Осенний марафон. Печальная комедия

Уж вторая осень пролетела с тех пор, как я собралась анализировать этот фильм. Чего меня потянуло его разобрать именно сейчас, зимой, в преддверии новогодней кутерьмы? Видимо, я именно сейчас созрела.

Я долго задавалась вопросом, почему не смогла идею сразу довести до конца? И поняла: глубинный психологический анализ, когда начинаешь разбирать содержание произведения — это, знаете, как переболеть им. Настроение фильма передается во время разбора, а погружаться в эти чувства мне совсем не хотелось. Но пришлось! Показательно, что практически все участники «Осеннего марафона», от режиссера до автора музыки Андрея Петрова, пережили подобную драму в жизни.

Это один из лучших фильмов того периода, классика советского кинематографа, я считаю. Сама смотрела его не раз, с удовольствием разбирали с коллегами на «Киноклубе». Фильм яркий, неоднозначный, запоминающийся скорее не самим сюжетом, хотя и им тоже, а психологическими портретами героев. В нём имеют место множество деталей, которые хочется разгадывать. Если вы до сих пор не смотрели, то он стоит вашего внимания.

Режиссёру Георгию Данелия удалось настолько искренне и живо показать извечный внутренний конфликт «Я для людей или люди для меня?», что ты легко становишься не зрителем, но героем фильма. А ещё он ставит перед нами множество вопросов: Андрей Бузыкин – подлец, который использует двух женщин, или несчастный, которого используют другие? «Осенний марафон»: комедия или драма? В чём основная проблема главного героя?

Весь фильм повествует нам о злоключениях Андрея Бузыкина, о том, как он запутался в отношениях: семейных, любовных, дружеских, детско-родительских и профессиональных. Но вот в чём вопрос – почему? В чём его невезение? Ведь он не пьющий, как Афоня из одноимённого фильма, не как подлец-нарцисс Паратов из «Бесприданницы» и не наивный, как Семён Семёныч из «Бриллиантовой руки». Что это, проказы судьбы или жизненный сценарий?

Это кино как сундук с тройным дном, где первый слой сам сюжет, второй слой – психологические портреты героев, и третий, самый нижний, – глубинные причины происходящего. Предлагаю вам в этом сундуке порыться, стряхнуть пыль с обветшалой одежды и рассмотреть на ней узоры судьбы героев.
Не надейтесь на простые и линейные ответы, их не будет: поразмышляем вместе о вечном и животрепещущем.

«Я волевой и цельный человек, меня голыми руками не возьмёшь!»

Что мы знаем о главном герое? Сначала факты. Андрей Палыч Бузыкин – видный интеллигентный мужчина 46 лет, тонко чувствующий писатель и талантливый переводчик. Основательный преподаватель, которого любят студенты и при этом – неудачник по жизни.

Он женат на Нине Евлампиевне, у них взрослая дочь, которая с ними уже не живёт. А также у него есть любовница-машинистка Аллочка. Дом его – современная квартира со множеством интересных штучек и книг на полках, в гостиной стоит фортепиано, над которым картина грустного клоуна. О ней мы еще поговорим подробнее, ибо эта деталь сразу подводит нас к сути главного героя.

Какое впечатление Бузыкин производит, когда мы видим его на экране? Этот статный мужчина постоянно сутулится, словно стыдится самого себя или хочет стать меньше, чем он есть. С кислой физиономией и старым коричневым портфельчиком, он всё время куда-нибудь спешит. Нет, вы посмотрите, он постоянно спешит, ускользает, бегом поднимается наверх по лестнице, боится опоздать на лекции или с переводом, бегом к любовнице, бегом домой, чтобы жена не заподозрила, это как вечный забег. И как не хочет он идти на утренние пробежки, так и жизнь с вечным нескончаемым забегом ему не мила.

