«У вас товар — у нас купец».
Из старинного свадебного обряда

Прожито. Пережито. Выстрадано веками.

Женщина на протяжении ряда веков была товаром. Очень выгодным. Ее выставляли на рынках рабынь, ею торговали сутенеры, с незапамятных времен родители пытались прибыльно продать своих дочерей. А в некоторых мусульманских странах это актуально и до сих пор.

Данная архетипическая роль не чужда женщинам и сейчас. Давайте рассмотрим её на примере фильма «Жестокий романс», в основу которого легла пьеса Островского «Бесприданница». В частности, «Жестокий романс» повествует о несчастной судьбе девушки Ларисы Дмитриевны Огудаловой, а в целом, отражает отношение к женщине в обществе 19 века.

Этот фильм очень любят женщины. И действительно, он дьявольски колоритный, больно цепляющий за нерв. Когда его смотришь — оторваться невозможно: красавица — Лариса, девица на выданье, блестящий барин Паратов, глупый и самовлюбленный Карандышев, мать Ларисы, Харита Игнатьевна, готовая продаться за любые деньги. Психологическая драма и несчастный конец…

Фильм оставляет со множеством чувств и вопросов. Есть в нем откровенно видимые, явно вырисованные стороны, есть и архетипический, а от того так притягательный, скрытый смысл. В нем-то я и предлагаю разобраться. Для этого необходимо понять отношение общества к женщине.

Драма замужества

Для женщины выбор мужчины означал выбор всей её судьбы, и никак иначе. Почему?

Исторически так сложилось, что вплоть до середины 21 века роль женщины в патриархальном социуме была очень узкой. Есть немецкая поговорка 3 К: «Kinder, Küche, Kirche» — дети, кухня и церковь, отражающая данную тенденцию. Женщину рассматривали не как самостоятельную единицу, а как ноль, принадлежащий мужчине. Для мужчины того времени думать так — совершенно естественно. Будем честны, встречаются и в наше время такие динозавры. 🙂

В одном из эпизодов фильма происходит такой разговор между матерью и знатным купцом Кнуровым.
— А что Вы думаете о своей дочери? Что она такое? — спрашивает Мокий Парменыч Кнуров у Хариты Игнатьевны.
— Ну уж я не знаю, что и думать, мне одно остается, Вас слушать,- отвечает она.

Обратите внимание, что этот светский образованный господин говорит о девушке «Что», не с целью её обидеть, а подчеркивая тем самым власть мужчины над женщиной в целом. И мать с ним молчаливо соглашается.

Вот еще один диалог между Вожжеватовым и Кнуровым на эту же тему:
— Эта женщина создана для роскоши.
-Дорогой бриллиант дорогой оправы требует…
— И хорошего ювелира.

Содержание разговора лишь оттеняет основную мысль: женщину можно купить, и это отнюдь не крамольно. Для состоятельного человека подобная покупка абсолютно естественна.

И при том не будем забывать, что в нашем патриархальном обществе до сих незамужние женщины считаются неудачницами и синими чулками. А в то время, это было законом! Вот почему разворачивались такие драмы вокруг замужества.

Есть спрос, есть и предложение

Зная законы социума, Харита Игнатьевна принимает правила игры. Они жестокие, потому что истинный смысл всех её действий сводится к простому «Продаю дочь дорого».

Во всем фильме сквозит стремление матери выгодно пристроить дочерей без приданного замуж за богатых молодых людей. Для этого она прибегает к любым средствам: обману, показной роскоши, обедам с сомнительными, но денежными кандидатами в женихи.

При этом жизнь за такое поведение её больно бьет. У старших дочерей, выданных за деньги, судьба складывается настолько неудачно, что хуже и быть не может! Одна замужем за шулером( к слову, думала, что выдает за иностранца), другая из ревности убита мужем — кавказским князьком.

Нынешнее финансовое положение семьи самое незавидное: дом заложен, приходится экономить каждую копейку, от былой роскоши не осталось и следа. В активе осталась лишь приличная фамилия. Одна надежда на младшую дочь, ведь удачно пристроив её, мать решит и свои материальные проблемы. То есть по сути, Лариса — товар, предмет торговли матери.

Мать и дочь. Жестокий романс. Сценарий «Бесприданница в современном мире».

Мать поучает дочь как надо жить, внедряя в ее сознание семейный и коллективный сценарий.
— Уж лучше поунижаться смолоду, чтоб потом жить по-человечески.
— Притворяться, лгать…
— И притворяйся, и лги, эка невидаль! В нашем-то положении, что уж из себя невинность изображать!

Для матери все моральные принципы, не принципы вовсе, так, ерунда, главное продаться с профитом. Она в прямом смысле этого слова прогибается под богатых и могущих мужчин. «Тетенька», как верно Паратов подметил характер их с дочерью отношений!

