Мифы это не только возвышенные, торжественные и философские истории, объясняющие возникновение мира, рассказывающие о жизни богов,  к которым мы привыкли. Чаще всего это анекдотичный фольклор. Смешные и скабрезные рассказы встречаются довольно часто и показывают, что наши далекие предки питали интерес к  шуткам, юмору и даже сарказму.  И особенно запоминающимися  героями таких мифов становились хитрые обманщики, лгуны, воришки, плуты, провокаторы,  а иначе говоря трикстеры.  Мифы, где  трикстер является протагонистом,  встречаются  у древних греков, северных народов,  славян,  народов южной и северной Америки,  китайцев, японцев, семитских народов, перечислить всех невозможно, в общем,  у каждого народа есть свой главный плут и мошенник в устном народном творчестве. 

Слово “Трикстер” дословно переводится как трюкач, тот кто выполняет трюки. Что такое трюк? В переводе с англ. trick  — фокус, трюк, ловкий прием или маневр, который невозможно сделать, а тем более повторить без определенной подготовки, и, как правило, он опасен для выполняющего. В прямом его значении речь идет о кино или цирке,  о том  как это понятие  связано с аналитической психологией К.Г.Юнга  и пойдет дальше речь.

Корабль дураков

Обратимся к источникам. Считается, что само понятие Трикстер ввел антрополог Пол Радин в своей исследовательской работе “Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев” в 1956 году, хотя и ранее были попытки выделить характерного героя фольклора. К этой работе дает свой  небольшой, но ёмкий комментарий под названием “ О психологии образа трикстера” Карл Густав Юнг. Юнг вспоминает, что когда он изучал работу Адольфа Бандельера «Создатели Наслаждения», то ему тут же повеяло духом средневекового церковного маскарада — он вспомнил приснопамятный Праздник или Пир Дураков, где всё странным образом переворачивалось с ног на голову. 

Напомню как проходило это действо. Сначала избирался Папа дураков, в основном из духовенства низких чинов, который в назначенный день  как-бы служил настоящую мессу.  В середине службы начиналось невообразимое: люди надевали маски клоунов, зверей, мужчины переодевались в женщин и наоборот, ели в святая святых — на алтаре, пели хором непристойные песни, танцевали в церкви, вопили, жгли вонючую подошву обуви вместо ладана, бегали, в общем, творили бог знает что, на наш современный взгляд. 

Первое упоминание об этом празднике относится примерно к 1162 году,  довольно подробно он описан в трактате Иоанна Белета. Пик популярности Пира Дураков пришелся на 12 — 13 век. Празднования проходили и в знаменитом Нотр- Дам-де Пари, в романе Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” есть обстоятельное описание того, как это было.  На протяжении 4 веков дурацкий праздник был в чести, превращая на короткий период установившиеся религиозные обычаи в фарс. 

Тут ассоциативно мне на ум приходит картина Иеронима Босха “Корабль дураков”, написанная им примерно в 1495 — 1500 году, и это уже Нидерланды. 

На картине как раз изображено подобное зрелище во всей красе —  монахи, монахини, миряне сидят на корабле, который никуда не плывет, играют на лютне, поют хором, без конца трапезничают, пьют вино, совершают иные непотребства. Лютня — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент, в некоторых источниках можно найти такую трактовку, что в средние века лютня символизировала вагину и в этой картине “играть на лютне” присутствует как намек на сексуальный разврат. Видно, что эта компания сидит здесь очень давно, ибо их корабль врос корнями в берег. Вверху на жердочке шут в одежде с бубенчиками держит в руках чашу, он как бы отвернулся от всей компании, но понятно, что именно он является здесь главной фигурой, провокатором этих людей, обличителем сложившихся нравов. Несмотря на своё шутовское обличье он НАД всеми ними. И чаша в его руках может символизировать то, что грехи и искупление грехов придется испить до самого дна, а ее полнота то,  что действо только начинается. 

