«Всё на свете — сказка. И ты, и я.»
Фрэнсис Элиза Бёрнетт.

О, сказки! Мы выросли на них, на сказочных историях о царях и султанах, волках-помощниках и изворотливых кроликах, красавицах и их злых мачехах. Разные сюжеты, но всегда лихо закрученные самой жизнью. Мудрые и всегда чему-то научающие. Отсюда выросло целое психологическое направление — сказкотерапия. И сегодня мы беседуем о сновидениях с настоящей сказочницей — Ириной Семиной или Эльфикой, так она сама себя называет. Ирина — автор психологических сказок для взрослых.

Итак, аудиоверсия плюс краткое изложение беседы с Ириной:

Скачать бесплатно запись интервью себе на компьютер

Эльфика

В: Добрый день, уважаемые слушатели! Сегодня у нас прекрасная гостья Ирина Семина — автор психологических сказок для взрослых. Тема сегодняшней встречи — сновидения.

И: Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Ирина Семина, я пишу психологические сказки для взрослых и все они, выходят в серии «Сказки Эльфики». Я очень рада, что меня пригласили сюда, и мы сможем поговорить о такой интереснейшей теме, как сновидения.

В: Скажите, пожалуйста, интересна ли вам эта тема?

И: Да, безусловно. Тем более что она еще так мало изучена! Я считаю, что природа нам дала сновидения и для украшения нашей жизни, и как инструмент для решения своих проблем.

Девушка. Сказки. Виктория Браткова. Ирина Семина

Вещий сон

В: А вам снились когда-нибудь вещие сны?

И: Бывало, хоть и редко. Расскажу историю из детства. В детстве я, как и многие девочки, вела дневник. Это был класс 6, и дневник был смешной, но в основном касался дел, которые на тот момент казались очень важными и интимными. Однажды, когда мы с мамой уезжали, я этот дневник спрятала у себя в столе — как мне казалось, очень надежно.

И вот мне приснился сон, что папа открывает мой стол, и на него падает куча учебников и бумаг, а из-под них прямо под ноги шлепнулся мой дневник. Папа с интересом берет его в руки и открывает. Я проснулась в холодном поту, ведь мне казалось, что те тайны, которые записаны в дневнике, никак не предназначены для чужих глаз. А сон-то оказался вещим! Папа прочитал этот дневник, причем, когда я начала узнавать, как он попал к нему в руки, выяснилось, что ему понадобилась тетрадка, он полез за ней в стол, и дальше все было точно так же, как во сне.

В: Скажите, вы записываете свои сны?

И: Не все. Когда-то я прочитала книгу замечательного психолога-гештальтиста Р. Ефимкиной, где она рассказывала о методике работы со снами по Перлзу. Меня это очень впечатлило, я попробовала на практике и поняла, что это хорошо. Один из очень действенных рабочих инструментов!

Согласно этой методике, проработки заслуживают три вида снов: очень яркие сны — которые ты не забыл через некоторые время; повторяющиеся сны — которые снятся неоднократно, и кошмары (это вообще для проработки — «конфетка»!). Если же к вечеру ваш сон уже ускользнул из памяти, значит, он был не больно-то и значимым.

Сны — это образы подсознания, через которые оно пытается обратить наше внимание на проблемы, требующие решения, о событиях, которые надо завершить, проработать или развить. Поэтому, считывая свои сновидения и работая с ними, мы можем получить очень много важных подсказок и ими облегчить свою жизнь.

Владивосток, абажур и как разгадать свой сон

В: Вы могли бы углубиться и рассказать для наших слушателей как вы работаете со своими снами.

