхал искавший пропавшую овцу пастух и отнес Полибию, царю Коринфа, у которого не было наследника, и он с радостью усыновил малютку. Царица Коринфа с прислужницами бросились обмывать ножки ребенку и назвали его Эдипом (человек с распухшими изувеченными ногами).

Юность Эдипа

Шли годы. Молодой царевич рос, не зная о том, при каких обстоятельствах он появился на свет, пока однажды на пиру один из его товарищей, разгоряченный вином, не повздорил с ним и не стал насмехаться над его происхождением, заявив, что те, кого он привык считать своими родителями, не имеют к нему никакого отношения. Эдип обратился за разъяснениями к родителям. Они не сказали ему правду. И он решил обратиться к оракулу в Дельфах, который всегда говорил правду.

Эдип отправился в храм, но ответ оракула был, как обычно, весьма туманным — он предупредил Эдипа: «Беги от своего отца, сказал он юноше, — ибо, если ты встретишься с ним, то ты убьешь его и женишься на своей матери». Объятый ужасом, Эдип не решился вернуться обратно в Коринф, боясь, что там совершится над ним злая судьба, предсказанная ему, и направил свой путь в Беотию.

Стычка Эдипа с родным отцом

Он шел пустынной, узкой тропинкой между Дельфами и Даулией, как вдруг на одном повороте встретил колесницу, в которой сидел старец с возницей и глашатаем. Возница грубо столкнул его с дороги, за что вспыльчивый Эдип сильным ударом сшиб его с колесницы. Тогда старец нанес Эдипу сильный удар по голове остроконечной палкой, бывшей в его руке, так что у него показалась кровь. Этот удар окончательно вывел Эдипа из себя; взмахнувши своей дорожной дубиной, он опустил ее с ужасной силой на голову старца, и тот, обливаясь кровью, мертвый пал со своего сиденья.

Юноша был в полной уверенности, что убил просто упрямого беотийца с его слугой, так как старец не имел никаких знаков, которые бы указывали на его более высокое положение. На самом же деле это был Лай, король Фив, направлявшийся к оракулу в Дельфы; так исполнилось ужасное предсказание.

Схватка со Сфинксом

Незадолго перед этим около Фив появилось ужасное крылатое чудовище, называвшееся Сфинксом; спереди оно имело вид девушки, задняя же часть его была львиная. Это чудовище — сестра адского Цербера, поместилось на скале и оттуда предлагало фиванцам разного рода загадки. Если спрашиваемый не мог разрешить их, то Сфинкс разрывал его на куски. Это бедствие побудило фиванских князей объявить, что тот, кто освободит город от чудовища, получит в награду Фиванское царство и руку царицы, вдовы Лая Иокасты.

Эдип и Сфинкс. Эдипов комплекс. Виктория Браткова

Как раз в тот день, когда это было возвещено, Эдип, усталый от своих странствований, подходил к воротам Фив. Опасное приключение прельстило его, и, кроме того, он в силу ужасного предсказания оракула не особенно дорожил своей жизнью.

Он смело поднялся на скалу и позволил Сфинксу предложить себе загадку:
— Назови мне животное, которое утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех! Сила и скорость его движений бывает меньше всего тогда, когда оно имеет большее количество ног.

Загадка не смутила умного юношу, он сейчас же дал ответ.
— Животное это — человек, — сказал он, — который по утру своей жизни ходит на двух руках и двух ногах; в полдень своей жизни, когда он становится наиболее сильным, ходит на двух ногах, и к вечеру жизни, когда слабеет и становится стариком, он ходит с помощью палки, которая становится для него третьей ногой.

Загадка была разгадана, и Сфинкс, полный досады, сам бросился со скалы и расшибся насмерть.

Награда. Предсказание сбывается

Эдип получил в награду Фивы и руку царицы Иокасты. Она родила ему четырех детей — двух близнецов Етсокла и Полиника и затем двух дочерей Антигону и Йемену. Так сбылась и вторая часть ужасного предсказания.

Эдип несколько лет счастливо правил Фивами. И тут, боги наслали на страну страшную чуму. Испуганные фиванцы искали помощи и защиты против страшного бедствия у своего царя, которого они считали любимцем богов. Эдип, не будучи в состоянии ничего сделать, послал Креона в Дельфы вопросить бога о том, как избавиться от ужасной болезни.

Ответ оракула был неутешителен. Бог говорил, что на стране лежит тяжелым проклятием неотомщенное злодейское убийство Лая; он приказывал найти преступника и изгнать его из пределов страны. Эдип, на котором лежала обязанность примирить богов со страной, призывал всех сообщить все, что им известно об убийстве Лая, обещая за это большую награду и благодарность всей страны. Он позвал, кроме того, слепого Тиресия, пользовавшегося большим уважением и любовью за свой дар ясновидения. Слепой старец явился в сопровождении мальчика на народное собрание, где Эдип просил его навести их на след преступника.

Тиресий испустил крик отчаяния.
— Ужасно знание, — воскликнул он, — которое открывает познающему только преступление. Позволь мне молчать, и не пытайся открыть смысл изречения оракула!

