Сегодня этой статьей я открываю в блоге большую рубрику «Символы в нашей жизни». Чем будет полезна эта рубрика? Она предназначена прежде всего для людей, занимающихся саморазвитием, самореализацией, людей думающих.

Здесь вы найдете интересную и проверенную информацию о том, что составляет таинственные знания, пришедшие к нам из глубины веков о символах, знаках, мифах и архетипах. Все это появляется в нашей жизни словно бы случайно, но с целью отрыть нам глубину нашей души, познакомить нас с самими собой и увидеть связь человека со всем миром.

Мой интерес к этой теме огромен, так как метод психотерапии, в котором я — специалист, так и называется Символдрама.

Немного теории о символах)

Прежде нужно разобраться, что такое знак, что такое символ, в чем их отличие. Так как есть постоянная путаница между этими понятиями, и это не случайно. В сети огромное количество информации, она часто противоречива, надо иметь большую заинтересованность, чтобы разобраться. Начнем с символа.

Конечно, мало кто любит теорию, но без неё никуда. Поэтому я постаралась как можно более доступно рассказать её для вас, используя примеры.

Откуда есть пошел символ?

Давайте вспомним каменный век и то, какие люди были тогда. Не умея писать, считать, древние хотели передавать информацию тем, чем это было им доступно. Началось все, как вы догадываетесь, с наскальных рисунков.

Наскальный рисунок. Символы. Виктория Браткова

Естественно, один человек нарисовал, а разгадывал рисунок совсем другой и доподлинный смысл того, что было изображено уже никто не понимал. Все обобщалось, в том числе и предметы, изображенные наделялись неким иным смыслом. Причем разным смыслом, многозначным.  Так изображенная рыба могла означать и рыбалку, и еду, и воду, и достаток в общем и ещё много чего. Все ограничивалось полетом фантазии разгадывавшего. Так и появились символы.

Этимология слова

Само слово символ происходит от греческого «знак, опознавательная примета». Вначале оно имело значение «бросания, метания какого-либо предмета совместно группой лиц», например, сети рыбаками. То есть первичное значение у него было именно вещественным, предмет знакомый для узкого круга лиц. Впервые в таком понятии в 443 г. в Древней Греции у Платона в диалогах «Метафизика». Например, таким знаком был крест для христиан.

Символ по сути своей не вещь, его нельзя пощупать, так как он является скрытым смыслом, сутью, обладает сверхреальным духовным значением. Значение символа понимается сразу, целиком с помощью интуиции. С этой точки зрения символ — интуитивный знак.

Например, Уроборос. Символически трактуется как репрезентация бесконечности, циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.

Уроборос. Символы. Виктория Браткова

Кстати, существует мнение, что именно из-за различия по вопросу определения символа и произошел теоретический разрыв отцов психоанализа З.Фройда и его соратника К. Г. Юнга, который создал в дальнейшем аналитическую психологию.

Подразделение символов

Тут важно знать некие особенности символов. Так как они бывают разными: индивидуальными, условными и универсальными. Сейчас мы о тех, которые имеют одинаковое значение для всех. О них Э. Фромм говорит: «универсальные символы — единственный тип символов, в которых связь между символом и тем, что он символизирует, не случайна, а внутренне присуща самому символу». Эта связь понимается всеми людьми одинаково. Их основой служат свойства человеческого тела, ощущений и разума, характерные для каждого человека. Язык этих символов — единственный общий язык, созданный нашими предками, но забытый современными людьми.

Египетские символы. Символы. Виктория Браткова

Главное отличие данной группы символов от индивидуальных и условных то, что они понимаются всеми одинаково. Индивидуальные — человек создает сам себе в контексте семейной и личной истории. «Как растение дает свои цветы, так психика создает свои символы» (Jung, 1964). Условные же символы распространены в узком кругу людей.

Символдрама

Принципиальный подход символдрамы в том, что большое значение уделяется индивидуальному значению символа.

Аналитическая психология (К. Юнг и его последователи), которая кстати, является теоретической базой для символдрамы, содействует анализу символа. В этом ей помогают исследования многих наук, таких как: археология, этнография, геральдика, фольклористика, культурология, религия и мифология.

Понимание языка символов важно для нас, если мы хотим глубже познать себя.

Изучайте символы и помните, что обращение к их миру должно быть осторожным, так как оно может открыть доступ к богатству вашего внутреннего мира, а также может стать и предметом спекуляций безнравственных людей.

P.S. Очень интересно ваше мнение о символах, пишите в комментариях. Буду этому очень рада.

Предыдущая статьяСледующая статья
Меня зовут Виктория Браткова, я — психолог, психотерапевт по методу символдрама, писатель
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
С.

Сказка «По щучьему велению». Читать онлайн

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
– Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:
– Неохота…
– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
– Ну ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку. Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.

– Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеётся:
– На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:
– Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
– Ладно. Только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:
– Емеля, Емеля, скажи, чего ты сейчас хочешь?
– Хочу, чтобы вёдра сами пошли домой и вода бы не расплескалась.

