Да… Давно это было. Я в 6 классе выиграла в географической викторине пластинку «Питер Пен и Венди» в синей обложке. А, надо сказать, что на тот момент моим самым любимым занятием было слушать пластинки. Я едва вытерпела окончания уроков и бегом побежала домой, не снимая пальто включила проигрыватель, и… окунулась в мир сказки Джеймса Барри. Таким светлым было мое знакомство с одной из самых известных сказок Великобритании.

А сказка вот о чем: Питер Пэн — мальчишка, который не хотел становиться взрослым, поэтому он сбежал от своих родителей. Поселился в стране Нетландии и живет там в компании пропавших мальчиков. У него есть своя собственная фея Динь-динь, спасающая его из самых страшных переделок. И что самое чудесное — Питер Пэн умеет летать. Однажды ночью он прилетел в семью Дарлингов, познакомился с их дочерью Венди и забрал ее на свой остров, где с детьми произошло множество забавных и опасных приключений.

«Почему ты не раздеваешься?» — голос мамы вернул меня на землю.

Не знаю сколько раз потом я переслушивала эту пластинку… Очень много. Уж так она мне полюбилась! Постановка сказки замечательная, а песни, голоса и интонации героев я помню до сих пор. Ярко представляя себе Остров Небывалый (в оригинале страна Нетландия), я всякий раз восхищалась бесстрашием и храбростью отважного Питера, легкостью их с Венди общения, удивлялась приключениям мальчишек, их сражениям со страшными пиратами. Мне представлялось, что Вэнди это я, а Питер Пэн мой друг.

Так, нить за нитью, формируются клубок жизненнего сценария. Следуя которому потом живут люди. Следуя которому жила и я, задавая себе один и тот же вопрос: «Почему поведение и этого мужчины так похоже на поведение предыдущего?» Пока в один прекрасный момент мы не докопались до истины с моим психотерапевтом.

Печаль истории создания Питера Пэна

Классическая сказка Дж. Барри начинается словами: «Все дети рано или поздно вырастают. Кроме одного».

История 12 летнего мальчика, никогда не вырастающего, возникла у автора вовсе не случайно. А дело вот в чем. У Джеймса Барри был старший брат, который умер в раннем подростковом возрасте, и всегда оставался мальчишкой в воспоминаниях их мамы. А надо сказать, что мама болезненно переживала утрату старшего сына. И Джеймс, чтобы как-то сгладить потерю, носил костюмы умершего брата, старался не расти и часто просиживал у постели матери, развлекая её.

Этот тонкий момент дает более глубокое осмысление сказки. Автор в неё вложил свою внутреннюю невысказанную боль потери материнской любви и острого соперничества с покойным братом. Для матери умерший ребенок всегда остается в памяти в том возрасте, в котором он ушел, его склонны идеализировать. И никто, и никогда не сможет сравниться с ним. Как никто и никогда не сможет победить человека, умеющего летать.

Джеймс Барри так сильно хотел заслужить частичку материнской любви, что создал сказку «Питер Пэн».

Архетип Вечный мальчик

Эта сказка не так популярна в России, как в англоязычных странах, но отголоски ее слышны и здесь. А все дело в тех архетипах, которые используется в художественных произведениях, в сказках, в том числе. В сказке Питер Пэн ярко звучит архетип Пуэра.

Архетип (Archetype) — Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (примеры: герой, мудрец).

Puer aeternus (лат. «вечный мальчик») — пуэр, один из юнгианских архетипов: ребёнок, который не желает взрослеть.

Человека, который не хочет взрослеть, не хочет становиться ответственным за свою жизнь, метафорически называют Вечным Мальчиком, Пуэром, Божественным подростоком, даже Питером Пэном. Психолог Дэн Кейли назвал синдромом Питера Пэна феномен желания ребенка «жить без забот и ни о чем не думать».

Бывает так, что архетип Пуэра доминирует в человеке, а бывает, что только часть личности подчинена ему. Человек, сильно подверженный влиянию этого архетипа приобретает черты настоящего реального подростка, вне зависимости от того сколько ему лет на данный момент. Как это проявляется во взаимоотношениях, мы сейчас разберем.

В данной статье я буду приводить примеры о мужчине — Вечном подростке, но это вовсе не означает, что женщина не бывает подвержена влиянию данного архетипа.

Сила Питера

«Он как прежде был маленьким мальчиком, а она — уже взрослой женщиной. Но он ничего не заметил, потому что был занят собой»
Джеймс Мэтью Барри «Питер Пэн»

esli-vash-muzhchina-vechnyj-podrostok

О! Как он хорош, этот Питер Пэн! Он всегда молод душой, обаятелен, с этакой чертовщинкой в глазах. Такой человек манит к себе своей спонтанностью, игривостью, своей легкостью и свежестью идей, неповторимостью обещаний. Для него характерна яркая демонстративность, частые перепады настроения, с изрядной долей экзальтации. Он очень оригинален и словно бы не похож на других. Например, в свои 50 он может выкрасить волосы в синий цвет или носить одежду с большим кроликом на животе. В общем, на него невозможно не обратить внимание.

Женщина обязательно вовлекается в его игру. Когда она уже окончательно влюбилась, выясняется, что Питер пока совсем не готов к отношениям. Он просто хотел проверить, как далеко они могут зайти. А поскольку в нем уживается сентиментальность и невероятная жестокость, он может одним махом разорвать отношения и лечь спать, ровно его ничего больше не касается.

Неважно сколько ему сейчас 25 или 48. Такие люди всю жизнь резвятся и играют. С ними невозможен серьезный разговор. Как только речь заходит о чем-то действительно важном (чувствах, например) его тут же «след простыл». Семья для него — это ужасно скучно, это так нелюбимый им быт! И не сам быт как таковой, а те постоянство и рутина, которые он влечет за собой. Такой человек всегда захочет сохранять отношения в первозданном виде с их романтическим налетом, искрой в глазах и легким волнением в душе. Кто прожил в браке хотя бы 5 лет, тот понимает, что первозданность в браке в принципе невозможна, все когда-то приедается.