Выглядит это очень несолидно. В ответ на неудобные вопросы – отмалчивается или врёт, а иногда бормочет себе под нос «Пошёл к чёрту», не в силах сказать правду прямо. Редко смеётся. Зато часто изображает радость, мастерски натягивая широчайшую улыбку на лицо. Видно, что за годы жизни он в этом поднаторел.

В первой же сцене, когда в квартиру входит Билл, профессор из Норвегии, он за дверью приклеивает улыбку, которую после демонстрирует гостю. Будит жену и с покорностью идёт на пробежку, на которую ему явно не хочется. Мы видим, что он саботирует свои усилия, сидя перед пробежкой с папиросой в зубах, и сразу понятно, что ходить на утреннюю пробежку не его решение.

Со временем он явно не дружит, так как постоянно опаздывает: на лекции, свидание, мосты разводят, рукопись сдать во время, забывает явиться куда был зван. Единственная вещь, которая указывает ему время, это его часы с будильником. Часам всё равно, где теперь хозяин, поэтому он частенько предательски звенит во время объятий с Аллой. А она особенно болезненно на это реагирует. Часы, как верный бульдог, стоят на страже времени хозяина. Но увы, и это не помогает!

Есть сцена, когда происходит разбор студенческих переводов, и Андрей Палыч зацепился за слова в тексте: «Бегал, убегал?» И на секундную долгую паузу он словно окунулся вглубь себя. Этими словами можно отразить всю суть его жизни: Андрей «бежит и убегает». Убегает, в смысле врёт, то есть убегает от действительности.

Бузыкин постоянно разрешает, чтобы другие нарушали его границы. Этим занимаются абсолютно все, начиная с жены. К примеру, в начале фильма Нина за завтраком допускает колкости а адрес мужа в присутствии гостя – профессора Билла. Соседа-пьяницу Бузыкин не может выдворить из собственной же квартиры. Не может сказать любовнице, «Не звони мне в это время, я занят, я в семье и у меня могут быть неприятности». Пожимает протянутую ему, как пустому месту, руку. У него в горле застряла еда, когда Алла в который раз заикнулась о совместном ребенке. И даже когда дядя Коля сказал о том, что им пора оформить отношения и спросил «А не лишнее ли я говорю?», Андрей Палыч ответил – «Ну почему же лишнее? Нет», – и сник ещё больше.

Что тому причиной? Доброта ли, о которой говорят почти в каждом отзыве на этот фильм? Разберёмся, а для этого посмотрим на окружение Бузыкина. Кто рядом с ним?

Нина Евлампиевна – Н.Е. обманутая жена?

Красивая, умная, проницательная. Правильная. Самодостаточная, всё знающая и понимающая. И при этом – всё контролирующая. Этакая жена-мать, от контроля которой так и норовит сбежать муж. Налево.

Такие женщины кастрируют рядом находящегося мужчину. Кто на уровне головы, отказывая ему в здравом смысле. Видели, наверное, подобные ситуации: «Коля, ты не в тот пакет положил! Ну куда ты кладёшь? Как ты кладёшь? Ну сколько можно? Дай я сама!» И у Коли опускаются плечи. А ещё кастрируют и на уровне члена, отказывая в сексе. С помощью головной боли или явно демонстрируя мужчине, что он никудышний любовник.

Заметьте, что в этой семье принято читать, а заниматься сексом, вероятно, нет. На протяжении всей картины не было и намёка на любовную сцену. Эти, ещё не старые люди, как кровные родственники, не флиртуют между собой, словно секс – табу в их отношениях. И извращённой формой сексуальных взаимоотношений становятся словесные стычки.

Нина постоянно норовит уколоть мужа побольнее, сарказм есть желание отойти на безопасное расстояние от другого, не строить близкие отношения.
Я не заметила на протяжении фильма ни одного серьёзного разговора между супругами, чтобы прояснить, что же происходит в их отношениях на самом деле. Все их беседы – это бытовые манипуляции, дрязги и желание ранить другого.

