Ваше собственное тело может помочь в решении внутренних (психологических) проблем, являясь безошибочным проводником в глубины вашего бессознательного… Каким образом это возможно?

Морфологизация

Психологические проблемы (психотравмы, негативные установки, родительские программы и пр.) находятся в лабиринтах бессознательного. Это значит, что вы их не осознаете, но они обязательно дают о себе знать. Например: курильщики знают, что курить вредно, но при этом продолжают курить, и чаще всего не осознают зачем они это делают.

Глубинные проблемы проявляются не только с помощью слов и поступков. Еще есть тело, которое с вами от начала вашего зачатия и помнит буквально всё! «Тело никогда не врет», — любимые слова моего преподавателя по телеске. Когда внутренних конфликтов скапливается очень много, они начинают прорываться наружу с помощью психосоматических симптомов. Психосоматика — отдельная большая тема. А сегодня поговорим о том, как узнать с помощью тела какие проблемы играют с вами в прятки, показывая лишь край своей шапки из-за угла.

Вам знакомо понятие «морфологизация»? Возможно так не называли, но, думаю, сталкиваться в жизни с этим процессом точно приходилось. Сейчас поясню. Морфологизация — стойкое изменение тела под воздействие внутренних душевных проблем.

Есть достаточно явные изменения. Например, сутулость или ранняя седина. Сутулая спина чаще всего развивается тогда, когда ребенка в семье давят или он постоянно ожидает неприятностей на свою голову. Сутулость, приобретенная в достаточно взрослом возрасте, говорит о том, что вы взвалили на себя неподъемный груз житейских проблем, который вам просто не по плечу. А ранняя седина появляется после пережитого сильного стресса.

Мышечные зажимы

Есть изменения не такие явные, но не менее коварные. Это мышечные зажимы, также называемые телесными блоками. Механизм их приобретения прост. Наши пещерные предки на любой стресс реагировали. Убегали, чтобы не быть съеденными, ловили, чтобы не быть пойманными, били первыми, чтобы не ударили их. Наша мышечная система веками привыкла так действовать. Что же происходит в наше цивилизованное время? Неужели система реагирования исчезла за ненадобностью? Безусловно, нет! Начальник наорал, от переполняющей злости хочется стукнуть его в ответ, мышца дернулась, рука сама собой сжалась в кулак, но субординация не позволяет. Тело получило сигнал и полную порцию адреналина, а разрядки не было, напряжение в мышце осталось. К сожалению, чучело начальника на производстве еще роскошь))

А что если пережитый стресс не однократный, а постоянный? Тогда мышечное напряжение копится день ото дня, крепнет, становится всё более «железным» и возникает стойкий зажим определенной группы мышц. Какие именно мышцы отвечают за «травмированную» область психики раскрывает телесно-ориентированная психотерапия. Посредством её можно узнать в каком направлении искать причины вашего недовольства собой и жизнью в целом. Главное – верно прочитать зажим.

Для наглядности обратимся к примерам

Начнем с верхней части тела.

  • Лицо. Приходилось вам встречать людей с асимметрично перекошенными лицами? Обычно эти люди пытаются скрывать свои эмоции. Даже улыбку. Улыбаются одной половиной лица, и вместо улыбки получается ухмылка, недоброжелательное выражение лица. Складывается впечатление, что этот человек всегда недоволен и винит в своих проблемах весь мир. Так на самом деле и есть, только человек зачастую этого не осознает.
  • Втянутая в плечи голова — это признак того, что вы внутренне подрезаете себе социальный статус. «Мы люди маленькие…» Часто такая проблема передается по наследству от родителей к своим детям.
  • Горб в районе 7 шейного позвонка — горб вины. В глубине вас находится вина, которая часто ощущается как какое-то невыносимо тягостное чувство. Возможно это глубинная вина за свое существование. Этот зажим поистине является «железным», с ним очень сложно разбираться.
  • Напряжение в шейном отделе говорит о наличии в жизни «нахлебника — захребетника», которого никак невозможно оттуда скинуть.
  • Руки, повисшие как плети. Хочется сказать обвисшие руки, — признак того, что вы подвержены унынию. Ошибки и неудачи воспринимаете как удары судьбы после которых у вас руки опускаются.
  • Зажимы в области живота (живот-жизнь!) говорят о страхе за свою жизнь или о том, что вы несознательно ожидаете смертельный удар ниже пояса.
  • Ноги. Зажимы на внутренней поверхности бедер происходят из нереализованной сексуальности. Есть запрет на секс и когда возникает возбуждение, вы стараетесь его подавить. Так бывает еще если женщина подвергалась когда-либо сексуальному насилию. Часто лобковая часть из-за этого становится нечувствительной.
  • Зажимы в области икр говорят о том, что вы не чувствует под собой твердой почвы, в переносном значении. Постоянно чувствуете зыбкость своего положения и вам приходится наступать на всю стопу, словно вы идете по тонкому льду.
  • Походка матросов, которые ходят враскачку с широко расставленными ногами, вырабатывается, если вы не чувствуете надежной опоры. Вероятно пошатнулись ваши внутренние устои, в которые вы свято верили. Возможно рухнул государственный строй при котором вы выросли. Разваливается семья много лет существовавшая. Либо вы узнали о близком человеке такую тайну, которая противоречит вашим внутренним идеалам. Зажим в этом случае находится на внешней стороне бедер.
  • Ягодичный зажим обычно родом из далекого детства, когда вы ожидали шлепка по попе, поджимая её внутрь. Также ягодицы не защищены ничем сзади, их невозможно прикрыть (представьте себе голого человека, внезапно оказавшегося в кругу людей, что он будет прикрывать?). По аналогии если вы чувствуете внутреннюю незащищенность, то есть зажим в области ягодиц.