И, конечно, как не упомянуть здесь Себастьяна Бранта с его господином Пфеннингом — главным героем популярной в те времена поэмы также названной “Корабль дураков”. Образец средневековой сатиры на порядки и обычаи людей, отвернувшихся от благочестия, погрязших в глупости и пороках. Книга была иллюстрирована Альбрехтом Дюрером, он весной 1492 года специально для этой работы прибыл в город Базель и написал около 73 иллюстраций — дураков разных мастей.  Доныне сохранилась гравированная доска, которую использовали при печати иллюстраций,  на ее обороте — автограф: «Альбрехт Дюрер из Нюрнберга».

Интерес к этой теме не иссяк и теперь, сюжеты Дюрера взяты в основу  колоды Таро Дюрера, итальянский художник Гиацинто Годензи вдохновился творчеством мастера и создал к ней иллюстрации.  Если мы посмотрим на её нулевой аркан — Шут, то увидим там мужичонку, который приспустил штаны и показывает нам голую задницу, словно бы дразнит всех смотрящих на него.  Подпись под картой довольно неоднозначна:   «Saepe e ida sapientia” , что в переводе означает “Мудрость, скрытая за покровом, ширмой».  Об этом поговорим позже, что за мудрость с голым задом.

 Около 1431 года церковная власть наложила строгий запрет на празднование Пира Дураков. Хотя и до этого были неоднократные попытки, но сколько бы его не запрещали, он всё равно просачивался,  продолжал и продолжает жить. Почему?

Этому есть несколько объяснений,  самое простое лежащее на поверхности то, что в продолжении ряда столетий, почти все народные праздники справлялись «в месте, принадлежавшем всему народу», то есть в церкви. Вплоть  до XIV века, в храмах играли в мяч, танцевали, устраивали пирушки. Так было заведено. Например, в Париже пасхальные яства продавались на папертях, и  тут же поедались, а после богослужения устраивались танцы в стенах самой церкви. 

“Эти средневековые обычаи в совершенстве раскрывают роль трюкача, и, когда они исчезают за пределы церкви, они снова появляются на профаническом уровне итальянского театра, как те комические образы, которые, часто будучи украшенными огромными фаллическими символами, развлекали далеко не стеснительную публику шутками в стиле Рабле”, — говорил Юнг, по его мнению, это и был первый описанный образ трюкача — трикстера. 

Если же мы потянем за нитку и заглянем чуть глубже, то увидим, что  средневековый Праздник Дураков  сродни  античным сатурналиям — празднествам посвященным древнеримскому богу Сатурну, его фигура соответствует  греческому богу-титану земли и времени Кроносу. Ранее век Сатурна стяжал славу  “золотого века”, когда жили в изобилии, и все люди были равны друг другу. Это не могло не нравиться и потому праздник пользовался особенной любовью среди людей. Сначала сатурналии отмечались один день 17 декабря, а уже с III века н.э. были приурочены к Рождеству и Новому году. Праздник длился от 5 до 7 дней, рабы и их господа менялись ролями, люди веселились, превозносили богов. В эти дни все были свободны, проявляя свои лучшие качества, даже люди совершившие преступления не наказывались. Торжества начинались с жертвоприношения в честь Сатурна и восклицания “Io Saturnalia”. 

В 312 н.э. году император Константин принял христианство, и этот праздник стали запрещать как языческий. Но и  теперь на святки в некоторых областях можно увидеть похожий  балаган — под Щедрый вечер по дворам ряженые водят “козу” — переодетого в вывернутую шубу мехом кверху человека, угощаются от щедрот, устраивают разные забавы, поют, прославляя хозяев и , конечно, солнце. 

  Изначально же массовые гуляния были частью обрядовой языческой культуры, чаще их приурочивали к праздникам, относящимися к наступлению весеннего посевного сезона. Как ни крути, все мы тесно связаны с традициями и ритуалами — и в 21 веке продолжаем наряжать ёлку, освящаем в церкви куличи, красим яйца к пасхальному столу, едим на поминках кутью ложками, лишь следуя обычаям. А для древних людей все перечисленные действия имели глубокий ритуальный смысл. Наши предки не знали как всё устроено в мире, они не знали как реагировать на превратности судьбы, и хотели задобрить Мать- природу, приносили жертвы, устраивали церемониальные шествия в честь определенных богов, желая им угодить. Это была своеобразная  индульгенция/ сделка , чем богаче был проведен ритуал, тем большего урожая ожидали, и наоборот, когда была засуха, неурожай, природные катаклизмы,  обвиняли устроителей пиров, жрецов или шаманов. 