Нина демонстрирует отказ от помощи, свою самостоятельность и самодостаточность: «Я со всем справлюсь». Она из тех женщин, которая сама откроет консервную банку в присутствии мужа, дабы ненавязчиво подчеркнуть его ненадобность (бесполезность) в хозяйстве.

Умело манипулирует: «И никому я не нужна! Тебе не нужна, дочери не нужна!» Манипуляции есть форма контроля других, чем она всё время и пользуется.
Но то, что она не предпринимает шагов, не значит, что она смирилась с ролью обманутой жены. Она садистирует над Андреем, например пришивая коричневыми нитками пуговицы на его сером плаще.

А какую странную формулировку она подобрала для обсуждения решения уже замужней дочери, когда они с мужем собрались в командировку на остров Жохова: «Ты их отпускаешь?» – спросила она у Андрея.

В конце фильма, когда они проводили дочь в аэропорт, она говорит: «Я всё знала и терпела ради дочери, а теперь не хочу». Такая жертвенная позиция при том, что дочь давно выросла, это явно сказки дядюшки Римуса! Это ни что иное, как рационализация существующего положения вещей. Уходить из семьи она не хочет и для этого нашла благовидный предлог.

Какие чувства наш герой испытывает к жене? Прежде всего это страх перед разоблачением, поэтому враньё становится его постоянным спутником. Возможно ли долго выдержать такое напряжение? Конечно, нет. Поэтому появляется она. Кстати, не все мужчины в таких случаях уходят налево. Некоторые начинают пить, болеть или, если уровень зрелости позволяет, просто уходят.

Алла, вечная девочка

Его любовницей стала Алла. Они вместе работают: Алла – машинистка, печатает его переводы. Очень импульсивная и эгоцентричная особа. При любом удобном случае демонстрирует слабость и беспомощность, как сейчас любят говорить – «Девочка, девочка!». Зачастую ведёт себя как ребенок, требующий к себе особого отношения и заботы.

Чего стоит сцена с якобы больным сердцем! Где-то в уголке кровати примостился серый взъерошенный недолюбленный воробей, вызывающий жалость. И, естественно, Бузыкин не смог пройти мимо. Но тут же, из позиции больной, она трогательным голоском завела интересующую её тему «А она тебе изменяет?», имея в виду жену Бузыкина. Тут же в голосе появилась сталь и от воробьишки не осталось и следа. Где эта больная женщина, куда она подевалась? Так человек проявляет свою истинную истеричную сущность.

Есть интересная деталь: когда Алла срезала пуговицу с пальто Андрея и решила перешить нужного цвета нитками, зазвонил будильник. Она тут же вернула ему и пальто и отрезанную пуговицу, словно это была не её инициатива, а он попросил её. Так истеричные женщины манипулируют мужчинами. Это происходит очень тонко, незаметно, что и самому мужчине невдомёк, что же произошло? Как говорят, ложечки вернули, а неприятные чувства остались. И эти моменты прослеживаются во всём, сначала хочу, потом не хочу, приходи/ не приходи, не звони мне больше!/это ты мне звонил?

У Аллы идеалистически инфантильный взгляд на жизнь. Расспрашивая Андрея о дочке, которая бросила на тот момент институт и не появлялась дома, сделала такой вывод: «А если бы у нас был ребенок, то он бы тебя уважал». Она живёт в своих фантазиях, абсолютно не слышит «любимого», более того, не хочет слышать. Для неё основной жизненной задачей является выйти замуж, а выйти за интеллигентного мужчину, профессора, в те времена был особый почёт.

Посмотрите на явное различие между жильём Бузыкина и её. Алла занимает одну тесную комнатку в старом доме с незатейливой обстановкой против его современной квартиры с большой библиотекой и разными штучками на полках. Поэтому не раз намекает Андрею на желание иметь от него ребенка: решить свой финансовый вопрос за счёт мужчины тоже не помешает.

Алла делает для возлюбленного, то, что неуместно или то, что он не желает, к примеру, дарит ему импортную куртку. Таким подарком она как будто хочет сделать ему приятное, а её истинное желание из «призрака» стать проявленной перед женой любимого.