И: В двух словах методику не изложишь. Поэтому я лучше на примере расскажу. Итак, если сон запал мне в душу, я его записываю, а затем раскладываю на образы. Вот примерно так:

Приснился мне очень яркий и необычный сон: я иду по ночному городу, это Владивосток — город, где я провела детство. Иду по центральной улице, где шумит жизнь, сворачиваю направо и попадаю в какой-то глухой пустынный переулок, где тихо и темно. Я иду по этому переулку и вдруг вижу магазин. В магазине горит свет, но он заброшенный, и все, что можно было вынести, уже вынесли. Посреди этого магазина лежит стеклянный абажур. Он очень красивый и ни к чему не подсоединен, но при этом он светится удивительным, неземным светом. Мне так интересно, что это за абажур, что я толкаю дверь и захожу внутрь, трогаю его руками, ощущаю, какой он на ощупь, и мне очень не хочется оставлять его в этом магазине. Я забираю его с собой.

Светильник. Сказки. Виктория Браткова.

Такая была канва сна. Из этой канвы нужно выбрать те персонажи, с которыми я буду работать. Я начинаю перебирать: Центральная улица, переулок, магазин, абажур, я — персонаж.

Затем согласно этой методике нужно разделить лист бумаги на 3 части.

В 1 части мы записываем название образов — например, «Центральная улица». Дальше подход такой: считаем, что каждый образ нашего сна — это наша часть, которая хочет проявиться во сне через этот образ.

Поэтому во 2 колонке мы будем говорить от имени этого образа, от первого лица.

И нам нужно ответить на вопросы: «Какой я? Что я чувствую и делаю в этом сне?» При этом каждый рассказ должен заканчиваться словами: «Это моя сущность, и я так живу»

Итак, пробуем поговорить от имени Центральной Улицы: «Я тут главная; Я большая и широкая; Я освещена фонарями; По мне ездят машины и ходят люди; Я праздничная; Я принимаю всех; Это мое предназначение. Это моя сущность и я так живу».

Карета. Сказки. Виктория Браткова

Потом начинается самое интересное, ведь 3 колонка в этом листе — это место для записи того, как это сопрягается с нашей реальной жизнью. В реальной жизни мы выступаем в разных ролях, как и во сне. Я могу быть праздничной улицей, а могу быть узким темным переулком. Когда мы начинаем задумываться над тем, как образ сопрягается с нашей жизнью, иногда выясняются очень потрясающие и важные вещи, о которых ты не думал. Но ты задумался, и они вспыли на поверхность.

В: Какие практические рекомендации вы могли бы дать женщине, которая хочет разгадать свой сон?

И: Другими методиками я не пользуюсь. Саму методику можно прочитать у Р. Ефимкиной. В художественном варианте — в моей сказке «Преследователь». Можно ее там найти на сайте «Все сказки Эльфики», читать и попробовать использовать работу со снами в жизни.

Как любой инструмент, когда мы впервые берем в руки, нам кажется, что мы не умеем им работать. Но с каждым разом навык становиться все лучше, и, в конечном итоге, можно самостоятельно очень раскрасить себе жизнь, ведь сны — это интереснейшая область нашего существования.

В: Что вам помогает в работе со снами? Вы — сказочница, я думаю, что вы используете символы! Или я ошибаюсь?

И: Я в отношении общепринятой символики очень вредная. Мне прямо хочется все переиначить и посмотреть с другой стороны. Иногда к ней обращаюсь, но не часто. А над сонниками так вообще порою хохочу — так там все забавно бывает расписано…

В: Но ведь сказки тоже основаны на символике?

И: А как же! В сказках существует символика, которая на архетипическом уровне действует, и она понятна всем.

В: Ирина, я недавно задумалась о сказке Иван Царевич и Серый Волк. Да, он сделал такой выбор, что взял те вещи, которые были запрещены, вроде бы нажил неприятностей. Но, в конечном итоге, это его привело к росту и развитию, и он получил главный приз — в отличие от его благоразумных братьев.

И: А так и бывает. В жизни это отражается в поговорке «Кто не рискует тот не пьет шампанское».

Моя любимая Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева — автор метода сказкотерапии в России, очень любит повторять фразу. «Зачем нужно Зло? Для того, чтобы Добро закалялось в борьбе с ним». А как мы еще можем получить свою силу?