В настоящее время мы не чужды этой культуры, потому что все эти мистические фигуры соответствуют внутреннему психическому опыту и происходят из него. Здесь хочу привести цитату Юнга: “Трикстер — это коллективный образ Тени, сумма всех низших черт характера людей. И поскольку Тень существует всегда как составная часть личности, коллективный образ может служить ее продолжением”. 

 Знаменитый венецианский карнавал — отголосок самых древних его образов — остается популярным и сегодня.

 А  в фильме “С широко закрытыми глазами” режиссер Стэнли Кубрик показывает необычный маскарад, где основным мотивом сборища является секс без каких-либо ограничений, и все участники скрывают свою личину  под театральными масками. 

Что же такое Трикстер?

На протяжении всей статьи мы размышляли на тему возникновения фигуры Трикстера, его места в обществе, он сложный,  неоднозначный персонаж,  ибо будучи много раз описан, а, следовательно – узнан, он продолжает оставаться в  тени.  И теперь самое  время уточнить понятие. Да, можно было это сделать и в начале, но когда приведены примеры, когда есть базовый материал на руках  легче сделать некоторые выводы. Метафорически это можно представить в виде разложенной перед глазами колоды карт, а джокер словно выпал невесть откуда последним, как это часто и бывает в реальной жизни. 

Итак, трикстер не человек, не бог и не животное, это некое существо, которое может трансформироваться, а может представлять и всё названное сразу.  Он воплощает в себе импульсивное поведение без тормозов, поддается любому соблазну и желаниям не подвластным разуму.  Карл Юнг наделяет его властью, и это уже не просто герой, это архетип- дерзкий  и при этом могущественный, как часть бескрайней Тени.  И что самое важное, Трикстер- это медиатор, посредник между верхом и низом, сознанием и бессознательным, знанием и незнанием, иллюзией и реальностью. А по своей глубинной сути культурное внутреннее течение заставляющее людей пересматривать устоявшиеся/закоренелые жизненные позиции. 

 Трикстер как образ, всегда существовал в культуре —  сначала в мифах, после в сказках и авторских художественных произведениях, а тот Трикстер, что обитает в наших душах,  проявляется самым непосредственным образом в обыденной жизни, например, в том как мы попадаем в неловкие ситуации, воспринимающиеся , как конец света, которые выбивают нас из привычной колеи, ситуации невозможности соблюсти свои же правила, и непонятно как себя вести. Он проявляется в амбивалентности мышления по отношению к вечным понятиям — добро и зло, жизнь и смерть, грань дозволенного и недозволенного. Он откровенно и подчас зло высмеивает пороки, выставляя напоказ всё неприглядное, неуместное, отжившее, наносное. Причем делает он это ради потехи, собственной забавы. Трикстер, как говорит К. Кереньи, “дух беспорядка”,  служит силам хаоса и тьмы из которой появляется творческая энергия.  «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»- заявляет Мефистофель, являясь ярким примером Трикстера в художественной литературе конца XVIIIв. 

Этот архетип всегда привлекателен для нас, на него хочется и хочется смотреть, этим обусловлен необычайный успех современного фильма “Пираты Карибского моря” с Джеком Воробьём в качестве главного героя  и сериал Доктор Хаус. О нем хочется читать — Остап Бендер, Бравый солдат Швейк, Коровин, про него хочется слушать — Ходжа Насреддин, барон Мюнхгаузен. От него остается терпкое и долгое послевкусие. 

Зачем во всех культурах мира существовали подобные герои? 

Это очень интересно, и мне кажется, что  я близка к разгадке, хотя это может быть происками  Трикстера, решившего меня хорошенько  разыграть. 

 Дело в том, что начиная с древних времен, культура — мифы, живопись, скульптуры — показывала глубокую фазу слияния человека с миром животных, отражая первоначальное психическое состояние, предшествующее рождению Эго. В первобытном обществе звери были не только объектом охоты и приносили пользу  в хозяйстве, человек не отделял себя от них ни эмоционально, ни физически — подражал их повадкам, носил шкуры, чтобы впитать характер, стремился стать их частью: “Мы с тобой одной крови,  ты и я”.