Ужасное знание

Напрасно царь Эдип просил старца открыть тайну, напрасно молил о том же народ, стоя на коленях, — ясновидец не произносил больше ни слова. Тогда Эдипа обуял гнев, и он осмелился оскорбить старца, назвавши его соучастником убийцы. Это обвинение заставило Тиресия прервать свое молчание, и он вскричал:

— Если ты хочешь знать это, так слушай! Ты сам тот изверг, из-за которого гибнет этот город! Ты — убийца царя! Ты опозорил свой род, женившись на собственной матери!

Эдип был в шоке от этих слов, но он им, конечно, не поверил. И тут Иокаста воскликнула:
— Как мало знает этот прорицатель! Мой первый супруг Лай получил некогда предсказание, что он умрет от руки сына. Но наш единственный сын погиб в пустынных горах трех дней от рождения, а мой муж был убит на перекрестке разбойником!

Эти слова глубоко поразили Эдипа.
— Лай был убит на перекрестке? — спрашивал он тревожно. — Опиши мне его вид, сколько лет было ему тогда?
— Он был большого роста, — отвечала Иокаста. — Первые старческие белые локоны украшали его голову, а своей осанкой и лицом он походил на тебя.

Ужасное предчувствие закралось в душу царя.

Как раз в это время явился посол из Коринфа и сообщил, что отец Эдипа, Полиб, умер и освободившийся трон ждет его. Это был тот самый человек, который нашел и передал ребенка вместо того, чтобы бросить его в пустынных горах. Он легко смог доказать Иокасте и Эдипу, что последний, хотя и был наследником Полиба, но был не родным, а только приемным сыном его.

Теперь все сомнения были развеяны, и весь ужас его поступков предстал перед глазами Эдипа. Оглашая воздух криками отчаяния, метался Эдип по улицам города, прося всех попадавшихся на его пути дать ему меч, чтобы умертвить себя и свою мать. Но все с ужасом сторонились его, и он, измученный, вернулся во дворец.

Последствия несознательных поступков

А там его ожидало уже новое ужасное несчастье; Иокаста, подавленная сознанием своего ужасного, хотя и невольного преступления, повесилась, и Эдип нашел только ее холодный труп. Со стонами освободил он из петли тело и, положив его на землю, снял золотые застежки, бывшие на груди Иокасты. Высоко подняв их правой рукой, он проклял в безумии себя и свое зрение и с силой воткнул золотые острия застежек в свои глаза, пока из них не брызнул поток крови. Затем он приказал вывести себя из дворца и отвести на площадь, чтобы покаяться перед народом в своих преступлениях, сделавших из него проклятие для всей страны. Слуги исполнили его желание, но народ встретил своего любимого царя с состраданием, и никто не выказал ему ни малейшего презрения.

На следующее утро Эдип отправился в путь, желая как можно скорее окончить все расчеты с жизнью, сделавшейся для него одним сплошным позором. Обе дочери, Антигона и Йемена, провожали его до самых ворот города и со слезами умоляли его вернуться назад. Но он был неумолим, и тогда, в момент расставания, Антигона заявила, что будет и дальше сопровождать его.

И вот Антигона отправилась с отцом на чужбину, разделяя с ним нужду и голод во время долгих странствований по безводным пустыням и диким лесам.

Дорогой Эдип переменил свое намерение и решил прежде всего посетить оракула Аполлона; там ему было предсказано, что он получит успокоение не прежде, чем придет в назначенную ему страну, где суровые богини Эвмениды прекратят свое преследование и оставят его.

Странствия Эдипа

Выполняя предсказания бога, бродил Эдип по греческим странам, питаясь милостыней, которую подавали ему и его дочери сострадательные люди.

После продолжительного странствования они пришли в афинскую область Колон. Там находилась, как они узнали у жителей, роща Эвменид, под именем которых афиняне чтили Эринний. В Афинах в это время царствовал славный Тезей; узнав о прибытии Эдипа, он сейчас же поспешил в Колон и дружелюбно встретил несчастного странника.

— Мне небезызвестна, бедный Эдип, твоя судьба, — сказал он, — и она глубоко трогает мою душу. Скажи мне, чего ты хочешь в Колоне.

— Дай мне убежище, о, царь, и могилу — вот все, в чем я нуждаюсь теперь, — ответил Эдип.

В сопровождении своей дочери и избранных граждан Колона углубился он в мрачную темноту рощи Эвменид. Не было нужды вести Эдипа; двигаемый какой-то чудесной силой, слепец шел один впереди всех и указывал остальным дорогу к месту, предназначенному судьбой.

В середине этой рощи находился ход под землю, к прикрытому отверстию которого со всех сторон сходилось множество тропинок; этот ход, как гласило сказание, вел в подземное царство. Здесь остановился Эдип; он снял свое запыленное платье, смыл с себя всю грязь и пот, накопившиеся за время его долгих скитаний и облачился в красивые одежды, подаренные ему Тезеем.

Когда он кончил омовение и переодевание, внезапно из-под земли раздался удар грома и в воздухе прозвучал повелительный голос:

— Не медли более, Эдип!