Любовь Ларисы

А что сама Лариса? Лариса поначалу словно пребывает в стадии внутриутробного развития, этакого сладкого розового сна. Она красавица, скромна, начитанна, не лишена вкуса. Во всем слушается маменьку, развлекает гостей беседой, прекрасно поет и играет на гитаре (для этого она специально училась у цыган), в общем она имеет все то, что приличествует женщине того времени. Но… она небогата, и это ее самый главный недостаток.

И при этом Лариса безумно влюблена в Паратова. И понять её можно, ведь он чертовски обаятелен: сорит деньгами и комплиментами, делает ей дорогие подарки, кутит с цыганами. И при этом он циничен, эгоистичен до мозга костей, не имеющий ничего святого. Но в присутствии Ларисы он свое истинное лицо не проявляет. Конечно, в его лице мы видим откровенно подростковое поведение.

Лариса очень неуверенна в себе, поэтому не чувствует подлинную суть Сергей Сергеича. Она не видит его недостатков, и готова с высунутым языком, как собачка бежать за ним, внимать ему и верить во всю чушь, которую он преподносит её как истину.

Вот один из разговоров, произошедших между ними:
Паратов. О, женщины!
Лариса. Что «женщины»?
Паратов. Ничтожество вам имя!

Она продолжает верить ему, не смотря ни что! И когда уже хмель ночи проходит, Лариса спрашивает его: «Вы мне фраз не говорите, жена ли я ваша или нет?» Тут нарцисс Паратов сдержаться не может, и из него полилось все то, что скрывалось за его обаянием: подлость, желание удовлетворить свою похоть, а хоть бы и за счет других, отсутствие доброты и порядочности.

И только тогда Лариса словно очнулась от сна. Она поняла всю низость игры и родной матери, и так любимого ею Паратова, и нынешнего жениха Карандышева . Все её иллюзии о жизни, любви, о ней самой развеялись. Её надежды на счастье рухнули. Осознание было очень болезненным. Вот один из последних монологов Ларисы: «Я-вещь, наконец-то, слово для меня найдено. Я-вещь, я не человек. Каждая вещь должна иметь своего хозяина» … смертельно тосклив. Она поняла всю неутешительную пошлость своего положения. И тогда смерть стала для нее наилучшим выходом из ситуации.

В чем слабость Ларисы?

Вы скажете, что так распорядилась судьба, что девушка изначально попала в эти условия. И да, и нет. Да, потому, что такие правила игры она усвоила с самого детства, они были её внушены на бессознательном уровне.

А нет потому, что она абсолютно не развивала свой стержень, за ненадобностью, надеясь найти мужчину, который решит все её проблемы. Она слаба, зависима. И делать с этим ничего не хочет!

«Я для вас — кукла, поиграете, изломаете и бросите», так говорит она о себе матери и Карандышеву, и она права. Мало того, что она без приданного, так она еще и без силы воли. Поэтому передает право управления своей жизнью сначала матери, а затем мужчинам.

Прямо современная ведическая женщина, не находите? Главным постулатом которой является замужество, а затем тайное управление мужчиной (манипуляции), обман «во благо» и пассивное ожидание от него материальных благ. Весь смысл жизни ведической женщины в том, что женщина без союза с мужчиной ничто. Но так ли это на самом деле?

Почему этот сценарий не потерял своей актуальности и сейчас?

Сейчас этот сценарий неактуален, скажете вы. И это лукавство! Есть, и в нескольких видах:

  1. Женщину продают родители — пассивный сценарий Бесприданница.
  2. Женщина продает себя сама — активный сценарий Бесприданница.
  3. Женщина становится сама продавцом, читай мужиком — контрсценарий Бесприданница.

Пассивный сценарий Бесприданница.

Да, нынче родители так открыто не продают дочерей, как раньше. Зачастую просто подталкивают их к браку с мужчиной подходящим по их вкусу поведением, манерами и чувствованием жизни. Особенно неудачники, люди низкого социального статуса, откровенно зарятся на богатых женихов, забывая об обратной стороне таких браков. Ведь женщина, живущая на полном материальном обеспечении, вынуждена молчать и смиряться с обстоятельствами, когда у мужа десяток любовниц, когда он ей откровенно хамит и унижает. Все правильно, вещь не должна иметь своего мнения.

А если девушка сама сделала выбор не в пользу того, кто понравился родителям, то они сделают все, чтобы отравить жизнь своей дочери. Дочь в свою очередь слишком слаба, и каждое нравоучение для нее — удар, подрубающий сук ее взаимоотношений. В итоге все заканчивается расставанием, а дочь возвращается на то место, откуда пришла. Все счастливы, или несчастны, смотря по ситуации. И так может продолжаться до бесконечности.

