Знаете ли вы, что самооценка и уверенность в себе это не одно и то же? А знаете ли вы, почему это так важно для вашей уверенности в своих силах?
Что ж, сейчас я вам кое-что объясню.

Оба понятия смешали очень зря. Как говорила моя учительница по математике: «Смешали пряники с гвоздями». При этом пролить свет на сей вопрос почему-то никто не считает нужным.

Важно ли прояснить суть вопроса для достижения цели? Еще как! Невозможно получить желаемое, четко не понимая о чем идет речь. И логика здесь играет важную роль. Ибо, делать ремонт в доме без фундамента не имеет смысла. Более естественно начинать с первопричины.

Ведь философский вопрос о том, что появилось все-таки раньше, курица или яйцо, является парадоксом. Парадокс, как известно, факт, который имеет место быть, но логического объяснения не имеет. А здесь всё просто и понятно, на мой взгляд.

Так что же первично: самооценка или уверенность в себе?

Начнем-таки с истоков. Вы родились. Естественно, вы не то что оценивать себя, вы осознать себя пока не можете. Ваши границы — это ваша мать. Ваша оценка — это ваши родители. Они вас воспитывают и при хорошем раскладе хвалят, внушают вам, что вы хорошая девочка, что у вас все получится. Так и закладывается основа основ: уверенность в своих силах «Я могу».

В дальнейшем, даже совершив ошибку, даже при неудаче в делах, даже если весь мир отвернется от вас, вы все равно не перестанете верить в себя. Так появляются мировые открытия и создаются такие вещи, как, например, бюстгальтер.

Теперь, о самооценке. Самооценка — это своеобразное мерило, ваше зеркало. Это то, какой вы себя представляете, какими вы видите свои таланты, как оцениваете свои достижения. Это уважение к себе, собственное достоинство. Причем если вы уверены в себе, то и оцениваете себя адекватно. Если же ваша уверенность колеблется, то и оценка кривая.

Чувствуете разницу?

Теперь становится понятно, что словосочетание «поднимать самооценку» просто бессмысленное выражение. Ведь без обретения себя и уверенности в своих силах оценить себя верно вы не сможете никогда. Без одного нет другого.

Когда вы вникли в суть вопроса, то понимаете какие методы подходят именно вам. Как часто иные специалисты рекомендуют почувствовать человеку свою уникальность (оценить себя положительно), проговаривать аффирмации типа «Я уверена в себе», «Я смогу это» (работа с позитивными намерениями), но это работает далеко не во всех случаях.

Почему? Вспомните наш дом с отсутствующим фундаментом. Ведь внутри женщина считает себя недостойной, не верит в себя. Эти советы начинают раздражать. Вот вам почва для мощнейшего внутреннего конфликта. Поэтому я рекомендую начинать изнутри. Как говорит Стивен Кови, возвратимся к этике характера.

Будьте уверенны!

Ну и про бюстгальтер. В конце XIX века одна женщина решила отрезать часть корсета. Так появился бюстгальтер, который давал женщине определенную свободу в движениях и возможность полноценно дышать. Сначала на неё смотрели косо и бюстгальтер долгое время не был популярен. Но она была уверена в себе и верила в своё изобретение, которым женщины пользуются и по сей день.

Предыдущая статьяСледующая статья
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
О.

Осенний марафон. Печальная комедия

Уж вторая осень пролетела с тех пор, как я собралась анализировать этот фильм. Чего меня потянуло его разобрать именно сейчас, зимой, в преддверии новогодней кутерьмы? Видимо, я именно сейчас созрела.

Я долго задавалась вопросом, почему не смогла идею сразу довести до конца? И поняла: глубинный психологический анализ, когда начинаешь разбирать содержание произведения — это, знаете, как переболеть им. Настроение фильма передается во время разбора, а погружаться в эти чувства мне совсем не хотелось. Но пришлось! Показательно, что практически все участники «Осеннего марафона», от режиссера до автора музыки Андрея Петрова, пережили подобную драму в жизни.

Это один из лучших фильмов того периода, классика советского кинематографа, я считаю. Сама смотрела его не раз, с удовольствием разбирали с коллегами на «Киноклубе». Фильм яркий, неоднозначный, запоминающийся скорее не самим сюжетом, хотя и им тоже, а психологическими портретами героев. В нём имеют место множество деталей, которые хочется разгадывать. Если вы до сих пор не смотрели, то он стоит вашего внимания.

Режиссёру Георгию Данелия удалось настолько искренне и живо показать извечный внутренний конфликт «Я для людей или люди для меня?», что ты легко становишься не зрителем, но героем фильма. А ещё он ставит перед нами множество вопросов: Андрей Бузыкин – подлец, который использует двух женщин, или несчастный, которого используют другие? «Осенний марафон»: комедия или драма? В чём основная проблема главного героя?

Весь фильм повествует нам о злоключениях Андрея Бузыкина, о том, как он запутался в отношениях: семейных, любовных, дружеских, детско-родительских и профессиональных. Но вот в чём вопрос – почему? В чём его невезение? Ведь он не пьющий, как Афоня из одноимённого фильма, не как подлец-нарцисс Паратов из «Бесприданницы» и не наивный, как Семён Семёныч из «Бриллиантовой руки». Что это, проказы судьбы или жизненный сценарий?

Это кино как сундук с тройным дном, где первый слой сам сюжет, второй слой – психологические портреты героев, и третий, самый нижний, – глубинные причины происходящего. Предлагаю вам в этом сундуке порыться, стряхнуть пыль с обветшалой одежды и рассмотреть на ней узоры судьбы героев.
Не надейтесь на простые и линейные ответы, их не будет: поразмышляем вместе о вечном и животрепещущем.

«Я волевой и цельный человек, меня голыми руками не возьмёшь!»

Что мы знаем о главном герое? Сначала факты. Андрей Палыч Бузыкин – видный интеллигентный мужчина 46 лет, тонко чувствующий писатель и талантливый переводчик. Основательный преподаватель, которого любят студенты и при этом – неудачник по жизни.

Он женат на Нине Евлампиевне, у них взрослая дочь, которая с ними уже не живёт. А также у него есть любовница-машинистка Аллочка. Дом его – современная квартира со множеством интересных штучек и книг на полках, в гостиной стоит фортепиано, над которым картина грустного клоуна. О ней мы еще поговорим подробнее, ибо эта деталь сразу подводит нас к сути главного героя.