 Так было принято во всех слоях населения, вспомним хотя бы громадные двадцатиметровые египетские скульптуры сфинксов — львов с лицами царственных особ, что означало абсолютное могущество фараона, а также то, что разум вырастает  из животной оболочки. Человек  ощущал себя не царем природы, но скорее зверем в ином обличии. Многие животные являются тотемными —  священными потому что в них видели первопредков.  В раннем человеке было много от животного, и это времена неведения, если перевести на язык аналитической психологии, то это времена когда бессознательное и сознание, Эго и Самость были едины.  Когда же настала фаза отделения человека от зверя — выделения сознания из бессознательного, то она характеризовалась прежде всего противопоставлением,  человек стал приписывать животным самые худшие свои свойства — лень, невежество, грубость, злость, похотливость.   Так возникли мифы, а после и  сказки о животных.  Сначала они были героическими,  когда человек — герой или полубог борется с чудовищами. А после уже и юмористическими. И это было жизненно необходимо,  потому что древние подметили — кто смеется, тот живет, ведь смех – главный носитель  и даритель жизни. Еще древние верили,  что от смеха можно было забеременеть.

У эскимосов, когда женщина рожает, муж первым делом бежит за клоунессой. Женщина смеялась, чтобы ребенок родился живой и не умереть самой. 

Действительно, людям важно  было смеяться над собой, над своей глупостью, своими пороками и промахами, чтобы выпускать накапливающееся внутреннее напряжение,  и напряжение внутри социальной группы. Как это было сделать безопаснее всего? Через проекцию, отщепление своих собственных неприглядных черт и присваиванию их кому-нибудь другому, вчерашний брат идеально подходил на эту роль. И потому животные в сказках антропоморфны —  обладают чертами характера человека. Люди веками формировали героев подобных сказок, рассказывая друг другу эти забавные истории,  так появился Трикстер.  Кстати, вы знали, что над образом Доктора Хауса работали 8 человека, придумывая его речь и поведение? Совсем как “из уст в уста”. 

Трикстер от сказки к сказке ведет себя по-разному, обманывает других и бывает обманут сам.  Причем у многих народов мира это разные герои — в южноамериканском эпосе это Койот и Кролик. В русском — Лиса. В скандинавском  Бог Локи.  По этой причине Трикстер не бог, не человек и не животное, это некое сверхсущество, которое побуждает нас усомниться в заведенных порядках и заставляет смеяться.

Что еще здесь интересно отметить, у культурного героя — героя народных мифов — есть какая-то  цель, которой он придерживается, вокруг этого и крутится сюжет.  Понятие культурный герой ввел Елеазар Моисеевич Мелетинский  —  филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор, непосредственный участник создания энциклопедических изданий «Мифы народов мира» и «Мифологический словарь». У Трикстера же, который является антиподом культурного героя, его двойником, такой цели нет, он ведом низменными инстинктами, часто желанием наесться до отвала, жадностью, ленью, ему привлекателен сам процесс обмана, шутовства. Он и есть то самое ничем не управляемое  Оно, во главе которого стоит  принцип наслаждения. Поэтому Ивана-дурака из русских сказок я  не причисляю к Трикстерам, если мы вспомним любой конец сказок с его участием, то увидим, что дело кончается свадьбой, и он становится новым царем. А вот  сказки с Трикстерами напротив нередко заканчиваются так: “И пошел наш герой дальше путешествовать”. Это и его образ жизни и основная цель.  

К примеру, плутишка Эспен из эстонской сказки “99 зайцев” провел все королевское семейство с помощью волшебной дудочки. Король был человеком жадным и падким до новых впечатлений, хотел заполучить пастуха для заячьего стада,  чтобы ни один заяц не удрал. А если удерет, то бить того пастуха тремя ремнями и сажать в темницу — решил потешиться. Братья Эспена — Поль и Пер были наивны и искали легкой наживы,  попали в тюрьму, а сам Эспен преодолел испытание блестяще. Король на этом не успокоился, посчитав, что Эспен не достоин награды, и назначил последний довольно забавный экзамен  —  наполнить бочку ложью, “да так, чтобы она потекла через край”.  Конечно, хитрец — Эспен сдал и его, спас таки своих незадачливых братьев, получил в жены принцессу и полцарства. Что вы думаете было дальше? Эспен попрощался с принцессой и пошел бродить по свету. Тут у меня в детстве всегда возникал вопрос, почему он не стал наслаждаться полученным, а отправился странствовать?  А потому, что  ему не надобно было богатство, и тем более женитьба,  для него  было важным сохранить свою свободу и идентичность — возможность не подчиняться каким-либо правилам. 