Здесь, как и везде необходим индивидуальный подход, так как блоки бывают в таких местах, что нарочно не придумаешь.)) Блоки и телесные зажимы это не просто тяжкий груз, они мешают жить, радоваться, начинать новые дела и завершать их.

Прямо сказать, невеселая картина получается. Но не стоит отчаиваться с зажимами можно и нужно работать. Есть на мой взгляд несколько отличных способов:

Все эти способы хороши, нужно выбирать тот, который вам по душе.

Играйте главную роль в своей жизни!

Предыдущая статьяСледующая статья
Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елена
Елена
5 лет назад

Трудно понять, есть у тебя зажимы или нет. Мне кажется, у меня нет никаких зажимов. Но на начальство я не кричу, значит, зажим все-таки есть?

Ольга
Ольга
5 лет назад

Здравствуйте,Виктория!Меня насторожил один из пунктов-походка мотроса.Мой 10-и летний сын именно так и ходит!Причины указанные в статье меня пугают!Вроде ничего серьёзного не происходило в его жизни..Это обязательно зажим или может быть просто такая походка?

Татьяна
Татьяна
4 лет назад

Эта тема предметно и подробно раскрывается у Луизы Хэй и Валерия Синельникова. Так сказать первоисточники.

С.

Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.

Люблю читать сказки «по сезону». Зимой — с зимними пейзажами, морозцем, бубенцами, тройками, несущимися по снежной дороге вдаль, весной — с распускающейся листвой и омоложением природы, летом с обилием фруктов и цветов, вечерними чаепитиями и комарами, осенью с унылым настроением и одиночеством. Такова моя эмоциональная особенность.

Что касаемо сказок, то лето у меня ассоциируется с такими, как «Аленький цветочек», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван-царевич и серый волк», «Хозяйкой медной горы». Весна со «Снегурочкой», «Заюшкиной избушкой», осень со стихами Пушкина, и сказкой Мамина-Сибиряка «Серая шейка», «Гадким утенком». А зима у меня связывается со сказками «Морозко», «По щучьему велению», «3 орешка для Золушки», «Девочка со спичками» и, конечно, со «Снежной королевой». Вот о ней-то я и предлагаю поговорить в этой статье. Почему именно о ней? Зима, плюс я недавно проводила опрос в своей группе «Исцеление эмоциональной травмы» на тему : «Анализ какой сказки вам было бы интересно прочитать?» Что бы вы думали, сказки Х.К. Андерсена среди читателей вышли на первое место! И неудивительно, ведь в СССР это был самый публикуемый писатель из зарубежных. Да и не только в СССР.

Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость».

Гений Андерсена

Все сказки Андерсена имеют печать психопатологии самого автора. Если вы не знали, у него была сложная судьба, а период восхождения к славе отнюдь не был устлан розами.

Ханс Кристиан родился в очень бедной семье. Жили они в такой тесной каморке, что когда раскладывали его деревянную кровать, то пройти было невозможно. Его отец был простым башмачником, мать-прачкой, впоследствии она скончалась в богадельне от белой горячки. Несмотря на низкое происхождение, его отец был артистической натурой — много пел, рассказывал сыну сказки, разыгрывал с ним театральные постановки из собственноручно сделанных кукол. Немудрено, что Ханс Кристиан с самого детства любил фантазировать и очень рано сам стал сочинять стихи, пьесы. За это сверстники высмеивали его: «Вон, бежит сочинитель комедий!» — кричали они. Такая реакция мальчишек до глубины души ранила юного писателя, он был с самого детства очень чувствительным, восприимчивым и крайне суеверным, таким остался и до старости.