Эдип, услыхав их, подозвал к себе Тезея и вложил в его руку руку своей дочери, прося его взять ее под свое покровительство и защиту. Затем он простился с окружающими и приказал им, не оборачиваясь, удалиться от него.

Только один Тезей мог подойти с ним к самому отверстию преисподней. И тогда произошло великое чудо. Темное отверстие подземного царства тихо и бесшумно поглотило Эдипа, и он плавно, как на крыльях, начал спускаться в глубину.

Зная историю, З. Фройд увидел закономерности и пришел к выводу, что бессознательные влечения к родителям присущи для всех людей и для него в том числе! «Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа».

Сексуальное насилие над детьми и правда не редкость, но поскольку мы говорим о тех временах, когда разговоры о сексе были под строжайшим запретом, а общество жестко порицало всяческие фривольности. И тут, на фоне ханжеского восприятия секса, Фройд утверждает такое! Это немыслимо! Подобные идеи были приняты врачебным сообществом как бред, с ним перестали здороваться.

В угоду общественному мнению Фройд меняет свою теорию. Он говорит о том, что речь лишь о нашем бессознательном. Поэтому влечения можно рассматривать как болезненные фантазии пациенток и их несознательные желания быть соблазненными своими отцами. То есть, в психоанализе бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола) названо Эдиповым комплексом. Он включает в себя и комплекс Электры , который характерен для женщин, впервые его открыл доктор Карл Густав Юнг, любимый ученик Фройда.

В таком виде эдипов комплекс дошел и до наших дней.

Почему так?

Давайте вспомним детей от 3 до 6 лет. Обычно в этом возрасте происходит следующее: мальчик враждует с папой, выгоняет его, прямо заявляет, что хочет жениться на маме. А девочка флиртует с папой и говорит, что хотела бы выйти за него замуж, родить от него детей, что он самый лучший мужчина на свете, а мать воспринимает как соперницу.

В нормальном разрешении этого конфликта главную роль играет отец, как по отношению к сыну, так и к дочери.

В норме папа сообщает дочери, что у него есть жена, её мама, что он любит ее. Рассказывает, что, когда она вырастет у нее будет самый замечательный жених в мире. «Что, даже лучше тебя, папа?» «Конечно, лучше!»

Дочь немного пообижавшись на папу понимает, что ей нужно расти и стать такой как мама (процесс идентификации), чтобы в итоге заполучить прекрасного мужчину, похожего на папу. Она перестает соперничать с матерью, с этого момента у них формируются доверительные интимные отношения. Девочке хочется быть женщиной, потому что это прекрасно и дает отличные плоды.

Но так происходит далеко не всегда. Бывает так, что папа благосклонно принимает игру девочки, сам флиртует с ней. Не понимая того, что оказывает дочери медвежью услугу. Такой отец скорее всего имеет нестабильные отношения с матерью девочки, поэтому предпочитает общество дочери обществу своей жены.

Девочка гордится этим: «А папа меня любит больше, чем тебя, мама!». Это, несомненно, приводит к конфликту в семье и закреплению у дочери комплекса Электры, что в дальнейшем сделает практически невозможным для Электры создание собственной семьи.

Эдипов комплекс дает начало 4 комплексам

  1. Эдипальный комплекс в узком смысле этого слова. Что означает более сильная привязанность к матери, конкуренция с отцом, бессознательное желание убить его и сильный страх, что за эти мысли папа его кастрирует.
  2. Комплекс Электры, бессознательное влечение дочери к отцу, соперничество с матерью, пенисовая зависть (зависть к жизни мужчин и неосознанное желание стать мужчиной). Яркий пример этого комплекса мы можем наблюдать у Анны Фройд, которая не создала свою семью, не родила своих детей, но посвятила себя служению отцу и науке, которой занимался отец.
  3. Комплекс Лая (отца Эдипа), когда мужчина воспринимает своего ребенка как конкурента, который забирает у него любовь жены, что приводит к несознательному желанию избавиться от ребенка. В том числе мужчины, которые активно настаивают на аборте женщины.
  4. Комплекс Иокасты (матери Эдипа, потом ставшей ему женой) заключается в том, что мать больше привязана к сыну, чем к дочери. В таком случае отношения у матери к сыну эротически окрашены. А начинается все банально, с того, что мать с самого рождения спит с младенцем в одной постели, объясняя тем, что он маленький, боится, много плачет и пр., предпочитая общество сына обществу мужа. Дальше «Мой единственный любимый мужчина» или «Мужиков может быть много, а сынуля один!» В этой версии для сына заканчивается все плохо, так как он затрудняется строить отношения с незнакомой женщиной. А смысл? Она никогда не будет его понимать так, как мать. И здесь нужно понимать, что если бы это было нормально, то человечество уже бы давно вымерло.

Каков же вывод? Актуален ли эдипов комплекс в наши дни? Мой ответ — несомненно! И он не потеряет своей насущности до тех пор, пока будет живо человечество и сексуальный инстинкт.

Желаю вам найти внутренний баланс и силу для управления сексуальной энергией себе во благо.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x