А задумывались ли вы почему Балда из сказки А.С.Пушкина согласился работать на попа целый год всего лишь за 3 щелчка? Ответ прост, потому что Балда  тоже Трикстер. Кстати, Балда по велению Попа, у которого он жил в работниках,  вытребовал у чертей несуществующий оброк, выступая в роли медиатора между старым Бесом и служителем Бога. 

Еще пример, Кот из сказки “Кот в сапогах”Ш.Перро. Не ради себя же он старался, право слово, когда обхитрил короля,  королевскую дочь, и людоеда.  Возьмем бравого солдата Швейка, ведь он сам так натерпелся из-за своих проделок, но жить без шутовства он не мог. Или Коровьев из “Мастер и Маргарита” М.Булгакова — персонаж высшей степени занятный, но наблюдая за его лукаваствами  без конца почесываешь затылок: “Ну, и ну!”

Любой герой из перечисленных нами весьма любопытен, но встретиться с ним на одной тропинке не хотелось бы,  К.Г.Юнг отмечает фрустрирующее воздействие Трикстера: «любой, кто принадлежит к сфере культуры и ищет совершенства где-то в прошлом, столкнувшись лицом к лицу с образом Трикстера, должен чувствовать себя очень неуютно».

Здесь также важно добавить, что древний человек понимал свой масштаб против  Бога. Силы небесные часто заставляли человека менять свои планы, словно насмехаясь над ним. Как было это пережить? Опять же при помощи Трикстера, который хоть и слаб физически, зато хитер, и эта хитрость помогает ему выйти сухим из воды. «Оказываясь всецело отрицательным героем, трикстер все же — несмотря на свою глупость или благодаря ей — достигает того, что другим не удается достичь никаким сконцентрированным усилием»-, говорит К.Юнг. Помните Шута с голым задом и “неприкрытой мудростью”?

Как тут  не вспомнить  храброго портняжку из одноименной сказки Братьев Гримм, он провел двух огромных великанов и короля, справиться  с которыми было возможно только с помощью хитрости, ведь они превосходили его по силе,  росту и возможностям в несколько раз. Небольшой по размеру  Кот в сапогах околпачил  злобного великана — грозу всей округи  и играючи сделал своего хозяина — простака, сына мельника  маркизом и зятем короля. А Мальчик с пальчик, совсем крошка,  спас своих братьев от людоеда и добыл денег для всей семьи. 

“Мудрость, скрытая за покровом”.

Какую же мудрость нам надлежит извлечь из этих историй? 

В Новом Завете сказано —  Бог смотрит сверху вниз на времена неведения.  К.Юнг к этому добавляет существенное пояснение: “ как многие другие мифы, он[миф о Трикстере] оказывает целительное воздействие. Он предъявляет более низкий интеллектуальный и моральный уровень более развитой личности, чтобы люди не забывали, как мир выглядел прежде”. А дьявол, как всегда, кроется в деталях. Были такие времена, когда человек  разрешал себе абсолютно всё — повсеместно был распространен промискуитет, друг у друга воровали еду, жестко соперничали за женщин, ценности, убивая друг друга при этом,  процветало людоедство, но с развитием цивилизации — сознания появились правила и ограничения. Они были необходимы для мирного сосуществования людей друг с другом. А может быть моаль была предписана человечеству свыше. Во всяком случае, эти правила записаны  во всех религиях мира в виде заповедей, но вся соль в том, что  желания-то никуда не делись, они погружены глубоко в коллективном бессознательном в каждом из нас! “Внешне забытое живет внутри”. А значит необходим объект на кого можно эти запретные желания проецировать:“Не я, а он этого хочет”. И потому Трикстер будет жить вечно пока существует человечество. 