Бабушка по материнской линии работала в сумасшедшем доме, где Андерсен мальчишкой проводил очень много времени, слушая больных. В воспоминаниях писателя бабушка является для него поддерживающей фигурой, она очень любила и баловала внука. Его дед был добрым, мастерил интересные фигурки из дерева, продавал их, и при этом все знали, что у него психическое расстройство. «…иногда на него находили приступы буйного веселья. Он украшал цветами и пёстрыми тряпками свою продавленную шляпу и истрёпанный сюртук и, громко распевая что-то бессвязное, бежал по улицам» (Муравьёва, 1959) Злые мальчишки дразнили фантазера Андерсена сумасшедшим и предрекали ему дедовскую судьбу, от этого сравнения Ханс Кристиан сильно страдал! Хотя под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Когда Андерсену было 11, отец умер, это было основательным потрясением в его жизни. Поскольку мать постоянно ходила по стиркам, он оставался дома предоставленным сам себе. В это время он продолжал играть в свой театр, сам шил своим куклам одежды и сочинял, сочинял, сочинял.

В 14 он готовился к конфирмации. По этому поводу ему купили первые кожаные сапоги, которые скрипели при ходьбе, чем Ханс Кристиан очень гордился. До этого он довольствовался деревянными башмаками.

Вроде бы все шло своим чередом, но мечта уехать в Копенгаген и прославиться там, благодаря своему таланту не покидала его. Он постоянно говорил об этом матери. И к этому времени он сумел скопить 13 далеров, которые решил употребить для переезда. Мать очень любила свое дитя, и от большой любви, прочила ему судьбу портного, она совсем не понимала сына и не хотела отпускать его невесть куда. Вот как он сам описывает своё стремление ехать навстречу судьбе в книге « Сказка моей жизни»: «Меня охватило какое-то непостижимое увлечение, я плакал, просил, и мать наконец уступила моим просьбам; прежде чем решиться, она, однако, послала за знахаркой и заставила ее погадать мне на картах и на кофейной гуще.

«Сын твой будет великим человеком! — сказала старуха. — Настанет день, и родной город его Оденсе зажжет в честь его иллюминацию». Услышав это, мать заплакала и больше не противилась моему отъезду.»

Он всегда верил в свою счастливую звезду и твердо знал, что сумеет прославиться. Так и случилось, но это был очень трудный путь от статиста в театре до знаменитого на весь мир Сказочника. В 20 лет он переростком еще учился в гимназии. В 23 ему посчастливилось поступить в университет, и это была несказанная удача для сына башмачника в те времена. Он постоянно что-то пишет — стихи, небольшие пьесы, путевые заметки. Некоторые из них даже печатались в журнале. Только в 30 Андерсен получил признание, и его произведение сыграли в театре, а до той поры сколько ему пришлось нищенствовать, сидеть без куска хлеба, столоваться у знакомых, сколько насмешек и унижений ему пришлось пережить!

Важно отметить, что писал он не ради заработка, а это и была его жизнь.

Какие детали биографии Андерсена отражены в его сказках?

Расскажу вам лишь о нескольких.

Ханс Кристиан обладал нестандартной внешностью. Таким описывают его современники: «неловкий, с большими руками и гигантскими ногами, словно вставленными в костюм, весь этот странный внешний вид вместе с длинным носом и маленькими глазами должен был бросаться в глаза. «Наша иностранная горилла», говорили датчане. Название грубоватое, но верное» (Bomans, 1963) еще «Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед… Зато очень красив был его высокий открытый лоб и необычайно тонко очерченные губы».

Узнаете сказку? Конечно, это «Гадкий (в оригинале безобразный) утенок», его автобиография. Кто из нас не плакал о сложной судьбе гадкого утенка и не радовался, когда он превратился в прекрасного лебедя?

Еще интересный эпизод. Однажды, мальчишкой, находясь в богадельне, он заслушался прекрасною песнею в исполнении безумной женщины. Он был совсем один. Вдруг сумасшедшая сорвалась с места, выдрала форточку через которую ей передавали еду и стала рваться к нему. Пришедший позже сторож нашел Ханс Кристиана в полуобморочном состоянии на полу, от страха мальчик не мог пошевелиться. И очень долго ощущал на себе прикосновения этой безумной. Впоследствии Андерсен очень боялся женщин, даже остался по его словам, девственником, и мстил им, как мог: во многих своих сказках он умерщвлял их — «Девочка со спичками», «Русалочка» , рубил им ноги «Красные башмачки» , издевался, заставляя топтаться по крапиве голыми ногами « Дикие лебеди» и т.д.

«Снежная королева» в этом смысле тоже не без интересностей. «Из кухни был ход на чердак; под окном чердака на водосточном желобе, проходившем между нашим и соседним домом, стоял ящик набитый землей, в нем росли лук и петрушка; это был огород моей матери. Он и теперь еще цветет в моей сказке «Снежная королева» Х.К.Андерсен. Дом с палисадником старушки Лето, описанный в сказке, — так и не воплощенная мечта отца писателя.