Активный сценарий Бесприданница

Женщина продолжает верить в то, что только в счастливом замужестве ее призвание, начинает активно продавать себя. Каким образом? Все очень просто. Женщина выходит на брачный рынок, соблюдая все его законы. А законы рынка следующие: для того чтобы продать товар он должен быть свежим или модным, смотря, о чем мы говорим. Если о женщине, то здесь молодость, красота и сексуальность стоят на первом месте. Для поддержания «рыночной стоимости» используются все средства: и пластическая хирургия, и новейшие достижения косметологии, замедляющие процессы старения, и множество модных брендов одежды, парфюма, ювелирной продукции. То есть львиная доля всей мировой промышленности товаров и услуг поставлена на помощь женщине содержать себя в надлежащем для товара виде.

Женщина покупает платья. Жестокий романс. Сценарий «Бесприданница в современном мире»

Чтобы достичь своей цели, выйти замуж, она сохраняет невинный вид, манящий взор и полное отсутствие ответственности за свои действия и поступки. Она, нисколько не задумываясь, полностью возлагает надежду на то, что мужчина сделает ее счастливой. Такой сценарий в реальной жизни также называется «Мама красивая, а папа работает».

Уж сколько браков разбилось об эту покрытую мхом истину, не счесть. И мужчины тоже попадают в эту ловушку, а потом уходят, потому что боятся быть полностью поглощенными женщиной без развитого внутреннего мира. Ведь такая женщина готова к полному слиянию,она только и жаждет жить его жизнью, его интересами, заниматься его хобби, его работой и т.д. боясь завести свои собственные интересы, ведь у купленного товара всегда присутствует есть страх, что как только срок годности окончится, то его тут же его выкинут на помойку, заменив новым.

Для того, чтобы жить в соответствии с такими представлениями, женщина делает ставку исключительно на свою внешность, отдавая силы только на то, чтобы завлечь подходящего мужчину.

Внутренний мир женщины никого не интересует. Не потому, что его нет, а потому, что сама женщина не придает ему большого значения. Не пройдя сложный путь к собственной целостности, женщина, внешне сохраняющая себя в надлежащем для товара виде, имеет внутренний страх, что завтра она окажется не у дел. И начинает еще интенсивнее колотить лапками в барабан: спортзал, салон, магазин. Часами проводя в таком режиме, боясь встретиться с собой реальной. Энергия женщины уходит в мнимые цели. Где-то в глубине души она понимает, что этому все равно придет конец, и страх срабатывает катализатором для новых мнимых достижений: очередная шуба, круговая подтяжка, пластика носа, ботекс и пр. В такой жизни очень много тревожности и мало самой жизни. Ведь возраст несет с собой не только опыт, но и физическое старение, а для таких женщин ужасно!

Женщина с яйцами. Контрсценарий Бесприданница

Женщина, презревшая свое женское начало, которая решила для себя, что сильными мира сего являются мужчины, поэтому нужно подражать им, чтобы добиваться своих целей.

И да, у таких женщин может быть свой бизнес, но это фаллическая женщина, женщина со стальными яйцами, которая командует парадом, этакий Зевс в юбке. Ее феминное начало погребено под тысячью бетонных плит, к нему не пробиться. При этом она может быть безумно ухоженной и красивой, но стальной несгибаемый характер притягивает в её постель слабых и неуверенных в себе мужчин. Тогда она еще больше уверяется в том, что ей не на кого положиться, и все её убеждения о жизни верны.

Что делать, если вы чувствуете гнет этой роли?

Когда женщина считает себя слишком слабой, чтобы взять на себя ответственность за свою судьбу, да еще и позиционирует свою слабость как преимущество, пассивно ожидая участия в её судьбе сильного мужчины, который возьмет за нее ответственность, то она так и будет на вторых ролях, довольствуясь тем, что предложат. Это примерно, как актриса второго плана в годах отличается по положению от именитого режиссера.

Вы осознали, что проживаете один из этих сценариев и ищите ответ на вопрос: что делать?

Мой ответ. Искать знание внутри себя, где вы как женщина развиваетесь в соответствии со своими женскими энергиями, укреплять свой внутренний стержень, укреплять связь со своим внутренним голосом, искать свой баланс между мужским и женским. Да, это сложный путь. Но нет ничего невозможного. Осознанность, вот самый главный козырь в любой ситуации. Чего я вам от души желаю!

P.S. Когда я писала эту статью, я смогла вспомнить несколько таких женщин из моего ближайшего окружения, но они неизвестны вам. А вот позитивный пример известной женщины, которая нашла в себе этот баланс, не приведу. Может вы напишите о таких, буду рада вашим комментариям!