Щука ему говорит:
– Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью».

Емеля и говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, вёдра, сами домой.

Только сказал – вёдра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, сам пошёл за вёдрами.

Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается… Зашли вёдра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.

Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:
– Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
– Неохота…
– Не нарубишь дров – братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – поди, топор, наколи дров, а дрова сами в избу ступайте и в печь кладитесь.

Топор выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:
– Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.

А он им с печки:
– Да вы-то на что?
– Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
– Мне неохота…
– Ну, не будет тебе подарков.

Делать нечего, слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял верёвку и топор, вышел на двор и сел в сани:
– Бабы, отворяйте ворота.

Невестки ему говорят:
– Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
– Не надо мне лошади.

Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, сани, в лес.

Сани сами и поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет.

Приехал в лес:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь.

Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и верёвкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку – такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – поезжайте, сани, домой.

Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.

Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ну-ка, дубинка, обломай им бока.

Дубинка выскочила – и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли, услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти, привезти во дворец.

Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живёт, и спрашивает:
– Ты дурак Емеля?

А он с печки:
– А тебе на что?
– Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
– А мне неохота…

Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – дубинка, обломай ему бока.

Дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унёс. Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
– Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
– Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, – тогда он всё сделает, что ни попросишь.

Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
– Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
– Мне и тут тепло…
– Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, – пожалуйста, поедем.
– А мне неохота…
– Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.

Емеля подумал-подумал:
– Ну ладно, ступай ты вперёд, а я за тобой вслед буду.

Уехал вельможа, а Емеля полежал ещё и говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ну-ка, печь, поезжай к царю.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.

Царь глядит в окно, дивится:
– Это что за чудо?

Набольший вельможа ему отвечает:
– А это Емеля на печи к тебе едет.

Вышел царь на крыльцо:
– Что-то, Емеля, на тебя много жалоб. Ты много народу подавил.
– А зачем они под сани лезли?

В это время в окно на него глядела царская дочь – Марья-царевна. Емеля увидал её в окошко и говорит потихоньку:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – пускай царская дочь меня полюбит…

И сказал ещё:
– Ступай, печь, домой…

Печь повернулась и пошла домой, вошла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полёживает. А у царя во дворце крик да слёзы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он её за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
– Ступай приведи ко мне Емелю живого или мёртвого, а то голову с плеч сниму.

Накупил набольший вельможа медов сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошёл в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лёг спать. А вельможа положил его в повозку и повёз к царю. Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В неё посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.

Долго ли, коротко ли, проснулся Емеля, видит – темно, тесно.
– Где же это я?

А ему отвечают:
– Скушно и тошно, Емелюшка. Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
– А ты кто?
– Я – Марья-царевна.

Емеля говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на жёлтый песок.

Ветры буйные подули, море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на жёлтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из неё.
– Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
– А мне неохота…

Тут она стала его ещё пуще просить, он и говорит:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – выстройся каменный дворец с золотой крышей.

Только он сказал – появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом – зелёный сад; цветы цветут, и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
– Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:
– По щучьему веленью, по моему хотенью – стать мне добрым молодцем, писаным красавцем.

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в ту пору царь ехал на охоту и видит – стоит дворец, где раньше ничего не было.
– Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?

И послал узнать-спросить, кто такие. Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.

Емеля им отвечает:
– Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.

Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведёт во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьёт и не надивится:
– Кто же ты такой, добрый молодец?
– А помнишь дурачка Емелю – как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я – тот самый Емеля. Захочу – всё твое царство пожгу и разорю.

Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
– Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!

Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

P.S. Мой психологический анализ сказки здесь.

Сказка «По щучьему велению». Автор: Русский народ. Пересказчик: Алексей Толстой.

С.

Сыграем? или Почему вы до сих пор не замужем?

Замужество для женщины символ статуса и сытой жизни. Поэтому многие стремятся. Но не у всех получается. И сетуют женщины/девушки, что мужиков хороших не осталось. Но погодите делать поспешные выводы про мужиков. Предлагаю сыграть в игру «Что в черном ящике», как в известной передаче «Что?Где? Когда?». То есть узнать, что на самом деле вам мешает благополучно выйти замуж. Согласны? Тогда представьте, что в студию к знатокам (то бишь к нам) вносят большой черный ящик. В нем есть что-то, что мы должны угадать, используя подсказки. 

Мне черный ящик представляется хорошей метафорой нашего бессознательного. В нем есть ответ на любой вопрос. Только нужно внимательно научиться расшифровывать информацию. Сейчас мы это будем делать с помощью подсказок.

Итак, подсказка №1

К вам подходит знакомиться тот, кто не нравится, а тот кто нравится отказывает. Или вам приходится выбирать мужчину по остаточному принципу «на безрыбье и рак — рыба», а то, вдруг, вообще замуж не позовут?!
 
 Тут неочевидное для многих. Это низкая самоценность женщины. Она не верит в то, что ценна сама по себе, и тогда выбирает партнера, идеализирует его, чтобы после присоединиться к нему и за счет него повысить свою ценность. Или предпочитает вообще не искать, иначе придется показывать свои недостатки.