Она манипулирует с помощью обиды, подпитывая Бузыкину его базовое чувство вины. И такой диалог между ними норма:
– Обиделась?
– Нет, – явно недовольным обиженным тоном маленькой девочки, – Я же понимаю, что там ничего нельзя, а здесь всё можно.

Из-за того, что она не может проговорить прямо свои чувства, она садистирует над ним: «А правда Андрей Палыч похож на кролика, когда жует?» и в арбитры приглашает соседа дядю Колю. Обесценивает, сравнивая возлюбленного с Варварой: «Нелепая, вроде тебя?» Также обратите внимание на странную сцену с Пташуком, где Алла хочет вызвать ревность у обоих мужчин. И данная деталь подтверждает догадку, что между ней и Бузыкиным явно зависимые отношения.

На это также указывает особая злость Аллы к будильнику Андрея. Аллочка посягает не на сам будильник. Нет. Её интересует Андрей Палыч, как объект. Она хочет, чтобы он принадлежал только ей, словно он вещь. И поэтому понятно, что когда она произносит жалостливым голоском: «Андрей, ты меня бросил?», то она то же самое думает и о себе. Как можно бросить человека? Ведь он не игрушка, не вещь и не животное, которое погибнет без заботы.

Алла иной раз убегает от него, но так, недалеко, чтобы подразнить, чтобы быть пойманной и увиденной. И «случайно» позабытые им цветы в телефонной будке перед свиданием выдают его истинные мотивы. Любовница для него не счастье, это большая проблема и дополнительная нагрузка. И он сам уже не рад. Но что с этим делать, не знает. И не делает.

Билл Флетчер, профессор из Дании

Это важная фигура для понимания происходящего в истории главного героя! Билл Флетчер приехал из Дании, он переводит Достоевского, роман «Униженные и оскорблённые» и Андрей Палыч ему помогает в этом. Он структурированный, дотошный, психоаналитики бы сказали анально – навязчивый. Полный антипод Бузыкина: человек не творческий, но целенаправленный.

Подтверждение его пунктуальности и аккуратности мы видим на протяжении всего фильма. Сцена после титров, утро, звенит будильник и в эту же секунду звонят в дверь – в квартиру входит свежий и готовый к пробежке Билл. Он упрямо доводит свою цель до конца. Внимателен к каждой детали, будь то перевод романа или услышанное неизвестное выражение.

Поначалу Билл задавал вопросы: «Я лючше уйду или остаюсь? Может у вас тоже есть работа?» К концу фильма он оттягивает на себя столько времени, той же утренней пробежкой, переводами, вытрезвителем, наконец, что становится еще одной обузой в жизни Андрея Палыча.

Их отношения характеризует диалог:
– Я вас отпускаю Андрей, но у меня есть к вам один маленький вопрос.
– Давайте!
– Сейчас найду, – и он деловито и очень долго роется в своих записях.

Варвара

Также Андрей постоянно помогает своей институтской бесталанной подруге Варваре с переводами. Сама Варвара никчёмная в этом деле, но подумать о другом применении себя в жизни ей не приходит и в голову. Ведь есть безотказный костыль! Такие люди, как Бузыкин, порождают монстров, ведь они не дают адекватную обратную связь на действия других. Вспомните Шарикова из «Собачьего сердца», ох и намучился с ним профессор!

– Что, все плохо? – спрашивает Варвара, когда тот читает её перевод.
– Ну почему же всё, – малодушно отвечает Бузыкин, – Нет.
И при этом вычеркивает абсолютно всё,что она напереводила.

«Может я бездарная?» – светлая мысль вдруг проскакивает у неё в голове, ведь за год напечатали всего лишь один рассказ, и тот написан с помощью Андрея. Но Бузыкин тут же притупляет её бдительность «Ну почему же бездарная?» При этом сидит и делает за Варвару работу, опять же жертвуя своим временем и отношениями. И всё.