Да и сам образ Снежной Королевы появился в сказке не просто так. Примерно за год до смерти отца, он показал сыну на заледеневшем окне фигуру женщины, добавив, что это за ним пришла Ледяная Дева. « На третий день вечером отец умер. Тело его оставили лежать в постели, а мы с матерью улеглись на полу. Всю ночь пел сверчок. «Он уж умер! — говорила ему мать. — Нечего тебе звать его, его взяла ледяная дева!» И я понял, что мать хотела этим сказать… и слова ее глубоко запали мне в душу» . Андерсен в своей сказке Ледяную Деву воплотил в Снежную Королеву.

Душные каморки, в которых ему пришлось ютиться, потом живо описывал в своих произведениях.

Андерсен за свою жизнь сочинил 200 сказок! Они переведены на 150 языков. Он очень обижался, когда его называли детским писателем. Да, ведь это и неправда, не для детей он писал. Это истории о жизни, наполненные глубоким смыслом. Сегодня обратимся к одной из них — « Снежной королеве» . У вас есть замечательная возможность прикоснуться к святая святых — тайнам этой сказки, вы узнате, что скрывается за известными строками, вы увидите всю глубину истории, как вижу её я.

Представим, что все события описанные в сказке — происходят внутри личности, где Кай — Анимус, внутренний мужчина с нарциссической травмой, Герда — Анима, незрелая внутренняя женская часть, есть 2 противоположных друг другу состояния Архетипа Великой матери — Снежная королева, негативный аспект и Бабушка — позитивный аспект. Такова внутренняя структура этого человека.

Кривое зеркало, начало всех начал

Начинается сказка с истории о кривом зеркале, которое создал злой тролль. Зеркало не простое, в нем все самое хорошее отражается плохим, а плохое еще худшим. А если осколок попадает в сердце, то такое сердце леденеет, и человек становится бесчувственным. Очень символичное начало, не правда ли?

О чем это из реальной жизни? Об искажении образа себя, мира и об отсутствии базового доверия к миру. Говоря психоаналитическими терминами, ребенок получает раннюю нарциссическую травму. Вот как это происходит: когда ребенок рождается, он не имеет представления ни о себе, ни о мире в целом. Его мир это мать, находящаяся рядом, ведь материнская грудь для него ближе, чем собственные ноги. Если мать добра к младенцу, то он делает вывод, что мир хорош и жить можно. И это самый лучшее начало, какое может быть! Если отвергает самый близкий человек, в сознании порождается убежденность, что весь мир против него. В дальнейшем для таких людей весь смысл жизни в борьбе, в завоевании, в доказывании собственной значимости.

Ни одежда от Гуччи, ни модные фотосессии, ни раннее развитие, а материнская доброта, терпение и принятие — вот фундамент одного из самых основных принципов, которым человек потом руководствуется всю жизнь: жить хорошо или плохо, можно доверять или нельзя, наслаждаться жизнью или постоянно бороться.

Жизнь без любви

Есть люди, у которых холодность символизирует любовь. И не удивительно, так к ним относилась собственная мать. Какое сердце у матери, которая выбрасывает своего родного младенца в мусорку? А какое сердце у матери, которая говорит своему ребенку, что не любит и не любила никогда, и чем она лучше? Человек рожденный и воспитанный вне любви останется травмированным навсегда.

Есть матери, которые в порыве правды рассказывают своему ребенку, что они хотели сделать аборт, а потом почему-то оставили его, и теперь он живет. Есть и такие, которые « храбро» поведали страшную тайну — папа хотел бросить нас, и пришлось родить тебя/брата/сестру, чтобы сохранить семью. Есть матери, которые родили ребенка и сдали « на время», пока не устроят личную жизнь, в детский дом. Или круглосуточный детский сад 5 раз в неделю. Есть матери, которые телесно не прикасались, не обнимали своих детей, считая это блажью. Для кратковременного утоления телесных потребностей ребенка придумали массаж 15 минут в день. Но лучший массаж для младенца — быть на руках у матери!

Есть матери, которые подменяют любовь заботой, но вкусный завтрак и глаженая рубашка никогда не заменят искренности и сердечности! За невыстиранный воротник могут ведь и осудить — мать-неряха, а вот за отсутсвие эмпатии нет. Эмпатию не пощупаешь, не возьмешь в руки, этот предмет из нематериального мира.

Все эти и други истории из одной и той же серии, где мать во власти негативного аспекта архетипа Великой матери. Она — Снежная Королева.

Всегда, когда ребенка рожают для того: чтобы получить квартиру или материнский сертификат, чтобы скрепить семью, чтобы не остаться бездетной или подтвердить свой статус женщины, чтобы быть как все, чтобы сбыться мечте об идеальной семье и «в старости собираться по воскресеньям за семейным обедом», чтобы ребенок стал помощником и опорой, чтобы удержать гуляку-мужа, чтобы не делать аборт, чтобы потом им гордиться, для радости. Или же для того, чтобы рядом был человек-подушка для битья и обнимашек. Это все травмирует детей. Ибо нет никакой веской причины, кроме как родить ребенка ради него самого.

И если эта травма есть внутри человека, то она никуда не девается и будет проявляться всякий раз при приближении к объекту (или играющему эту роль). Такой процесс можно сравнить с процессом разжигания костра с помощью лупы. Где лупа — люди, которые постоянно будут актуализировать внутренний нарциссический конфликт.

Осколок остался

Вернемся к метафоре зеркала. Ребенок не в состоянии оценить себя, у него нет никаких знаний, нет опыта. Поэтому, логично, что он видит себя через призму взглядов на него и мнений о нем значимых людей. А ведь известно, что своего лица нам никак не увидеть, только с помощью зеркала. Хорошо, если зеркало отражает суть: « Я хороший, раз мама любит меня» « Я достоин самого лучшего в этой жизни». А если кривое, как в сказке? А если сравнивают не в пользу ребенка? «Я плохой, потому, что так говорит обо мне мама» , « мне всегда не везет» , « бабушка, я тупой, так мама сказала», « а что у Тани по контрольной?». Подобным манером формируется образ Я человека. Если мать/отец любят, хвалят, то что ему остается делать, как любить и принимать себя таким, каков он есть? И это чудесно. Но по моим наблюдениям подобное происходит примерно в 2% семей.

В нашей культуре, и это я вижу постоянно, принято воспитывать не только через призму своих личных взглядов, а при помощи устаревших взглядов своих родителей и общественной морали. Если ребенок резв, то его нужно немедленно успокоить , если говорлив, то ему будут затыкать рот, если весел, то «с чего ты так развеселился? не к добру» и т.д. Такие родители не любят своих детей по-настоящему. Дети им нужны для подтверждения их собственной состоятельности — нарциссического расширения. То есть в словах четко читается мета-послание: « Я тебя буду любить, если ты будешь таким, как я хочу!» И основной задачей такого ребенка быть удобным для родителей и общества. В дальнейшем, это предмет гордости родителей и, О, Боги!, зависти со стороны окружающих: «моя дочь именитая актриса», «мой сын должен был стать известным спортсменом, ведь я столько в него вложила, так и случилось!» Простых отговорок, почему женщина неуспешна в жизни: «я не сделала карьеру из-за детей, я им отдала всю себя». И все это, несомненно, не про сознательный выбор, а про «так получилось» и про «ошибки молодости». Зачастую такие матери сами воспитывались в лишенной любви среде, трудно любить и отдавать, когда у самой в душе огромная дыра, невозможно уважать другого, когда презираешь самое себя.

И зеркало, конечно, сыграло свою определяющую роль. Кай стал видеть всё в дурном свете, смеяться над тем, что ранее любил, глумиться над самыми близкими, его восприятие кардинально изменилось. Более того, он неосознанно отправляется в пенаты Снежной королевы.

«На площади каталось множество детей. Те, что были посмелее, привязывали свои санки к крестьянским саням и уезжали таким образом довольно далеко. В самый разгар его на площади появились большие сани, выкрашенные в белый цвет. В них сидел человек, весь ушедший в белую меховую шубу и такую же шапку. Сани объехали кругом площади два раза: Кай живо привязал к ним свои санки и покатил. Большие сани понеслись быстрее и затем свернули с площади в переулок. Кай несколько раз порывался отвязать свои санки, но человек в шубе кивал ему словно знакомому, и он ехал дальше. Большие сани остановились в них была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба и шапка на ней были из снега.

— Славно проехались! — сказала она. — Но ты совсем замерз? Полезай ко мне в шубу!

И, посадив мальчика к себе в сани, она завернула его в свою шубу; Кай словно опустился в снежный сугроб.»

А какой у него выбор? Ведь Снежная королева его родная мать.

В плену у злодейки

Увы, очароваться этой женщиной очень легко!

«Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя». Снежной королеве ничего не стоило соблазнить Кая, и он сам того не замечая, очутился в её власти. «Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить. Она казалась ему совершенством.» Речь о человеке, душа которого околдована Снежной королевой — негативным аспектом архетипа Великой матери.

Иллюстрация «Снежная королева» Анжелы Барретт (Angela Barrett)

В сказках и мифах разных народов и эпосов этот архетип воплощен в женских образах. Все они блистают холодной красотой и очень притягательны!

Это и Афина, богиня мудрости, которая в отличии от других женских богинь, одета в мужские доспехи, держит в руках копьё, её называли «сероокой и русоволосой». И именно она, по мнению Цицерона, изобрела войны!

Афина

Хозяйка медной горы. Вот какой ее увидел Степан: «Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. … . Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

«Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей».

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

«Степан и Хозяйка Медной горы» Художник Вячеслав Назарук

Шамаханская царица. Помните у Пушкина «Сказку о Золотом петушке»?