Закончить хочу словами одного из средневековых духовников: «Наши предки, а среди них и великие люди, праздник дураков разрешали, почему же он не может быть дозволен нам? Мы справляем его не всерьез, но лишь ради шутки и для того, чтобы по старинному обычаю повеселиться. Чтобы глупость, которая есть вторая натура человека, и как кажется, прирожденная ему, через этот праздник перебесилась хотя бы раз в год. Винные бочки потрескаются, если у них иногда не открывать затычек и не выпускать воздух. Так и все мы плотно закупоренные бочонки, которые разорвет вино мудрости, если мы со своим всегдашним страхом пред богом позволим ему забродить, когда вину дают воздух, оно не прокиснет. В праздник дураков мы предаемся забавам, чтобы потом еще с большим усердием вернуться к благочинной божественной службе».

Библиография:

Адамчик В. Словарь символов и знаков/ М.: Харвест, АСТ 2006. — 240с.

Библия/М.: Летопись 2016. — 1600с.

Гаврилов Д.А. К определению трикстера и его значимости в социо-культурной реальности. 2006 

Гаврилов Д. А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. Москва: «Социально-политическая мысль», Кафедра истории социально-политических учений философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, 2006. 

Гёте Иоганн Фауст / пер. с нем. Холодковский Н., СПб.: ИГ Лениздат, 2014. — 544с.

Гримм Якоб и Вильгельм: Настоящие сказки братьев Гримм. Полная версия /по ред.Мигунова Е. — М.: Алгоритм, 2017. — 912с. 

 Грюн А. Раздирание от paздвоения к целостности. Перевод Евгении Рерих. Москва : Фазенда — Дом надежды, 2003.

Гусева С.В. «Дурацкая литература” и карнавальный “Праздник дураков”: особенности интерпретации традиций, мотивов и образов. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение» — электронный ресурс duratskaya-literatura-i-karnavalnyy-prazdnik-durakov-osobennosti-interpretatsii-traditsiy-motivov-i-obrazov

Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. Москва : 2004. 

Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах. Из сборника «Развитие в психоанализе» / Пер. с англ. Д. В. Полтавец, С.Г. Дурас, И.А. Перелыгин; сост. и научн. ред. И.Ю. Романов. – М.: Академический проект, 2001. 

Купер Д. Энциклопедия символов. / М.: «Золотой век» 1995.

Лекции по юнговской типологии Мария Луиза фон Франц. Подчиненная функция/ Джеймс Хиллман. Чувствующая функция. Пер. с англ. М.Г. Пазиной. Под общей ред. В.В.Зеленского и А.М. Ельяшевича. — СПб.: Б.С.К., 1998.— 198с. 

Мелетинский Е.М. Трикстер . Мифологический словарь. Москва : Советская энциклопедия, 1990. 672 с. 

Новик Е.С. Структура сказочного трюка. От мифа к литературе. Сб. в честь семидесятипятилетия Е. М. Мелетинского. Москва : 1993. С. 145-160. 

Платов А.В. Трикстер или обратная сторона монеты . Мифы и магия индоевропейцев. Москва : Менеджер, 1997. 

Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев с комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи [перев. с англ. В.В.Кирющенко]. – Санкт-петербург : Евразия,1999. 288 с. 

Ромаданов Н.М. статья Архетип Трикстера или почему полоса неудач и неприятные случайности могут быть не случайны. – Режим доступа : https://www.b17.ru/article/87173/ 

 Роман К. Кто такой трикстер и почему мы зачитываемся мифами об аморальных хитрецах. – Режим доступа :  https://knife.media/trickster/ 

Сэмьюэлз Э.Шортер Б., Плот Ф. Словарь аналитической психологии К.Юнга/пер.с англ.В.Зеленского. — СПБ.: Издательская группа “Азбука-классика”, 2009. — 288с.

Трикстер (психология) [Электронный ресурс] – Режим доступа :  https://ru.wikipedia.org/wiki/Трикстер_(психология) 

Трикстер [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Трикстер 

Цикл лекций Софьи Агранович для психологов о сказках, мифах и ритуалах в народной традиции/ Самарский Государственный Университет

Эдингер Э. Эго и Архетип / пер. с анг. Зеленский В. — М.: Клуб Касталия 2015. — 344с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.