Подсказка №2

Отношения на первый взгляд у вас есть, но их на самом деле нет. Как это возможно? Очень просто. Либо вы встречаетесь с женатым мужчиной, либо это роман по переписке. Либо отношения начинаются, но не заканчиваются для вас предложением.

 Страх близких отношений. Бред скажете вы? А я вам отвечу, что 90% отношений не складываются по этой причине. Страх близких отношений чаще всего покоится на отсутствии базового доверия к миру. А также на токсичных отношениях с первичным объектом, то есть матерью. Когда ребенок был лишь нарциссическим расширением для матери и служил для подтверждения ее материнского статуса, манипулирования отца ребенка или чего-то еще. «Таня, встань на стульчик, прочитай нашим гостям стихи!» И Тане делать нечего, она читает. Ее никто не спросил, хочет ли она этого и как себя чувствует. В дальнейшем женщина не рассчитывает на понимание со стороны мужа, ведь доброго человеческого отношения к себе она не знает. Тогда и решает, что лучше быть одной, чем 300 раз использованной.

Подсказка №3

Вашего партнера не одобряют родители. И вы тщательно присматриваетесь, а потом понимаете, да, точно не тот. Расстаётесь. Кстати, это уже не первые такие отношения.

Отсутствие сепарации. Вы не отделены от своих родителей, вы пока одно целое, и у вас нет своего личного мнения. Дело в том, что в наш век сепарация откладывается на неопределенный срок. Родители не стремятся отпускать своих взрослых детей, а детям очень уютно в родительской семье. Можно дольше не брать на себя ответственность в реальной жизни. Так, моя возрастная соседка говорила про каждую девушку своему сыну: «Только через мой труп!». Тогда он женился на женщине, которая жестко взяла его в свои руки, и его маму тоже. Это был явный мезальянс. Но, что поделать, если мама против всех?

Подсказка №4

В вашей семье нехорошая семейная история. К примеру, мама развелась с папой до вашего рождения. Или всю жизнь пилит/клюет его. Бывает и наоборот. Папа гуляет вовсю, мама закрывает глаза. Вы до сих пор не видели и не знаете, что такое по-настоящему близкие отношения.

У вас присутствует неосознанная потребность следовать семейному сценарию или создавать антисценарий «А у меня не будет так как у родителей». Но трамвай умеет ездить только по рельсам, неважно, едет ли он вперед или назад. Пока над вами довлеет семейная история будет так, а не иначе.

Подсказка №5

Мужчины охотно знакомятся с вами, но вы не знаете, что с ними дальше делать. Предстоящее свидание наедине вызывает тревожность, как при визите к стоматологу. О сексе вообще предпочитаете молчать.

Страх перед мужчинами. Возможно в вашей личной истории «все мужики — козлы» и ничего хорошего от них ждать не следует. Вы испытываете неосознанное негативное отношение к сексу и к телу. Хотя можете делать вид, что это не так. Но мужчины это чувствуют, уж поверьте.

Подсказка №6

Вы пережили потерю. Может и не одну. Или вас родители оставляли на время пожить у бабушки в довольно нежном возрасте.

Страх потери. Один из сильнейших страхов, присущих человечеству. Он связан со страхом смерти себя или близких. Кстати, этот страх связан с желанием всё контролировать. И явно он сам не пройдет, его можно смягчить только при постоянной глубинной работе.

Подсказка №7

Вам нравятся свадебные фото подруг. Вам стыдно от вопросов: «А когда уже ты под венец?» Вам кажется, что жизнь замужней женщины более интересной и достойной.

На самом деле, вы желаете за счет мужчины показать свою крутость и взрослость, получить статус замужней женщины, так сказать, сходить замуж. Покрасоваться в самом лучшем белом/розовом/малиновом платье. Лавстори опять же. Кинуть букет. В общем душа требует праздника. А мужики, они тоже хотят любви и близости, и не хотят стать чьим-то приложением.

Подсказка №8

Вам скучно быть одной, невыносимо одиночество. Вы пытаетесь его скрасить рюмочкой коньяку, бесполезным общением, быть всегда в компании кого-то.

Упс… А здесь иллюзия, что с помощью брака можно преодолеть собственное чувство одиночества. Наполнить жизнь смыслом. И что кто-то подаст кружку воды в старости. И что после замужества вы сможете безраздельно владеть телом, мыслями, чувствами человека. Ведь вы же готовы всё это отдать, правда? Но, к сожалению, это не от самоотверженной любви, а от внутренней пустоты, которую вы хотите заполнить другим человеком.

Подсказка №9

Ну, и из последнего важного. Подсказок нет.

Таких слепых пятен в бессознательном много, может 50, может 150, поэтому в одной статье я не упомяну всех причин.

А что в вашем личном черном ящике, можете знать только вы. Есть способ и преодолеть эти трудности, но данный процесс дорогой, хлопотный, временами очень болезненный. Да и зачем вам это? Вам ведь и так хорошо, правда?

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x