«Вдруг шатер Распахнулся… и девица, Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя»

«Сказка о Золотом Петушке» Иллюстрация В.М. Конашевича

И, конечно, первая соблазнительница, Лилит, слёзы которой даруют жизнь, но поцелуи приносят смерть.

Джон Кольер (John Maler Collier) «Лилит»

Обратите внимание, и здесь Андерсен пишет о смертельных поцелуях: «Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Одну минуту Каю казалось, что вот-вот он умрет, но нет, напротив, стало легче, он даже совсем перестал зябнуть. Снежная королева поцеловала Кая еще раз, и он позабыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.

— Больше я не буду целовать тебя! — сказала она. — А не то зацелую до смерти!

Такой одновременно чарующий, магический, и лишенный живой чувственности образ. Роковая красота. Ни одна из героинь не стремится выстраивать отношения с партнером, не нужно им это.

Ледяное сердце

«Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, мертво и грандиозно! Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда».

О чем это из реальной жизни?

Не давая любви, мать отвергает свое дитя. Что в этой ситуации делать ребенку? Ведь он полностью зависим от объекта(матери)! Тут срабатывает система психологических защит: он становится удобным, отвергает часть себя и его маленькое сердечко леденеет. Как местная анестезия. Выросший в таких условиях человек начинает держаться на расстоянии от объекта любви. Когда Кай приближается к человеку, которого он теоретически может полюбить — похожего на мать/отца, сердце начинает потихоньку оттаивать, и при этом он испытывает такую боль! Боль нелюбви. Он уже чувствовал её тогда, в детстве, когда с чистым сердцем льнул к матери: «Дай любви!», а она бежала от него как черт от ладана! Это адовы муки, будто вся вселенская печаль спустилась на хрупкие плечи простого человека. И в этот момент человек понимает, что имеет право быть любимым просто по праву рождения, чувствует эту жестокую несправедливость, но точно знает, что ничего с этим поделать не может. Испытывать это снова и снова — выбирать холодных партнеров — удел мазохиста. Ведь Кай неосознанно всегда выбирает партнера с которым невозможно построить близкие доверительные отношения — несвободного, незрелого, отчуждающего, либо наоборот прилипалу, тем самым подтверждая свою детскую теорию о том, что любви нет. Либо ее надо заслужить. Поэтому человек делает логичный вывод, что лучше быть одному и чувств не проявлять — путь саморазвития выбирает не каждый, уж очень он болезненный и долгий.

Кай ненастоящий

Не проявлять чувств — быть в плену у архетипа негативной матери. А это значит действовать в соответствии с её интересами, что и делает наш герой. Кай спокоен, подконтролен и днями напролет занимается бессмысленной работой, чтобы получить «весь мир и пару коньков» . При этом пребывает в иллюзии, что занимается чем-то архиважным.

К сожалению, таких каев в реальной жизни пруд пруди, и речь не только о мужчинах. Это люди, которых не интересует эмоциональная связь, они не хотят обременять себя бессмысленными на их взгляд выяснениями отношений, (да, таковы человеческие отношения, их невозможно настроить раз и навсегда, в них нужно вкладывать столько же труда, как и в работу, где у вас есть постоянные обязанности, тут ничего не поделаешь), слюнями, детишками и семейными ужинами. Они делают только то, что удобно им. Сейчас проблема нарциссизма в нашем обществе вышла на первый план, когда в годы работы З.Фройда процветала истерия. Патологическое самолюбование захватывает все большее и большее количество людей, и с таким человеком невозможно выстроить отношения. Почему? Потому, что он не про отношения. Может быть про деньги, славу, власть или хорошую работу. Он очень рационален, холоден, занят сугубо материальным миром. В сказке это описано так:« Раз зимою, когда шел снежок, он явился с большим зажигательным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. — Погляди в стекло, Герда! — сказал он. — Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»

Порою дьявольски жесток. Культура нашего времени воспевает оды такому типу личности. Так, в фильме Духless показан образ подобного мужчины. Были они и раньше, муж той же Анны Карениной, например.

Самой большой проблемой Кая является холодность. Зима — пенаты смерти, с нею издавна ассоциируется глубокая печаль, скорбь, одиночество. Если вы хотите испортить любые взаимоотношения, то заморозьте их, не проявляйте к ним участие, не вкладывайте в них свою душу, бойтесь быть собой рядом с партнером, и отношений у вас не будет. Рядом с Каем вы не почувствуете ничего, потому, что это не человек, это его фасад, маска. В известной песне Арии есть такие слова:

«На этот мир взгляни —
У многих здесь душа мертва,
Они мертвы внутри!»

Действительно, он словно безжизненная кукла, робот, действующий по заданной программе. Кай с детства не ощущает своего тела, не знает своих желаний. Он боится своих чувств. Он думает, что он чувствует, то есть чувства строго им контролируются и искусно подавляются. Голова, разум, точность, интеллект, воля, деньги — вот главные атрибуты его жизни.

Обратите внимание, что Снежная Королева и Кай в очень тесном контакте, рядом. Но между ними нет НИЧЕГО! Вы знаете это состояние, когда находишься рядом с бесчувственным человеком, а от этой бесчувственности хочется бежать без оглядки! Вроде бы все в социальных рамках — кольцо подарил, и вроде бы все хорошо, но нет в этом жизни, нет тепла и искренности.

Бывает и так, что человек вроде бы душевен рядом с вами, но дальнейшее общение не поддерживает, на сближение сам не идет. Для него любовь — холод, он опасается, что его будут использовать, как мама в детстве, он бежит от любых глубоких контактов. Вам нужно знать, что это его проблема, хотя и немножко ваша, ведь почему-то из всех вы выбрали именно его, Кая.

Кай отрезан от собственной анимы — чувственности, эмоциональности, он не целостен. В сказке аниму символизирует Герда. Ему и в голову не приходит, что проявление чувств благодатно скажется на нем самом, зима в душе закончится и запоют птички. Надо всего лишь преодолеть страх и боль. 2 слова, но сколько душевной работы, сколько слез надо пролить, чтобы растопить сердце и закончить дело, не побоявшись трудностей. Одному Каю не справиться. Но помощь спешит. Герда уже в пути.

Л.

Любовь, которая нам нужна

Amor vincit omnia. Любовь побеждает всё. Латинская пословица

О, любовь! Вечный двигатель, устремление всего живого, движение по спирали, смысл жизни. Вроде бы с ней все предельно просто и понятно. Мы знаем, что хотим любви. Мы поумнели и понимаем разницу между влюбленностью и любовью. Мы знаем, что жизнь на высоких эмоциях долго не протянет, поэтому стремимся к стабильности и спокойствию во взаимоотношениях.

И все же, какая любовь нам нужна? Почему столько разочарований в отношениях между мужчиной и женщиной?

Хочу разобраться в этом вопросе, предлагаю вам подключиться и ответить на простой вопрос: как вы хотите, чтобы вас любили

Я постоянно его задаю своим клиентам, у которых возникли проблемы во взаимоотношениях. Ответы получаю разные. Люди описывают предмет со всех сторон, часто логично, рационально, бывает путанно и нелогично. Но не в этом дело. При всем многообразии откликов, в них наблюдается некая закономерность: в 90% случаев четко прослеживается идея — любите меня таким, каков я есть. Это идея о безусловном принятии. Она так приятна и … неосуществима. И чем раньше мы примем эту мысль, тем меньше разочарований ждет нас в будущем.

Грезы о «настоящей» любви

Как сладко мечтать, полеживая на мягких, пышных облаках иллюзий, и наслаждаться этой негой. Но между мечтой и реальностью лежит пропасть. Ведь мечтать это одно, а претворять в жизнь свои мечтания — это совсем другое. Не все мечты, к сожалению, или к счастью, сбываются. Часть из них отпадает за ненадобностью, часть их мы воплощаем и радуемся. А есть еще часть мечтаний, которые неосуществимы. Потому, что неосуществимы никогда!

bratkova_ove

Сейчас поясню. Одно дело, когда мы понимаем, что у человека крыльев нет, и взлететь мы можем только на самолете или во сне. А другое дело, когда мы думаем, что есть таки крылышки, разглядываем их за спиной и пытаемся раз за разом, безуспешно прикладывать свои фантазии к реальной жизни. Взлетаем, не получается, и мы по-настоящему расстраиваемся. Ну как же так, ведь я вижу крылья! Почему я не взлетаю? И так до бесконечности!

Именно из разряда таких иллюзий мысль «чтобы мужчина меня любил такую как я есть и просто так». Почему спросите вы?

bratkova_pregnancy

Эта любовь относится к материнской, безусловной. Только мать любит нас за то, что мы ее дети, и просто за то, что мы есть. Ведь самый близкий человек – мать должна быть «достаточно хорошей» (по определению Винникота), чтобы напитать свое дитя и грудным молоком, и любовью. И я подчеркиваю это, не идеальной, а достаточно хорошей. И это неиссякаемый источник! Ведь если ребенок внутренне знает, что его принимает мама, то он уверен, что его любит мир. А раз любят, значит все в порядке и можно достигать успеха во внешнем мире.

bratkova_baby_love

Такие люди верят в безграничность возможностей Вселенной, их картина мира скорее яркая и позитивная, в ней живут люди с достоинствами и недостатками. Если человек напитан бескорыстной любовью с детства, то он щедро делится ею со всеми, раздавая её просто так, не ожидая отдачи. Это люди из той категории, с которыми просто хочется находиться рядом, их лучистая энергетика чувствуется на расстоянии.