И здесь как нельзя кстати старый одесский анекдот:
— Поцелуй меня, Моня!
— Я не понял, что за оргии на пятом году семейной жизни? 🙂

esli-vash-muzhchina-vechnyj-podrostok-3

Жизнь без обязательств — вот его идеал! Ему не нравится, когда кто-то его обременяет, привязывает к определённому месту или времени, не любит подчиняться никому и ничему. Поэтому иногда все же приемлет брак, но лучше гостевой, и если он на 100% будет уверен в том, что женщина никуда не денется. «Никто никому ничего не должен» — девиз всей его жизни.

Если же женщина родила от него ребенка, то она должна понимать, что ребенок не нужен Питеру в принципе, наличие ребенка его никогда не удержит. Он сам еще ребенок, а детям совсем не хочется воспитывать детей. Максимум на что они способны, иногда поиграть с ним во что-то, захватывающее и его. Но проявлять заботу каждый день, воспитывать, терпеливо выдерживать капризы и иногда отказывать — это не про них.

Мне известен реальный случай, когда мужчина, будучи хорошо за 50, всем рассказывал как он хочет детей, а когда его девушка забеременела, он решил, что их отношения были ошибкой.

Это те самые мужья, которые забывают купить хлеб к ужину или забрать ребенка из детского сада. Это те мужья, которые на первое место ставят общение с друзьями, а не интересы семьи. Он будет до часу ночи развозить друзей после вечеринки, проявляя ложную заботу, но месяцами не чинит дома кран. И причем он вполне искренне недоумевает, почему так недовольна жена!

К тому же Вечный подросток склонен вначале всё идеализировать. Есть некоторые женщины, которые гордятся тем, что «он меня боготворил когда-то»! Это, казалось бы прекрасно, и при этом здесь есть одно но… На пьедестале вечно не удержишься, малейшее ваше отклонение от идеала, и вот вы уже повержены, а он в поисках нового идеала. Таков уж этот человек, ему чужды реальные человеческие ценности.

Ваш мужчина может быть самым бесстрашным и отважным, делать разные восхитительные трюки и фокусы, плясать всю ночь напролет в клубе, заниматься с вами безудержным сексом, делать вам самые безумные сюрпризы, быть самым главным «капитаном» в своей среде, будет развлекать вас (если сам этого хочет), а какой в этом смысл лично для вас, если он никогда не возьмет ответственность за вас и вашу семью? Вовсе не потому, что он не любит вас, а потому что он, как огня, боится рутины и однообразия.

esli-vash-muzhchina-vechnyj-podrostok-4

И не надейтесь, что именно ваш «Питер Пэн» вырастет. Он не сделает этого, пока сам не захочет. А зачем ему хотеть расти? Ведь за ним, таким красивым и бесстрашным, стоит очередь «Венди» — женщин способных его прокормить, обогреть, «штопать носки, пришивать карманы и рассказывать сказки».

Как мужчина заражается синдромом Питера Пэна?

Питер Пэн — продукт общества и индивидуального воспитания.

Но основная причина — прочная зависимость от матери. Мама в данном случае может быть, как слишком требовательной, ориентированной на успешность своего ребенка, так и гиперопекающей и удушающей его своей любовью.

Рассмотрим негативную установку воспитания «Не расти», которую внушает ребенку гиперопекающая мать. Она чаще всего распространяется на единственных, младших и самых любимых детей.

Как формируется данная установка? Очень просто.

«Вот когда вырастешь, узнаешь по чем фунт лиха, детка!» «Лучше детства еще ничего не придумали, это самая прекрасная пора». «Иди поиграй, сынок, наработаешься еще», — так часто мама оберегает своего любимого сына от какой бы то ни было, даже незначительной, работы. Эти и подобные им фразы ребенок слышит с самого детства.

Дитя всякий раз чувствует недоверие в свой адрес: «Ты мал, не справишься еще, я быстрее сделаю. Вот, когда ты вырастешь, тогда я разрешу тебе это сделать». Такие дети зачастую в свой адрес вместо имени слышат «малой», «малыш», им отводится определенная роль самого маленького в семье.

Такими словами и поведением родители неосознанно транслируют ребенку негативную установку: «Я тебя люблю пока ты мал, поэтому, если ты хочешь быть любимым мною, не расти». Мотив этих родителей в том, что они панически боятся взросления своего чада и того времени, когда ему нужно будет покинуть семейное гнездо. Им гораздо проще, если ребенок будет жить с ними.

Дети, ориентируясь на свое внутреннее чутье, хорошо понимают тайный смысл сказанного. И тогда ребенок несознательно принимает решение не расти. Ведь, за него убирают, его обихаживают, принимают решения, вплоть до того, в каком вузе учиться, делать самому ничего не надо, а все плюшки и так «с неба падают». Это в итоге становится образом его жизни и жизненным сценарием.

Что же делать если ваш мужчина Питер Пен?

  • Перестаньте опекать его, разделите обязанности, разделите кошелек. Пусть его вклад в семейный быт будет весомым.
  • Если вы хотите завоевать Подростка, то иного пути у вас нет, как создавать ему каждый день фейрверк. Нужно быть постоянно меняющейся: прическа, парик или иная маска, сегодня это платье с декольте, а завтра костюм генерала, сегодня сдержанная французская дама, а завтра огненная Кармэн. На популярном языке это звучит так: Станьте стервой.
  • Полюбите секс, так как любит его он!
  • А если вас все достало, ведь это не может не достать, примите решение и уходите. Мой личный опыт показывает, что пройдет год, два и пять, а он все еще не будет готов. Он не изменится, даже если вы раскатаетесь блинчиком у его ног! Расставаться больно… Ведь с подростками, на самом деле интересно! Но это всего лишь развлечение. А жить в режиме постоянного стресса (поможет — не поможет, позвонит — не позвонит) можно совсем непродолжительное время. Тогда эти чувства не вдохновляют, а разрушают.

Если вы — мать Вечного подростка…

Даже, если вашему сыну/дочери уже 40, сепарироваться (отделяться психологически) никогда не поздно. Да, вы допустили ошибки при воспитании. Это вам сейчас дорого обходится — очень может быть, что сейчас вы его/её содержите и до сих по принимаете за него/неё решения, за которые он/она вас потом обвиняет.