Какое впечатление Бузыкин производит, когда мы видим его на экране? Этот статный мужчина постоянно сутулится, словно стыдится самого себя или хочет стать меньше, чем он есть. С кислой физиономией и старым коричневым портфельчиком, он всё время куда-нибудь спешит. Нет, вы посмотрите, он постоянно спешит, ускользает, бегом поднимается наверх по лестнице, боится опоздать на лекции или с переводом, бегом к любовнице, бегом домой, чтобы жена не заподозрила, это как вечный забег. И как не хочет он идти на утренние пробежки, так и жизнь с вечным нескончаемым забегом ему не мила.

Выглядит это очень несолидно. В ответ на неудобные вопросы – отмалчивается или врёт, а иногда бормочет себе под нос «Пошёл к чёрту», не в силах сказать правду прямо. Редко смеётся. Зато часто изображает радость, мастерски натягивая широчайшую улыбку на лицо. Видно, что за годы жизни он в этом поднаторел.

В первой же сцене, когда в квартиру входит Билл, профессор из Норвегии, он за дверью приклеивает улыбку, которую после демонстрирует гостю. Будит жену и с покорностью идёт на пробежку, на которую ему явно не хочется. Мы видим, что он саботирует свои усилия, сидя перед пробежкой с папиросой в зубах, и сразу понятно, что ходить на утреннюю пробежку не его решение.

Со временем он явно не дружит, так как постоянно опаздывает: на лекции, свидание, мосты разводят, рукопись сдать во время, забывает явиться куда был зван. Единственная вещь, которая указывает ему время, это его часы с будильником. Часам всё равно, где теперь хозяин, поэтому он частенько предательски звенит во время объятий с Аллой. А она особенно болезненно на это реагирует. Часы, как верный бульдог, стоят на страже времени хозяина. Но увы, и это не помогает!

Есть сцена, когда происходит разбор студенческих переводов, и Андрей Палыч зацепился за слова в тексте: «Бегал, убегал?» И на секундную долгую паузу он словно окунулся вглубь себя. Этими словами можно отразить всю суть его жизни: Андрей «бежит и убегает». Убегает, в смысле врёт, то есть убегает от действительности.

Бузыкин постоянно разрешает, чтобы другие нарушали его границы. Этим занимаются абсолютно все, начиная с жены. К примеру, в начале фильма Нина за завтраком допускает колкости а адрес мужа в присутствии гостя – профессора Билла. Соседа-пьяницу Бузыкин не может выдворить из собственной же квартиры. Не может сказать любовнице, «Не звони мне в это время, я занят, я в семье и у меня могут быть неприятности». Пожимает протянутую ему, как пустому месту, руку. У него в горле застряла еда, когда Алла в который раз заикнулась о совместном ребенке. И даже когда дядя Коля сказал о том, что им пора оформить отношения и спросил «А не лишнее ли я говорю?», Андрей Палыч ответил – «Ну почему же лишнее? Нет», — и сник ещё больше.

Что тому причиной? Доброта ли, о которой говорят почти в каждом отзыве на этот фильм? Разберёмся, а для этого посмотрим на окружение Бузыкина. Кто рядом с ним?

Нина Евлампиевна – Н.Е. обманутая жена?

Красивая, умная, проницательная. Правильная. Самодостаточная, всё знающая и понимающая. И при этом – всё контролирующая. Этакая жена-мать, от контроля которой так и норовит сбежать муж. Налево.

Такие женщины кастрируют рядом находящегося мужчину. Кто на уровне головы, отказывая ему в здравом смысле. Видели, наверное, подобные ситуации: «Коля, ты не в тот пакет положил! Ну куда ты кладёшь? Как ты кладёшь? Ну сколько можно? Дай я сама!» И у Коли опускаются плечи. А ещё кастрируют и на уровне члена, отказывая в сексе. С помощью головной боли или явно демонстрируя мужчине, что он никудышний любовник.

Заметьте, что в этой семье принято читать, а заниматься сексом, вероятно, нет. На протяжении всей картины не было и намёка на любовную сцену. Эти, ещё не старые люди, как кровные родственники, не флиртуют между собой, словно секс – табу в их отношениях. И извращённой формой сексуальных взаимоотношений становятся словесные стычки.

Нина постоянно норовит уколоть мужа побольнее, сарказм есть желание отойти на безопасное расстояние от другого, не строить близкие отношения.
Я не заметила на протяжении фильма ни одного серьёзного разговора между супругами, чтобы прояснить, что же происходит в их отношениях на самом деле. Все их беседы – это бытовые манипуляции, дрязги и желание ранить другого.

Нина демонстрирует отказ от помощи, свою самостоятельность и самодостаточность: «Я со всем справлюсь». Она из тех женщин, которая сама откроет консервную банку в присутствии мужа, дабы ненавязчиво подчеркнуть его ненадобность (бесполезность) в хозяйстве.

Умело манипулирует: «И никому я не нужна! Тебе не нужна, дочери не нужна!» Манипуляции есть форма контроля других, чем она всё время и пользуется.
Но то, что она не предпринимает шагов, не значит, что она смирилась с ролью обманутой жены. Она садистирует над Андреем, например пришивая коричневыми нитками пуговицы на его сером плаще.

А какую странную формулировку она подобрала для обсуждения решения уже замужней дочери, когда они с мужем собрались в командировку на остров Жохова: «Ты их отпускаешь?» — спросила она у Андрея.

В конце фильма, когда они проводили дочь в аэропорт, она говорит: «Я всё знала и терпела ради дочери, а теперь не хочу». Такая жертвенная позиция при том, что дочь давно выросла, это явно сказки дядюшки Римуса! Это ни что иное, как рационализация существующего положения вещей. Уходить из семьи она не хочет и для этого нашла благовидный предлог.

Какие чувства наш герой испытывает к жене? Прежде всего это страх перед разоблачением, поэтому враньё становится его постоянным спутником. Возможно ли долго выдержать такое напряжение? Конечно, нет. Поэтому появляется она. Кстати, не все мужчины в таких случаях уходят налево. Некоторые начинают пить, болеть или, если уровень зрелости позволяет, просто уходят.

Алла, вечная девочка

Его любовницей стала Алла. Они вместе работают: Алла – машинистка, печатает его переводы. Очень импульсивная и эгоцентричная особа. При любом удобном случае демонстрирует слабость и беспомощность, как сейчас любят говорить – «Девочка, девочка!». Зачастую ведёт себя как ребенок, требующий к себе особого отношения и заботы.