Но бывает и так, что мать не дала этой безусловной любви. По каким-то своим причинам. Либо с воспитательной целью ставила разные условия: будь таким (послушным, не кричи, писяй, какай, кушай по расписанию, которое я считаю правильным, получай 5, не мешай мне жить), тогда и только тогда, я тебе буду любить. Условия эти часто невыполнимы. Предположим мать требует от ребенка «никогда мне не ври!». Не врать никогда в жизни — это в принципе невозможно. И что тогда делать ребенку? Его разрывает изнутри. Он соврал и уверен, что теперь мама точно его не любит, ведь она же просила!

Таких моментов может быть очень много. Они наслаиваются друг на друга. Ребенку сложно с этим справляться, ведь он даже рассказать об этом не может, его не поймут! Так он и идет по жизни не веря, что его можно любить просто так, и не любит себя сам. Эти ощущения очень болезненны, поэтому психика не дает нам их переживать постоянно, и они уходят глубоко в бессознательное. Но они не исчезают, как может показаться, а продолжают жить и действуют как бы исподтишка. Так женщина, будучи уже взрослой не понимает почему она постоянно строит отношения с мужчинами, которые ее предают. И тогда мы начинаем любить вещи больше чем людей.

bratkova_jewelr

Сильная тоска по этой любви никогда не проходит, желание ею обладать остается на всю жизнь. И в душе остается огромная черная дыра, которая не дает нам покоя. Люди стремятся ее заполнить всеми силами. В первую очередь потребовать такой любви от самого близкого, от партнёра. «Я вот тебе такая досталась, люби меня, принимай меня такой какая я есть».

На самом деле получить безусловную любовь нам не удастся никогда. С этим придется смириться. Материнскую любви никто нам не даст, кроме матери. Это непреложная истина, которую надо запомнить, принять как данность, как аксиому жизни. Не требовать от партнера такой любви, он дать ее не может, ведь не он ваша мать. Это больно, но именно это новое убеждение убережет нас от тех ошибок, которые мы снова и снова совершаем во взаимоотношениях.

«Оригинально, нежно, непредсказуемо, спонтанно, искренне, вдохновляюще, заботливо, игриво, с юмором !!!»

Какова же зрелая любовь? К чему нужно стремится и на что рассчитывать? Виктор Франкл утверждал: «Любовь — это принятие».

bratkova_wedding

И здесь мне очень хочется дать слово нашим читателям: я проводила опрос в группе Исцеление эмоциональной травмы. Очень много интересных версий получилось.

Вот лишь некоторые из них:

  • «Если напишу-просто любили, то получится не совсем искренне…всё равно, когда говоришь-люблю, ждёшь подобного признания в ответ… Пишу то, что хочу прочесть, говорю то, что хочу услышать… абсолютная любовь, наверное, только у маленьких детей…а взрослая хочет взаимности, продолжения, развития…Поэтому, хочется, чтобы любили так же, как я сама»
  • «Любить — значит придавать сил. Я хочу, чтоб любящий человек (в том числе, и я сама) придавал сил — своей надежностью, ответственностью, добротой, милосердием, пониманием. Любить — это значит всем сердцем желать (и делать) чтобы любимому было хорошо, даже лучше, чем тебе…»
  • «Любовь нужна бескорыстная и необидчивая!»
  • «Для меня любовь — это дела, поступки, а не слова. Говорят, что женщины любят ушами. Конечно, это приятно, но не более того. Часто слова к любви не имеют прямого отношения. А поступок, пусть даже самый простой и маленький, говорит сам за себя. Когда любишь, то бережешь дорогого тебе человека, стараешься сделать его жизнь счастливее.»
  • «Честно, я никогда об этом не думала, но скажу первое, что пришло на ум: поступками!»

Каковы гарантии?

«А ты всегда, всегда будешь меня любить? И никогда не разлюбишь? — глаза смотрят с мольбой и тоской,- а ты ведь не бросишь меня?»

bratkova_berber-monkeys

Звучит смешно. Думаете, что это слова юных Ромео и Джульетты? Не только. 40 летние дяди и тети требует этого друг от друга! И тут уж точно не до шуток. Важен не только текст сказанного, но и подтекст, здесь так и слышится непроизнесённое слово мамочка.

Возможно ли получить такие гарантии от своего партнера? Многие заблуждаются, считая, что это возможно. И каким страшным открытием для них является то, что партнер полюбил другого.

Здесь надо понимать, что гарантий в любви нам никто и никогда дать не может! Как не можем, и мы их дать никому. Лишь мать может любить нас вечно, чтобы мы не делали, какие бы поступки не совершали, «и пока смерть не разлучит нас». А партнер всегда имеет право передумать, уйти, разлюбить в конце концов, сколько бы лет вы вместе не прожили. Надо признавать это право и за собой, и за своим партнером.

А если вы не хотите такого конца отношений, то ищите, любите сами, не требуйте, шутите, живите полной жизнью, решайте свои проблемы не за счет партнера, и да будет вам счастье!

5
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x