Известная сказка «Курочка Ряба» в её усеченном варианте вошла в нашу жизнь снова. Так бывает в любой славянской семье, когда ребенок находится в промежутке от 1,5 до 3 лет. Он с удовольствием смотрит картинки и просит родителей рассказывать еще и еще. Нашему сыну, в отличии от людей, живших много тысяч лет назад, особенно нравится момент, когда яйцо разбилось)) так как именно после этого действия в сказке начинается хаос.

Я стала размышлять об истинном смысле этой сказки. Что она несет? Почему столько веков подряд она живет? Логического смысла, который приписывают ей иные современные специалисты в ней нет. Никакой особой премудрости в ней не заложено. Анализировать ее с точки зрения, а зачем дед бил яйцо или как де курица смогла снести золотое яйцо – глупо. Но что же тогда?

Вот к какому выводу я пришла.

Человеку для того, чтобы оставаться человеком нужно объяснять устройство мира, ему нужна теория. Полностью объяснить мир человечество не сможет никогда в виду того, что мы не обладаем достаточным количеством знаний, чтобы это сделать, даже сейчас. А теперь представьте себе наших предков, которые тоже пытались истолковать организацию жизни. Они это делали по-бытовому, чисто интуитивно. Древний человек создает общую картину мира с помощью догадок, размышлений, фантазий. Таким образом и возник миф.

Древний миф НЕЛЬЗЯ анализировать с помощью современных знаний и мотиваций. Ведь даже рождение детей наши предки объясняли партеногенезом. Необходимо изучать историю, традиции, ритуалы, символику жизни наших далеких предков, для того чтобы хоть немного приблизиться к первоначальной сути, которую они вкладывали в свои мифы.

Изначально Курочка ряба была не сказкой, и уж точно не для детей. Сюжет ее был совсем не таким, каким мы знаем его сейчас.

Древний вариант сказки Курочка Ряба

Дед, Бабка, Курочка Ряба

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

Мышь. Загадки «Курочки Рябы». Виктория Браткова

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

Золотое яйцо. Загадки «Курочки Рябы»

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

Дед и бабка. Загадки «Курочки Рябы»

Анализ  «Курочки Рябы»

Предлагаю к анализу этой сказки подойти с разбора символов. Вот основные персонажи: дед и баба, курочка Ряба, яйцо, мышь, природа, семья священника. Итак, дед и баба — пара, мудрые представители земной жизни, наши предки. Яйцо — мир, Вселенная, Мировое яйцо, носитель всего живого. Курица — несет яйца, священная птица, имеет связь с Богом, Верхним миром. Мышка — хтоническое животное, подземный житель, медиатор, посредник между нижним миром и миром людей. Она такой персонаж «и нашим, и вашим», непонятно чего от неё ждать. Поп и его семья — носители веры, посвященные люди.

Через эту сказку можно наглядно понять каким видели мир древние люди. Есть Средний мир, который Бог создал для людей, Верхний мир — там живет сам Бог, и есть Нижний — преисподняя, мир мертвых.

Сказка "Курочка Ряба". Виктория Браткова

У деда с бабой — жителей среднего мира жила Курочка. Курица — представитель Бога- снесла яйцо, первоначало, Вселенную. Его не смогли разбить дед и баба потому, что не они создали мир, не в их силах его уничтожить. А Мышка — представитель Нижнего мира сделала это с легкостью. Иными словами, Вселенная раскололась, это намек на гибель мира. Что после этого началось! Настоящий хаос: дед и баба в безутешном горе, семью священника охватило безумие, поп отрекается от веры, природа начала распадаться.

Вот и смысл стал более понятен. Курочка Ряба — это космогонический (о сотворении мира) и эсхатологический (о гибели мира) миф. Таким образом наши предки показывали свое понимание, что мир возник из хаоса, туда же он и уйдет.

Уже позже добавили хороший конец, где Курочка обещает снести золотое яйцо, и народ ликует.

Вариант хорошего конца: А курочка ряба им говорит: дед не плачь, бабка не рыдай, куры не летайте, ворота не скрипите, сор под порогом не закуривайся, тын не рассыпайся, верх на избе не шатайся — снесу вам еще яичко: пестрó, вострó, костянó, мудренó. Яичко не простое — золотое.

Почему Курочка обещает снести золотое яйцо вместо костяного? Это намек на желание древних о Золотой эпохе, когда человек соединится с Богом, природой и будет блаженствовать.

Это одна из версий интерпретации древнейшего мифа Курочка Ряба, которая близка мне. Имеется и множество других, как например, связанных с теорией либидо З. Фройда или на основе субъективных чувствований человека. Или еще каких-то других, мне неведомых. Есть возможность поизучать другие варианты интерпретаций этой сказки, удовлетворив свое любопытство.

Кому нужен был упрощенный вариант?

В советские годы, в интересах идеологии, множество сказок извратили. В том числе и Курочку Рябу. Можно лишь предположить почему.

Возможно, чтобы создать человека с особым типом мышления?

Тогда резонно напрашивается вопрос каким образом связана Курочка и идеология? Все очень просто, через сказку в таком несознательном возрасте можно внушить некоторые вещи. Например, показать, что золото совсем не ценно для советского человека или как не надо быть глупым и допускать ошибки, или травите мышей, господа, чтобы они вам не испортили продукты. То есть, совсем не вдаваясь в тонкий смысл этого мифа редакторы подменяют первоначальный смысл и получают продукт удобный для того, чтобы внедрить народу в мозг свои понятия. Ведь ребенок в таком возрасте уязвим и очень внушаем.

А может редакторы изменили сказку для того, чтобы она стала понятнее юным читателям?

Я думаю, что все сработало в совокупности. И мы имеем то, что имеем. Но пытливый ум не успокоится, пока не получит разгадку, на то мы и люди. Через свои любимые сказки вы сможете лучше понять себя. Ищите истину, ибо по словам З.Фройда «Истина сделает вас свободными».

Зигмунт Фрейд (Фройд) Виктория Браткова

Иллюстратор «Курочки Рябы» Марина Успенская.

Поделиться