Поэтому Варвара бессовестно использует Бузыкина в своих целях, портит их отношения с Аллой неуместными звонками, оставляет его ночевать на улице, он засиделся у неё с очередным переводом, и мосты развели.
А почему бы и нет, если есть негласное разрешение. И вот она уже не стесняется: «Милый, время полпервого, а у нас вагон работы!» Такое впечатление, что Бузыкин попал к ней в литературное рабство.

Но надо помнить, что после того, как монстр вскормлен, он съедает своего благодетеля. Родители, которые ни в чем не отказывали своему ребенку, делали за него посильную работу, всегда спешили на помощь, часто жалуются, что в ответ не получают любви и уважения. Он взамен использует их, ему нужны только деньги.

Здесь мне вспоминается другой советский фильм «Впервые замужем», где молодая мать-одиночка Тоня так воспитала свою дочь. Кубышку открывала только для дочки, премия или сверхурочные для дочки. И осталась Антонина без образования, хорошей работы и мужа тоже для дочери. Чем закончился фильм? Дочь выгнала её из собственной же квартиры. Перелюбили! Это так же вредно, как и недостаток родительской любви.

А в «Осеннем марафоне» произошёл парадокс: издатель признал переводы Варвары лучшими, чем у Бузыкина, и отдал ей переводить Скофилда, о котором так мечтал Андрей Палыч.

«Тостующий пьёт до дна»

Взаимоотношения с соседом-выпивохой Харитоновым Василием Игнатьевичем тоже достойны, чтобы мы их заметили. Этот бесцеремонный тип запёрся в четверг (свой выходной) в квартиру соседа с бутылкой водки. Ему скучно одному пить и хотелось найти себе интеллигентную компанию для посиделок.

Его не смущают ни робкие фразы хозяина и гостя о том, что они работают, ни то, что после рюмки водки Бузыкин буквально сверлит его злым взглядом. Но Харитонова не прошибёшь, он стоит на своём «Не положено, теперь надо посидеть!» И буквально заставляет пить профессора и Андрея, а после идти в лес по грибы.

bratkova_kadri_marafon

Все эти люди как хорошо сыгранный оркестр: если один изменит свою партию, то музыки, складывающейся годами, не получится. И все они отражают внутренние проблемы главного героя фильма.

В чем проблемы Андрея Бузыкина?

Вот так витиеватости личной истории Андрея Бузыкина приводят нас к мысли о его внутренних конфликтах. Немного поясню: существуют внешние конфликты, когда человек поссорился с женой, любовницей или начальником. А есть те, которые проистекают в глубинах души, когда противоположные ценности сталкиваются. Таких конфликтов у героя несколько.

Изначально пьеса Александра Володина, по которой снят фильм, называлась «Горестная жизнь плута». Но на мой взгляд Бузыкин вовсе не плут, а человек, которому трудно сказать «нет» кому бы то ни было. В щекотливой ситуации он всегда выберет остаться вежливым, нежели правдивым. Это указывает на наличие, актуального внешнего конфликта между честностью и вежливостью, который выделен в позитивной психотерапии.

Ситуаций, в которых он поступился собой, не счесть. Это человек, который всю жизнь прожил для других. Но это не подвиг, это удел тех, кто боится прямо сказать «Нет!» и произносят «Уверен, мне это не подходит», кто боится обидеть другого человека (а собеседнику и невдомёк, что он ставит другого в неловкое положение), боится прослыть не душкой, а скандалистом, боится быть отвергнутым и непонятым.

Для таких людей коллективное прежде всего. «И волки сыты и овцы целы», вот девиз бузыкиных. Таковы и Мягков в фильме «Служебный роман», Карандышев из «Жестокого романса», да и многие мужские и женские фигуры того времени изображены именно так. Несомненно, очень много зависит от ментальности страны. Но и в те годы находились люди, которые умели отстаивать себя, несмотря на сложные обстоятельства и идеологию целого народа.