Чего стоит сцена с якобы больным сердцем! Где-то в уголке кровати примостился серый взъерошенный недолюбленный воробей, вызывающий жалость. И, естественно, Бузыкин не смог пройти мимо. Но тут же, из позиции больной, она трогательным голоском завела интересующую её тему «А она тебе изменяет?», имея в виду жену Бузыкина. Тут же в голосе появилась сталь и от воробьишки не осталось и следа. Где эта больная женщина, куда она подевалась? Так человек проявляет свою истинную истеричную сущность.

Есть интересная деталь: когда Алла срезала пуговицу с пальто Андрея и решила перешить нужного цвета нитками, зазвонил будильник. Она тут же вернула ему и пальто и отрезанную пуговицу, словно это была не её инициатива, а он попросил её. Так истеричные женщины манипулируют мужчинами. Это происходит очень тонко, незаметно, что и самому мужчине невдомёк, что же произошло? Как говорят, ложечки вернули, а неприятные чувства остались. И эти моменты прослеживаются во всём, сначала хочу, потом не хочу, приходи/ не приходи, не звони мне больше!/это ты мне звонил?

У Аллы идеалистически инфантильный взгляд на жизнь. Расспрашивая Андрея о дочке, которая бросила на тот момент институт и не появлялась дома, сделала такой вывод: «А если бы у нас был ребенок, то он бы тебя уважал». Она живёт в своих фантазиях, абсолютно не слышит «любимого», более того, не хочет слышать. Для неё основной жизненной задачей является выйти замуж, а выйти за интеллигентного мужчину, профессора, в те времена был особый почёт.

Посмотрите на явное различие между жильём Бузыкина и её. Алла занимает одну тесную комнатку в старом доме с незатейливой обстановкой против его современной квартиры с большой библиотекой и разными штучками на полках. Поэтому не раз намекает Андрею на желание иметь от него ребенка: решить свой финансовый вопрос за счёт мужчины тоже не помешает.

Алла делает для возлюбленного, то, что неуместно или то, что он не желает, к примеру, дарит ему импортную куртку. Таким подарком она как будто хочет сделать ему приятное, а её истинное желание из «призрака» стать проявленной перед женой любимого.

Она манипулирует с помощью обиды, подпитывая Бузыкину его базовое чувство вины. И такой диалог между ними норма:
— Обиделась?
— Нет, – явно недовольным обиженным тоном маленькой девочки, — Я же понимаю, что там ничего нельзя, а здесь всё можно.

Из-за того, что она не может проговорить прямо свои чувства, она садистирует над ним: «А правда Андрей Палыч похож на кролика, когда жует?» и в арбитры приглашает соседа дядю Колю. Обесценивает, сравнивая возлюбленного с Варварой: «Нелепая, вроде тебя?» Также обратите внимание на странную сцену с Пташуком, где Алла хочет вызвать ревность у обоих мужчин. И данная деталь подтверждает догадку, что между ней и Бузыкиным явно зависимые отношения.

На это также указывает особая злость Аллы к будильнику Андрея. Аллочка посягает не на сам будильник. Нет. Её интересует Андрей Палыч, как объект. Она хочет, чтобы он принадлежал только ей, словно он вещь. И поэтому понятно, что когда она произносит жалостливым голоском: «Андрей, ты меня бросил?», то она то же самое думает и о себе. Как можно бросить человека? Ведь он не игрушка, не вещь и не животное, которое погибнет без заботы.

Алла иной раз убегает от него, но так, недалеко, чтобы подразнить, чтобы быть пойманной и увиденной. И «случайно» позабытые им цветы в телефонной будке перед свиданием выдают его истинные мотивы. Любовница для него не счастье, это большая проблема и дополнительная нагрузка. И он сам уже не рад. Но что с этим делать, не знает. И не делает.

Билл Флетчер, профессор из Дании

Это важная фигура для понимания происходящего в истории главного героя! Билл Флетчер приехал из Дании, он переводит Достоевского, роман «Униженные и оскорблённые» и Андрей Палыч ему помогает в этом. Он структурированный, дотошный, психоаналитики бы сказали анально — навязчивый. Полный антипод Бузыкина: человек не творческий, но целенаправленный.

Подтверждение его пунктуальности и аккуратности мы видим на протяжении всего фильма. Сцена после титров, утро, звенит будильник и в эту же секунду звонят в дверь – в квартиру входит свежий и готовый к пробежке Билл. Он упрямо доводит свою цель до конца. Внимателен к каждой детали, будь то перевод романа или услышанное неизвестное выражение.

Поначалу Билл задавал вопросы: «Я лючше уйду или остаюсь? Может у вас тоже есть работа?» К концу фильма он оттягивает на себя столько времени, той же утренней пробежкой, переводами, вытрезвителем, наконец, что становится еще одной обузой в жизни Андрея Палыча.

Их отношения характеризует диалог:
— Я вас отпускаю Андрей, но у меня есть к вам один маленький вопрос.
— Давайте!
— Сейчас найду, – и он деловито и очень долго роется в своих записях.

Варвара

Также Андрей постоянно помогает своей институтской бесталанной подруге Варваре с переводами. Сама Варвара никчёмная в этом деле, но подумать о другом применении себя в жизни ей не приходит и в голову. Ведь есть безотказный костыль! Такие люди, как Бузыкин, порождают монстров, ведь они не дают адекватную обратную связь на действия других. Вспомните Шарикова из «Собачьего сердца», ох и намучился с ним профессор!

— Что, все плохо? — спрашивает Варвара, когда тот читает её перевод.
— Ну почему же всё, — малодушно отвечает Бузыкин, – Нет.
И при этом вычеркивает абсолютно всё,что она напереводила.

«Может я бездарная?» – светлая мысль вдруг проскакивает у неё в голове, ведь за год напечатали всего лишь один рассказ, и тот написан с помощью Андрея. Но Бузыкин тут же притупляет её бдительность «Ну почему же бездарная?» При этом сидит и делает за Варвару работу, опять же жертвуя своим временем и отношениями. И всё.

Поэтому Варвара бессовестно использует Бузыкина в своих целях, портит их отношения с Аллой неуместными звонками, оставляет его ночевать на улице, он засиделся у неё с очередным переводом, и мосты развели.
А почему бы и нет, если есть негласное разрешение. И вот она уже не стесняется: «Милый, время полпервого, а у нас вагон работы!» Такое впечатление, что Бузыкин попал к ней в литературное рабство.

Но надо помнить, что после того, как монстр вскормлен, он съедает своего благодетеля. Родители, которые ни в чем не отказывали своему ребенку, делали за него посильную работу, всегда спешили на помощь, часто жалуются, что в ответ не получают любви и уважения. Он взамен использует их, ему нужны только деньги.

Здесь мне вспоминается другой советский фильм «Впервые замужем», где молодая мать-одиночка Тоня так воспитала свою дочь. Кубышку открывала только для дочки, премия или сверхурочные для дочки. И осталась Антонина без образования, хорошей работы и мужа тоже для дочери. Чем закончился фильм? Дочь выгнала её из собственной же квартиры. Перелюбили! Это так же вредно, как и недостаток родительской любви.

А в «Осеннем марафоне» произошёл парадокс: издатель признал переводы Варвары лучшими, чем у Бузыкина, и отдал ей переводить Скофилда, о котором так мечтал Андрей Палыч.

«Тостующий пьёт до дна»

Взаимоотношения с соседом-выпивохой Харитоновым Василием Игнатьевичем тоже достойны, чтобы мы их заметили. Этот бесцеремонный тип запёрся в четверг (свой выходной) в квартиру соседа с бутылкой водки. Ему скучно одному пить и хотелось найти себе интеллигентную компанию для посиделок.

Его не смущают ни робкие фразы хозяина и гостя о том, что они работают, ни то, что после рюмки водки Бузыкин буквально сверлит его злым взглядом. Но Харитонова не прошибёшь, он стоит на своём «Не положено, теперь надо посидеть!» И буквально заставляет пить профессора и Андрея, а после идти в лес по грибы.

bratkova_kadri_marafon

Все эти люди как хорошо сыгранный оркестр: если один изменит свою партию, то музыки, складывающейся годами, не получится. И все они отражают внутренние проблемы главного героя фильма.

В чем проблемы Андрея Бузыкина?

Вот так витиеватости личной истории Андрея Бузыкина приводят нас к мысли о его внутренних конфликтах. Немного поясню: существуют внешние конфликты, когда человек поссорился с женой, любовницей или начальником. А есть те, которые проистекают в глубинах души, когда противоположные ценности сталкиваются. Таких конфликтов у героя несколько.

Изначально пьеса Александра Володина, по которой снят фильм, называлась «Горестная жизнь плута». Но на мой взгляд Бузыкин вовсе не плут, а человек, которому трудно сказать «нет» кому бы то ни было. В щекотливой ситуации он всегда выберет остаться вежливым, нежели правдивым. Это указывает на наличие, актуального внешнего конфликта между честностью и вежливостью, который выделен в позитивной психотерапии.

Ситуаций, в которых он поступился собой, не счесть. Это человек, который всю жизнь прожил для других. Но это не подвиг, это удел тех, кто боится прямо сказать «Нет!» и произносят «Уверен, мне это не подходит», кто боится обидеть другого человека (а собеседнику и невдомёк, что он ставит другого в неловкое положение), боится прослыть не душкой, а скандалистом, боится быть отвергнутым и непонятым.

Для таких людей коллективное прежде всего. «И волки сыты и овцы целы», вот девиз бузыкиных. Таковы и Мягков в фильме «Служебный роман», Карандышев из «Жестокого романса», да и многие мужские и женские фигуры того времени изображены именно так. Несомненно, очень много зависит от ментальности страны. Но и в те годы находились люди, которые умели отстаивать себя, несмотря на сложные обстоятельства и идеологию целого народа.

А такие люди, как Бузыкин, находятся в беспокойных хлопотах. Движение без движения вперёд: наоборот, чем быстрее он бежит, тем он всё быстрее откатывается назад. Им присуща излишняя суетливость, тревожность, мнительность: «А то я сказал или не то я сказал?»У Андрей Палыча всё на бегу и при этом везде опаздывает. Как справедливо заметил Булгаков устами профессора Преображенского: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

Как случилось так, что сама жизнь для него как тяжелая нагрузка, марафон?
Дело в том, что человеку противоестественно жить ради других, забывая себя. Как такие люди могут почувствовать удовольствие от жизни? Ведь для того, чтобы радоваться жизни, надо быть свободным и не спешить.

Но вернёмся к психотерапии. Наряду с внешними конфликтами из позитивной психотерапии, есть семь внутренних конфликтов, которые собраны в классификацию OPD (операционализированная психодинамическая диагностика). О чем они? Каждому из нас характерны противоположные желания, среди которых зрелый человек умеет находить золотую середину, а вот инфантильный скатывается к одному из полюсов, а нередко дрейфует между противоположными.

Чтобы определить какой конфликт характерен для Бузыкина, необходимо узнать, какие чувства являются у него базовыми. Мы видим, что внутри него сплетён тесный клубок чувства вины, страха и печали. Чаще всего герой пребывает в грустном или депрессивном состоянии. Поэтому главным является конфликт Автаркия – желание обслуживания в активном модусе, когда человек обслуживает других, забывая о себе.

Часто нам сложно отследить, что мы действительно используем кого-то по той причине, что застряли в пассивном модусе конфликта Автаркия/ желание обслуживания. Люди, которые пользуются другими, бывают двух типов. Один из них прикидывается слабым, не справляющимся и вовлекает другого в заботу о себе. Другой тип открыто приказывает, командует: «Подай то, открой это!». И не терпит отказа.

Но это не единственная внутренняя коллизия Андрея. Когда человек не думая выдаёт содержание своего бессознательного на-гора, мы понимаем, о чём он на самом деле думает и что у него внутри. Таковы знаменитые описки и оговорки «по Фройду»: метафоры, песни, любимые сказки и фильмы.

Смотрите, какую странную песню он выбрал в качестве напутственной – «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина». Песня о несчастной любви рябины к дубу, написанная народным поэтом крестьянином Иваном Суриковым в 1864 году.

Это времена крепостного права, которое отменили лишь в 1861, и годы, проведённые в рабстве, сказываются на народном фольклоре. Это о судьбе, в которую верили, что её невозможно изменить, что дано, то и надо прожить.

И эта песня выдает его второй, не менее важный, конфликт зависимости в пассивном модусе. Наряду с этими, несомненно присутствует и конфликт чувства вины в пассивном модусе, когда человек чувствует себя виноватым, что бы он ни сделал.

Он как кукла-марионетка, на его лице нет и искры настоящего живого, увы! Посмотрите на его лицо, когда Аллочка дарит ему новую куртку. Что оно выражает? Большое НИЧЕГО.

До какой нелепости (крайности) нужно дойти человеку, чтобы наконец-то обратить внимание на себя? Что такого должно произойти в жизни, чтобы человек стал ставить себя и свои интересы в первую очередь? Какого пинка ожидал Бузыкин от судьбы? О, да, он его получил. Его лишили перевода Скофилда, которого он так жаждал. И тут он рассвирепел.

Случайно ли режиссер показывает в конце картины, что Бузыкин со злости пнул пустую коробку, а в ней оказался кирпич, и оставшуюся часть картины он хромал? Это тот волшебный пинок от жизни, который получает каждый замешкавшийся.

И как он расцвел, когда высказал Варваре своё негодование на лестнице. Жизнь заиграла в нём, забурлила. Он не побоялся открыто высказать своё мнение Шершавникову. Нагловатому студенту. Василию Игнатьевичу.

А какие чувства вызывает у вас Андрей? Злость? Гнев? Грусть? Пожелание «Так ему и надо»? Сочувствие?

Лично у меня ощущение грусти и сожаления, что такой талантливый человек не добился ничего значимого в своей жизни. Увяз в своем конфликте и бежит в преподавательской рубашке и брюках свой марафон.

Любимая

Есть ли здесь кто-то или что-то, что по-настоящему любит Андрей? О, да! Его единственная настоящая Любимая – литература. Вот уж что-что доставляет ему истинное наслаждение, так это остаться наедине с книгой, сидеть погружаться в воображение, работать со словом, проявлять свой талант. Но и тут не все так просто.

Бывает ли такое, чтобы любимая стала нелюбимой? Отвергаемой? Увы, в постоянной гонке за жизнью человек теряет вкус к любимому делу, происходит профессиональное выгорание, на место любви приходит равнодушие. А ещё когда нет признания авторитета (авторитетности), все хотят быть замеченными и важными в своем деле, даже любая уборщица. АНдрей Бузыкин попал именно в такую ситуацию. Да ещё и такой желанный и важный для него перевод отдали Варваре!

Есть ли проверенный рецепт, как вернуть радость от общения с любимым делом? Да, преодолеть внутренние конфликты, сопровождающиеся неприятными чувствами. Для этого нужно время, нужно спокойствие и несокрушимая вера в себя. Как справедливо на этот счет заметил Поль Гоген: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?»

Грустный клоун

В самом начале статьи я обратила ваше внимание на картину, висящую над фортепиано в доме Бузыкина. Это репродукция известного французского экспрессиониста Бернара Бюффе «Клоун» и эта картина даёт нам недостающую деталь для понимания сути Андрея. Известно, что картину принесла на съемки художник-постановщик фильма Элеонора Немечек, и режиссеру понравилась идея: КЛОУН — ВТОРОЕ «Я» главного героя.

Вся жизнь художника – полная противоположность Андрею, который растрачивает свой талант на беготню. Чтобы понять, в чём именно суть противопоставления, нужно немного ознакомиться с биографией художника.

В 20 лет Бернар Бюффе уже прославился как художник, а в 1955 году (в 27 лет) возглавил список десяти лучших послевоенных художников по мнению журнала “Знатоки искусства” и был удостоен первой премии журнала. Мало кто с ним сравнится по плодовитости, он создал более восьми тысяч картин и неустанно трудился до 71 года, после чего покончил с жизнью потому, что у него началась болезнь Паркинсона, и он не мог продолжать писать.

Бернар Бюффе показывал в своих работах настроение Парижа после времён Второй мировой войны: голод, депрессия, агрессия, жестокость, нацизм, несправедливость. Как яркий представитель мизерабилизма, он изображал меланхоличные, почти монохромные портреты и автопортреты, потеряно-отчуждённые фигуры с удлинёнными пропорциями, скудные, лишённые уюта интерьеры, угловатые натюрморты на кухонном столе. Искусствоведы называли стиль изображения Бюффе колючим, а его картины имели в своих частных коллекциях Софи Лорен, Хичкок, Кристиан Диор. Несомненно, это Достоевский в живописи.

Что касаемо личной жизни, то он любил свою жену, часто писал её портреты и жил с нею до старости. Бюффе не всегда пользовался любовью народа. Поскольку он открыто говорил о неприглядных нравах общества, о его теневой стороне, например, нацизме, то во Франции его на какое-то время даже предали забвению.
«Окружающая меня ненависть – самый лучший подарок, который мне можно было сделать. Я не щадил ничего и никого – немногие люди могут так сказать», — художник не боялся сказать то, что думает, пусть и во вред себе.

А звеном, связующим и сопоставляющим Бузыкина и Бюффе, является клоун, изображенный на картине.

Символика клоуна примерно та же, что и Шута: в разных традициях он отражает фигуру убитого короля. Всё то, что важно для короля – величие, ответственность, самостоятельность, победа – он попирает, и на разрушенных добродетелях исполняет танец кривляния, возникает смех (не всегда добрый), иллюзия отсутствия власти. Король – это силы закона и порядка, а шут – силы хаоса. Король и клоун не могут друг без друга, это дополняющие друг друга фигуры. И если точность – вежливость королей, сразу понятно, кто в этой диаде Бузыкин.

Почему марафон, да ещё и осенний?

Задавались ли вы вопросом, почему режиссёр так назвал фильм? События фильма происходят осенью, но не той золотой, прекрасной порой, которой любовались поэты. В фильме показан дождливый унылый Петербург. Ни намека на романтичность. Печаль. Депрессия и Достоевский «Униженные и оскорблённые». Но не только по этой причине фильм получил такое название!

Из всех времен года осень ассоциируется с третьим циклом бытия человека – зрелостью. Несомненно, это фильм экзистенциального кризиса. Кризиса середины жизни, роковой черты, когда человек понимает, что жизнь катится с горы, а не в гору, и подводит итоги уже прожитого.

Это грустное тревожное время начинается у всех, примерно в сорок лет. И если за первый период жизни человек приобрёл внутренние опоры, то ему будет не так опасно и страшно катиться вниз. Главному герою сорок шесть, и он словно летит вниз давно потеряв устойчивость, а финиш не близок.

Что ответит герой на возникающие в кризис главные и оттого тревожные вопросы: «Кто Я? Для чего я здесь? Что я успел? В чем мое предназначение? В чем смысл жизни?» Для того, чтобы ответить на них, нужно время.

А Андрей? Несуразный Андрей Бузыкин всю свою жизнь бежит, одетый не по форме, не обращая внимания на мелкий моросящий дождь. Не с Биллом, а со своим неврозом. И как символ идущей в тартарары жизни, символ хаоса внутри его личности, комната остается с незаконченным ремонтом и кругом «маленький раскардаш».

Марафон?

Мне кажется примечательным первый диалог любовников Бузыкина и Аллы, в конце которого он произносит сакраментальную фразу: «Алла, ты же знаешь, я свою жизнь переменить уже не могу». И эта важная мысль лейтмотивом прошивает весь фильм, соединяя лоскуты в полотно. И нет конца истории осенний марафон.

«… записываю, в 7 кафедра»

к/ф «Осенний марафон»
Э.

Эдипов комплекс устарел…

Видели, наверное, таких «папиных дочек», когда папа взрослую девушку кормит с руки, сажает рядом с собой в машину, а жену назад. Берет дочку с собой в кино или на вечеринку, предпочитая ей общество жены. Иными словами, дочь ему заменяет супругу. Единственное что, у них не происходит — сам половой акт, а весь остальной секс — нежные объятия, поглаживания, флирт и прочее в достатке. Такое поведение только закрепляет у дочки Эдипов комплекс (Электры), что в свою очередь ведет к мощному внутреннему эдипально-сексуальному конфликту.

А мама? Вынуждена скрипеть зубами от ревности, не понимать, что на самом деле происходит и при этом ругать себя: «Как я могу так думать, она же моя дочь!».

Что такое эдипов комплекс?

«Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?»

Да… Но было немного не так, вернее совсем не так: мой 18 летний сын пришел и задал мне, как специалисту, вопрос: «Мам, а что такое эдипальный комплекс? Кто его придумал? Как Фройду пришло в голову именно так назвать комплекс? Может он устарел и применение его в современной психологии не оправдано? И как, собственно, правильно понимать его?»

У меня секретов нет)) Я тут же решила  убить двух зайцев одним выстрелом, вернее одной статьей. Мой ответ сыну и всем, кто хочет понять суть эдипова комплекса.

Эдипов комплекс — одно из основных понятий классического психоанализа, использованное Зигмундом Фройдом для обозначения проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям.

Этот комплекс назван так с легкой руки отца психоанализа, несомненно величайшего ученого, З. Фройда.

Зигмунд Фройд. Эдипов комплекс. Виктория Браткова

Он увидел необыкновенную возможность эффективно лечить людей словом, а наработок в этой области было мало. Доктору Фройду приходилось много анализировать, наблюдать, соотносить материал, искать самому. Он досконально описывал истории пациентов, обращал внимание на все детали и закономерности. З. Фройд изучал материалы, которые написали психиатры до него. И он заметил некоторые любопытные особенности: зачастую к нему на прием приходили пациентки с неврозами и истерией. Когда они обсуждали личную историю с этими пациентками, то он обнаружил взаимосвязь между страданиями и психотравмирующими их событиями, которые происходили в детстве.

Особняком звучала тема сексуального использования и даже совращения. Особенно в отношении малолетних девочек. Распутные действия совершали их отцы, братья или другие близкие взрослые. Он стал в этом детально разбираться, а поскольку он был очень пытлив и знал корни, мифологию, то увидел похожее между реальностью и мифом о греческом царе Эдипе.

Для того, чтобы понять всю суть и глубину этого психоаналитического понятия нужно знать истоки его зарождения. А начиналась вся история с древнегреческого мифа. Итак, представьте себе древнюю Грецию…

Рождение Эдипа

Лаий и Иокаста, властители Фив, были вне себя от счастья, когда у них родился сын. Радуясь этому событию, они послали за жрецами Аполлона и попросили их рассказать о том, какие славные подвиги суждено будет совершить их мальчику. Но, когда жрецы сообщили им, что он убьет своего отца, женится на матери и принесет родному городу много бед, их ликование сменилось отчаянием. Спустя три дня царь приказал бросить ребенка в диких горах Киферона, и при этом собственной рукой проколол ему ступни, чтобы он не мог спастись. Но пастух, которому было поручено бросить его в горах, сжалился над ни в чем неповинным ребенком и не убил его, а оставил лежать его на земле. Когда он вернулся в Фивы, никто не спросил, каким образом он выполнил задание, но все вздохнули с облегчением, думая, что пророчество никогда не исполнится.

Мальчик не умер. Его крики услыхал искавший пропавшую овцу пастух и отнес Полибию, царю Коринфа, у которого не было наследника, и он с радостью усыновил малютку. Царица Коринфа с прислужницами бросились обмывать ножки ребенку и назвали его Эдипом (человек с распухшими изувеченными ногами).

Юность Эдипа

Шли годы. Молодой царевич рос, не зная о том, при каких обстоятельствах он появился на свет, пока однажды на пиру один из его товарищей, разгоряченный вином, не повздорил с ним и не стал насмехаться над его происхождением, заявив, что те, кого он привык считать своими родителями, не имеют к нему никакого отношения. Эдип обратился за разъяснениями к родителям. Они не сказали ему правду. И он решил обратиться к оракулу в Дельфах, который всегда говорил правду.

Эдип отправился в храм, но ответ оракула был, как обычно, весьма туманным — он предупредил Эдипа: «Беги от своего отца, сказал он юноше, — ибо, если ты встретишься с ним, то ты убьешь его и женишься на своей матери». Объятый ужасом, Эдип не решился вернуться обратно в Коринф, боясь, что там совершится над ним злая судьба, предсказанная ему, и направил свой путь в Беотию.

Стычка Эдипа с родным отцом

Он шел пустынной, узкой тропинкой между Дельфами и Даулией, как вдруг на одном повороте встретил колесницу, в которой сидел старец с возницей и глашатаем. Возница грубо столкнул его с дороги, за что вспыльчивый Эдип сильным ударом сшиб его с колесницы. Тогда старец нанес Эдипу сильный удар по голове остроконечной палкой, бывшей в его руке, так что у него показалась кровь. Этот удар окончательно вывел Эдипа из себя; взмахнувши своей дорожной дубиной, он опустил ее с ужасной силой на голову старца, и тот, обливаясь кровью, мертвый пал со своего сиденья.

Юноша был в полной уверенности, что убил просто упрямого беотийца с его слугой, так как старец не имел никаких знаков, которые бы указывали на его более высокое положение. На самом же деле это был Лай, король Фив, направлявшийся к оракулу в Дельфы; так исполнилось ужасное предсказание.

Схватка со Сфинксом

Незадолго перед этим около Фив появилось ужасное крылатое чудовище, называвшееся Сфинксом; спереди оно имело вид девушки, задняя же часть его была львиная. Это чудовище — сестра адского Цербера, поместилось на скале и оттуда предлагало фиванцам разного рода загадки. Если спрашиваемый не мог разрешить их, то Сфинкс разрывал его на куски. Это бедствие побудило фиванских князей объявить, что тот, кто освободит город от чудовища, получит в награду Фиванское царство и руку царицы, вдовы Лая Иокасты.

Эдип и Сфинкс. Эдипов комплекс. Виктория Браткова

Как раз в тот день, когда это было возвещено, Эдип, усталый от своих странствований, подходил к воротам Фив. Опасное приключение прельстило его, и, кроме того, он в силу ужасного предсказания оракула не особенно дорожил своей жизнью.

Он смело поднялся на скалу и позволил Сфинксу предложить себе загадку:
— Назови мне животное, которое утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех! Сила и скорость его движений бывает меньше всего тогда, когда оно имеет большее количество ног.

Загадка не смутила умного юношу, он сейчас же дал ответ.
— Животное это — человек, — сказал он, — который по утру своей жизни ходит на двух руках и двух ногах; в полдень своей жизни, когда он становится наиболее сильным, ходит на двух ногах, и к вечеру жизни, когда слабеет и становится стариком, он ходит с помощью палки, которая становится для него третьей ногой.

Загадка была разгадана, и Сфинкс, полный досады, сам бросился со скалы и расшибся насмерть.

Награда. Предсказание сбывается

Эдип получил в награду Фивы и руку царицы Иокасты. Она родила ему четырех детей — двух близнецов Етсокла и Полиника и затем двух дочерей Антигону и Йемену. Так сбылась и вторая часть ужасного предсказания.

Эдип несколько лет счастливо правил Фивами. И тут, боги наслали на страну страшную чуму. Испуганные фиванцы искали помощи и защиты против страшного бедствия у своего царя, которого они считали любимцем богов. Эдип, не будучи в состоянии ничего сделать, послал Креона в Дельфы вопросить бога о том, как избавиться от ужасной болезни.

Ответ оракула был неутешителен. Бог говорил, что на стране лежит тяжелым проклятием неотомщенное злодейское убийство Лая; он приказывал найти преступника и изгнать его из пределов страны. Эдип, на котором лежала обязанность примирить богов со страной, призывал всех сообщить все, что им известно об убийстве Лая, обещая за это большую награду и благодарность всей страны. Он позвал, кроме того, слепого Тиресия, пользовавшегося большим уважением и любовью за свой дар ясновидения. Слепой старец явился в сопровождении мальчика на народное собрание, где Эдип просил его навести их на след преступника.

Тиресий испустил крик отчаяния.
— Ужасно знание, — воскликнул он, — которое открывает познающему только преступление. Позволь мне молчать, и не пытайся открыть смысл изречения оракула!

Ужасное знание

Напрасно царь Эдип просил старца открыть тайну, напрасно молил о том же народ, стоя на коленях, — ясновидец не произносил больше ни слова. Тогда Эдипа обуял гнев, и он осмелился оскорбить старца, назвавши его соучастником убийцы. Это обвинение заставило Тиресия прервать свое молчание, и он вскричал:

— Если ты хочешь знать это, так слушай! Ты сам тот изверг, из-за которого гибнет этот город! Ты — убийца царя! Ты опозорил свой род, женившись на собственной матери!

Эдип был в шоке от этих слов, но он им, конечно, не поверил. И тут Иокаста воскликнула:
— Как мало знает этот прорицатель! Мой первый супруг Лай получил некогда предсказание, что он умрет от руки сына. Но наш единственный сын погиб в пустынных горах трех дней от рождения, а мой муж был убит на перекрестке разбойником!

Эти слова глубоко поразили Эдипа.
— Лай был убит на перекрестке? — спрашивал он тревожно. — Опиши мне его вид, сколько лет было ему тогда?
— Он был большого роста, — отвечала Иокаста. — Первые старческие белые локоны украшали его голову, а своей осанкой и лицом он походил на тебя.

Ужасное предчувствие закралось в душу царя.

Как раз в это время явился посол из Коринфа и сообщил, что отец Эдипа, Полиб, умер и освободившийся трон ждет его. Это был тот самый человек, который нашел и передал ребенка вместо того, чтобы бросить его в пустынных горах. Он легко смог доказать Иокасте и Эдипу, что последний, хотя и был наследником Полиба, но был не родным, а только приемным сыном его.

Теперь все сомнения были развеяны, и весь ужас его поступков предстал перед глазами Эдипа. Оглашая воздух криками отчаяния, метался Эдип по улицам города, прося всех попадавшихся на его пути дать ему меч, чтобы умертвить себя и свою мать. Но все с ужасом сторонились его, и он, измученный, вернулся во дворец.

Последствия несознательных поступков

А там его ожидало уже новое ужасное несчастье; Иокаста, подавленная сознанием своего ужасного, хотя и невольного преступления, повесилась, и Эдип нашел только ее холодный труп. Со стонами освободил он из петли тело и, положив его на землю, снял золотые застежки, бывшие на груди Иокасты. Высоко подняв их правой рукой, он проклял в безумии себя и свое зрение и с силой воткнул золотые острия застежек в свои глаза, пока из них не брызнул поток крови. Затем он приказал вывести себя из дворца и отвести на площадь, чтобы покаяться перед народом в своих преступлениях, сделавших из него проклятие для всей страны. Слуги исполнили его желание, но народ встретил своего любимого царя с состраданием, и никто не выказал ему ни малейшего презрения.

На следующее утро Эдип отправился в путь, желая как можно скорее окончить все расчеты с жизнью, сделавшейся для него одним сплошным позором. Обе дочери, Антигона и Йемена, провожали его до самых ворот города и со слезами умоляли его вернуться назад. Но он был неумолим, и тогда, в момент расставания, Антигона заявила, что будет и дальше сопровождать его.

И вот Антигона отправилась с отцом на чужбину, разделяя с ним нужду и голод во время долгих странствований по безводным пустыням и диким лесам.

Дорогой Эдип переменил свое намерение и решил прежде всего посетить оракула Аполлона; там ему было предсказано, что он получит успокоение не прежде, чем придет в назначенную ему страну, где суровые богини Эвмениды прекратят свое преследование и оставят его.

Странствия Эдипа

Выполняя предсказания бога, бродил Эдип по греческим странам, питаясь милостыней, которую подавали ему и его дочери сострадательные люди.

После продолжительного странствования они пришли в афинскую область Колон. Там находилась, как они узнали у жителей, роща Эвменид, под именем которых афиняне чтили Эринний. В Афинах в это время царствовал славный Тезей; узнав о прибытии Эдипа, он сейчас же поспешил в Колон и дружелюбно встретил несчастного странника.

— Мне небезызвестна, бедный Эдип, твоя судьба, — сказал он, — и она глубоко трогает мою душу. Скажи мне, чего ты хочешь в Колоне.

— Дай мне убежище, о, царь, и могилу — вот все, в чем я нуждаюсь теперь, — ответил Эдип.

В сопровождении своей дочери и избранных граждан Колона углубился он в мрачную темноту рощи Эвменид. Не было нужды вести Эдипа; двигаемый какой-то чудесной силой, слепец шел один впереди всех и указывал остальным дорогу к месту, предназначенному судьбой.

В середине этой рощи находился ход под землю, к прикрытому отверстию которого со всех сторон сходилось множество тропинок; этот ход, как гласило сказание, вел в подземное царство. Здесь остановился Эдип; он снял свое запыленное платье, смыл с себя всю грязь и пот, накопившиеся за время его долгих скитаний и облачился в красивые одежды, подаренные ему Тезеем.

Когда он кончил омовение и переодевание, внезапно из-под земли раздался удар грома и в воздухе прозвучал повелительный голос:

— Не медли более, Эдип!

Эдип, услыхав их, подозвал к себе Тезея и вложил в его руку руку своей дочери, прося его взять ее под свое покровительство и защиту. Затем он простился с окружающими и приказал им, не оборачиваясь, удалиться от него.

Только один Тезей мог подойти с ним к самому отверстию преисподней. И тогда произошло великое чудо. Темное отверстие подземного царства тихо и бесшумно поглотило Эдипа, и он плавно, как на крыльях, начал спускаться в глубину.

Зная историю, З. Фройд увидел закономерности и пришел к выводу, что бессознательные влечения к родителям присущи для всех людей и для него в том числе! «Я также обнаружил на своем собственном примере влюбленность в мать и ревность к отцу… и теперь рассматриваю это в качестве универсального явления раннего детства. И если это так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа».

Сексуальное насилие над детьми и правда не редкость, но поскольку мы говорим о тех временах, когда разговоры о сексе были под строжайшим запретом, а общество жестко порицало всяческие фривольности. И тут, на фоне ханжеского восприятия секса, Фройд утверждает такое! Это немыслимо! Подобные идеи были приняты врачебным сообществом как бред, с ним перестали здороваться.

В угоду общественному мнению Фройд меняет свою теорию. Он говорит о том, что речь лишь о нашем бессознательном. Поэтому влечения можно рассматривать как болезненные фантазии пациенток и их несознательные желания быть соблазненными своими отцами. То есть, в психоанализе бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола) названо Эдиповым комплексом. Он включает в себя и комплекс Электры , который характерен для женщин, впервые его открыл доктор Карл Густав Юнг, любимый ученик Фройда.

В таком виде эдипов комплекс дошел и до наших дней.

Почему так?

Давайте вспомним детей от 3 до 6 лет. Обычно в этом возрасте происходит следующее: мальчик враждует с папой, выгоняет его, прямо заявляет, что хочет жениться на маме. А девочка флиртует с папой и говорит, что хотела бы выйти за него замуж, родить от него детей, что он самый лучший мужчина на свете, а мать воспринимает как соперницу.

В нормальном разрешении этого конфликта главную роль играет отец, как по отношению к сыну, так и к дочери.

В норме папа сообщает дочери, что у него есть жена, её мама, что он любит ее. Рассказывает, что, когда она вырастет у нее будет самый замечательный жених в мире. «Что, даже лучше тебя, папа?» «Конечно, лучше!»

Дочь немного пообижавшись на папу понимает, что ей нужно расти и стать такой как мама (процесс идентификации), чтобы в итоге заполучить прекрасного мужчину, похожего на папу. Она перестает соперничать с матерью, с этого момента у них формируются доверительные интимные отношения. Девочке хочется быть женщиной, потому что это прекрасно и дает отличные плоды.

Но так происходит далеко не всегда. Бывает так, что папа благосклонно принимает игру девочки, сам флиртует с ней. Не понимая того, что оказывает дочери медвежью услугу. Такой отец скорее всего имеет нестабильные отношения с матерью девочки, поэтому предпочитает общество дочери обществу своей жены.

Девочка гордится этим: «А папа меня любит больше, чем тебя, мама!». Это, несомненно, приводит к конфликту в семье и закреплению у дочери комплекса Электры, что в дальнейшем сделает практически невозможным для Электры создание собственной семьи.

Эдипов комплекс дает начало 4 комплексам

  1. Эдипальный комплекс в узком смысле этого слова. Что означает более сильная привязанность к матери, конкуренция с отцом, бессознательное желание убить его и сильный страх, что за эти мысли папа его кастрирует.
  2. Комплекс Электры, бессознательное влечение дочери к отцу, соперничество с матерью, пенисовая зависть (зависть к жизни мужчин и неосознанное желание стать мужчиной). Яркий пример этого комплекса мы можем наблюдать у Анны Фройд, которая не создала свою семью, не родила своих детей, но посвятила себя служению отцу и науке, которой занимался отец.
  3. Комплекс Лая (отца Эдипа), когда мужчина воспринимает своего ребенка как конкурента, который забирает у него любовь жены, что приводит к несознательному желанию избавиться от ребенка. В том числе мужчины, которые активно настаивают на аборте женщины.
  4. Комплекс Иокасты (матери Эдипа, потом ставшей ему женой) заключается в том, что мать больше привязана к сыну, чем к дочери. В таком случае отношения у матери к сыну эротически окрашены. А начинается все банально, с того, что мать с самого рождения спит с младенцем в одной постели, объясняя тем, что он маленький, боится, много плачет и пр., предпочитая общество сына обществу мужа. Дальше «Мой единственный любимый мужчина» или «Мужиков может быть много, а сынуля один!» В этой версии для сына заканчивается все плохо, так как он затрудняется строить отношения с незнакомой женщиной. А смысл? Она никогда не будет его понимать так, как мать. И здесь нужно понимать, что если бы это было нормально, то человечество уже бы давно вымерло.

Каков же вывод? Актуален ли эдипов комплекс в наши дни? Мой ответ — несомненно! И он не потеряет своей насущности до тех пор, пока будет живо человечество и сексуальный инстинкт.

Желаю вам найти внутренний баланс и силу для управления сексуальной энергией себе во благо.

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x