Пора на этом поставить финальную точку. Возможно ваш великовозрастный Подросток сильно удивится, когда в очередной раз по своему обыкновению придет к вам за советом, деньгами или поплакаться, а вы ему откажете! Манипуляции с его стороны будут, и жесткие высказывания будут. Крепитесь, в данном случае твердое поведение с вашей стороны очень оправдано, именно вы сможете дать тот долгожданный «волшебный пинок» своему сыну/дочери. А там глядишь, и внуков дождетесь.

Обнаружили, что Питер Пэн это вы?

  • Прежде всего избавьтесь от иллюзий, что вам кто-то чего-то должен: супруг/а, родители, дети, государство. Муж не обязан вас содержать, жена не обязана вам стирать носки и делать минет, дети не обязаны вам приносить только удовольствие и радость, родители не обязаны сидеть с вашими детьми, друзья не обязаны развлекать, а психолог не обязан вас консультировать бесплатно и т. д. Научитесь бытовые вопросы решать сами. Если не умеете, то оплатите труд других людей, забудьте про халяву. А если результат зависит от обоих сторон, секс, например, то научитесь договариваться — это здоровая основа взаимоотношений взрослых.
  • Сознательно доращивайте свои инфантильные части. Обратите внимание в какой сфере жизни у вас провал: семья, деньги, предназначение. Начните именно с этой области.
  • Расти самостоятельно не хочется и нужен «пендель». Не ждите его от жизни, ведь часто таким пенделем является развод, потеря объекта любви, сложные жизненные обстоятельства или серьезная болезнь. Я знаю одного такого Божественного подростка, который никак не мог найти баланс между своими внутренним частями. Он все время переходил ту невидимую грань и скатывался в незрелое поведение. А вырос он лишь благодаря тому, что совершенно неожиданно попал в тюрьму.
  • Берите на себя ответственность намеренно. Обязательно следите, чтобы ваши слова не расходились с делом.
  • Обратитесь за помощью к опытному психологу, вы обязательно почувствуете разницу. Вам в руки будут идти и большие деньги, и шикарные возможности, и другой круг общения.
esli-vash-muzhchina-vechnyj-podrostok-5

Если у вас остались какие-то вопросы или вы хотели бы подискутировать, пишите комментарии, я с удовольствием отвечу всем.

А сейчас вспомните, какая сказка нравилась в детстве вам? Возможно она тоже повлияла на ваш жизненный сценарий. Напишите об этом в комментариях, я помогу вам разобраться.

Предыдущая статьяСледующая статья

34 комментария

34
    1. Моя любимая -Волшебник изумрудного города.Самая-самая.осень хорошо помню,насколько она была любима мной.

  1. Аленький цветочек…Щелкунчик…Звездный мальчик ….Двенадцать лебедей…Русалочка…все мказки какие-то грустные)

  2. Моя любимая Питер Пэн))) а еще Русалочка и Девочка со спичками Снежная королева

  3. Спасибо большое, что пишите свои любимые сказки. Я не ожидала, что их будет столько много. И, конечно, чтобы каждому дать развернутый ответ, у меня физически нет на это времени. Поэтому на следующей неделе я сделаю онлайн семинар по разбору самых популярных. Следите за рассылкой))

  4. Бесконечно слушала пластинку «Алиса в стране чудес», еще «Волшебник изумрудного города» нравилась и «Пеппи — длинный чулок».

  5. Виктория, спасибо за статью! У меня 20-летний сын никак не хочет взрослеть. А еще недавно делала себе расстановку на сказку «Принцесса на горошине», произошло переосмысление и сказка уже не кажется актуальной.

  6. «Звездный мальчик», «Пеппи длинный чулок», и самая любимая которую могла смотреть очень много раз «Мери Поппинс, до свидания!»

  7. Я давно поняла, что мне нравятся сказки, где героиня жертвует собой: » Дикие лебеди», например.

  8. Больше всего я любила в детстве, да и сейчас, пожалуй, люблю сказки Туве Янссон о муми-троллях. «Волшебная зима», «Шляпа волшебника», «Муми-тролль и комета» и другие. И иллюстрации, которые нарисовала Туве Янссон, мне очень нравятся.

  9. Бабушка читала мне Морозко в 5-6 лет. Тепло Ль тебе девица, тепло Ль тебе Красная. Бог тепло, господин тепло. Не кому пожаловаться нет родимой матушки.
    Похоже мой жизненный сценарий строится на основе опоры исключительно на себя с позиции терпения к любым обстоятельствам. И похоже, что здесь отсутствует активная позиция и хорошая агрессия (в виде защиты). .

  10. Похоже, Морозко — это и моя история. Моя мама постоянно восхищалась главной героиней Настенькой и сравнивала меня с Марфушенькой-душенькой. Теперь вот Настенькой проживаю и страдаю от того, что в моем окружении есть вот такие деды морозы, не обращающие внимания и не сочувствующие тому, что и мне бывает плохо и больно, и требуется их сопереживание. Доходит до абсурда. Кто-то ноготь сломает, и куча народа сразу бежит его жалеть, а я могу напротив за столом сидеть и в голос рыдать, а человек этого реально не замечает. Не делает вид, и именно не видит. Хотя тот же человек прекрасно проявляет эмпатию с кем-то другим.
    Про отсутствие хорошей агрессии для защиты себя тоже верно. И не жалуюсь никогда, только если уже совсем невмоготу.

  11. Совсем маленькой девочкой любила «курочку Рябу», повзрослев любила » звёздный мальчик»
    Сейчас у меня в жизни есть почти все о чем мечтала… Любимый труд, любимый ребёнок, квартира в Москве, хорошая машина, загородный дом. А мужа нет! ;(

  12. Я в детстве любила книгу «Удивительные приключение Карика и Вали» и «Ксену — принцессу воинов.»

  13. Мне нравилась Мери Поппинс, какая она вся правильная и недоступная. Еще Пеппи Длинныйчулок, что она имеет возможности всех порадовать. И Герда из «Снежной королевы» — потому что по сюжету она правильно делала, что спасала Кая, ей этой удалось.