А такие люди, как Бузыкин, находятся в беспокойных хлопотах. Движение без движения вперёд: наоборот, чем быстрее он бежит, тем он всё быстрее откатывается назад. Им присуща излишняя суетливость, тревожность, мнительность: «А то я сказал или не то я сказал?»У Андрей Палыча всё на бегу и при этом везде опаздывает. Как справедливо заметил Булгаков устами профессора Преображенского: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

Как случилось так, что сама жизнь для него как тяжелая нагрузка, марафон?
Дело в том, что человеку противоестественно жить ради других, забывая себя. Как такие люди могут почувствовать удовольствие от жизни? Ведь для того, чтобы радоваться жизни, надо быть свободным и не спешить.

Но вернёмся к психотерапии. Наряду с внешними конфликтами из позитивной психотерапии, есть семь внутренних конфликтов, которые собраны в классификацию OPD (операционализированная психодинамическая диагностика). О чем они? Каждому из нас характерны противоположные желания, среди которых зрелый человек умеет находить золотую середину, а вот инфантильный скатывается к одному из полюсов, а нередко дрейфует между противоположными.

Чтобы определить какой конфликт характерен для Бузыкина, необходимо узнать, какие чувства являются у него базовыми. Мы видим, что внутри него сплетён тесный клубок чувства вины, страха и печали. Чаще всего герой пребывает в грустном или депрессивном состоянии. Поэтому главным является конфликт Автаркия – желание обслуживания в активном модусе, когда человек обслуживает других, забывая о себе.

Часто нам сложно отследить, что мы действительно используем кого-то по той причине, что застряли в пассивном модусе конфликта Автаркия/ желание обслуживания. Люди, которые пользуются другими, бывают двух типов. Один из них прикидывается слабым, не справляющимся и вовлекает другого в заботу о себе. Другой тип открыто приказывает, командует: «Подай то, открой это!». И не терпит отказа.

Но это не единственная внутренняя коллизия Андрея. Когда человек не думая выдаёт содержание своего бессознательного на-гора, мы понимаем, о чём он на самом деле думает и что у него внутри. Таковы знаменитые описки и оговорки «по Фройду»: метафоры, песни, любимые сказки и фильмы.

Смотрите, какую странную песню он выбрал в качестве напутственной – «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина». Песня о несчастной любви рябины к дубу, написанная народным поэтом крестьянином Иваном Суриковым в 1864 году.

Это времена крепостного права, которое отменили лишь в 1861, и годы, проведённые в рабстве, сказываются на народном фольклоре. Это о судьбе, в которую верили, что её невозможно изменить, что дано, то и надо прожить.

И эта песня выдает его второй, не менее важный, конфликт зависимости в пассивном модусе. Наряду с этими, несомненно присутствует и конфликт чувства вины в пассивном модусе, когда человек чувствует себя виноватым, что бы он ни сделал.

Он как кукла-марионетка, на его лице нет и искры настоящего живого, увы! Посмотрите на его лицо, когда Аллочка дарит ему новую куртку. Что оно выражает? Большое НИЧЕГО.

До какой нелепости (крайности) нужно дойти человеку, чтобы наконец-то обратить внимание на себя? Что такого должно произойти в жизни, чтобы человек стал ставить себя и свои интересы в первую очередь? Какого пинка ожидал Бузыкин от судьбы? О, да, он его получил. Его лишили перевода Скофилда, которого он так жаждал. И тут он рассвирепел.

Случайно ли режиссер показывает в конце картины, что Бузыкин со злости пнул пустую коробку, а в ней оказался кирпич, и оставшуюся часть картины он хромал? Это тот волшебный пинок от жизни, который получает каждый замешкавшийся.

И как он расцвел, когда высказал Варваре своё негодование на лестнице. Жизнь заиграла в нём, забурлила. Он не побоялся открыто высказать своё мнение Шершавникову. Нагловатому студенту. Василию Игнатьевичу.

А какие чувства вызывает у вас Андрей? Злость? Гнев? Грусть? Пожелание «Так ему и надо»? Сочувствие?

Лично у меня ощущение грусти и сожаления, что такой талантливый человек не добился ничего значимого в своей жизни. Увяз в своем конфликте и бежит в преподавательской рубашке и брюках свой марафон.

Любимая

Есть ли здесь кто-то или что-то, что по-настоящему любит Андрей? О, да! Его единственная настоящая Любимая – литература. Вот уж что-что доставляет ему истинное наслаждение, так это остаться наедине с книгой, сидеть погружаться в воображение, работать со словом, проявлять свой талант. Но и тут не все так просто.

Бывает ли такое, чтобы любимая стала нелюбимой? Отвергаемой? Увы, в постоянной гонке за жизнью человек теряет вкус к любимому делу, происходит профессиональное выгорание, на место любви приходит равнодушие. А ещё когда нет признания авторитета (авторитетности), все хотят быть замеченными и важными в своем деле, даже любая уборщица. АНдрей Бузыкин попал именно в такую ситуацию. Да ещё и такой желанный и важный для него перевод отдали Варваре!

Есть ли проверенный рецепт, как вернуть радость от общения с любимым делом? Да, преодолеть внутренние конфликты, сопровождающиеся неприятными чувствами. Для этого нужно время, нужно спокойствие и несокрушимая вера в себя. Как справедливо на этот счет заметил Поль Гоген: «Каждый должен следовать за своей страстью. Я знаю, что люди будут понимать меня всё меньше и меньше. Но разве это может иметь какое-то значение?»

Грустный клоун

В самом начале статьи я обратила ваше внимание на картину, висящую над фортепиано в доме Бузыкина. Это репродукция известного французского экспрессиониста Бернара Бюффе «Клоун» и эта картина даёт нам недостающую деталь для понимания сути Андрея. Известно, что картину принесла на съемки художник-постановщик фильма Элеонора Немечек, и режиссеру понравилась идея: КЛОУН – ВТОРОЕ «Я» главного героя.

Вся жизнь художника – полная противоположность Андрею, который растрачивает свой талант на беготню. Чтобы понять, в чём именно суть противопоставления, нужно немного ознакомиться с биографией художника.

В 20 лет Бернар Бюффе уже прославился как художник, а в 1955 году (в 27 лет) возглавил список десяти лучших послевоенных художников по мнению журнала “Знатоки искусства” и был удостоен первой премии журнала. Мало кто с ним сравнится по плодовитости, он создал более восьми тысяч картин и неустанно трудился до 71 года, после чего покончил с жизнью потому, что у него началась болезнь Паркинсона, и он не мог продолжать писать.

Бернар Бюффе показывал в своих работах настроение Парижа после времён Второй мировой войны: голод, депрессия, агрессия, жестокость, нацизм, несправедливость. Как яркий представитель мизерабилизма, он изображал меланхоличные, почти монохромные портреты и автопортреты, потеряно-отчуждённые фигуры с удлинёнными пропорциями, скудные, лишённые уюта интерьеры, угловатые натюрморты на кухонном столе. Искусствоведы называли стиль изображения Бюффе колючим, а его картины имели в своих частных коллекциях Софи Лорен, Хичкок, Кристиан Диор. Несомненно, это Достоевский в живописи.

Что касаемо личной жизни, то он любил свою жену, часто писал её портреты и жил с нею до старости. Бюффе не всегда пользовался любовью народа. Поскольку он открыто говорил о неприглядных нравах общества, о его теневой стороне, например, нацизме, то во Франции его на какое-то время даже предали забвению.
«Окружающая меня ненависть – самый лучший подарок, который мне можно было сделать. Я не щадил ничего и никого – немногие люди могут так сказать», — художник не боялся сказать то, что думает, пусть и во вред себе.

А звеном, связующим и сопоставляющим Бузыкина и Бюффе, является клоун, изображенный на картине.

Символика клоуна примерно та же, что и Шута: в разных традициях он отражает фигуру убитого короля. Всё то, что важно для короля – величие, ответственность, самостоятельность, победа – он попирает, и на разрушенных добродетелях исполняет танец кривляния, возникает смех (не всегда добрый), иллюзия отсутствия власти. Король – это силы закона и порядка, а шут – силы хаоса. Король и клоун не могут друг без друга, это дополняющие друг друга фигуры. И если точность – вежливость королей, сразу понятно, кто в этой диаде Бузыкин.

Почему марафон, да ещё и осенний?

Задавались ли вы вопросом, почему режиссёр так назвал фильм? События фильма происходят осенью, но не той золотой, прекрасной порой, которой любовались поэты. В фильме показан дождливый унылый Петербург. Ни намека на романтичность. Печаль. Депрессия и Достоевский «Униженные и оскорблённые». Но не только по этой причине фильм получил такое название!

Из всех времен года осень ассоциируется с третьим циклом бытия человека – зрелостью. Несомненно, это фильм экзистенциального кризиса. Кризиса середины жизни, роковой черты, когда человек понимает, что жизнь катится с горы, а не в гору, и подводит итоги уже прожитого.

Это грустное тревожное время начинается у всех, примерно в сорок лет. И если за первый период жизни человек приобрёл внутренние опоры, то ему будет не так опасно и страшно катиться вниз. Главному герою сорок шесть, и он словно летит вниз давно потеряв устойчивость, а финиш не близок.

Что ответит герой на возникающие в кризис главные и оттого тревожные вопросы: «Кто Я? Для чего я здесь? Что я успел? В чем мое предназначение? В чем смысл жизни?» Для того, чтобы ответить на них, нужно время.

А Андрей? Несуразный Андрей Бузыкин всю свою жизнь бежит, одетый не по форме, не обращая внимания на мелкий моросящий дождь. Не с Биллом, а со своим неврозом. И как символ идущей в тартарары жизни, символ хаоса внутри его личности, комната остается с незаконченным ремонтом и кругом «маленький раскардаш».

Марафон?

Мне кажется примечательным первый диалог любовников Бузыкина и Аллы, в конце которого он произносит сакраментальную фразу: «Алла, ты же знаешь, я свою жизнь переменить уже не могу». И эта важная мысль лейтмотивом прошивает весь фильм, соединяя лоскуты в полотно. И нет конца истории осенний марафон.

«… записываю, в 7 кафедра»

к/ф «Осенний марафон»

Комментарии

8 комментариев на ««Осенний марафон. Печальная комедия»»

  1. Виктория, спасибо за такой интересный анализ. Есть над чем задуматься.

    Единственное, что мне всегда непонятно в таких ситуациях: почему люди считают, что они свою жизнь переменить УЖЕ НЕ МОГУТ? Что это – страх? Самообман?

    1. Ольга, здравствуйте, очень хороший вопрос. Мои наблюдения таковы, люди не НЕ МОГУТ, они не хотят. И здесь уже чувствуете как акценты переменились? Причин несколько: страх, инерция психики, влияние кризиса середины жизни, нежелание повышать уровень осознанности, опять же потому, что это страшно.

  2. Аватар пользователя Евгений
    Евгений

    Интересный разбор!

  3. Аватар пользователя Дмитрий
    Дмитрий

    Прекрасный разбор, большое спасибо!

  4. Аватар пользователя Александр
    Александр

    Прекрасно.

  5. Аватар пользователя Михаил
    Михаил

    Здравствуйте, а почему “жить для других противоестественно”?

    1. Аватар пользователя Виктория Браткова
      Виктория Браткова

      Здравствуйте, Михаил. Спасибо за это вопрос. Давайте разберемся, противоестественно это противно естеству, то бишь противоречит нашей человеческой природе. Жить надо в первую очередь для себя, заполнять и любить себя, по этому поводу в святом писании сказано: “Полюби ближнего как самого себя”, эта фраза предполагает, что уже человек сам себя любит. А если он себя любит, то и живет сначала для себя. А жить для других это обманывать и обделять себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *