Забота внешняя и внутренняя. Конфликт № 3

Давным давно мы беседовали о любви с моей близкой подругой. Предмет, сами понимаете, избитый, изъезженный, вроде бы придумать что-либо новое сложно, но меня всегда интересуют метафоры, которые используют люди, объясняя сей вопрос. Неторопливо так, за чаем, говорили. Рассматривали И так, и сяк предмет нашего диалога. Коснулись и основных требований к кандидатам в мужья. Тогда моя подруга высказала свое пожелание к будущему избраннику вот как: «Я хочу, чтобы он обязательно заботился обо мне». Я призадумалась: почему взрослая здоровая женщина так нуждается в заботе, что этот аспект ставит во главу угла взаимоотношений между мужчиной и женщиной?

Ответ я получила гораздо позже. Все оказалось просто — это суть внутреннего конфликта № 3 по ОПД Автракия/Желание обслуживания, его-то я и предлагаю обсудить в этой статье более подробно.

Конфликт № 3 Автаркия/Желание обслуживания на первый взгляд внешне немного похож на конфликт зависимости, но если в конфликте Зависимости ведущей (самой яркой) эмоцией является страх, то здесь печаль и депрессия.

Основные проявления этого конфликта

В пассивном виде. Люди очень привязываются к партнеру, для них самое важное в отношениях — ощущение защищенности и заботы. На любое расставание они реагирует депрессией, а также могут уйти в болезнь: ни с того, ни с сего может подняться температура, появиться насморк, разболеться голова и др. Такое впечатление, что для них близкий эмоциональный контакт имеет первостепенное значение. У таких людей имеется неутолимый голод общения. Именно о них можно сказать: «Я люблю, и значит я живу…» Производят впечатление весьма беспомощных, поэтому рядом находящийся партнер считает своим долгом их опекать, делать за них, помогать им во всем.

bratkova_Pelikan3

Процесс этот нескончаем потому , что они не растут, не хотят учиться отсутствующим элементарным навыкам, а пользуются предоставляемой помощью как чем-то должным.

Например, во многих семьях, где такой конфликт процветает, один партнер оплачивает коммунальные расходы и делает прочую рутинную работу, а другой, не то что вникать, а и слышать об этом не хочет!

Если же партнер отказывает в помощи, то такие люди тут же обижаются и начинают манипулировать. Вспомните хотя бы еврейскую маму в анекдотах: «Еврейский мужчина уважает,любит и балует только свою маму.» Почему? Мама умело манипулирует своим сыном. Это гротеск, но в шутке есть не только шутка.

В активном выражении конфликта люди всем и всегда показывают, что они самодостаточны, сколько бы сил им это ни стоило. Упорно делают вид, что они ни на что не претендуют. Активно демонстрируют свой мнимый альтруизм, который сродни мазохизму «мне ничего не нужно», но на бессознательном уровне они, конечно, нуждаются.

Отношения с партнером

В пассивном модусе. Выбирается такой партнер, который связан через работу, бизнес, собственность, с которым расставание было бы невозможным. Партнер такого человека изо дня в день чувствует давление, пытается бежать, вырваться. А если не получается, то хотя бы идет «налево», находя там отдушину от удушающих объятий «любви». Любые намеки на расставание с партнером вызывают мощные депрессивные чувства. К тому же в жизни человека, которому присущ этот конфликт, присутствуют постоянные измены и желание половых связей с другими партнерами. Бессознательно тем самым человек хочет показать, что: «Я сам/а ухожу. Я контролирую ситуацию».

Находясь в активном модусе конфликта, человек показывает свою самодостаточность. Он делает вид и дает партнеру понять, что «все безвозмездно, бери и пользуйся», но на самом деле ждет, что его усилия и средства окупятся сторицей. Если этого не происходит, то жалуются на неблагодарность.

Отношения в родительской семье

В пассивном проявлении желание обслуживания передается из родительской семьи. Более того, эта взаимосвязь прослеживается в поколениях. Характерно, что в такого типа семьях очень зависимы от родителей. Практикуется совместный отдых уже взрослых детей с родителями.

В норме вещей, когда дети старше 21 года отдыхают отдельно от родителей.

Когда конфликт находится в активном состоянии, человек рано покидает свою семью. Всячески любыми способами подчеркивает свою самостоятельность. Это является его движущей силой для достижений в жизни. По его мнению, задача служить своей семье является первоочередной. Считает, что то, что он/а делает для своей семьи больше никто сделать не сможет. Для работы он/а нанять никого не может, и основная причина не внедоверии, как может показаться на первый взгляд, а в том, что бессознательно таким образом хочет подчеркнуть свою значимость.

Отношение к работе

Конфликт в пассивном виде. На работе человек не занимает такую должность, где нужно быть ответственным и принимать решения. Он может работать в команде, ему так более комфортно. На повышении идет в самых редких случаях, так как желает сохранить свою нишу безопасности. Таким людям чужд бизнес-подход, им в принципе все равно сколько платят, лишь бы были хорошие отношения в коллективе и их хвалили.

Активное проявление конфликта. Человек работает не щадя себя, при этом бессознательно ждет похвалы. В качестве награды ему достаточно даже грамоты, лишь бы подчеркнули его значимость для коллектива. Кризисы переносят очень тяжело, как и отсутствие одобрения со стороны начальства и коллег.

Отношение к собственности

Отношение к собственности является ключевым, базовым понятием для всех конфликтов, именно по нему мы можем более точно узнать, есть ли у нас данный конфликт и насколько сильно он проявляется.

Пассивный модус. Собственность — самое главное в жизни этих людей. Им очень трудно отдавать что-либо накопленное ими, поэтому они избегают этого. Например, один уже взрослый мужчина отказал женщине во взаимоотношениях из-за того, что она, по его мнению,обрезала слишком толстый слой с овощей при готовке. Он сказал ей на прощание так: «Извини, у тебя слишком много уходит в мусорное ведро». Для него было очень болезненным это наблюдать.

А так как для них важно чувство защищенности, то жить в съемной квартире сродни землетрясению. Такие люди стремятся всеми правдами и неправдами стать обладателями собственного жилья. Готовы на немыслимых условиях брать ипотеку, при этом питаться роллтоном, зато чувствовать пресловутою защищенность. В очень редких случаях становятся бедными и полагаются на государство: «пусть дадут то, что мне положено!»

Активный модус. Собственность для них важна, но на внешнем уровне показывают, что ничего не нужно, в уме же подсчитывают сумму долга.

Отношения с социумом

В пассивном выражении конфликта отношения с социумом складываются сложно. Люди их с трудом выносят, считают слишком притязательными — им все время что-нибудь нужно.

Активный вид конфликта предполагает, что человек занимает лидирующее положение в обществе, но на длительные отношения не способны. Все время есть мерка, с которой они подходят ко всем: «Как ты ко мне, так и я к тебе».

bratkova_Pelikan3

 Отношение к болезни

В пассивном проявлении конфликта человек не способен к сотрудничеству. Он во всем полагается на врача, не проявляя инициативы и здоровой активности.

В активном проявлении конфликта человек не способен к психотерапии, так как ему невозможно признать свою слабость и теневые аспекты своей личности. Он/она испытывают мощное внутреннее напряжение и желание помощи, но признаться в этом они не могут даже самим себе. Обычно недовольны лечением, так как сами отказываются от помощи.

Практика. Опросник

Пройдя опросник, вы сможете определить является для вас данный конфликт базовым. Для этого запаситесь листочком и ручкой. Выпишите на лист варианты ответа:

  • Нет, это совсем не про меня.
  • Есть, но незначительно.
  • Это точно про меня.
  • Сильно проявляется.
  • Я не могу оценить.

Теперь отвечайте на каждый вопрос, выбирая из 5 вариантов ответа. Напротив каждого из вариантов ставьте палочку. Собственно, вам нужно подсчитать какой из этих 5 вариантов встречается у вас чаще всего.

Не увлекайтесь вариантом «Не могу оценить», это самый крайний случай. Таким образом вы просто уходите от ответа. Лучше подумайте еще раз. Итак, вопросы:

Пассивный модус (желание обслуживания)

  1. Для меня важно, чтобы обо мне заботились.
  2. Я сильно привязываюсь к другому человеку.
  3. Я чувствую себя беспомощным и впадаю в депрессию когда обо мне не заботятся.
  4. Я чувствую себя беспомощным, когда мои действия перестают направлять.
  5. Я испытываю подавленное настроение и депрессию если партнер хочет со мной расстаться.
  6. Я боюсь остаться одинокой/им.
  7. Предпочитаю свое свободное время проводить с родителями.
  8. Мне трудно принимать самостоятельно решение на работе.
  9. Я сильно связан со своей родительской семьей.
  10. Я отказываюсь от карьерного роста, чтобы сохранить спокойствие и свою социальную защищенность.
  11. Наличие у меня собственности и денег дает мне чувство защищенности и заботы.
  12. Я не могу ничего отдавать, так как люди и вещи для меня большая ценность и их отдача для меня невыносима.
  13. Я не умею терять.
  14. В социальном окружении я вынужден играть роль «мне ничего не надо», но на самом деле я хочу, чтобы обо мне заботились.
  15. Когда болею, то во всем надеюсь на врача.

Итого:

Активный модус (самостоятельность)

  1. Я забочусь и ухаживаю за своим партнером.
  2. В жизни я самодостаточна/чен и ни на что не претендую.
  3. Когда мне делают подарок, я чувствую себя обязанным/ой
  4. Я рано ушел/а из семьи, но никто так не может заботиться о родителях.
  5. На работе я незаменимый сотрудник.
  6. Если меня на работе не хвалят и не ценят я впадаю в депрессию.
  7. Хотя мне ничего не нужно, про себя я подсчитываю кто и сколько мне должен, но никому об этом не говорю.
  8. В социуме занимаю лидирующее положение.
  9. В душе я руководствуюсь принципом: «как ты для меня, так и я для тебя».
  10. Я не могу признать свою слабость, но все равно ожидаю заботы о себе.
  11. Когда я заболеваю, все критикую, но внутренне ожидаю помощи

Итого:

Задавайте свои вопросы, с удовольствием отвечу на них.

Предыдущая статьяСледующая статья
Меня зовут Виктория Браткова, я — психолог, психотерапевт по методу символдрама, писатель
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Марина
Марина
4 лет назад

это точно про меня. и что делать? как этот конфликт можно разрешить?

К.

Как состояние безнадежности превратить в надежду

Здравствуйте, дорогие читательницы. Сегодня мы продолжаем исследование сказок, и я публикую теплую статью о «Вышивальщице птиц» от Саиды Мавлан. Мы познакомились, когда записывали интервью о толковании сновидений. С тех пор и поддерживаем связь.

Эта история случилась в давние времена. В такие давние, что со временем стала называться сказкой. Красивую девушку благородных кровей заточил в башню злой колдун. Отнял её красоту и отдал своей дочери, неказистой девице. И решил он, что будет несчастная сидеть в башне и вышивать птиц. Только тогда, когда на шелке будет вышито ровно 100 птиц, чары спадут, и вернется к Вышивальщице былая красота и богатства.

Бедная девушка, у которой неизменными остались лишь её прекрасные голубые глаза, принялась терпеливо вышивать. Но только она делала последний стежок на своем узоре, как птица оживала и — улетала прочь!.. Так прошли многие годы. За окном башни нежно пели вышитые мастерицей птицы, а сама она продолжала томиться в заточении.

Пока однажды…

…Скажите, вы ведь верите в то, что красавица избавится от злых чар? Что любая сказка должна заканчиваться хорошо? Похвально, если это так. В вашем сердце — луч надежды, а ваши руки таят в себе сакральную силу. Ведь ими не только что-то держат, гладят или защищаются.

Руками — создают. В них есть душа. С помощью рук изъясняются жестами, тем самым создавая беззвучный язык общения. Нарисованные на подушечках пальцев глазки и улыбочки забавляют, словно живые.

Вот на что вам нужно срочно смотреть, когда вам невыносимо тяжело! Когда вам кажется, что вашу красоту кто-то украл, и что башня, за пределами которой есть свобода, заперта навсегда… Что делать, если руки опустились? Как быть, если сил нет? Ни в душе, которая в груди, ни в той, которая в руках?

Эта прекрасная сказка о надежде — ответ на вопрос «Как выйти из состояния безнадежности»

Если женщина потеряла ответ на важный вопрос — кто я и чего я на самом деле хочу — это похоже на потерю ею красоты и своих богатств. Красота здесь — идентичность, которую женщина видит в себе. Богатства Вышивальщицы — душевные качества, которые помогают обрести личное счастье.

Злой колдун — недобрая внутренняя сила, которая парализует её действия и уничтожает все намерения, цели, планы. Стоит Вышивальщице сделать последний стежок и ах! — снова все усилия пошли прахом. Ничего не сделано, не доделано, а иногда — даже не начиналось…

Мы не знаем, как страстно хотела Вышивальщица вернуться к себе прежней. Об этом в сказке не говорится. Но судя по тому, как много птиц было в саду башни, старалась она, не покладая рук.

И вот однажды забрел ко дворцу… Нет, не принц. А молодой скрипач. Скрипка, на которой он играл, была старой. Но песни его всегда шли от сердца. Случайно обнаружив в башне уродливую девицу, взгляд которой глубоко тронул его сердце, он сильно огорчился её тщетным усилиям. Ему очень захотелось помочь Вышивальщице. Но он не знал как. Он спрашивал и спрашивал себя. И тогда — вспомнил о своей скрипке и стал играть на ней.

И тут, неожиданно, все зачарованные мелодией вышитые птицы замолкли, и стали слетаться на шелк. Они летели и летели, обратно, в комнату Вышивальщицы. А скрипач играл до тех пор, пока последняя, сотая птица не улеглась послушно в свой узор.

Так, чары колдуна разрушились.

Вышивальщица вновь заблистала красотой. А злая принцесса, дочь колдуна, приняла свой прежний облик. И все увидели, что мастерица сшила себе из шелка платье.

В сказке девушка отдает платье злой принцессе, но я бы изменила эту деталь. Платье должно было остаться в башне, как напоминание Вышивальщице о том, что тщетные усилия могут превращаться в волшебные результаты.

Посмотрите сейчас на свои руки. Внимательно и с любовью. Они принадлежат Вышивальщице, которая МОЖЕТ избавиться от злых чар. Скрипач — это творец, ищущий и задающий вопросы. «Как я могу это сделать?», говорит он себе всякий раз, когда ему кажется, что чары колдуна сильнее его.

И если на минуту остановиться и замереть, то можно явно услышать мелодию скрипки, которая родилась из глубин храброго сердца.

10 способов выйти из состояния безнадежности

Согласно сюжеты сказки, Вышивальщице повстречался Скрипач, который сыграл ей мелодию. Вот как вы можете услышать эту мелодию и выбраться из башни:

  • приготовить себе любимый напиток;
  • написать веселую историю-рассказ из своей биографии;
  • красками или карандашами нарисовать солнце, горы, текущую реку и дом;
  • поставить диск с любимыми песнями и потанцевать;
  • поставить диск с любимыми песнями и спеть вместе с исполнителем;
  • посадить в горшке цветок;
  • испечь пироги, булочки, блины;
  • поиграть на музыкальном инструменте;
  • зажечь свечу, взять Старший аркан Маг и медитировать на карту;
  • придумать для себя дизайн интересного платья и нарисовать его.

«Завтра, когда я вышью 100 птиц, и моё платье будет готово, я выберусь из башни и счастливо заживу», думала Вышивальщица, как и все мы, женщины, ждущие чудесных вмешательств извне.

Вышивальщица. Платье

Но сказка говорит, что часто именно злой колдун дает нам ложную надежду, которая со временем превращается в безнадежность.Состояние безнадежности парализует. Сковывает руки, и велит сидеть в заточении, пока не случится то и вот это.

Поэтому если сказка о Вышивальщице отозвалась в вашем сердце — начните распутывать злые чары. Встаньте и станцуйте под мелодию своего Скрипача, который отчаянно хочет спасти вас и вернуть вам былую красоту.

Если просто делать, и делать последовательно, а потом и с любовью и вдохновением — ваши минимальные усилия со временем соберут ровно 100 волшебных птиц.

А чем закончилась сказка? Вышивальщица вышла замуж за Скрипача, и жили они долго и счастливо.

P.S. Греческая народная сказка, которую я пересказала вам, называется «Вышивальщица птиц».

З.

Загадки «Курочки Рябы»

Известная сказка «Курочка Ряба» в её усеченном варианте вошла в нашу жизнь снова. Так бывает в любой славянской семье, когда ребенок находится в промежутке от 1,5 до 3 лет. Он с удовольствием смотрит картинки и просит родителей рассказывать еще и еще. Нашему сыну, в отличии от людей, живших много тысяч лет назад, особенно нравится момент, когда яйцо разбилось)) так как именно после этого действия в сказке начинается хаос.

Я стала размышлять об истинном смысле этой сказки. Что она несет? Почему столько веков подряд она живет? Логического смысла, который приписывают ей иные современные специалисты в ней нет. Никакой особой премудрости в ней не заложено. Анализировать ее с точки зрения, а зачем дед бил яйцо или как де курица смогла снести золотое яйцо – глупо. Но что же тогда?

Вот к какому выводу я пришла.

Человеку для того, чтобы оставаться человеком нужно объяснять устройство мира, ему нужна теория. Полностью объяснить мир человечество не сможет никогда в виду того, что мы не обладаем достаточным количеством знаний, чтобы это сделать, даже сейчас. А теперь представьте себе наших предков, которые тоже пытались истолковать организацию жизни. Они это делали по-бытовому, чисто интуитивно. Древний человек создает общую картину мира с помощью догадок, размышлений, фантазий. Таким образом и возник миф.

Древний миф НЕЛЬЗЯ анализировать с помощью современных знаний и мотиваций. Ведь даже рождение детей наши предки объясняли партеногенезом. Необходимо изучать историю, традиции, ритуалы, символику жизни наших далеких предков, для того чтобы хоть немного приблизиться к первоначальной сути, которую они вкладывали в свои мифы.

Изначально Курочка ряба была не сказкой, и уж точно не для детей. Сюжет ее был совсем не таким, каким мы знаем его сейчас.

Древний вариант сказки Курочка Ряба

bratkova-zagadki-kurochki-ryaby

Жил себе дед да баба, у них была курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается!

bratkova-analis-kyrochki-mish

Шли за водою поповы дочери, спрашивают деда, спрашивают бабу:

— О чем вы плачете?

— Как нам не плакать! — отвечают дед да баба. — Есть у нас курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила.

bratkova-yaco

Как услышали это поповы дочери, со великого горя бросили ведра наземь, поломали коромысла и воротились домой с пустыми руками.

— Ах, матушка! — говорят они попадье. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается. А мы, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали!

На ту пору попадья плачет, и курочка кудкудачет, тотчас с великого горя опрокинула квашню и все тесто разметала по полу.

Пришел поп с книгою.

— Ах, батюшка! — сказывает ему попадья. — Ничего ты не знаешь, ничего не ведаешь, а на свете много деется: живут себе дед да баба, у них курочка Ряба; снесла под полом яичко — пестро, востро, костяно, мудрено! Дед бил — не разбил, баба била — не разбила, а мышка прибежала да хвостиком раздавила. Оттого дед плачет, баба плачет, курочка кудкудачет, ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается! Наши дочки, идучи за водою, ведра побросали, коромысла поломали, а я тесто месила да со великого горя все по полу разметала!

Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.

bratkova-analiz-skazki

Анализ  «Курочки Рябы»

Предлагаю к анализу этой сказки подойти с разбора символов. Вот основные персонажи: дед и баба, курочка Ряба, яйцо, мышь, природа, семья священника. Итак, дед и баба — пара, мудрые представители земной жизни, наши предки. Яйцо — мир, Вселенная, Мировое яйцо, носитель всего живого. Курица — несет яйца, священная птица, имеет связь с Богом, Верхним миром. Мышка — хтоническое животное, подземный житель, медиатор, посредник между нижним миром и миром людей. Она такой персонаж «и нашим, и вашим», непонятно чего от неё ждать. Поп и его семья — носители веры, посвященные люди.

Через эту сказку можно наглядно понять каким видели мир древние люди. Есть Средний мир, который Бог создал для людей, Верхний мир — там живет сам Бог, и есть Нижний — преисподняя, мир мертвых.

bratkova-analiz-kurochka_ryba.jpg

У деда с бабой — жителей среднего мира жила Курочка. Курица — представитель Бога- снесла яйцо, первоначало, Вселенную. Его не смогли разбить дед и баба потому, что не они создали мир, не в их силах его уничтожить. А Мышка — представитель Нижнего мира сделала это с легкостью. Иными словами, Вселенная раскололась, это намек на гибель мира. Что после этого началось! Настоящий хаос: дед и баба в безутешном горе, семью священника охватило безумие, поп отрекается от веры, природа начала распадаться.

Вот и смысл стал более понятен. Курочка Ряба — это космогонический (о сотворении мира) и эсхатологический (о гибели мира) миф. Таким образом наши предки показывали свое понимание, что мир возник из хаоса, туда же он и уйдет.

Уже позже добавили хороший конец, где Курочка обещает снести золотое яйцо, и народ ликует.

Вариант хорошего конца: А курочка ряба им говорит: дед не плачь, бабка не рыдай, куры не летайте, ворота не скрипите, сор под порогом не закуривайся, тын не рассыпайся, верх на избе не шатайся — снесу вам еще яичко: пестрó, вострó, костянó, мудренó. Яичко не простое — золотое.

Почему Курочка обещает снести золотое яйцо вместо костяного? Это намек на желание древних о Золотой эпохе, когда человек соединится с Богом, природой и будет блаженствовать.

Это одна из версий интерпретации древнейшего мифа Курочка Ряба, которая близка мне. Имеется и множество других, как например, связанных с теорией либидо З. Фройда или на основе субъективных чувствований человека. Или еще каких-то других, мне неведомых. Есть возможность поизучать другие варианты интерпретаций этой сказки, удовлетворив свое любопытство.

Кому нужен был упрощенный вариант?

В советские годы, в интересах идеологии, множество сказок извратили. В том числе и Курочку Рябу. Можно лишь предположить почему.

Возможно, чтобы создать человека с особым типом мышления?

Тогда резонно напрашивается вопрос каким образом связана Курочка и идеология? Все очень просто, через сказку в таком несознательном возрасте можно внушить некоторые вещи. Например, показать, что золото совсем не ценно для советского человека или как не надо быть глупым и допускать ошибки, или травите мышей, господа, чтобы они вам не испортили продукты. То есть, совсем не вдаваясь в тонкий смысл этого мифа редакторы подменяют первоначальный смысл и получают продукт удобный для того, чтобы внедрить народу в мозг свои понятия. Ведь ребенок в таком возрасте уязвим и очень внушаем.

А может редакторы изменили сказку для того, чтобы она стала понятнее юным читателям?

Я думаю, что все сработало в совокупности. И мы имеем то, что имеем. Но пытливый ум не успокоится, пока не получит разгадку, на то мы и люди. Через свои любимые сказки вы сможете лучше понять себя. Ищите истину, ибо по словам З.Фройда «Истина сделает вас свободными».

freud-z-bratkova

Иллюстратор «Курочки Рябы» Марина Успенская.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x