  14. Анализирую женские хотелки, вот он, идеальный «Настоящий Мужчина» который «должен» !! заценяй, братва:

    «Ваш мужчина может быть самым бесстрашным и отважным, делать разные восхитительные трюки и фокусы, плясать всю ночь напролет в клубе, заниматься с вами безудержным сексом, делать вам самые безумные сюрпризы, быть самым главным «капитаном» в своей среде, будет развлекать вас (если сам этого хочет), а какой в этом смысл лично для вас, если он никогда не возьмет ответственность за вас и вашу семью?»

    т.е. вот зачем нужен настоящий мужчина — взвалить на него чужую ответственность, чисто практично лично себе облегчить бремя. А между тем взрослые люди от детей тем и отличаются, что самостоятельно решают свои проблемы и несут ответственность за собственные действия. Получается — обвинение в безответственности от безответственного человека.

    там можно с многого поорать, в том числе и эмоциональный окрас текста, и слова «заражается»

    «Если вы хотите завоевать Подростка, то иного пути у вас нет, как создавать ему каждый день фейрверк. Нужно быть постоянно меняющейся: прическа, парик или иная маска, сегодня это платье с декольте, а завтра костюм генерала, сегодня сдержанная французская дама, а завтра огненная Кармэн. На популярном языке это звучит так: Станьте стервой.»

    т.е. качественное и интересное межгендерное общение — это теперь называется «стать стервой»? Хм, давайте тогда назовем галантного джентльмена с манерами — стать авантюристом-насильником.

    «Полюбите секс, так как любит его он!»

    не любить секс это психологические или физические заболевания. беги от этой бабы, отважный Питер Пен!

    Итоги подведем — исходный текст не информативен, черезчур эмоционален и беспорядочен. Основная проблема обозначена размыто и не четко. «Тунеядство это плохо» — вот положительная мысль. Отрицательная — изменять мужчину под свои алчные эгоистичные хотелки.

  15. я — Питер Пен. мне страшно снова пробовать, страшно, что ничего не выйдет и я вечно оглядываюсь на мнение и взгляды родителей. Любимая сказка — Конек — Горбунок.

  16. Большое спасибо за прекрасно написанную статью. Лично мне было очень интересно читать, заинтересовали примеры, приведенные в здесь и вообще манера письма. По поводу любимых сказок, хм , «Красавица и чудовище», не смотря на все негативные установки, влияющие на личность ребенка, имеющиеся в данной сказке.

  17. Моя любимая сказка про сказочный домик в лесу из блинов в котором жили козы) Этот домик нашел один бродяга и начал там жить, а когда козы уходили он выходил и объедал их дом, но в конце они познакомились и он начал их охранять от волков….и бла бла бла

  18. Здравствуйте , интереснейших статья. Возможно ли тогда всех инфантильных людей перечислить к этому архетипу? Кстати я в детстве была очень впечатлены мультфильмом Русалочка, такое яркое эмоциональное воспоминание .

  19. Очень интересная статья. Моя любимая сказка «Три орешка для Золушки». Прочитав статью, понимаю теперь откуда у меня патологическое желание работать без сна и отдыха

  20. «Малыш и Карлсон» . Ни у кого нет такой сказки в комментариях ,а я ее перечла в детстве раз 50 )))) и мне так всегда было смешно… Наверное — это тоже разновидность Питера Пэна..(((

  21. Мне нравилась сказка- Аленький цветочек. В жизни проживала это в отношениях. Аленький цветок Любви-Доставался тем кто не умел за ним ухаживать. Выбирала не то,потому что сама ,была наивна и нераскрыта .Через это научилась в себе увидеть -Аленький цветок-

  22. Удивительно точная статья.Я жила с таким мужчиной,всё написанное Вами-правда, только могу добавить,что он на любое мое возражение отвечал «Ты — больная!» С момента нашего расставания прошло 8 лет и он 1-2 раза в год встречается с нашей дочерью не потому,что скучает за ней, а потому, что в его возрасте неприлично одному посещать аттракционы, плескаться в речке, скользить на катке…Ведь после этих встреч с ребенком он никогда не позвонил:как ты с дочкой домой-то добралась?
    Девочки! Думайте,с кем встречаетесь, от вашего выбора зависит будущее вашего ребенка!!!

  23. Странно, а я как ни напрягаюсь, не могу вспомнить любимой сказки. Всегда много читала. Перечитала, наверное, всю детскую литературу, что печаталась в СССР. Помню Бибигона и Винни-Пуха, и кучу сказок Андерсена и русские народные, и много еще чего… но не могу сказать ни об одной: вот эта самая-самая. К чему бы это?

  24. В детстве со сказками как-то было туго, мне рассказывали Колобка и Курочку Рябу. Пока сама не научилась читать и не изучали в школе сказки, любимых и не было. Потом полюбилась Золушка и чем-то влекла Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

К.

Как толкование сновидений помогает понять бессознательное?

Мистические вещи происходили во время нашего разговора с Саидой. То в момент беседы о сне про херувимов резко оборвалась связь, потом выяснилось, что звук отвратительный и нам спустя неделю пришлось все перезаписывать заново. И снова на том же месте связь пропала на целых 5 минут! Что это? Думаю, послушав, вы сделаете свои выводы о тех событиях. Интересно знать ваше мнение.

Аудиозапись интервью.

[/et_pb_text][et_pb_code _builder_version=»3.0.85″]<p style=»text-align: center;»><iframe src=»https://w.soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/185678973%3Fsecret_token%3Ds-drOrB&color=e98813&auto_play=false&hide_related=false&show_comments=true&show_user=true&show_reposts=false» width=»100%» height=»166″ frameborder=»no» scrolling=»no»></iframe><br /><!— [et_pb_line_break_holder] —><a href=»https://dl.dropbox.com/s/bnml5pyaaq091mk/06_Interview_Dreams_Saida_Mavlan.mp3″ download=»Interview_Dreams_Saida_Mavlan_Victoria_Bratkova.mp3″>Скачать в mp3(81 Mb / 56:28 мин.)</a></p>[/et_pb_code][et_pb_text _builder_version=»3.0.85″]

Краткое изложение беседы.

Аналитическая психология

Виктория: Здравствуйте. У нас в гостях Саида Мавлан — психолог, автор проекта «Мастерская души  Саиды Мавлан», замечательный человек и писатель. Мне очень нравятся ее статьи. Дадим ей слово.

Саида: Добрый вечер, Виктория.

В: Могли бы Вы сказать, что такое аналитическая психология?

С: Аналитическая психология — это направление глубинной психологии, которую основал Карл Густав Юнг — психолог, психиатр, культуролог. Я могу сказать, что аналитические психологи верят в то, что есть бессознательная сфера личности, которая исцеляет и помогает человеку духовно развиваться. Понять эту бессознательную часть личности мы можем при помощи универсальных символов. Архетипы находятся в сказках, сновидениях, древних сказаниях.

В: Интересна ли вам тема сновидений?

С: Конечно, сновидения — это часть моей работы. Когда клиент приходит на первую сессию, то я интересуюсь, какие сны ему снятся.

В: Насколько важна, на ваш взгляд, тема сновидений для человека?

С: Сновидения — это обязательная часть бессознательной сферы. Чаще всего сны говорят о том, что происходит в жизни человека, и он об этом не подозревает. Это отзеркаливание скрытой части жизни сновидца. Все, что мы видим во снах – символично, и задача психолога распознать эти знаки и символы.

Роль психолога в толковании сновидений

В: Как Вы думаете, какую роль в этом играет психолог?

С: Психология — это самый экологичный путь для понимания человека. Психология предлагает нам определенную структуру. Можно обращаться и к сонникам, и подругам рассказывать, но лучше всего обратиться к психологу, который сможет вам, опираясь на клинический опыт, на научную основу психологии, рассказать, что действительно может означать ваш сон.

В: Бывали у вас такие случаи, что человеку на протяжении нескольких лет снятся одинаковые сны, а он не обращает на них внимания?

С: Конечно. Это все выясняется на сессиях. Я задаю вопрос: что вам обычно снится? Обычно — это означает, что есть какая-то протяженность во времени. Клиент рассказывает, что на протяжении стольких-то лет, снится постоянно или змеи, или пауки, или он управляет машиной, и т.д. сны, которые продолжают показывать свою значимость.

В: Бывает, что сны продолжают друг друга, поясняют, типа серии снов?

С: Очень часто повторяющийся мотив в сновидениях, когда человек видит дом. И мы понимаем, что дом — это такое вместилище отображение индивидуальности человека. Какие стены, потолки окна, и есть ли они вообще. Как человек себя чувствует, находясь в этом доме. Я могу точно сказать о себе, что периодически мне снится дом. Мне снился аристократичный дом, заброшенный, с белыми колоннами.

Прошло 10 лет, и он снова мне приснился. В первом сне я находилась на первом этаже, а в этот раз я вышла на второй этаж и увидела другие комнаты. Это происходит наряду с изменениями в жизни и свои развитием. То есть куда мы идем — в гору поднимаемся или ниже опускаемся. В моем случаи, я запомнила этот сон, и вспомнила во сне, что я видела такой сон. Есть такое понятие сон во сне.

Личный сон Саиды (здесь начались мистические вещи)

В: Саида для нас целый клад. Есть ли у вас история про сон, который Вам запомнился, или сыграл большую роль в Вашей жизни?

С: Да. Это как раз пошла череда не очень хороших событий, духовных моих исканий в жизни после 30. И я вижу за 2 недели до того, как я нашла юнгианского аналитика, мне снится сон что я нахожусь в пустыне, в которой я никогда не была.

Я сижу верхом на верблюде со своей мамой, и мы куда-то отправляемся, что-то ищем. Оказывается, что мы направляемся к мечети, но я её не вижу. Я вижу только вход, мы туда входим с мамой, я снимаю обувь на входе. А когда я выхожу, то мою обувь украли. Я думаю, куда я пойду по горячему песку. Никого рядом уже нет. (тут ухудшилась связь и речь поплыла)

Я оборачиваюсь и вижу маленький домик, неподалеку, я иду туда. Вхожу в дом и вижу, что на полу сидит женщина. И я ей с возмущением рассказываю, что случилось. Она мне ничего не говорит, а очень спокойно все это воспринимает, поворачивается, и откуда-то берет обувь. Предлагает ее мне. Я ее беру и смотрю, что это черные балетки с розовым бантиком. Я смотрю и думаю — мои — не мои, зачем они мне, потому что балетки, как вид обуви, я не очень люблю и розовый бантик меня смущает. Делать нечего, я принимаю этот подарок.

Я где-то год находилась в юнгианском анализе, мне это все помогло, и увлекло. Я решила потом сама учиться на психолога, определилась с профессией.

Что этот сон значит? Мама со мной была как основной комплекс, и как поддерживающий меня родитель. Верблюд — священное животное. А та женщина, которая предлагает мне обувь — прообраз моей внутренней силы. Обувь — это часть нашей одежды. Мы выходим на люди, очень тщательно подбирая одежду, имидж. Нам это важно, как мы выйдем на улицу, что скажут люди. То же самое с профессией, я смотрю на тот бантик из сна и мне непонятно. Балетки для меня не близки. Думаю, что классический черный цвет обуви — это психология. Как-то так. Мне предложили новую жизнь, новое обличье, новую профессию. Я сначала подумала, согласилась, но потом выяснилось, что это то, что я люблю.

В: Как Вы работаете со своими личными снами?

С: Поутру просыпаюсь, отслеживаю свои ощущения. Я хочу понять, что я чувствую, как себя ощущаю, понравился мне сон или нет. Затем, если я его помню, то записываю.

Если сон важный и понравился, то в течении дня я его обязательно запишу. Так как я не новичок в этом деле — работаю как специалист. Я вспоминаю символы, смотрю, что и как.

Но в первую очередь прислушиваюсь к интуиции, как я считаю нужным истолковать этот сон. Как понять это про то или про другое? Это щелкает.

Если я вижу, какие-то персонажи из прошлого, и не понимаю, каким образом они мне приснились, что хотят до меня донести, то я даю им право высказаться. Зачем он мне приснился и что он хочет до меня донести. Если там трое персонажей, то я даю слово всем троим.

В: Как вы работаете с клиентами?

С: Клиент рассказывает сон. Мы слушаем, анализируем, и к концу сессии я предлагаю сновидцу пересказать этот сон. И очень часто получается, что вначале сновидение звучит по-другому, а в конце совершенно по-другому. И там появляются какие-то персонажи, о которых клиент не говорил. Он о них и не помнит. Я сижу, слушаю и понимаю, что он их не помнит. И заключительная часть — это когда я уточняю и спрашиваю: что это вам дало? Что вы для себя открыли? Как Вы будете дальше действовать? Как вы теперь относитесь к себе? Как Вам кажется, это про Вас было?

В: Что Вам помогает в работе со снами?

С: Это, конечно же, профессиональное обучение, это супервизии – когда один психолог обращается за помощью к другому специалисту, получает его видение, его помощь. Групповые супервизии. Это и чтение соответствующей литературы. Если бы я не проделала такую серьезную работу со своими сновидениями, то черпать было бы опыт тоже не из чего. Универсальные символы, которые есть у клиента, они есть и у меня.

И еще один важный элемент – это интуиция

В: На самом деле, интуиция является результатом собственного развития. Когда человек затуманен своими убеждениями, которые мешают слушать голос своей интуиции, голос разума, и он живет какими-то установками, то интуиция здесь бесполезна. Саида рассказывала, что за год до того, как пойти учиться, была в своем личном анализе. И тогда этот канал открывается.

С: Да, мы в своей работе идем поэтапно.

В: Есть люди, которые не ходят к психологам, а сон приснился, что бы вы рекомендовали по самостоятельной работе?

С: Я порекомендую обратиться к психологу.

Если самостоятельно, то это та же работа, что и я проделывала. Фиксируете свои чувства и ощущения. Записываем значимые сны, предоставляем слово каждому персонажу. Особенно тому, кто Вас заинтересовал.

И еще есть один момент, когда вы помните только урывок какой-то. Все равно его записывайте. Потому что это тоже важно.

Есть еще один метод, для кого-то работает, для кого-то нет. Это когда вы буквально заказываете сновидение, берете тетрадь, ручку и кладете возле кровати и говорите: я хочу услышать ответ на какой-то вопрос, и пусть мне приснится значимый сон. Утром вы просыпаетесь и сразу же записываете. Многие видят ответ. Кто не видит, то может быть нужно попробовать несколько раз.

А эту технику, я взяла в программе «Счастливый ключ». Женщина совершает ритуал, перед тем как закажет сновидение. Она принимает ванну со свечами, маслами. Ложится в воду, закрывает глаза, представляет себе источник сновидений. Задает вопрос: каков мой источник сновидения, я хочу его увидеть. Затем вы обязательно что-то увидите, здесь главное не торопиться, побыть в расслабленном состоянии. Запишите, как он выглядит. И перед сном обратитесь именно к источнику сновидения и задайте конкретный вопрос. Это древний женский ритуал.

В: Давайте поговорим немного о символике сна. Какой символике вы придаете значение?

С: Религиозной символике. Когда мы видим храмы, церкви, мечети. Алхимические символы — костры, реторты, может быть какие-то древнегреческие, древнеримские сосуды. Мужчин, которые похожи на мастеров-алхимиков. Также символы, в которых отражается материнский комплекс — это змеи, драконы, пауки. Особенно архетипические символы.

Мистическая история

В: Еще хотела бы поговорить о трансцендентных снах.

С: Это тот сон, который я вам рассказала из личной истории, как раз и есть пример трансцендентного сна.

Приведу еще пример. Кларисса Пинкола Эстесс рассказывает о возрастных сезонах каждой женщины. Она делит их на 7 лет. Когда истекает очередной семилетний цикл, на этом переломе вы обязательно увидите значимые сны. Потому что старое уходит и вам нужно войти в новую жизнь.

Это значимые сны, которые в большей степени предупреждают, что нас ждет, что могут быть разные времена. Обычно такие сны красивые, яркие, очень впечатляющие, там очень сильные образы.

Одна наша коллега рассказывала о своем сновидении, и выносила его на супервизию. Печально-тяжелый случай. Ей приснилось, что она поехала в Иерусалим, и в храме видит летающих херувимов с большими тяжелыми крыльями, и она видит их рядом. Через какое-то время она узнает, что ее дочь тяжело больна. А сон потрясающей красоты. (Здесь наглухо пропала связь на 5 минут).

Жизнь бессознательная компенсирует. Тебя ждут тяжелые времена, но мы можем только так красиво показать тебе, что надо быть сильнее.

В: Саида, что бы вы хотели нашим читателям пожелать напоследок?

С: Я тоже очень люблю карты Таро, изучаю архетипы, и может вы знаете, что в старших арканах отображается путь героя. Там есть старший аркан № 18 — луна. Ничто в эти арканы не забрело случайно. Поскольку сновидения настолько значимы в истории человечества, мы не можем их игнорировать. Потому что это мост, который ведет нас к лучшему пониманию себя, духовному развитию. Поэтому если вы видите, то обязательно записывайте свой сон.

Важно понимать, как только женщине снится мужчина, а мужчине снится женщина, обратите внимание на свое мужское начало. Даже если это ваш муж или любовник, это не про конкретного человека, это ваше мужское начало, как вы к нему относитесь, как вы с ним взаимодействуете.

Если увидели значимый сон, который вы не можете забыть, или вам снятся одни и те же сны, и вы постоянно просыпаетесь с одними и теми же эмоциями — обратитесь к специалистам, обратитесь к психологам, которые работают со сновидениями. Сходите хотя бы на одну консультацию, и посмотрите, с какими ощущениями и чувствами вы будете перебывать после сеанса.

«Бегущая с волками» — настольная книга

В: Что бы вы могли посоветовать почитать?

С: Если конкретно про сновидения, методика — то это Ханс Дикманн «Введение в аналитическую психологию», Роберт Джонсон «Сновидения и фантазии. Анализ и использование».

Когда мы говорили про интуицию, то надо еще набирать знания по универсальным символам. Я предлагаю Марию Луизу Фон Франц ее книги. Возьмите «Толкование волшебных сказок».

Поможет наработать технику интерпретаций и «Бегущая с волками». Это как настольная книга. Ее хочется прочитать сразу, но с каждым прочтением мы открываем разные грани.

В: Саида, благодарю Вас. Замечательная беседа, слушайте нас. Спасибо что были с нами и Доброй ночи!

С: До свидания! Блог Саиды Мавлан masterlittera.com

С.

Сказка «Огниво» автор Ганс Христиан Андерсен

Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди.

— Здорово, служивый! — сказала она. — Какая у тебя славная сабля! А ранец-то какой большой! Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно.

— Спасибо, старая ведьма! — сказал солдат.

— Видишь вон то старое дерево? — сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалёку. — Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя верёвкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.

— Зачем мне туда лезть? — спросил солдат.

— За деньгами! — сказала ведьма. — Знай, что когда ты доберёшься до самого низа, то увидишь большой подземный ход; в нём горит больше сотни ламп, и там совсем светло. Ты увидишь три двери; можешь отворить их, ключи торчат снаружи. Войди в первую комнату; посреди комнаты увидишь большой сундук, а на нём собаку: глаза у неё, словно чайные чашки! Но ты не бойся! Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу, а сам живо подойди и схвати собаку, посади её на передник, открой сундук и бери из него денег вволю. В этом сундуке одни медяки; захочешь серебра — ступай в другую комнату; там сидит собака с глазами, как мельничные колёса! Но ты не пугайся: сажай её на передник и бери себе денежки. А захочешь, так достанешь и золота, сколько сможешь унести; пойди только в третью комнату. Но у собаки, что сидит там на деревянном сундуке, глаза — каждый с круглую башню. Вот это собака! Злющая-презлющая! Но ты её не бойся: посади на мой передник, и она тебя не тронет, а ты бери себе золота, сколько хочешь!

— Оно бы недурно! — сказал солдат. — Но что ты с меня за это возьмёшь, старая ведьма? Ведь что-нибудь да тебе от меня нужно?

— Я не возьму с тебя ни полушки! — сказала ведьма. — Только принеси мне старое огниво, его позабыла там моя бабушка, когда спускалась в последний раз.

— Ну, обвязывай меня верёвкой! — приказал солдат.

— Готово! — сказала ведьма. — А вот и мой синий клетчатый передник!

Солдат влез на дерево, спустился в дупло и очутился, как сказала ведьма, в большом проходе, где горели сотни ламп.

Вот он открыл первую дверь. Ох! Там сидела собака с глазами, как чайные чашки, и таращилась на солдата.

— Вот так молодец! — сказал солдат, посадил пса на ведьмин передник и набрал полный карман медных денег, потом закрыл сундук, опять посадил на него собаку и отправился в другую комнату. Ай-ай! Там сидела собака с глазами, как мельничные колёса.

— Нечего тебе таращиться на меня, глаза заболят! — сказал солдат и посадил собаку на ведьмин передник. Увидев в сундуке огромную кучу серебра, он выбросил все медяки и набил оба кармана и ранец серебром. Затем солдат пошёл в третью комнату. Фу ты пропасть! У этой собаки глаза были ни дать ни взять две круглые башни и вертелись, точно колёса.

— Моё почтение! — сказал солдат и взял под козырёк. Такой собаки он ещё не видывал.

Долго смотреть на неё он, впрочем, не стал, а взял да и посадил на передник и открыл сундук. Батюшки! Сколько тут было золота! Он мог бы купить на него весь Копенгаген, всех сахарных поросят у торговки сластями, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все кнутики на свете! На всё хватило бы! Солдат повыбросил из карманов и ранца серебряные деньги и так набил карманы, ранец, шапку и сапоги золотом, что еле-еле мог двигаться. Ну, наконец-то он был с деньгами! Собаку он опять посадил на сундук, потом захлопнул дверь, поднял голову и закричал:

— Тащи меня, старая ведьма!

— Огниво взял? — спросила ведьма.

— Ах чёрт, чуть не забыл! — сказал солдат, пошёл и взял огниво.

Ведьма вытащила его наверх, и он опять очутился на дороге, только теперь и карманы его, и сапоги, и ранец, и фуражка были набиты золотом.

— Зачем тебе это огниво? — спросил солдат.

— Не твоё дело! — ответила ведьма. — Получил деньги, и хватит с тебя! Ну, отдай огниво!

— Как бы не так! — сказал солдат. — Сейчас же говори, зачем тебе оно, не то вытащу саблю да отрублю тебе голову.

— Не скажу! — упёрлась ведьма.

Солдат взял и отрубил ей голову. Ведьма повалилась мёртвая, а он завязал все деньги в её передник, взвалил узел на спину, сунул огниво в карман и зашагал прямо в город.

Город был чудесный; солдат остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял самые лучшие комнаты и потребовал все свои любимые блюда — теперь ведь он был богачом!

Слуга, который чистил приезжим обувь, удивился, что у такого богатого господина такие плохие сапоги, но солдат ещё не успел обзавестись новыми. Зато на другой день он купил себе и хорошие сапоги и богатое платье. Теперь солдат стал настоящим барином, и ему рассказали обо всех чудесах, какие были тут, в городе, и о короле, и о его прелестной дочери, принцессе.

— Как бы её увидать? — спросил солдат.

— Этого никак нельзя! — сказали ему. — Она живёт в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят!

«Вот бы на неё поглядеть!» — подумал солдат.

Да кто бы ему позволил?!

Теперь-то он зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и много помогал бедным. И хорошо делал: он ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане! Теперь он был богат, прекрасно одевался и приобрёл очень много друзей; все они называли его славным малым, настоящим кавалером, а ему это очень нравилось. Так он всё тратил да тратил деньги, а вновь-то взять было неоткуда, и осталось у него в конце концов всего-навсего две денежки! Пришлось перебраться из хороших комнат в крошечную каморку под самой крышей, самому чистить себе сапоги и даже латать их; никто из друзей не навещал его, — уж очень высоко было к нему подниматься!

Раз как-то, вечером, сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег на свечку; он и вспомнил про маленький огарочек в огниве, которое взял в подземелье, куда спускала его ведьма. Солдат достал огниво и огарок, но стоило ему ударить по кремню, как дверь распахнулась, и перед ним очутилась собака с глазами, точно чайные чашки, та самая, которую он видел в подземелье.

— Что угодно, господин? — пролаяла она.

— Вот так история! — сказал солдат. — Огниво-то, выходит, прелюбопытная вещица: я могу получить всё, что захочу! Эй ты, добудь мне деньжонок! — сказал он собаке. Раз — её уж и след простыл, два — она опять тут как тут, а в зубах у неё большой кошель, набитый медью! Тут солдат понял, что за чудное у него огниво. Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два — является та, которая сидела на серебре; ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.

Солдат опять перебрался в хорошие комнаты, стал ходить в щегольском платье, и все его друзья сейчас же узнали его и ужасно полюбили.

Вот ему и приди в голову: «Как это глупо, что нельзя видеть принцессу. Такая красавица, говорят, а что толку? Ведь она век свой сидит в медном замке, за высокими стенами с башнями. Неужели мне так и не удастся поглядеть на неё хоть одним глазком? Ну-ка, где моё огниво?» И он ударил по кремню раз — в тот же миг перед ним стояла собака с глазами, точно чайные чашки.

— Теперь, правда, уже ночь, — сказал солдат. — Но мне до смерти захотелось увидеть принцессу, хоть на одну минуточку!

Собака сейчас же за дверь, и не успел солдат опомниться, как она явилась с принцессой. Принцесса сидела у собаки на спине и спала. Она была чудо как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая принцесса, и солдат не утерпел и поцеловал её, — он ведь был бравый воин, настоящий солдат.

Собака отнесла принцессу назад, и за утренним чаем принцесса рассказала королю с королевой, какой она видела сегодня ночью удивительный сон про собаку и солдата: будто она ехала верхом на собаке, а солдат поцеловал её.

— Вот так история! — сказала королева.

И на следующую ночь к постели принцессы приставили старуху фрейлину — она должна была разузнать, был ли то в самом деле сон или что другое.

А солдату опять до смерти захотелось увидеть прелестную принцессу. И вот ночью опять явилась собака, схватила принцессу и помчалась с ней во всю прыть, но старуха фрейлина надела непромокаемые сапоги и пустилась вдогонку. Увидав, что собака скрылась с принцессой в одном большом доме, фрейлина подумала: «Теперь я знаю, где их найти!» — взяла кусок мела, поставила на воротах дома крест и отправилась домой спать. Но собака, когда понесла принцессу назад, увидала этот крест, тоже взяла кусок мела и наставила крестов на всех воротах в городе. Это было ловко придумано: теперь фрейлина не могла отыскать нужные ворота — повсюду белели кресты.

Рано утром король с королевой, старуха фрейлина и все офицеры пошли посмотреть, куда это ездила принцесса ночью.

— Вот куда! — сказал король, увидев первые ворота с крестом.

— Нет, вот куда, муженёк! — возразила королева, заметив крест на других воротах.

— Да и здесь крест и здесь! — зашумели другие, увидев кресты на всех воротах. Тут все поняли, что толку им не добиться.

Но королева была женщина умная, умела не только в каретах разъезжать. Взяла она большие золотые ножницы, изрезала на лоскутки штуку шёлковой материи, сшила крошечный хорошенький мешочек, насыпала в него мелкой гречневой крупы, привязала его на спину принцессе и потом прорезала в мешочке дырочку, чтобы крупа могла сыпаться на дорогу, по которой ездила принцесса.

Ночью собака явилась опять, посадила принцессу на спину и понесла к солдату; солдат так полюбил принцессу, что начал жалеть, отчего он не принц, — так хотелось ему жениться на ней.

Собака и не заметила, что крупа сыпалась за нею по всей дороге, от самого дворца до окна солдата, куда она прыгнула с принцессой. Поутру король и королева сразу узнали, куда ездила принцесса, и солдата посадили в тюрьму.

Как там было темно и скучно! Засадили его туда и сказали: «Завтра утром тебя повесят!» Очень было невесело услышать это, а огниво своё он позабыл дома, на постоялом дворе.

Утром солдат подошёл к маленькому окошку и стал смотреть сквозь железную решётку на улицу: народ толпами валил за город смотреть, как будут вешать солдата; били барабаны, проходили полки. Все спешили, бежали бегом. Бежал и мальчишка-сапожник в кожаном переднике и туфлях. Он мчался вприпрыжку, и одна туфля слетела у него с ноги и ударилась прямо о стену, у которой стоял солдат и глядел в окошко.

— Эй ты, куда торопишься! — сказал мальчику солдат. — Без меня ведь дело не обойдётся! А вот, если сбегаешь туда, где я жил, за моим огнивом, получишь четыре монеты. Только живо!

Мальчишка был не прочь получить четыре монеты, он стрелой пустился за огнивом, отдал его солдату и… А вот теперь послушаем!

За городом построили огромную виселицу, вокруг стояли солдаты и сотни тысяч народу. Король и королева сидели на роскошном троне прямо против судей и всего королевского совета.

Солдат уже стоял на лестнице, и ему собирались накинуть верёвку на шею, но он сказал, что, прежде чем казнить преступника, всегда исполняют какое-нибудь его желание. А ему бы очень хотелось выкурить трубочку, — это ведь будет последняя его трубочка на этом свете!

Король не посмел отказать в этой просьбе, и солдат вытащил своё огниво. Ударил по кремню раз, два, три — и перед ним предстали все три собаки: собака с глазами, как чайные чашки, собака с глазами, как мельничные колёса, и собака с глазами, как круглая башня.

— А ну помогите мне избавиться от петли! — приказал солдат.

И собаки бросились на судей и на весь королевский совет: того за ноги, того за нос да кверху на несколько сажен, и все падали и разбивались вдребезги!

— Не надо! — закричал король, но самая большая собака схватила его вместе с королевой и подбросила их вверх вслед за другими. Тогда солдаты испугались, а весь народ закричал:

— Служивый, будь нашим королём и возьми за себя прекрасную принцессу!

Солдата посадили в королевскую карету, и все три собаки танцевали перед ней и кричали «ура». Мальчишки свистели, засунув пальцы в рот, солдаты отдавали честь. Принцесса вышла из своего медного замка и сделалась королевой, чем была очень довольна. Свадебный пир продолжался целую неделю; собаки тоже сидели за столом и таращили глаза.

P.S. Мой психологический анализ сказки здесь.

Автор сказки Ганс Христиан Андерсен, перевод Анна Васильевна Ганзен. Язык оригинала: датский, год 1835. — Источник: www.skazka.com.ru. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike, в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.