Представьте человека, у которого ничего плохого не случается, ну вот все отлично. Он будет куда-нибудь двигаться? Вряд ли, ведь у него нет мотивации. Именно несчастья, неудобства, неурядицы заставляют нас шевелиться и искать пути решения, чтобы опять стало хорошо. Там мы и идем к новой мечте!

Вы помните мифологическую историю о Царе Мидасе? Который жаждал золота, и мечта его сбылась: все, к чему он прикасался, превращалось в золото, и он не мог ни наесться, ни напиться. В нашей нынешней жизни такое случается с людьми, которые вроде бы многого добились, у них уже есть все: много денег, много вещей, много возможностей, но часто почему-то так и нет счастья. А это потому что желать уже больше нечего — все уже приелось, скууучно! И тогда они обращаются к экстремальным развлечениям, играм в казино, наркотикам, и все для того, чтобы получить этот адреналин и ощущение движения, преодоления, победы — ощущение жизни.

Парень получает адреналин. Сказки. Виктория Браткова

В: Опять же, если говорить о Царе Мидасе, то верную ли цель он поставил в своей жизни?

И: Конечно же, нет: ведь счастья золото ему не принесло, оно и в жизни само по себе счастья не приносит.

В: Но мы немножко отклонились от темы снов. Вы правы: сны и реальная жизнь всегда сопряжены. Скажите, на что нужно обращать внимание, чтобы разгадать свой сон?

И: Я думаю, нужно обращать внимание на «крючки». На то, что зацепило, запомнилось, встревожило, напугало или поразило. Это и есть самое значимое, и с этим надо разбираться. Но я не советую бросаться к сонникам. Ведь сонник может сказать, в лучшем случае, к чему бы это, но никак не расскажет, как это сопряжено с твоей реальной жизнью и какой урок ты сможешь из него извлечь или какой инструмент получить.

В: То есть человек через сон приходит к самому себе?

И: Если мы не замечаем или отрицаем какую-то свою часть, наша личность не может считаться целостной. Это внутренний конфликт, а во сне нам как раз приносят на блюдечке вот эти «незамечаемые» части, и их нужно осознать и принять.

В: Мы еще хотели о трансцендентных снах поговорить. Насколько для вас значима эта тема?

И: Для меня она довольна обширна. Трудно ее охватить: ведь разные авторы по-разному относятся к этой теме.

В: А вам подобные сны снятся?

И: Иногда мне снятся очень интересные сны на языках, которых я не знаю. Я их называю «обучающие сны», так как это всегда какая-то аудитория, некие схемы, которые чертят на доске и повторяют по три раза. Я во сне прекрасно понимаю, что это за предметы, о чем идет речь, и сознание говорит, что надо бы запомнить, чтобы наутро все осталось в уме. Но когда я просыпаюсь, ничего не могу воспроизвести: в моей реальности просто нет таких слов, аналогов, понятий.

Эти сны я, безусловно, отношу к трансцендентным, ведь они не сопряжены с текущей жизнью никак. Куда я там отправляюсь во сне, что изучаю — Бог весть. Кстати, есть такая гипотеза, что все, что нам снится, происходит на самом деле, но в другой реальности. Якобы туда отправляются наши тонкие тела во время сна. Что ж, вполне возможно! Может быть, мы когда-нибудь откроем все тайны сна. Но если и не откроем — все равно интересно!

Личная история Ирины

В: Я считаю, что трансцендентные сны сопряжены с предназначением. Вам такие сны начали сниться еще в детстве. Когда вы поняли, что вам нужно заниматься именно тем, чем вы занимаетесь? Вы, наверное, сначала стали психологом или сразу стали сказками увлекаться?

И: Совсем нет. В моей жизни все происходит достаточно спонтанно. Я и не предполагала, что когда-нибудь приду в психологию. А случилось все так: мне было уже под сорок, когда в моей жизни произошел кризис. А ведь все было очень хорошо! У меня было все, что я хотела на тот момент — любимая работа, семья, хобби, вполне обеспеченная жизнь. Но я очень «зависла в мгновении», остановилась в развитии, чего делать ни в коем случае нельзя. На тот момент, конечно, были знаки и подсказки, но я их проморгала и пропустила. И вот в одночасье у меня начало всё рушиться. Впечатление, будто я выстроила домик из кубиков, кто-то вытащил один кубик, и дом стал осыпаться. Я была в полной растерянности и даже в ужасе, ходила и думала: «За что мне это? Что я делаю не так? И что вообще делать???»

Как-то случайно мне в руки попала книга Владимира Жикаренцева. Она совершенно случайно попала к моей подруге, а та ее, не читая, бросила на полку. Я ее просто взяла, чтобы занять время, раскрыла наугад, пробежала глазами страницу, и — о чудо! — вдруг получила ответ сразу на несколько мучавших меня вопросов. Книжечка была явно для меня! После этого я и ушла с головой в психологию, а вскоре решила, что хочу этому учиться и сделать своей профессией.

На тот момент я работала с инвалидами, мне эта работа дала очень много опыта и наблюдений, и я поняла, что психология даст еще больше.

Я без отрыва от работы начала активно учиться. Моя любовь — это телесно-ориентированное направление психологии, которое предполагает работу с телесной метафорой. Потом как-то сами собой начали писаться сказки (а сказка — это развернутая метафора), и так свершился мой плавный переход в сказкотерапию.

Как использовать жизненные кризисы для своего успеха

В: Ирина, я сейчас услышала, что на фоне психологического кризиса у Вас произошли значимые события. И у наших читателей тоже такое бывает. Что бы вы могли посоветовать в такой момент?

И: Существует очень много способов, и для каждого он будет свой, ведь все люди разные. Но я сейчас дам метафору о том, как можно воспринимать кризисы (кстати, с древнегреческого это слово переводится как «решение», «поворотный пункт»). Представьте, что вы очень долго строили замок из подручного материала, например, из тех же кубиков. Но может ли замок из кубиков простоять вечно? Это вряд ли. Его будет разрешать время и внешние воздействия.

Так же происходит и в нашей жизни. Любое наше построение будет видоизменяться, оно не может не изменяться. Любая неизменность — это застой, стагнация, смерть. Движение — это развитие и жизнь, и поэтому, когда у нас начинает что-то рушиться, мы должны принять, что это может быть больно, может быть грустно и горько, но при этом помнить и повторять фразу: «Для того, чтобы в жизнь пришло что-то новое, надо сначала разрушить что-то старое».

Не держитесь за то, что уходит, освободите место. Есть такая мудрость: «Если что-то уходит от вас — отпустите его. Если оно было вашим, оно обязательно вернется. Если оно не вернулось, значит, вашим никогда и не было». Звучит вроде бы легко, а вот отпустить трудно. Но жизнь показывает, что эта мудрость рабочая на 100%. Не держитесь ни за что старое, не бойтесь перемен, и будет вам счастье.

Воробьи. Сказки. Виктория Браткова

В: Мы разговаривали о снах и плавно перешли к предназначению и к жизненным урокам. Что бы вы хотели сказать напоследок нашим читателям?

И: Вернемся к теме снов. Поделюсь одной мудростью, которую я проверила на себе (я по натуре экспериментатор). Если вы ложитесь спать до 22 часов, вы засыпаете с ангелами, а если после — то как повезет. Это действует на 100%. В крайнем случае, можно дотянуть до 23, но не позже, потому что чем позже, тем менее эффективно вы сможете отдохнуть во сне. Кстати, это напрямую связано с биоритмами человека — каждый из наших органов «отдыхает» и очищается в определенное время. Так что ложитесь спать в 10 часов, смотрите хорошие сны и просыпайтесь здоровыми и счастливыми.

В: Благодарю вас за то, что вы были с нами.

И: Желаю всем удачи, счастья и побольше сказочных чудес. Пусть ваша жизнь будет радостной, как самый волшебный сон. А также, пользуясь случаем, поздравляю с наступающим Новым Годом. Будьте Счастливы!

Ирину Семину Вы можете найти здесь и здесь.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *